Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 18:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Иван Сидельников. Модернизация России. Опыт Глеба Тюрина
В отличие от успешных мегаполисов, боль­шая часть России — провинция, которую не вписали в крутые виражи рыночных реформ. В глазах государственного аппарата это — ог­ромная «черная дыра», поглотившая все, что было построено раньше, и в которую только для поддержания жизни надо качать и качать сред­ства.

Но, увы, миллиардные дотации ей не помо­гают. Дыр больше, чем средств. Одна из проблем в том, что здесь ведь средства не инвестируют, а осваивают по-советски. Это затратная система: надо показывать затраты, чтобы тебе их покры­вали. А будет меньше затрат — урежут финанси­рование. Но это означает, что сознательно соз­дается «минус», потому что создавать «плюс» не­выгодно.


Так умирает деревня. Угасание глубинки происходит довольно интенсивно. За 20 лет на­ша страна потеряла едва ли не 20 тысяч населен­ных пунктов. На некоторых территориях осво­бождение земли идет со скоростью 2—3 процен­та в год по старому закону «вымирание — опус­тошение — освобождение».

Переполненные мегаполисы и брошенная, разоренная земля: риск потерять контроль над незаселенными территориями растет год от года — страна-континент Россия стремительно обезлюдевает.

Итак, брошенные фермы, бездорожье и де­градировавшие жители — знакомая картина? Переполненные очередями города. «Рабсила», нанимаемая из-за границы (восточной), потому что тут «некому работать», а работники рвутся через другую границу (западную), потому что там «больше дадут»... По старой советской при­вычке ждут помощи сверху. Здесь все считают, что не могут изменить ситуацию, потому что ни­чего не решают. Впрочем, не то чтобы не реша­ют... В самом конце девяностых годов Тюрин ра­ботал в норвежском Красном Кресте. После де­фолта привозили гуманитарную помощь. К не­му подошел один мальчик, таких можно было видеть у бензоколонок, и спросил:


— Телку надо?

i — Какую? — переспросил Глеб.

— А вон стоит!

Тюрин спрашивает, сколько.

— Трахнуть 60, минет 50 рублей.

Это детдомовский мальчик продает детдо­мовских девочек. Глеб взял его за шкварник, привез в детский дом, но там лишь руками раз­вели. Маргинальный слой, как раковая опухоль, расползается все дальше. В 1990-м в Архангель­ской области было два детских дома, сейчас их 38. Такого не было даже после войны.

Люди воюют за кусок хлеба. «Свои» бьют по «своим» рублем, а потом топят друг друга в «на­циональной идее» — водке. Так обыденно про­исходит национальная трагедия. И самое страш­ное — обреченность, с которой принимают свое поражение люди. Наступил переходный период, который для многих оказался переходом с этого света на тот...

И сегодня мало кто представляет, как можно изменить эту ситуацию.

Кому он нужен — медвежий угол?

Глеб Тюрин знает. Он знает, как прийти в глухой угол, где на сто человек — пятьдесят ста-


рух да тридцать алкоголиков. Прийти и сделать так, чтобы забытый Богом край начал вторую жизнь, добиваясь определенных успехов в реше­нии годами не решавшихся проблем.

Тюрин знает, как, не приказывая и не навя­зывая готовых решений, сделать так, чтобы вну­три маленьких полуразрушенных деревушек люди начали шевелиться, думать, стремиться, преодолевать, рождать вполне здравые идеи, со­здавать проекты и новые виды бизнеса, ранее неизвестные или давно позабытые. Для этого Тюрин создал новые консалтинговые и гумани­тарные техники, адаптированные к уровню на­шего провинциального населения. Назовем ве­щи своими именами — часто маргинального, плохо образованного населения, считающегося «отсталым» и «темным» даже в докладах совре­менных чиовников.

Со своими соратниками он идет по жизни. Он идет по северным холмам и проселкам, заби­раясь в такие деревни, о которых все давно за­были или, что вероятнее, никогда и не слышали.

Мы на Ёркине живем, Кое-как питаемся, Когда песен попоем, Когда поматюгаемся. Фольклор



Тюрин придумал, как сделать так, чтобы консалтинг, современные гуманитарные техно­логии приводили к росту активности сельских жителей, объединенных в сельские органы ТОС (территориального общественного самоуправ­ления). Он придумал, как сделать так, чтобы эта форма самоорганизации местного сообщества активно заработала на службу деревням и селам.

