Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
I. Основная проблема, решаемая с помощью данного проекта В настоящее время наблюдается искажённость в отношениях общественного сознания и художественной культуры; агрессивное наступление масс-культуры и факторов её разрушающего воздействия на личность; нарушена естественность бытования образцов классического художественного наследия, чаще с прискорбием приходится признать их полную невостребованность. Из культурной жизни уходят такие важные явления, как регулярные посещения концертов и библиотек. Широкая публика, особенно в провинции, оказывается лишённой возможности "встречи” с шедевром. Содержание средств массовой информации, исключив просвещенческие программы, насаждает расщеплённое, "клиповое” сознание; выдавая мутную продукцию шоу-бизнеса за искусство, эстетизирует безнравственное и безобразное, насаждает лживые «идеалы лёгкой и сладкой жизни». Это всё тем более опасно для духовного здоровья новых поколений, что сложившиеся веками особенности нашего национального способа мышления ориентированы на предпочтительность эстетических способов и форм освоения и осмысления мира. В результате серьёзно искажена иерархия общественных идеалов. Как следствие этого наблюдается резкий рост преступности (в том числе, и детской), увеличение числа психических заболеваний, распространение наркомании и алкоголизма. Корни обозначенных явлений верно указаны в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Современный человек оказывается лишённым родного природного ландшафта, усилиями алчной градостроительной политики сужается «поле» окружающей нас красоты, как и прежде «красногвардейскими» темпами уничтожаются памятники и святыни отцов. Современные люди, особенно дети и молодежь, всё более ощущают и непреодолимый барьер между собой и серьезной музыкой, творчеством отечественных композиторов-классиков. Слушатель потерял необходимые ориентиры и инструменты оценки художественного произведения, главным образом – духовные. Статистически преобладающим стало высказывание: «Я в музыке плохо разбираюсь…» Но, как верно подмечает Т.В. Чередниченко («Музыкальный запас. 70-е»), то, в чем мы «плохо разбираемся», хорошо разбирается в нас[1]. В то время, когда анти-духовный грязный шум масс-культуры именуют музыкой, собственно музыкальная интонация классического наследия или народного музыкального искусства перестает быть для современного слушателя живым инструментом общения с культурой своих отцов, культурой других народов, человеческой историей[2]. Взамен навязываемым идеологами масс-культуры через средства массовой информации «новых» идеалов комфортного мира (мирка) «свободного индивида» - интонация народной песни и классического музыкального наследия предлагает иной путь: путь, возводящий человека к необъятному по масштабу океану мировой и родной культуры. Эта же серьёзная музыкальная интонация способна напомнить человеку о вечности, помочь вступить с ней в диалог, уразуметь смысл и своего прихода на землю через соизмерение человеческой жизни и вечности. Приобщение к ладу, масштабу родной русской культуры позволит человеку (и ребенку, и взрослому) возвыситься до ее хорового строя, а индивидуальные задания собственной жизни включить в общее, народное, соборное делание. Болезненные для людей всех возрастов вопросы сегодняшнего дня оказались вне поля зрения общеобразовательной школы, от них часто отворачивается и сегодняшнее искусство. Сусальность и развлекательность многих сегодняшних музыкальных программ, именующих себя православными или программами для детей и семьи, в которых слушатель отвлекается от труда и подлинных опасностей духовной брани, необходимости трезвения и работы души, противоречит как духу Православия, так и тому подлинному знаку родной культуры, который прозрел поэт-пророк: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Где живой душе искать ответы на болезненные вопросы сегодняшнего дня? Как ответ русская культура предлагает свои варианты духовных решений: пушкинскую традицию нравственного осмысления истории, «русскую идею», явленную Достоевским, и пусть трудные, но всегда спасительные пути, проповедуемые Православием. Ими и сегодня жива и дышит русская культура. II. Задачи и цели проекта · Проект призван обратить слушателя к духовным истокам родной культуры, проясняя и утверждая идеи, которые лежат в основании и нашей культуры, и той уникальной общности народов, какой всегда была Российская империя; · с помощью художественных аргументов проект призван выявить те черты, которые позволили русской культуре стать самой открытой культурой мира, переплавлять и ассимилировать все наиболее значительные достижения других культур и народов (по Ф. Достоевскому: «всемирная отзывчивость»), задавая им новый масштаб, сберечь живую культуру всех – больших и малых – народов, населяющих Российскую Федерацию и создавших неповторимое неконфликтное цветение народных культур; · через приобщение отдельного человека к поистине космическим масштабам всей русской культуры проект должен способствовать и оживлению региональных творческих родников, которые вносят ничем не заменимый вклад в родную культуру, утверждению местных художественных промыслов, культурных традиций и уклада; · создание особого музыкально-образовательного пространства, способствующего формированию целостной личности подрастающего поколения России на основании сохранения идеалов отечественной православной культуры[3]; · духовно-нравственное воспитание[4]детей и юношества средствами художественного творчества на основе христианской отечественной традиции; · повышение уровня культурного развития детей и юношества посредством введения в их жизненный процесс форм художественного творчества; поддержка в ребенке духовного «побудительного мотива Творчества» (Г. Свиридов); организация просветительско-филармонической деятельности, направленной на возможность творческого освоения детьми и юношеством шедевров мирового искусства, которые уму и сердцу способны дать истинную пищу[5]; · творческое взаимодействие филармонических, музейно-выставочных организаций, творческих коллективов, образовательных учреждений (от детских садов, школ до вузов), сфокусированное на создание культурной среды, где человек посредством общения с классическими художественными произведениями попадает под благотворное их воздействие; · проект призван активизировать культурную среду города или области, где осуществляются