Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 27.04.2024, 08:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Глеб Тюрин. Нью-Ёркино-на-Пинеге
Пинежские деревни не похожи ни на какие другие в России. Здесь все свое, особое, колоритное, добротное. И какое-то доброе, родное. Вдоль дорог и рек ве­личественно стоят мощные сосны и ели. И деревни тут преимущественно боль­шие, по четыреста-пятьсот человек. Сколько лет езжу на Пинежье и все никак не могу понять, как это им удается так органично сочетать в себе уют, заду­шевность и размах, мощь. Во многих из здешних деревень до сих пор сохра­нился своеобразный «досельный» жиз­ненный уклад. Ну где вы еще увидите эти бревенчатые амбарчики на точеных столбиках, которые отдельными групп­ками стоят почти в каждой деревне! А дома! До сих пор по берегам красавицы Пинеги высятся эти огромные рубленые дома (нет, не дома, а домины), поражаю­щие своей красотой и добротностью. Та­ких, как здесь, нет больше нигде, честное слово! 
Но почему же так горько на сердце, когда смотришь на эту красоту? Навер­ное, потому, что призрак разорения род­нит сегодня Пинежье со всей Россией-матушкой. Когда мы впервые приехали в Ёркино в декабре 2000 года, оно тоже вызвало во мне смешанные чувства. С одной сторо­ны, поразительная красота, первоздан-ность, уникальность. В самом центре деревни — целая улица старинных ам­баров. С другой — те самые разор и запусте­ние. Существовавшее некогда отделение совхоза закрыто, скот угнан в соседнюю деревню — Кушкополу (там совхозная усадьба, там начальство), на что ёркин-цы не один год промеж себя ропщут, но разве от этого легче? Стоит и гниет недо­строенная ферма. Работы нет, по сущест­ву, никакой. Как мне сказали потом: «От­няли всю работу, даже бесплатную. Мы бы даже на бесплатную, а ходили бы. Так вот никакой, едрить ее, не стало!» Несколько человек работают доярками, на работу ездят и зимой, и летом на лошад­ках в эту самую Кушкопалу. А то и пеш­ком ходят, хотя это, как говорится, не ближний свет. Впрочем, счастливчи­ков — единицы, большая часть трудоспо­собного населения из 400 жителей — безработные. Везучими считаются те, кто смог устроиться в колонию, располо­женную в райцентре, сторожить зэков. Прежде еще можно было «завидовать» учителям, но и они ходят теперь под да­мокловым мечом. Не один год стоит воп­рос о закрытии школы (детей-то нет, почти не рожают с начала реформ!). Ка­кое-то время школу удавалось отстаи­вать, недавно ее сделали структурным подразделением Кушкопальской сред­ней школы. Вскоре, видимо, закроют со­всем. Такая же перспектива и у местного детсада. Собираясь в своем стареньком холодном клубе, местные бабушки поют частушки: «Мы на Ёркине живем, кое-как питаемся, когда песен попоем, когда поматюгаемся». Местные жители в шутку называют свою деревню «Нью-Ёркино». В созвучии названия с городом амери­канских небоскребов есть какая-то осо­бо печальная ирония. Люди живут по большей части натуральным хозяйст­вом, огородами, грибами, ягодами. Пер­спектив никаких не видят. И пытаются об этом не думать. День прожит — слава Богу! И в других пинежских деревнях ситуация такая же, только здесь еще ска­зывается оторванность: деревня лежит за рекой Пинегой, на «том» берегу. Насто­ящая же переправа тоже только в Куш-копале.
