Кириллов Сергей Алексеевич (1960, Москва)
Заслуженный художник России.
С.А. Кириллов – один из ведущих исторических живописцев современной России. Широкую известность автору принесли работы
Крупнее
Крупнее
«Степан Разин»
«Княгиня Ольга»
«Иван Грозный»
«Преподобный Сергий Радонежский»
«Дмитрий Донской».
В 1984 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова по мастерской Д.К. Мочальского (дипломная работа «Пётр Великий»).
Крупнее
Картины художника регулярно публикуются в школьных учебниках по истории, научных монографиях по истории России, исторической художественной литературе.
С 1987 г. состоялось 25 персональных выставок художника в Москве и других городах России.
Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, художественных музеях Переславля, Брянска, Александрова и других городов России.
(Русская Галерея Искусств)
Куликово поле
Крупнее
ПРАВДА ИСТОРИИ СЕРГЕЯ КИРИЛЛОВА
В наше смутное время традиционная русская культура, атакуемая со всех сторон враждебными силами, тем не менее не сдает своих позиций. Путеводная нить русской исторической живописи проходит сегодня через творчество талантливого живописца Сергея Алексеевича Кириллова. Полотна художника известны не только любителям высокого искусства. Репродукции картин мастера представлены в школьных учебниках истории, в фундаментальных научных монографиях, на обложках журналов и песенников, на музыкальных аудиальбомах и в рекламных проспектах. Многочисленные выставки в лучших выставочных залах пользуются неизменным успехом. Сергей отмечен почетными званиями и наградами. Терпеливо неся бремя известности в суете столичной жизни, Сергей Алексеевич ведет жизнь аскета, последовательно выполняющего свою миссию: донести подлинную героическую правду русской истории до своих соотечественников, опущенных в океан лжи и клеветы на великое прошлое русского народа.
Запсковье
Художник удивительно скромен и требователен к себе и своим творениям. Сергей Кириллов в сфере интеллектуальной - ученый историк, утонченный эстет, в профессио-нальном мастерстве - мэтр техники живописи, в сфере увлечений - коллекционер - исследователь и умелый мастер - реставратор, по эмоциональному складу - очарованный странник на исторических путях России. Сокровенен творческий процесс Сергея, и лишь по скупым и косвенным указаниям можно догадаться об искушениях и чудесах на его творческом пути... Потомственный художник, Сергей особенно тонко и отчетливо воспринимает красоту традиционного жизненного уклада наших пращуров, величие вековечного народного подвига, обаяния природы нашего Отечества.
Сергей Кириллов создает жанровые картины, портреты, пейзажи, натюрморты, и все они объединены одной идеей, одним чувством - любовью, восхищением и преклонением перед многогранным кристаллом русской жизни.
Строгая реалистичность живописи Сергея Алексеевича основана на богатейшем духовном бытии нашего народа. Образы русской истории наполнены огромным миром религиозных символов, философских идей, глубинных причин и закономерных следствий многотрудной героической жизни наших предков. Живописные полотна Сергея Кириллова раскрывают закономерности и взаимосвязи непрерывного потока борения добра со злом в нашей истории.
Василий Блаженный
Композиции большинства полотен Сергея просты и лаконичны. Эта простота возникла в результате незаурядного таланта художника и его непрерывного неустанного самосовершенствования и самообразования в течение десятилетий... Есть и духовные причины отсутствия замысловатости: "Где просто, там ангелов со ста, а где сложно - там ни одного".
Живопись Кириллова свидетельствует: судьбы мировой истории решаются не на "ярмарках тщеславия" саммитов, презентаций и пресс-конференций, а в душах подвижников и героев...
Сергей Кириллов закономерно обращается к созидателям нашей великой державы: святым княгине Ольге, преподобному Сергию, князю Димитрию Донскому, царю Иоанну Васильевичу Грозному... Художник создал большую серию портретов государственных и военных деятелей, выдающихся писателей и артистов. Какую духовную красоту лиц, какое высокое предназначение судеб этих людей раскрывает кисть художника.