Работа Тюрина привела к реальным переме­нам в десятках северных деревень — в них реа­лизовано более шестидесяти проектов. Люди «вдруг» начинали строить мосты, водонапорные башни, гостиницы, водопроводы, создавать па­секи пакетного пчеловодства и центры разведе­ния породистых овец. И все это при копеечных вложениях и с колоссальной отдачей: полтора миллиона рублей на входе превратились при­мерно в тридцать миллионов рублей экономиче­ского результата на выходе. Такая эффектив­ность проектов и уровень капитализации труда недоступны сегодня даже для передовых амери­канских и японских корпораций. У Тюрина та­ких показателей добиваются обычные сельские граждане «бесперспективной» провинции. Со­отечественники, оказывается, вполне способны заниматься принципиально новым для себя де­лом, которое они до сей поры никогда не дела-ли. Предпринимательский дух, смекалка и мас­терство «внезапно» захватывают тех, кому еще вчера «ставили прогулы» на кладбище.

Программа «социального ликбеза»

Помню, мы записывали синхрон с Глебом на деревянном мосту в древнем Ошевенске, что ря­дом с Каргополем. Спокойный и рассудитель­ный Тюрин простым русским языком ковал формулировки, вполне подходящие хоть для выступления на большом президентском фору­ме, хоть для учебника социального консалтинга:

— Маленькая, маломасштабная демокра­тия, демократия места... Маломасштабная эко­номика, ориентированная не на сверхприбыли, не на быстрое оборачивание капиталов и получение максимальных прибылей. Ориентированная на то, чтобы здесь люди могли жить, чтобы они могли, не разрушая вот эту экосистему, продолжать свой род, сохранять свою культуру, сохранять чи­стую воду, есть нормальную еду, нормально, пол­ноценно обучать своих детей, думать о завтраш­нем дне не в виде кошмара, а зная, что они завтра смогут сделать, — это тесно взаимосвязанные ве­щи. И это то, что реально может преодолеть бедность этих территорий уже сегодня...

Эпизод нашего фильма продолжила истори­ческая схема технологии ЙОГИ.

12 шагов к возрождению, или Что сделал Тюрин?

1. Во время поездки по Скандинавии Глеб как-то оказался в маленьком рабочем поселке и увидел там «кружок будущего». Сидят трезвые работяги и думают-обсуждают, что они будут де­лать, когда через несколько лет закроются их карьер-каменоломня и небольшой завод. Оказа­лось, работяги занимались стратегическим пла­нированием. Они сообща рисовали картину бу­дущего себе и своим детям. Деревня получила новую экономику и перспективу — продолжила жить и рожать детей. Сначала Глеб подумал, что они от своего развитого капитализма совсем обалдели. А потом понял, что это тот самый со­циализм, который мы не построили. Тюрин peL шил то же самое попробовать делать в России.

2. Вернулся в Россию: придумал и создал некоммерческую структуру с почти индийским названием ЙОГИ, нашел первые деньги и взял­ся за возрождение архангельской провинции, в которой местная власть живет на дотации свер­ху — их делят между райцентрами, а на перифе-рию денег уже не хватает. Закрывают школу, потом медпункт — все, деревня обречена. Из четырех тысяч деревень в области через 10 лет хорошо, если останется тысяча. Поставил зада­чу: создать концепцию, чтобы деревня могла себя сохранить как модель. Чтобы люди осозна­ли необходимость принимать ответственные решения. Чтобы они брали на себя ответствен­ность за развитие территории: это Наша школа, Наш мост, Наша водокачка и т.д. Это самый сложный вопрос: изменение консервативной психологии деревенского человека. Тюрин на­зывает это изменением «Мы-концепции», и это — создание ресурса развития. Необходимо артельное начало, кооперация: преодоление всеобщего уныния, и тогда появится ощущение своей способности влиять на ситуацию — оно окрыляет. Люди, которые способны создать по­зитивную среду, постепенно к себе привлекают других — с менее активной жизненной пози­цией. И первые, кто обычно включается, — женщины, матери. Их подталкивает ответ­ственность за будущее детей. Конечно, измене­ния даются непросто. Для их успеха нужны социальные технологии, позволяющие вклю­чить неиспользуемые или незадействованные ресурсы.