 
Начало
 
Наша первая поездка в Ёркино была связана с работой по проекту «Поиск но­вых путей выживания северной дерев­ни». Целью проекта было раскачать, за­пустить процесс местного развития в ря­де районов Архангельской области, прежде всего в Пинежском, Коношском и Мезенском. Пинежье тогда стало основ­ной площадкой нашей работы, центром внимания. К тому времени в Пинежском районе уже имелась одна инициативная группа, в малюсенькой деревушке Церкова. Соз­дала ее замечательная женщина Вера Ва­сильевна Степанова, энтузиастка, насто­ящая подвижница. Многие годы она ра­ботала директором Веркольской школы, а выйдя на пенсию, вернулась в роди­тельский дом, в родную деревню Церко­ва. И не смогла смириться с упадком, пьянством и общим разором тамошней жизни. Узнав о нашем опыте местного развития в других районах области, она взялась объединить людей, чтобы вместе решать деревенские проблемы и бороть­ся с тем удручающим положением, в ко­тором находилась деревня. Мы решили поддержать этот росток инициативы. Имея немалый опыт социального кон­салтинга, нам было интересно опробовать его на новой территории, используя с самого начала широкий системный подход. Идею активно одобрила заместитель главы области по социальным вопросам Тамара Дмитриевна Румянцева, ставшая нашим серьезным партнером. Она тер­пеливо старалась создавать условия для того, чтобы работа развивалась. Порой засиживалась с нашими бумагами до­поздна, переживала за то, что получа­лось. Подспорьем стало и то, что удалось создать в райцентре, Карпогорах, группу поддержки, кружок интеллигенции, за­интересованной в местном развитии. Некоторые из этих людей, в частности Виктор Афанасьевич Кривополенов (на тот момент глава сельской администра­ции), сыграют позднее немалую роль в развитии территориального самоуправ­ления в Пинежском районе. Поддержали наши планы и в админи­страции Пинежского района. Глава района Александр Владимирович Хромцов высказался определенно: «Это очень важно. У нас есть такая поговорка: «По­могать тем, кто помогается». Это значит, помогать тем, кто сам думает, проявляет активность, отвечает за себя». «Помогать тем, кто помогается» Так началась в Пинежском районе ра­бота, направленная на то, чтобы «помо­гать тем, кто помогается». Я был очень рад, когда услышал эти слова, поскольку они довольно точно отражали нашу по­зицию, нашу философию и наше пони­мание собственной роли: того, кто мы, что мы делаем и почему считаем себя вправе идти к людям в деревнях. Не думаю, что многие тогда понимали нас. Одни снисходительно, жалостливо или скептически кивали (хорошо, что еще у виска не крутили): «Безумцы! Ка­микадзе! Хотите кого-то там поднять. Никого вы не поднимете! Это страна такая! Туг бардак по жизни». Другие счита­ли нас некими идеалистами, проповед­никами, ну, или «народниками», которые идут уговаривать народ, несут ему какие-то свои идеи. Наверное, в этом была некая доля ис­тины. Ведь на самом деле мы хотя бы от­части должны были быть агитаторами, проводниками идей, убеждений (то есть, по сути дела, миссионерами). И чтобы это делать, нам надо было разделять эти идеи, верить в них самим, то есть быть в известной степени идеалистами. И все же мы понимали свою роль, свое предназначение по-другому. Мы считали себя, прежде всего, носителями социальных технологий (технологий, которые помогают запустить процесс местного развития). Мы смотрели на се­бя не как на проповедников, а как на экс­пертов. Мы занимались консалтингом. Речь шла не о том, чтобы кого-то на что-то поднять или искусственно внедрить какие-то идеи. А о том, чтобы помочь деревне выстроить систему своего разви­тия. Консалтинг — это способ професси­онально принести те технологии, кото­рых не хватает в какой-то сфере деятель­ности или на какой-то территории. Кон­салтинг в нашей стране только появился. Он уже востребован большим бизнесом, который платит за него большие деньги, понимая, что без него сложно говорить о развитии. Говорить о востребованности социального консалтинга намного сло­жнее, поскольку хорошего социального консалтинга у нас очень мало, особенно по работе с селом. Но без консалтинга говорить о развитии сельских террито­рий сегодня попросту не приходится. Вот посмотрите. Необходимо запус­тить процесс развития определенной территории (деревни). Значит, необхо­димо создать механизм развития этой территории. Чтобы это получилось, надо связать определенные элементы. Хотя бы некоторые из требующихся элемен­тов этого механизма должны быть внутри этой территории. Необходимо по­мочь найти эти элементы (или создать их), усилить, актуализировать, помочь выстроить этот процесс. Для этого требу­ется то-то и то-то. Вот наша работа. Тут нужен профессионализм, и опять же — технологии. Большей частью такие, ко­торые сегодня называются обучением взрослых. Ответственность за то, каким будет развитие, должна лежать на людях в этой деревне. Часто эту ответственность пы­тались повесить на нас и сделать из нас «спасителей». Но мы всячески старались от этого уходить, поскольку, если люди не несут за себя ответственности, ника­кого развития быть не может. Мы все время об этом говорили. И свою роль старались обозначить чет­ко. Это довольно часто не воспринима­лось или переиначивалось. Но что по­делать, все новое дается непросто. Мож­но сказать, и сегодня понимания того, что такое социальный консалтинг, даже у муниципальных служащих явно не­достаточно. Хотя его стало больше. И это уже радует. Но вернемся в декабрь 2000 года...