Воевода
Крупнее
Строители государства Российского обитают на полотнах Сергея Алексеевича в прекрасной рукотворной сказке архитектурных образов родной старины. Реконструкции Кирилловым древнерусских городов и в особенности Пскова раскрывают величие духа нашего народа, создавшего великую архитектуру, строительным созиданием украсившего бескрайние просторы Отечества. Особенно дороги Сергею Алексеевичу образы русского Севера, где в условиях сурового климата повседневный подвиг и героизм стали нормой жизни наших предков. Именно отсюда по Северному морскому пути началось освоение Дальнего Востока, Камчатки и Аляски, здесь корни и основание Русской Америки, предательским обманом оказавшейся владением США. Именно здесь, в невыносимо суровых природных условиях, становится очевидным, что без помощи Божией "ничесоже сотворите" и возмездие за нарушение заповедей Господних не заставит себя ждать. Духовная мощь жителей русского Севера отразилась в особом величии северорусских монастырей и храмов, доносимом сегодня до нас полотнами Сергея Кириллова. Красота Пскова, Архангельска, Великого Устюга, Тотьмы, Вологды - сокровенная любовь художника. Насколько глубоки по своему религиозно-философскому содержанию полотна Сергея Кириллова, можно показать на примере нескольких его картин. Свое представление о том, какой должна быть русская жизнь, художник воплотил в картине "У Бродов. Святая Русь".
Крупнее
Это полотно - обобщенный образ Святой Руси - страны единственной и уникальной, так как все страны граничат друг с другом, и только одна Россия граничит с небом. На картине закономерно крест над куполом православного храма выше солнца и городских построек: Творец выше своего творения. Снег отбелил всю нечистоту повседневной жизни наших предков. Звенящая чистота. Преобладающий в композиции белый цвет - цвет целомудрия, милосердия, святости. Вспомним, что снег составлен из крошечных снежинок, каждая из которых - ювелирный шедевр, так и Святая Русь составлена из сверкающих душ праведников. На картине - русский мороз, при котором погибает все болезнетворное и жизнь становится бодрой и здоровой: через искушения, трудности и скорби очищается душа человека. Вспомним охранительную роль мороза в русской истории: подвиг Ивана Сусанина, ценой своей жизни заморозившего отряд польских головорезов, замерзающие французские войска на старой Смоленской дороге в 1812 г., героическое контрнаступление русской армии под Москвой в 1941 г. На таком морозе изменяется поведение человека: подавляется пустословие и празднословие, Слово приобретает свое первозданное величественное значение, возникает впечатление внутренней собранности, дисциплины, целеустремленности. Сам климат понуждает выполнять заповеди Господни.
В центре полотна - дорога - тропинка, ведущая к храму. "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их."
В композиции зашифрованы три основы нашей жизни: мощный храм - православная вера - столп и утверждение истины, светящееся теплым светом окно каменного дома-крепости - надежда, фигура женщины (Россия под покровом Богородицы) - любовь. "...А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше..."
Образ лаконичен и твердо определен: четко выстроена иерархическая вертикаль соподчиненности: храм - духовная власть, крепостная башня и стены - власть светская, военная, удерживающая от растекания по земле нашей зла, посадские деревянные дома - горожане, народ, в чьих интересах действуют обе власти, а все вместе - русская соборность. Именно эта строгая иерархичность составляет суть русской жизни, русского государственного строительства, и именно против этой иерархичности ныне направлены основные удары современной глобализации и нетократии - сетевого апостасийного мира.
Крепостная башня гармонично уравновешена с храмом в пространстве полотна - симфония властей духовной и светской, идея активной защиты православия, противления злу силой.
В русской истории симфония властей наиболее полно нашла выражение во взаимоотношениях Иоанна Васильевича Грозного и митрополита Макария, прекрасно описанных в книге Ивана Солоневича "Народная монархия" (заметим: Сергей Кириллов создал удивительно правдивый образ первого русского царя, отмеченного Богом талантом великого покаянного чувства - залогом мудрости и справедливости государственного управления - картина "Иоанн Грозный"). Дома горожан на картине крепкие, укорененные в родную землю, "мой дом - моя крепость". Дом - это образ рода, обитель семьи - малой церкви. Крепкие дома - крепкие семьи - основа Святой Руси. На первом плане картины - образ женщины, за спиной которой солнце и храм. Солнце правды и храм спасения: София - премудрость Божия.
Крупнее
Крупнее
Крупнее
Художник глубоко переживает современную трагедию нашего народа, аллегорически запечатлев ее на полотне "Купола" из серии "Московский Кремль в 17 веке". "Купола" - современники первой русской смуты, символы русской Голгофы - трагедии и одновременно вечной русской святости. Борьба куполов - монахов-витязей - на полотне, как писал апостол Павел, не с плотью и кровью, но с духами злобы поднебесной. Великие народы и созданные ими великие государства не могут быть побеждены внешними врагами, их разрушает внутренняя измена, крамола и разложение...