3. Куда больше, чем деньги, для успеха дела нужны технологии развития. Тюрин взял консал­тинговые техники, доступные ранее только крупному, серьезному бизнесу, и перенес их на социальное «дно». Он сумел (и это — важней­шая инновация) дополнить, переработать и ада­птировать их к уровню провинциального насе­ления. И назвал такой подход системой соци­ального консалтинга — или обучения людей технологиям развития.

4. Глеб начал ездить по «медвежьим углам», чтобы выяснить, что люди там могли бы сами для себя сделать. Провел десяток деревенских сходов. Поначалу местные встречают с недове­рием; по поводу того, что говорит Тюрин, недо­умевают в администрациях, высмеивают в сель­ских клубах. На второй-третьей встрече возни­кают тайная надежда и интерес. Администрация выжидает.

5. Чему учит? Он помогает найти внутри сельской общины людей, настроенных позитив­но, и создает из них своеобразное креатив-бюро, мозговой центр, но при этом и центр ответст­венности за свое будущее. Проводит семинары, мастер-классы, деловые игры, учит соотечест­венников работать с идеями и проектами, пре­подает азы самоуправления, обучает современным схемам и файндрайзингу — поиску денег в современной России. Учит работать с планиро­ванием, отчетностью и еще со многим другим. Впрочем, тут главное не что он делает, а как. Ведь здесь, что называется, большая проблема с кадрами. И работать приходится только с теми, кто есть.

6. Промежуточный вывод: народ самостоя­тельно из нынешней безнадеги не выберется. Нужен тренер-наставник, способный возрож­дать волевые качества, уверенность в собствен­ных силах, веру, обучать изменившимся прави­лам игры, пробуждать гражданское сознание. Примерно так, как хороший тренер учит играть в футбол. Он берет двадцать мальчишек, кото­рые кое-как пинают мяч, и учит их: здесь про­бежка, туда пас, там подача... И постепенно воз­никает команда, которая может даже выиг­рывать. Глеб начинает учить людей «играть» в решение своих проблем.

7. Поморы начали думать. Выяснилось, что они вовсе не так бедны, как привыкли думать: лес—земля, недвижимость—архитектура, ры­ба—морошка, ландшафты и другие ресурсы. Ча­стью — бесхозные сегодня — гибнут. Например, закрытая школа, клуб или старинный дом — па­мятник архитектуры XVIII века. Обычно их немедленно разворовывает само же население — на дрова и металл. Так оно разрушает ценный актив, который можно сохранить и положить в основу выживания и развития территории.

8. Когда инициатива есть и образуется ячейка на селе, включаются следующие ресур­сы: те, кто уехал, у кого душа болит за малую ро­дину, кто готов помогать, не приезжая, инвести­ровать, не управляя.

9. Затем в деревне появляется юридическое лицо — и многие вопросы, острые проблемы снимаются не по отраслевому принципу (клуб — Мин культуры, школа — Минобразования, лесо­пилка — Минпромнауки), а по территориально­му — решаются интересы и проблемы именно территорий с живущими здесь людьми. Начина­ется пространственное развитие.

10. Семинары Тюрина дают толчок появле­нию и развитию малого бизнеса — и он стано­вится ресурсом развития территории. Жители деревень, в которых возникли группы разви­тия и ТОСы, с жаром доказывают, что именно консультационная, информационно-обучаю­щая, тренерская работа тюринского института передавала людям знания и навыки, серьезно меняла людей и помогала им добиваться резуль­татов.

Кстати, на том же ошевенском мосту нашему разговору с Тюриным с интересом внимали и местные жители. Глеб продолжал печатать про­граммные установки. Местные затаились — слу­шали наставника:

— К сожалению, самим этим людям органи­зоваться очень сложно. Необходимо то, что назы­вается социальной технологией. Необходимо то, что на Западе красиво называется «агент соци­альных изменений» — люди, которые могут прий­ти и принести те навыки, те знания, те техно­логии, которых этим людям не хватает. Для того чтобы они могли увидеть, для того чтобы они мог­ли осознать... И здесь нужны не просто техноло­гии, а инновационные технологии, высокие техно­логии...