 
Ёркино. Первые встречи
 
Цель, которую мы ставили перед со­бой для работы в пинежских деревнях, заключалась в том, чтобы найти наибо­лее активных и заинтересованных в мег стном развитии людей и помочь им за­пустить процесс развития. Мы исходили из того, что в районе есть активные лю­ди, люди, которых не устраивает окружа­ющий развал. Но они зачастую не знают, с чего начать работу, как изменить ситуа­цию. Поэтому задача номер один была: отобрать деревни с наибольшим челове­ческим потенциалом для работы по их развитию и помочь. Мы объехали множество пинежских деревень, провели немало встреч с мест­ными жителями, сходов, собраний, дискуссии. Используя различные способы и методы, старались расшевелить сель­чан, заставить их задуматься, пытались получить отклик Этих людей мы хотели пригласить на большой «круглый стол» по вопросам местного развития, кото­рый готовили в Карпогорах в январе 2001 года. И вот мы в Ёркино, сидим в одной из комнаток клуба. Холодно. За окном мо­роз. Времени на разговор немного. На первую встречу пришло чуть меньше де­сятка человек Видимо, им сказали: «Бу­дут люди из района и кто-то из области», то есть, по сути, кто-то из начальства. И вот вместо этого приехали какие-то люди и завели разговоры о возможно­стях развития самой деревни, инициати­ве и активности. Они с настороженно­стью и с недоумением слушали, что мы говорили. И все же нам удалось найти общий язык, удалось расшевелить лю­дей, задеть их за живое. Вот разговор за­шел о самой деревне, о том, как жила деревня прежде. Оказывается, здесь в ми­нувшие времена умудрялись жить не­плохо, было немало промыслов. Участ­ники наперебой вставляли в разговор:
— У нас тут такие охотники были, славились...
— Живицу здесь заготовляли, это тоже доход давало. — Бондари были отменные. Бочки делали, ушаты всякие.
— Катали валенки на заказ, из мно­гих деревень заказывали.
— Корзины плели и из бересты, и из дранки, и из корня. Хооротие корзины были!
— Ладки и горшки делали, кирпи­чи очень хорошего качества. Даже с ини­циалами тех, кто производил. Много тут у нас чего было, хотя обычная де­ревня. А вот возможно что-то создать сегод­ня? И если возможно, то что мешает раз­вивать деревню? Какие сегодня здесь проблемы и задачи?
