Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 18.04.2024, 19:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Ольга Кирьянова. К 100-летию Марфо-Мариинской обители милосердия. Часть 3

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года, переименованная в соответствии с новыми реалиями в трудовую общину. Руководила ею после ареста Елизаветы Федоровны казначея Валентина Сергеевна Гордеева. По ее инициативе в 1917 году больница при общине была зарегистрирована в Мосздравотделе, откуда сестры получали пайки. С того же года средства на существование добывались работой сестер. Кроме того, община стала получать помощь от райсовета ввиду существовавшей больницы на 30 коек (хирургическое, терапевтическое отделения) с амбулаторным приемом до 100 человек в день, а также бесплатной столовой для бедных на 450 человек (в 1919–1920 годах она была закрыта). В 1920 году 2-й Государственный университет (МУНИ) оформил соглашение с общиной, приняв в свое ведение часть больничных коек и оплачивая их содержание.

Марфо-Мариинская община в послереволюционные годы подвергалась периодическим проверкам. В октябре 1924 года вопрос о дальнейшем существовании обители был рассмотрен на заседании комиссии московской рабоче-крестьянской инспекции, которая вынесла следующую резолюцию:

«а) признать нецелесообразным существование лечебницы Марфо-Мариинской общины;

б) предложить МУНИ расторгнуть заключенный договор на аренду помещения общиной;

в) лечебное учреждение общины с оборудованием и имуществом передать в ведение Мосздравотдела;

г) вопрос о целесообразности дальнейшего существования Марфо-Мариинской общины поручить проработать в административной секции МРКИ с заинтересованными органами;

д) предложить Мосфинотделу взыскать с Марфо-Мариинской общины за время существования все налоги как с частной организации».

Через несколько дней регистрация Марфо-Мариинской общины была признана «незаконной» и последовало «совершенно секретное» указание о срочной описи всего больничного имущества общины в связи с возможной передачей лечебницы в Мосздравотдел.

В начале февраля 1925 года на заседании президиума Моссовета было принято решение аннулировать устав общины, а имущество передать на баланс одной из городских организаций.

Вскоре Марфо-Мариинская община перестала существовать как юридическое лицо. Появились разного рода организации, претендовавшие на помещения храма во имя святых праведных Марфы и Марии для использования их под свои цели (клуб, диспансер и т.д.). Замоскворецкий райсовет, опечатав храм, заявил: «Опечатана домовая церковь по Большой Ордынке, 34, которой пользовались живущие в этом доме. С выселением живущих в нем граждан в Киркрай и другие пункты и с ликвидацией жилищного товарищества надобность в этой церкви миновала». Храмовая икона святых Марфы и Марии была перенесена в находящийся неподалеку храм святителя Николая «в Кузнецах», который в советское время не закрывался.

С 1926 до 1928 года в Марфо-Мариинском храме и примыкавшей к нему больнице, по воспоминаниям старожилов, находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна, в которой работали бывшие сестры обители. Руководила всем княжна Голицына, арестованная в 1928 году.

Жертвами богоборческого гонения оказались многие сестры, первые из которых были репрессированы уже в 1926 году. Возглавлявшую обитель В.С. Гордееву выслали в Туркестан, где она умерла 19 июля 1931 года и была похоронена при храме Покрова Пресвятой Богородицы. В 1938 году на полигоне НКВД в подмосковном Бутово была расстреляна монахиня Евдокия (Кузьминова), также являвшаяся насельницей Марфо-Мариинской обители. В 2001 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил ее в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Вскоре после гибели великой княгини духовник обители протоиерей Митрофан Сребрянский и его супруга по благословению Святейшего Патриарха Тихона приняли монашество. В постриге отец Митрофан получил имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Отбыв ссылку в северных лагерях, пережив Великую Отечественную войну, архимандрит Сергий скончался 6 апреля 1948 года в селе Владычня Тверской области, где жил и тайно служил на протяжении нескольких лет. 19 сентября 1999 года он был канонизирован в Тверской епархии, а в 2000 году прославлен как священноисповедник на Юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Покровский храм оставался действующим до 27 июня 1928 года, когда был закрыт распоряжением властей. Началось разграбление его уникального убранства и утвари. Сотни облачений, воздухов, пелен оказались были на склад Госфонда Мосфинотдела. Их дальнейшая судьба неизвестна, возможно, они были проданы зарубежным коллекционерам.