11. Научившись азам, люди пишут проект, получают небольшую инвестицию и становятся субъектом действия. Раньше человек из райцен­тра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник. Теперь же сами люди внутри своего сообщества обсуждают, где и что они бу­дут делать, причем ищут самое дешевое реше­ние, потому что денег у них очень мало. Рядом с ними тренер. Его задача — привести их к выбо­ру и реализации того проекта, который поможет осуществить следующий. И каждый новый будет делать их экономически все более само­достаточными. В большинстве случаев это не настоящие бизнес-проекты в конкурентной сре­де, а этап обретения навыков управления ре­сурсами. Для начала очень скромными. Но те, кто через этот этап прошел, уже могут идти дальше.

12. Проблемы решаются, и решаются деше­во, с минимальными затратами, при мизерных вложениях, с огромной отдачей. Вообще, это некая форма изменения сознания, своего рода НЛП. Население, которое начинает себя осоз­навать, создает внутри себя орган территориаль­ного общественного самоуправления, сокра­щенно — ТОС. И вручает ему мандат доверия. По существу, это земство, хотя несколько иное, чем было в XIX веке. Тогда земство было касто­вым — купечество, разночинцы. Но смысл тот же: самоорганизующаяся система, которая при­вязана к территории и отвечает за ее развитие. Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо- или теплообеспечения, дорог или освещения: они создают будущее де­ревни. Главный продукт их деятельности — но­вое сообщество и новые отношения. ТОСы в своей деревне создают и стараются расширить зону большего благополучия. Энное количество успешных проектов в одном населенном пункте наращивает критическую массу позитивной ре­альности, которая меняет всю картину в районе в целом. Но надо понимать, что дальше нужно переводить этот процесс на более высокий уро­вень. Это новая задача, новый барьер, который нужно преодолеть. Без тренера, без высоких тех­нологий здесь опять не обойтись.

А дальше ручейки сливаются в одну боль­шую полноводную реку.

Не можешь — поможем, не знаешь — научим

Тюрин действует как садовник: выращивает новую культуру и ухаживает за слабыми расте­ниями в агрессивной среде. Глеб создает ситуа­цию, когда «списанные» старики и сломанный «средний возраст», вмиг пропивающий только что украденный лес, — все они выходят из де­прессии и уныния и медленно, но верно начина­ют отвечать за свою жизнь. В лицо хмурым де­тям смотрят уже не красные глаза спивающихся отцов и отчаявшихся матерей.

Безысходность сменяет надежда на буду­щее. Программные установки, сформированные эпохой советской власти: «нам должны» и «мы ничего не решаем» в считанные месяцы работы ЙОГИ меняются на другое восприятие мира, на то самое из «Мы-концепции»: «Это Наш погост, Наше поле, Наша дорога, Наш мост, Наше небо над этой Нашей землей. И мы здесь должны жить!»

Другими словами, Тюрин — основатель рос­сийской программы социального ликбеза второй волны. Волны, которая помогает людям понять и менять среду своего обитания, виды и харак­тер деятельности. И самих себя.

Немного «больших процессов»

Первая волна ликвидации безграмотности имела место в 20-е годы XX века. Надо было на­учить крестьян читать и писать — для работы в новых отраслях экономики. Ликбез, проведен­ный в сжатые сроки, позволил начать реализа­цию грандиозного плана электрификации — ГОЭЛРО и масштабного строительства новой промышленности. После программы ликвида­ции неграмотности жители советских республик в целом поняли новые правила игры, сильно от­личающиеся от тех, что были прежде: сельская, аграрная экономика ушла в прошлое. Пришла экономика индустриальная. Но как основная сфера занятости людей индустриальная эконо­мика рухнула к исходу того же века.

Сегодня мы вынуждены строить экономику постиндустриальную. С одной стороны, эта эко­номика основана на иных, чем прежде, отрас­лях: связи, туризме, торговле, высококачествен­ном сельхозпроизводстве, услугах, ремесленных и малых промышленных производствах, транс­портном транзите, на создании брендов и нема­териальных активов. С другой стороны, требует­ся принять ситуацию, когда государство перестает обеспечивать людей и предлагает самостоятель­но устраивать свою жизнь. В завершенном виде этой экономики еще нет, она только формирует­ся. И процесс пошел — на наших глазах и с на­шим участием.