Наши собеседники обдумывали ситуацию и называли при­чины неудач. Было видно, что определенный энер­гетический заряд встреча дала. Правда, потом, спустя примерно полгода, участ­ники этой встречи мне рассказали, как они ее восприняли: «Мы поначалу тогда, собственно, ничего не поняли. Какое там местное сообщество, что там за местное развитие... Но мы были согласны, что, по­жалуй, и впрямь нужно как-то расшеве­ливать свою жизнь, что-то такое новое на­лаживать, жить как-то по-другому. Иначе уже вся жизнь вкось пошла». Что ж, это был неплохой результат. А мы пригласи­ли на готовившийся в Карпогорах «круг­лый стол» пять ёркинцев. И более того, ре­шили часть работы перенести в Ёркино. «Круглый стол» в Карпогорах: сделать можно многое! Наш большой «круглый стол» состо­ялся в Карпогорах в январе 2001 года, в самый разгар крещенских морозов. На нем присутствовали пинежане из Верко-лы, Лохнова, Сульцы, Нюхчи, Шотогор-ки, Ёркино, Церковы, Кушкополы, Кар-погор. Здесь были сельские активисты, деревенские старосты, сельские главы, сотрудники администрации района. Бы­ли представители органов ТОС из ряда других районов области. Приехали на­ши партнеры из Москвы — серьезные эксперты: доцент МГУ Н. В. Зубаревич, профессор Высшей школы экономики Е. С. Шомина. Приехала замглавы адми­нистрации области Т. Д. Румянцева, были сотрудники департамента АПК. Всего около 40 человек. «Круглый стол» прошел хорошо; уда­лось обсудить такие вопросы: в чем при­чины бед северных сел и деревень? Что можно сделать, чтобы изменить ситуа­цию, как к этому подступиться? Что зави­сит от самих жителей? Результаты работы нас порадовали. Поразительно было наблюдать, как в ходе большой и оживленной дискуссии участники «круглого стола» постепенно приходили к выводу о том, что главные причины кризиса их деревень находятся в них самих. Конечно, звучало и про «не­верную политику властей», точнее, про отсутствие ее как таковой. И про безде­нежье. И про провалы в законодательст­ве. Перестройка также получалась ви­новницей всех бед. И все же основными причинами кри­зиса на селе были названы пассивность, равнодушие, непонимание, как действо­вать дальше, утрата ценностей, недоста­ток информации, неуважение к себе, не­уверенность в себе, лень, неумение ис­пользовать опыт других, алкоголизм. Участники встречи после долгих дебатов согласились, что с большинством этих причин можно успешно работать на ме­стном, деревенском, уровне. Эти выводы не были результатом убе­ждения или каким-то там «спецэффек­том». Люди осознанно и самостоятельно приходили к ним в ходе совместной групповой работы (хотя это требовало и значительной внутренней работы каж­дого). Там же совместными усилиями были намечены и некоторые подходы к практическим действиям по местному развитию в деревнях района. Конечно, были люди, которые, выхо­дя "из зала, махали руками: «Ничего не получится. Утопия. Это Рассея-матушка, с этим бардаком ничего не сделать...» И все же значительная часть участников была не согласна с такой позицией. Воз­ражали активно и уверенно: «Почему это ничего нельзя сделать? Сделать можно! Жизнь каждой деревни зависит прежде всего от людей, живущих в этой деревне. Надо только людей расшевелить! По­мочь им поверить в себя». Вот некоторые из заключительных высказываний участников, записанные на диктофон:
— Прежде всего, нужно пересту­пить свою лень и нерешительность Для этого необходимо объединяться. Это путь к сохранению тех немногих ресур­сов, которые у нас есть.
— Давайте будем поменьше рыдать, а побольше радоваться победам.
— Необходимо хорошенечко понять, обсудить, чтолюжно сделать в деревне. Надо говорить с людьми.
— Первоначально надо определить и организовать деятельность на уровне деревни, а затем просить помощи у администрации или кого-то еще.
— На уровне деревни люжно делать лтого вещей, которые вообще и не тре­буют никакого разрешения и согласия, а лишь доброй воли самих жителей.
— Думаю, этот «круглый стол» — знаменательное событие. Он на очень лтогое открыл глаза.
