Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 20.09.2021, 19:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4067

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Художник САЙДА АФОНИНА. В поисках прекрасного идеала
Сайда Афонина. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские
Время человеческой жизни — миг,
ее сущность — вечное движение, судьба
загадочна, а слава недостоверна...
В любом виде искусства — музыке, поэзии, живописи — существует много способов узнавания и постижения внутреннего мира человека. Но только портрет может дать самое полное и правдивое представление о нем. Портреты сложны, их исполнение требует глубокого ума и отточенного мастерства, быть может, поэтому мы знаем по именам создавших их великих живописцев прошлых веков. В настоящее время художники чаще обращаются к коммерческим жанрам — изысканному натюрморту или интерьерному пейзажу.
Сайда Афонина. Просветитель Преп. Иосиф Волоцкий
 
Живописный портрет — жанр избранных.
 
Сайда Афонина — мастер современного портрета. Она осознает себя частью мира и истории, не тратит времени и сил на оспаривание чуждых ей идей авангардного направления, верна раз и навсегда выбранному пути классической школы живописи.
 
Занятие живописью для С. Афониной — выбранный способ существования. Ее творческая задача — от гармонии прошлого прийти к духовности настоящего. Яркими примерами раскрытия глубины духовности являются удивительные образы святых, подвижников и небесных покровителей русской земли, написанные автором с особым трепетом и верой.
 
Окружающая жизнь волнует ее, тревожат события в стране и мире, не дают покоя судьбы близких людей, целого поколения — все так и просится быть запечатленным на полотне. Но человек — это прежде всего нечто глубоко личное, некая данность, существующая лишь сама для себя, и, значит увидеть ее можно только изнутри. Его судьба не цепочка событий, следующий одно за другим без какой-либо видимой взаимосвязи, она — драма, поэма, роман. Их сюжет — развитие личности, способ ее самореализации, что зовется призванием. У каждого оно свое. Согласитесь, нет в мире ничего сильнее Божьего вдохновения и человека, носящего его в своей душе.
Сайда Афонина. Преподобный Кирилл Белозерский
Настоящий художник зачастую относится к категории необщительных людей, его дело писать, а не говорить. Даже в кругу друзей Сайда, как правило, немногословна. Ее искусство — исповедь, отстраненность и противостояние трагическому бытию. Ибо Бог создал мир, как картину, прекрасным и ласкающим взор. Творческие композиции художницы — бегство от суеты и обыденности, страстное желание сообщить зрителю что-то важное «молчаливыми» средствами своего мастерства. Вся прелесть изобразительных жанров заключается в возможности многое выразить, храня фактическое молчание.
 
Художница стремится к воплощению своего понятия красоты, черты которой находит в конкретной личности, никогда не предлагая жесткой и однозначной оценки увиденного. Персонажи ее произведений предстают на вершине своих интеллектуальных возможностей и кажутся иногда возвышенней и интересней своих оригиналов. Искусство может принять художественный образ, далекий от реальной повседневности (де человек редко похож на самого себя), чтобы, воздействуя на зрителей, возбуждать в них то, что принято называть эстетическим чувством. В работах Афониной романтически-сентиментальный стиль сочетается с традиционной основой академического направления. Многие портреты хочется назвать «живописными поэмами». Через них Сайда старается донести до людских сердец свое отношение к миру, собственные симпатии и антипатии, представления о возвышенном и низменном такими, какими понимает их сама.
 
Ретроспективный взгляд на модель и любовь к костюмированному изображению преобладала у нее, как и у многих, в период изучения великих традиций старых мастеров. Но творческому человеку требуется впитать в себя прошлое именно для того, чтобы, усвоив художественные приемы, найди дорогу в будущее.
Сайда Афонина. Моление о даровании источника. Святой Серафим Саровский
Думается, что красота, даже идеальная, никогда не превратится у Сайды в пустую формальность (такие примеры, увы, встречаются). Ведь обольщение прекрасной внешностью происходит чаще всего незаметно, а банальность уничтожает искусство сразу.
 
Дистанция между автором и ее героями в различных произведениях неодинакова, но во всех присутствует подвижное равновесие самовысказывания и высказываний других о модели. В больших парадных полотнах персонажи никогда не ищут с вами дружеского контакта, их взор скользит мимо, сохраняя положенную жанром репрезентативность. Небольшие лирические изображения детей, наоборот, так композиционно «приближены» к зрителям, что кажется: еще немного, и можно услышать их доверчивый шепот и ощутить легкие прикосновения. Они то ласковые и трогательные в своей откровенности, то любопытные и порывистые в движениях. Только Божий дар и материнская любовь помогают в создании таких узнаваемых образов. С бережностью и мягкостью пишет Сайда Афонина портреты близких и родных. В каждый из них вложено столько искренних чувств, тонкой наблюдательности и теплоты, словно здесь сконцентрировались вся неиссякаемая любовь, твердая вера в добро и светлая надежда, на какую способна только женщина. «Писать знакомых мне людей необъяснимо сложнее, нежели образы неизвестных, постепенно разгадывая и понимая неведомые мне раньше судьбы», — признается автор.
 
Смелые композиционные находки уживаются у нее со всей той же тягой к прекрасному идеалу и писком гармонии в окружающей нас непростой современной жизни.
 
Натура в ее произведениях показана как бы «не вся», а лишь с некоторых сторон и под определенным углом зрения мастера (невозможно высказаться сразу обо всем).
 
Как портретист Сайда сохраняет доброжелательное отношение ко всем позирующим, но, обладая художественной свободой, способна в не бросающихся, на первый взгляд, признаках подчеркнуть то важное (и не обязательно положительное), что придает неповторимость и оригинальность именно данному человеку.
 