Русское село, чтобы выжить, должно впи­саться в этот процесс, а значит, измениться по сравнению с тем, чем оно было прежде. Для это­го нужны знания о новой экономике, о самосто­ятельном деле — как начать бизнес и как по­строить экономически оправданную жизнь. Для этого нужны новые мысли, новые навыки, каче­ства, новые компетенции. Их и передает сооте­чественникам Глеб Тюрин. Его ЙОГИ успешно опробовал и внедрил в России социальные тех­нологии, которые позволяют поддержать рост «человеческого потенциала» в тех слоях нашего общества, которые оказались на обочине жизни и экономики. Замечу отдельно — в юридичес­ком формате ТОСов. В формате, установленном государственными законами. Лет пять назад о чем-то похожем нельзя было и мечтать.

Еще синхрон с ошевенского моста. И ста­рушка, и внучки зачарованы доступным изложе­нием Тюрина. Слушают, не расходятся. На гори­зонте появляется легкая тучка...

— Вот это самоуправляющееся сообще­ство — мир... И мироздание, в котором они жи­вут, — купол под небесами, в котором они нахо­дятся, — это мир. И состояние души, гармонии, не войны, благополучия — это тоже мир. И то, что это называется одним словом, — это не слу­чайно. Это определенная жизненная модель. Это уклад, который тысячелетие держал Россию.

Мы эту модель можем вернуть в сегодняшнее пространство, расширить, поставить на какие-то более-менее надежные экономические рельсы, создать для этого политические условия, — надо сделать так, чтобы люди стали верить в то, что если они что-то делают и у них есть хороший ре­зультат, то они получат поддержку. Не потому, что они чьи-то родственники или часть какого-то «элитного» общества, а потому, что они — работают. Если такая модель будет поддержи­ваться, то мы можем поднять даже те террито­рии, которые сегодня кажутся безнадежными...

Мировое признание ЙОГИ

Во многих странах мира проблемы сельских территорий решают похожим образом — тре­нингами, ликбезом, просвещением. Это называ­ется «местным развитием». Опыт Глеба Тюри­на — его российская версия.

Есть одно «но». Оказалось, что социальные технологии архангелогородца Тюрина в миро­вом контексте оказались в чем-то более передо­выми, чем у многих соседей по планете. Многие крупные иностранные эксперты признают: с ними сложно что-то сравнивать по уровню эф­фективности. Работа ЙОГИ вызвала неподдель­ный интерес и приобрела широкую известность. Сегодня Тюрин ездит по миру с лекциями и тре­нингами. Ездит потому, что мир хочет знать сек­рет этого успеха.

Например, для социального проекта в про­винциальных районах Европы или Америки 20—30 тысяч долларов — это не деньги. На Запа­де никак не могут взять в толк, как Тюрину уда­валось за копейки раскручивать десятки довольно высоких по эффективности проектов на тер­ритории большей, чем Франция. «Ваша рабо­та — чудеса, мистер Тюрин...»

У него учатся в европейских странах и в тех же США. Неплохо?.. В мае 2005 года в Белграде крупная европейская ассоциация приняла на ежегодной конференции особую резолюцию об архангельском опыте — объявила его «европей­ской ценностью». Одновременно Тюрина вы­двигают на престижные мировые премии, при­глашают выступать на крупнейших мировых форумах. Он был единственным русским, удос­тоенным чести выступать на Всемирном фору­ме местных властей в Лионе (Франция). В мае 2007 года опыт ЙОГИ получил первую премию ассоциации СЕЕ CN (Ассоциация местного раз­вития Центральной и Восточной Европы) и был назван лучшим опытом сельского развития Вос­точной Европы. О нем пишут самые влиятель­ные газеты мира. В общем, как обычно у нас бы­вает, без всякого участия государства техноло­гии нашего соотечественника стали брендом страны. Узнаваемым, уважаемым и востребо­ванным. Много вы знаете российских товаров или технологических разработок, признанных мировым сообществом? Нефть — газ — лес — металлы — оружие — космические старты... Тю ринский консалтинг расширил специализацию России. За границей. Внутри страны все куда сложнее.

История с продолжением?

Наверное, в любой стране того, что уже сде­лал Глеб Тюрин, оказалось бы достаточно, чтобы ему вручили премии и награды, а под его руко­водством создали крупное национальное агент­ство развития с достойным бюджетом и штатом продвинутых сотрудников. По идее, успех тре­бует закрепления и развития. В Архангельской области очевидный для всего мира успех мест­ные чиновники аккуратно упаковали в целло­фан и положили в кладовку до лучших времен.