Тьма объяла Кремль... Из тьмы выступают купола кремлевских соборов. "Свет светит и тьма не объяла его". Эти золотые купола с православными крестами - богатырская застава русской истории - на века заняли круговую оборону... Их пытались разрушить поляки, их взрывал Наполеон, обстреливал интернационал, бомбили нацисты, на них в наши дни обрушилась сетевая глобализация... Кремлевские храмы и их купола на полотне Кириллова - последняя скрепа современной разлагающейся цивилизации, последняя линия обороны от беснующегося общемирового зла... линия обороны воинствующая и торжествующая. Картина провидчески написана в начале "перестройки" и опосредовано продолжает традицию таких полотен Виктора Васнецова, как "Три богатыря" и "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", созданных накануне краха Российской империи. "И вечный бой, покой нам только снится", начиная с крещения Руси, - вечная тема русской жизни, непреходящая тема отечественной исторической живописи... Спасение человеку и народу приходит через скорби и искушения. Бог испытаний сверх сил не дает ни отдельному человеку, ни народу...
Портрет П.А. Столыпина
Крупнее
Великое в малом. История созидается каждое мгновение. Показать величие в будничной обстановке, лишенной патетических обстоятельств - особый дар. В картинах Кириллова торжествует тишина, подчас молитвенно-напряженная, а иногда просто громоподобная от переполняющего их глубинного смысла. Образы русской истории обращены внутрь себя, и это закономерно: "Царство Божие внутрь вас есть..." Какова вера, таков и жизненный уклад, линия поведения. Таков и Сергей Кириллов, отказывающийся от заманчивых суетных предложений, предпочитающий самоограничение и ежедневную напряженную работу в своей мастерской. Русскую школу исторической живописи отличало стремление к достоверности живописуемых сюжетов. Оригинально решал эту проблему в 19 веке известный художник Константин Маковский. Он собрал большую коллекцию предметов старины: оружия, одежды, посуды, мебели. В этот антиквариат облачали натурщиков из числа друзей художника и размещали их в интерьере с мебелью и убранством, составленным из предметов-современников событию-сюжету создаваемой картины. Полученную реконструкцию фотографировали со всех сторон, находили наиболее выигрышный ракурс, и лишь затем Маковский начинал писать полотно. Сергей Кириллов идет еще дальше. В качестве очевидца расскажу, как создавался образ русского воина 14 века - портрет князя Димитрия Донского. Художник досконально изучил все письменные источники о внешнем виде и технологии изготовления оружия русскими мастерами того времени, в частности, устройство и форму щита, не дошедшего до нас в первозданном виде. Сергей воспроизвел сам весь процесс изготовления оружия, испытал оружие и доспехи в условиях реального боя и, убедившись в их функциональности и военной целесообразности, запечатлел на своей картине. Это исследование отняло много времени и сил, но обеспечило предельно возможную достоверность. Для таких научных изысканий нужно иметь не только знания, незаурядную историческую интуицию, но и золотые руки. Золотые руки Сергея служат добрую службу при реставрации предметов старины, создающих в его картинах атмосферу живой реальности изображаемого. Таким многотрудным путем трудолюбивому мастеру удалось создать живописную энциклопедию отечественной истории.
Стрелец
Крупнее
Творчество художника должно стать достоянием широкого круга любителей отечественной истории. Необходимо издать полный альбом репродукций картин Сергея Кириллова - это высоко художественное, научно выверенное учебное пособие по русской истории, готовое для использования в школах и вузах. Я очень почитаю издательство "Белый город", деятельность которого заслуживает самых высоких похвал. Издатели дарят нам прекрасную серию "Мастера живописи" - уникальный культурологический и просветительский проект, великолепный не только в своей содержательной части, но и в несравненном полиграфическом исполнении. Мечтаю, чтобы в этой серии "Белый город" устроил встречу ценителей высокой живописи с творчеством прекрасного художника и историка Сергея Алексеевича Кириллова - с живыми и достоверными образами русской истории.
Александр БОЧКОВ
Источник
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДОЖНИКА
Из серии "Город Псков в XVII веке"
Крупнее
Крупне
Крупнее
Крупнее