В своих картинах художнице удается передать тонкое дыхание внутренней жизни каждый личности, все различия чувство, настроений и характеров, а также интеллекта и деятельности ума. Созданный на полотне образ требует не узнавания, а познания, поэтому не уходит в тень своего оригинала.

Иона
Подводя зрителей к откровенному диалогу с героями своих картин, Афонина внезапно «закрывает» их дымкой загадочности, разрушая иллюзию быстрого понимания содержания изображенного. Насмешливые и кокетливые, миловидные и обаятельные женские облики, полные очарования, уже не кажутся вам простыми и однозначными. Трудно объяснить, в чем прелесть детских портретов и каким образом становятся видны и наивность душ, и еще неосознанность поступков.
 
Сайде Афониной удается понять внутреннюю жизни модели через ее внешние черты, которые переданы с безукоризненной точностью. «Не стараюсь с помощью одной только техники и изученных приемов раскрыть образы позирующих мне, я всегда долго мучась и ищу», — так и не раскрывая никаких своих секретов, говорит она.
 
Симфония всех оттенков сдержанного колорита или празднество красок в ослепительном сверкании дорогих тканей и аксессуаров — все зависит от главной идеи картины. Поражает в сочиненных ею композициях гармоническое сочетание увиденного в натуре и фантазии, природного и эстетически освоенного. Практически нейтральный фон в работах означает, что художница все сказала самим изображением. Если же облик модели недостаточно отражает ее характер, то используется стаффаж, при этом предметы интерьера или элементы пейзажа смело сочетаются с придуманными деталями. Лишь благодаря изначально творческому замыслу жизненные наблюдения с условной режиссурой не превращаются у Сайды в бездушный штамп.
Выполненные с профессиональным мастерством и вкусом, с точностью и выразительностью, такие портреты передают многогранность человеческой натуры, превращаясь в предметы высокого искусства. В этом сказывается влияние классических образцов, научивших Сайду не просто «живописать, а стоить художественный образ по законам красоты». Ясная композиция, верно переданная форма, нужный колорит — традиционные элементы академической живописи.
 
Случается, правда редко, что позирующие Сайде не соглашаются с выбранным художницей вариантом произведения. Тогда она доводит «до ума» работу сама, уже без натуры. Проходит некоторое время, и модель, увидевшая себя в преображенном виде, дает высокую оценку портрету. Быть может, только художнику дано предвосхищать грядущие события?
 
Дальнейшая судьба портрета зависит от зрителей и ценителей искусства. Проходит время, и художник уже не властен над моделью, ибо ее уже нет, остается только образ, существующий сам по себе...
 
Марина Зуева,
искусствовед.
 
 
Кредо
Как много необъяснимого в жизни любого человека... В детстве мне говорили, что все художники и поэты — люди необыкновенные, обладающие недюжинными способностями и ярким талантом, живущие в столицах. Я же сама из простой семьи, и жили мы в небольшом провинциальном городке на Волге. Невысокая самооценка мешала мне сразу утвердится в правильности выбранного пути.
Портрет матери
Окружающие меня люди были убеждены в том, что творчество — удел немногих, избранных, так считала и я. Вероятно, именно по этому во многое, произошедшее со мною в дальнейшем, верилось с трудом. Казалось, что я случайно поступила в детскую художественную школу, училась в одном из лучших в России Пензенском художественном училище и совсем неожиданно оказалась студенткой открывшегося нового высшего учебного заведения — Российской академии живописи, ваяния и зодчества, организованной и возглавляемой одним из выдающихся русских художников современности И. С. Глазуновым. Завершив обучение успешной защиты дипломной работы, я осталась преподавать в мастерской портрета Академии.
Картинка 11 из 17
Все это произошло совсем не случайно, а по воле Всевышнего. Только Бог — творец и источник всего сущего на земле, и наивысшее Его создание — человек. Лишь с помощью искусства я смогу приблизиться к этой тайне непостижимого.
 
Пристально всматриваюсь в образы давно ушедших в небытие людей на картинах великих мастеров, ищу их черты в лицах моих современников. Тревожит мысль об утрате красоты в наши дни. Или раньше известные живописцы просто облагораживали модели, приукрашивая человеческую натуру? Верю в добро и красоту людей, живущих во все времена; бунт против такой гармонии в человеке равносилен борьбе против самого Создателя.
Картинка 4 из 17
Портрет для меня — это выбор жизненного и творческого пути. С большим желанием и интересом пишу женщин и детей.
 
Поиски нужного образа, оригинальной композиции, цветового решения необходимы в каждой работе, но нельзя изменять выбранному художественному направлению и стилю. Иногда сомневаюсь, прислушиваясь к разнообразным советам и предложениям, но решаю всегда сама. Помогают уже полученные профессиональные знания и приобретенный опыт.
 
Афонина Сайда, художник.
Краткая биография:
Родилась в 1965 г.
В городе Сызрани Самарской области.

1985
Окончание вечернего отделения Сызранской художественной школы 1986 -1989
Учеба в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого.

1989-1995
Учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Окончание Академии, и начало преподавательской работы на кафедре портрета Академии.

1996
Член Международной федерации художников ЮНЕСКО.

1998-2000
Учеба в аспирантуре Академии По окончании — присвоение звания доцента живописи.
 
Официальный сайт художника:
Категория: Люди искусства и науки | Добавил: rys-arhipelag (02.10.2009)
Просмотров: 6599 | Рейтинг: 4.6/7