В 1929 году Замоскворецкий Совет рабочих и крестьянских депутатов принял решение устроить в Покровском храме санитарно-просветительский лекторий и клуб. Вход в «очаг советской культуры» был пробит прямо в алтарной апсиде. На западной стене трапезной повесили экран и показывали кинокартины, а на солее водрузили статую И.В. Сталина. Ризницы, примыкавшие к алтарю, превратили в туалеты. Во многом именно благодаря Павлу Корину, ставшему к тому времени авторитетным экспертом-реставратором, был спасен от уничтожения иконостас храма и его чудесные росписи. Остальные здания обители заняли различные советские учреждения.

С 1945 года в Покровском храме разместились Государственные центральные художественные реставрационные мастерские при Комитете по делам искусств.

Путеводитель по Москве, выпущенный в 1948 году издательством «Московский рабочий», содержал весьма лаконичную информацию об обители: «В начале XX века на Ордынке, в так называемой Марфо-Марьинской обители академик А.В. Щусев построил в древнерусском стиле небольшую церковь, стены которой внутри были украшены великолепной живописью художника М. Нестерова». И все. Ни единого слова о значении этого святого места, даже о том практическом опыте милосердного служения ближним, который был явлен насельницами обители, многие из которых происходили из самой простой и социально близкой рабочему классу среды. Все, что было связано с именем великой княгини, равно как и с именами других членов царской семьи, старательно вычеркивалось из отечественной истории. Лишь некоторые исследователи-энтузиасты в своих краеведческих изысканиях, публиковавшихся в специализированной литературе малыми тиражами, могли себе позволить упомянуть о Елизавете Федоровне.

Покровский храм
Покровский храм
Хозяева зданий обители часто сменяли друг друга. Наиболее продолжительным оказалось присутствие реставрационных мастерских. К 1980 году на первом этаже бывшей больничной церкви располагалась лаборатория Всесоюзного института минерального сырья. На втором этаже, непосредственно в помещении храма – кабинет лечебной физкультуры 68-й поликлиники со спортивными снарядами. В 1990 году в этом помещении находился спортзал кооператива «Алмаз».

Конец 1980-х – начало 1990-х годов стал переломным временем для нашего Отечества. Начавшиеся в нем перемены затронули все стороны жизни общества. С газетных страниц и высоких трибун вновь зазвучали слова, казалось, давно утраченные, ушедшие из лексикона советских людей: милосердие, сострадание, благотворительность. Настало время духовного пробуждения народа, побудившее многих обратиться к возрождению великого дела служения ближним, которому посвятила себя преподобномученица Елисавета и ее сподвижницы.

В 1990 году началась новая жизнь Марфо-Мариинской обители милосердия. У истоков ее воссоздания стоял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его ходатайству Правительство Москвы в 1992 году приняло постановление о передаче архитектурного комплекса Марфо-Мариинской обители Московской Патриархии. 17 августа 1990 года Предстоятель Русской Православной Церкви освятил памятник великой княгине Елизавете Федоровне, автором которого был известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Ныне он стоит у северной стены Покровского собора, близ входных дверей.

В 1990 году стараниями благочестивых мирянок при храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», расположенном также на улице Большая Ордынка, была создана Марфо-Мариинская община милосердия, преобразованная затем в сестричество. Впоследствии планировалось организовать при общине школу для подготовки сестер милосердия. Эта идея была воплощена в виде Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, образованного при 1-й городской больнице.

В апреле 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялась канонизация великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары Яковлевой в лике преподобномучениц.

В 1995 году Марфо-Мариинское сестричество было официально преобразовано в обитель, которая пять лет спустя получила статус Патриаршего подворья.

К сожалению, процесс возрождения обители шел гораздо медленнее, чем того требовало время. Переломным моментом в новейшей истории Марфо-Мариинской обители стало принесение в Россию в 2004–2005 годах ковчежца с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр национальной славы реализовали семимесячную программу, в ходе которой мощи преподобномучениц посетили более 70-ти епархий Русской Православной Церкви – все федеральные округа России, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан, страны Балтии. Это стало одним из самых значительных церковно-общественных событий тех лет.

В родную для преподобномучениц Марфо-Мариинскую обитель святыни были привезены 30 июля 2004 годавсего на пару часов, перед тем, как отправиться в долгое путешествие по городам и весям России, а также ближнего зарубежья. Поклониться честным останкам угодниц Божиих пришли сотни людей. Несмотря на весьма кратковременное пребывание в обители, святая Елисавета, как заботливая мать, по молитвам верующих явила свою благодатную помощь: после принесения мощей начались существенные перемены в жизни обители.

