Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
20 апреля Православная церковь чтит память святого Даниила Переславского — монаха, который выбрал своим послушанием один из самых тяжких трудов: заботу о мертвых, которых некому хоронить. Он и обитель свою основал там, куда остальные люди старались не ходить — на окраине города, куда свозили безымянных умерших, не имевших родни. |
...человек, который хранит верность истине, принципиальный в словах и
поступках, обличает конформизм фактом своего существования. Такой
человек неудобен и от него следует избавиться. Прославляя древних
подвижников и мучеников, мы приобщаемся к их славе даром, «на халяву».
Прославляя современных нам праведников, подчёркиваем собственную
несостоятельность. Ходить бывает склизко по камешкам иным, итак, о том, что близко, мы лучше умолчим... - объясняет автор «Истории государства Российского». Приспособленчество цинично. Зачем нам звание героев посмертно? Гораздо лучше хвалить начальство и есть хлеб с маслом. Теряем мы при этом свойства образа Божия в человеке: честь, совесть, благородство, бескорыстие и великодушие, то есть расчеловечиваемся и обретаем образ звериный. |
Когда год назад мы поздравляли о. Павла с 70-летием, среди откликов на
многочисленные публикации в СМИ, посвященные юбилею священника, был и
такой: "Неужели отцу Павлу только 70? Ведь столько эпох на своём веку
пережил! А теперь он и сам эпоха. Кого будут вспоминать те, кто станет
писать российскую церковную историю в мрачные нулевые? Его вспомнят,
говоря литургическим языком, "В первых...". |
Нам и всем современникам трудно себе представить эту крестную эпоху, когда к власти пришли убийцы и маньяки, и общество подражало им, рукоплеская и восхищаясь их кровожадностью. Можно удивиться поэтическому провидению А. Блока, так точно оценившему двадцатый век: Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла (Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла). Это и есть эпоха, в которую нельзя было сохранить душу иначе, чем живя в подполье, но вместе с Богом, ища Его и служа Ему. По всей необъятной Российской земле жили люди, которые сознательно уходили из советской системы. Уйти за пределы страны было невозможно, и они уходили вглубь: внутрь себя, в тайну духовной жизни. Искали и находили тайных священников, которые их окормляли своей молитвой, совершая богослужение, крестя, исповедуя и причащая. Священников судили, сажали, убивали, но они оказались неистребимыми. |
— А какие факты тогда могут быть убедительными? — Понятия не имею. Может, если он меня застрелит — это будет аргументом? Кстати, был и такой эпизод, когда на меня было совершено покушение, тем не менее все это не расследовалось. В 2003 году в СМИ был опубликован отчет о Епархиальном собрании, на котором разбирали меня и мою книжку в таком духе, как Пастернака разбирали на Съезде советских писателей. Через неделю после публикации на меня было совершено покушение. Мне развинтили управление в автомобиле, и я должен был разбиться. Спас меня гололед. Ехал я очень медленно и, когда автомобиль потерял управление, врезался в забор. Экспертиза в областном ГАИ подтвердила, что авария была подготовлена человеческой рукой. Милиция отказалась возбуждать дело, прокуратура несколько раз отменяла постановление об отказе. В общем спор тянулся год — и так ничем не кончился. Государственная власть всегда поддержит архиерея против священника. |