 
Деловая игра в Ёркино
 
На следующий день «круглый стол» почти в полном составе перенес свою работу в Ёркино, где состоялась большая деловая игра. Приехало более двадцати человек из Карпогор, сотрудники район­ной администрации, районной библио­теки, сельские главы и жители многих пинежских деревень. Пришло немало са­мих ёркинцев: и люди среднего возраста (хотя не так много), и старики, и моло­дежь; и школьники с учителями. Как го­ворится, и стар и млад. Игра была напра­влена на то, чтобы на примере Ёркино наглядно показать, как работать с пла­ном развития деревни. Сформулировать идеи развития, поработать с этими идея­ми. Помочь выбрать из этих идей наибо­лее перспективные и значимые, наме­тить какие-то практические шаги по на­правлению к реальному их воплоще­нию. Чтобы это послужило толчком к практическим действиям. Деловая игра — это было совершенно новое занятие для деревни. Нечто совер­шенно небывалое. Понятно, что понача­лу люди были немного скованны. Но что интересно, освоились все довольно бы­стро и работали, общались достаточно активно. Даже стареньких сельских ба­бушек, которые выходили и выдвигали свои идеи развития, активно поддержи­вали дружными аплодисментами. Вот фрагмент выступления Сумкиной Нины Петровны: «Думаю, нужны овчарник, курятник, цыплята, поросята. Также необходимо достроить разрушенный скотный двор. Овчарник, считаю, самый доходный. Ов­цы доходны. Шерсть люжно продавать государству. И мясо». ...Словом, атмосфера в зале была хо­рошей. И группы тоже работали актив­но. Вот какие шаги они наметили для Ёркино:
1. В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ:
s восстановить пилораму (чтобы продавать лес не кругляком, а пиломате­риалы);
s производить готовые стройматериа­лы (можно продавать доску, плаху и др.); 
s организовать столярный цех (производить мебель: табуретки, диван­чики и пр.);
s создать свой кирпичный завод.
2. В СФЕРЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ
s найти помещение и организовать в деревне швейную мастерскую, парик­махерскую, телемастерскую, ремонт бы­товой и видеотехники. Ведь в деревне не удовлетворен спрос на эти услуги. На­оборот, пока это проблема.
3. В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ:
s создать свой конезавод (будут свои лошади — можно будет пахать);
s заниматься овощеводством на продажу (райпо принимает овощи, тоже доход);
s заняться овцеводством (произво­дить мясопродукты и шерсть, шерсть пе­рерабатывать и продавать пряжу);
s восстановить ферму;
s заниматься обработкой частных полей за плату. Дальнейшее обсуждение и критика выдвинутых идей, их «приземление» расставили приоритеты следующим образом.
В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ:
1. Начать с развития овощеводства (доводы: есть спрос на овощи в районе и в областном центре. В деревне хорошая земля именно для овощеводства. Это ре­ально. Это обеспечит занятость людей, принесет доходы. Можно занять этим и школьников).
2. Создать кирпичный заводик (в де­ревне есть хорошая глина. Для ее заме­шивания можно использовать лошадей. Это тоже занятость, доходы населения, материал для строительства самой де­ревни, есть спрос и в районе).
3. Потом заняться заготовкой леса, восстановлением пилорамы, столяркой и прочим. Конезавод — тоже на перспек­тиву.
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:
1. Создание мастерских — это реально. Под помещение для швейной мастерской и парикмахерской можно использовать старые здания библиотеки или конторы. 
2. Также важно сохранить детский сад, школу, ФАП, почту, магазин, клуб, АТС. День пролетел незаметно, оставив массу эмоций и ворох исписанных пла­нами листов ватмана, а также наглядно продемонстрировав, что в нашей глухой деревне вполне реально иметь дело с проектами и технологиями. Люди рабо­тали в группах, как будто это действие происходило не в дальней деревне, а в офисе крупной фирмы. Созданные в ходе игры планы были достаточно толковы и вполне реальны. В принципе, их вполне можно было брать за основу. Хотя было неясно, для кого составлялся этот план, кто должен был его реализовывать. В ходе игры этот вопрос возник, и было отмечено, что не­обходимо выбрать лидера и группу по­мощников, то есть создать совет дерев­ни или ТОС. Уже тогда в деревне стали осознавать, что для развития необходи­ма структура развития. 
Староста деревни Валентин Егорович Пестов в своем заключительном высту­плении подчеркнул: «Необходимо новое самосознание всей нашей деревни, всего населения. Если мы выберем людей, эту инициативную группу, но помощи со стороны населения им не будет, то ниче­го не получится».
 
Опыт возрождения русских деревень. — М.: Поколение, 2007.
Категория: Тихие подвижники | Добавил: rys-arhipelag (17.11.2010)
Просмотров: 997 | Рейтинг: 0.0/0