Увенчались успехом продолжавшиеся с начала 1990-х годов переговоры о возвращении Покровского храма, долгие годы занимаемого реставраторами. В ноябре 2006 года директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря вручил настоятельнице обители символический ключ от храма, ставшего, наконец, церковным достоянием. Начался длительный и трудоемкий этап восстановления исторического облика обители. Возведенный по проекту знаменитого архитектора Щусева храм, неповторимый облик которого уже стал ее своеобразной визитной карточкой, а также другие здания требовали серьезной и кропотливой реставрации.

За минувшие несколько лет архитектурный комплекс обители, состоящий из 15 зданий, был полностью отреставрирован и обновлен, приведена в порядок и благоукрашена ее территория. 15 сентября 2008 года состоялась торжественная церемония открытия обители после реконструкции. Ее возглавил Святейший Патриарх Алексий. В праздновании дня второго рождения обители участвовали сопредседатели программы восстановления: председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунин и мэр Москвы Ю.М. Лужков, а также супруга Президента России Светлана Медведева.

К этому дню в бывших покоях Елизаветы Федоровны был открыт музей. Интерьер покоев бережно воссоздали по сохранившимся фотографиям таким же, каким он был при жизни великой матушки. В экспозицию вошли старинные фотографии и документы с автографами великой княгини, иконы, книги, предметы интерьера и личные вещи преподобномученицы Елисаветы и священноисповедника Сергия.

16 сентября 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил великое освящение Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия.

***

Сегодня в стенах возрожденной обители милосердия могут проживать около 50 сестер. Здесь будут рады новым единомышленницам, готовым, не принимая монашеский постриг, вести аскетическую жизнь, посвятив ее служению ближним. Продолжая традицию своих предшественниц, насельницы обители трудятся медсестерами в различных лечебных учреждениях Москвы. Здесь действуют патронажная служба, Марфо-Мариинский центр «Святость материнства», культурно-просветительский центр, иконописная мастерская, паломническая служба и издательство. При обители проводится сбор вещей для детей-сирот, отказников и заключенных; как и встарь, действует благотворительная столовая для бездомных и малоимущих. В дальнейшем планируется развивать существующие и разрабатывать новые социальные проекты.

Марфо-Мариинская обитель имеет три подворья. Одно из них, созданное осенью 2000 года, расположено в селе Владычня Тверской области, где в лихие годы жили священноисповедник Сергий (Сребрянский) и несколько сестер обители. Второе подворье открыто в 2002 году в селе Каменки Волоколамского района Московской области при храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Помимо работ по обустройству территории подворья силами обители ведется восстановление старинного храма, отметившего свое 300-летие. Последний священник, служивший в нем в 30-х годах ХХ века, митрофорный протоиерей Василий Соколов был арестован по доносу местных жителей и в 1937 году расстрелян на полигоне в Бутово; ныне он прославлен как священномученик. Третье подворье образовано в марте того же 2002 года в селе Долбенкино Орловской области, где располагалась бывшая усадьба великого князя Сергея Александровича Романова.

Новое поколение насельниц Марфо-Мариинской обители милосердия самоотверженно следует по пути, указанному преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Как и прежде, множество людей ждут от них помощи и утешения в скорбях, и в этом наше время ничем не отличается от начала XX века, когда была создана обитель. Скромные труженицы в белых косынках в своей многогранной деятельности руководствуются словами Святейшего Патриарха Алексия: «Долг нынешней начальницы, духовника и сестер обители состоит в том, чтобы в возможной полноте восстановить всю разнообразную жизнь обители – богослужебную, благотворительную и молитвенную, как она была задумана и осуществлена Елизаветой Федоровной. Предметом их главной заботы должно стать стяжание добродетелей святых сестер Марфы и Марии – добродетельной любви к ближним, соединенной с молитвой, а они даются человеку благодатью Божией». Следуя этому призыву, с крепкой верой в Бога и надеждой на молитвы преподобномучениц Елисаветы и Варвары и преподобноисповедника Сергия Марфо-Мариинская обитель вступает во второе столетие своего бытия.

http://www.pravoslavie.ru/
Категория: Острова Руси | Добавил: rys-arhipelag (10.09.2009)
Просмотров: 1544 | Рейтинг: 0.0/0