А некоторые саму инновационную методо­логию Тюрина объявили чуть ли не выдумкой. И стали делать вид, что никакого Тюрина нико­гда и не было.

Почему?

Может быть, потому, что эти методики и на­работки Тюрина кажутся чем-то сложным, не­понятным. Они опережают время, по крайней мере, лет на пять-шесть. Для иных обитателей чиновных кабинетов это совсем недоступные «изыски».


А может быть, и потому, что приводят к очень существенным изменениям. Работа ЙОГИ стала реально менять, ломать давно сло­жившийся уклад затратной модели экономики северного села. Есть корректное сравнение: для экономического развития на территории снача­ла строят дорогу — по дороге едет капитал: част­ный, государственный, человеческий. Тюрин начал «строить дороги» — инфраструктуру но­вой экономики, нового принципа жизни рус­ской деревни, внедрять технологии развития, давать людям знания и навыки — по сути, серь­езно менять их психологию, мотивацию и кон­цепцию внутреннего роста. Он понимает, что, только «построив» эти «дороги», создав «каналы изменений», можно создать условия для эффек­тивных вложений. И жители деревень, в кото­рых возникли группы развития и ТОСы, эту схе­му прекрасно поняли. Они сегодня объясняют и доказывают, что именно консультационная, информационно-обучающая, тренерская работа ЙОГИ помогала им добиваться позитивных ре­зультатов.

Областные власти убрали из цепочки Тюри­на и его социальные технологии. Непонятно, осознают ли, что тем самым они убрали и само развитие деревень. За последние два года это стало очевидным. Развитие прекратилось, не­смотря на то что денежки делятся. В деревни вернулись затратная модель экономики и при­вычная раздача бюджета. Казалось бы, навсег­да...

А что Тюрин?

Еще недавно судьба Тюрина на родине могла бы быть предсказана таким образом: когда спус­тя десятилетия его свезут в фобу на заснеженное сельское кладбище, толпы поклонников объя­вят его выдающимся социальным технологом, поставят ему монумент, станут писать учебники о социальных инновациях с грифом «Г. В. Тюри­ну посвящается». Только это будет когда-то по­том, а пока...

Теперь уже очевидно, что здесь будет иной сценарий.

Методики Тюрина зашагали по стране. У России ведь есть еще 84 региона.

В целом ряде из них — от Хабаровского и Приморского краев до Ленинградской и Твер­ской областей — тюринские методики берут на вооружение. Их изучают, на их основе пишутся региональные программы развития деревень. Ширится круг перспективных российских бюрократов, которые неожиданно открыли для себя новую формулу — опыт развития архан­гельских деревень может и должен стать феде­ральным проектом модернизации страны. В тех­нологиях ЙОГИ впервые за многие годы про­сматриваются все грани позитивных перемен русской глубинки. Это и психологическая атмо­сфера (настрой на конструктивную жизнь и дея­тельность), и экономика — когда привычные с детства окружающие ресурсы вдруг приобрета­ют новый смысл и рыночную значимость. Это проект настоящей модернизации. Он непрост, ломает многие десятилетиями сложившиеся схемы «бюджетного распила». Им надо зани­маться. А проекты Тюрина показали, что соци­альные инвестиции могут быть сверхрентабель­ными.

Наконец, опыт ЙОГИ вполне «товарен» и транслируем с места на место, — он может стать не только проектом федеральной модерниза­ции — в разных районах страны, но одним из способов возвращения влияния России за рубе­жом. Он с успехом может стать статьей россий­ского гуманитарного «экспорта» в страны ближ­него и, может быть, дальнего зарубежья. Реаль­ный спрос на эти социальные технологии уже есть, например, в Закавказье, в Восточной Евро пе и на Ближнем Востоке. А экономический рейтинг и статус страны определяется сегодня в том числе и ее способностью перемещать техно­логии быстро и на значительные расстояния.

Тем самым Россия сможет выстраивать но­вые конструктивные партнерские отношения и новый позитивный образ на внешних рынках.



Думаете, мечта? Убежден — это уже завтраш­ний день.


Из книги Глеба Тюрина "Опыт возрождения русских деревень" (из-во "Поколение")

Категория: Тихие подвижники | Добавил: rys-arhipelag (25.10.2010)
Просмотров: 1883 | Рейтинг: 4.0/1