мероприятия, осознание ею своей включённости в живую ткань отечественной культуры, в общемировой культурный процесс; в осознании неповторимости отечественных достижений в общемировом культурном наследии, в приобщении к русским художественным, духовным традициям, в выработке на основе этого индивидуального способа мышления ("самостоянье человека”), - состоит патриотическая направленность проекта; · пробуждение активной жизненной позиции человека, его творческого и ответственного отношения к миру и родине – большой и малой; · гармонизация гражданского мира, взаимоотношений верующих и атеистов, воцерковленных и невоцерковленных в ходе реализации концертных программ Проекта; · укрепление единства истинных отношений мира, любви и братства между народами России, как великой державы[6], способной, по слову И. Ильина, сколько народов принять, столько и сохранить, с их верованиями, обычаями, языками. Проект – применительно к детской и юношеской аудитории - предполагает решение и некоторых образовательных задач: · знакомство (в активных формах обучения) с основными явлениями, направлениями и стилями художественной культуры; · выработка целостного взгляда на историю художественной культуры как на единый процесс эволюции художественного сознания; · выработка умений сопрягать художественные явления разных областей искусства и разных национальных школ - в их совпадении во времени ("симфония”); · усвоение (присвоение) сконцентрированных в художественной культуре эстетических и этических идеалов; · выработка личностной заинтересованности в общении с произведением искусства, потребности через собственное творчество вступить с ним в диалог, включиться в процесс многовековой истории и культуры своего народа. Проект призван способствовать воспитанию ребёнка как целостной, творческой, актуализировавшей себя личности. "Сердечное созерцание, совестливая воля и верующая мысль - вот три великие силы грядущего, которым будут по плечу все проблемы бытия; они-то и создадут человека, обладающего творческой цельностью”[7]. III. Содержание проекта, его новизна и концептуальные основания Проект, адресованный прежде всего "младенческим умам” - детям и юношеству, но также тем возрастным категориям, "когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно заключён и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению”, - призван вернуть читателям, слушателям, зрителям их активную роль участников "коммуникации” в непраздном диалоге с искусством, а самому искусству - его сущностное призвание быть универсальным языком глубокого духовного общения людей. Проект опирается на коллективные механизмы восприятия серьёзной музыки, на признание активной роли слушателя (в противовес схеме: «реципиент – развлекающее искусство»), на утверждение - через сакральное музыкальное пространство - особых субъектно-объектных связей внутри диалога музыки и человека. Методы практической культурологии[8] предполагают вовлечение слушателя в решение силами музыки определенной (заданной) проблемы, включение его в совместное – соборное – делание. Единожды ощутив чувство сопричастности к акту красоты, чувство активного участия в творимом на его глазах и его силами идеальном, сакральном пространстве, чувство переживания вместе со сверстниками, одноклассниками и близкими эстетических событий, становящихся событиями духовными, - ребёнок уже всегда будет к этому стремиться. Только серьёзное, великое искусство обладает способностью сделать человека участником сакрального пространства, наделяя его чувством сопричастности не толпе, но народу, своему народу (с его прошлым и будущим), а коллективное восприятие поднять до хорового. Такое свойство музыки, как её «бесцеремонность» (Э. Кант), заразительность (иногда называемая искусом), - превращается во вспомогательное средство ненасильственного обращения детей к высоким духовным ценностям. Не случайно Сократ, а за ним и Аристотель употребляют применительно к искусству термин майевтика (повивальное искусство, родовспоможение), обозначающий особый диалогический, через беседу, способ исследования той или иной эстетической проблемы, помогающий рождению знания, идейной и нравственной позиции. Целью проекта является и создание особой – питательной – среды, необходимой для духовного возрастания детей («воспитание» происходит от слова «питание»), обращения их к нравственным и духовным ценностям, проповедуемых Православной Церковью, то есть духовно-нравственное просвещение. «Церковь напоминает людям культуры, что их призвание – возделывать души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий»[9]. Проект призван обратить внимание отдельного человека, общественного сознания к кругу тех идей (прежде всего – идей нравственных) и тех законов (прежде всего – законов красоты), коими созидалась и великая Россия, и русская культура. Мы, как были, так и ныне остаемся «идеократической» — основанной на власти идей — страной[10]. Потому так важен для нас и анализ идейного наследия наших отцов, и обнаружение в этом культурном наследии идей[11], необходимых дню сегодняшнему, идей, указующих верные пути в будущее. Музыкально-исторический проект «Российская музыкальная империя» призван выявить связь государственного организма Российской империи и особенностей её геопоэтики (термин Т.В. Чередниченко), характерных способов самоорганизации её музыкального пространства. Духовно-поэтические координаты этого пространства абсолютно точно дают восемь строк А.С. Пушкина: «Два чувства дивно близки нам…»[12]. Не менее точно координаты этого пространства даёт нам и русская музыка. Она не только указывает на общий пасхальный[13]вектор родной культуры, но и являет новые для мирового искусства духовные темы, как, например: восхождение к человеку соборному (С.И. Танеев) или привнесённая, по Г.В. Свиридову, русской культурой тема совести, или персоналистичная национальная идея свободы выбора себя и своего пути[14]. Проект исследует и тот феномен родной культуры, который принято называть ее «всемирной отзывчивостью»[15]. Свойство русской культуры «присваивать» и переплавлять достижения различных национальных культур и эпох, преображать их в собственных свершениях, ярко проявило себя и в архитектурном ансамбле Московского Кремля[16], и в древнерусской школе живописи[17]. Об этом - объединяющем – пространстве русского искусства – и стихотворение А.С. Пушкина «Художнику»[18]. Не этим ли – ещё не вполне изученным – свойством нашей культуры объясняется и то, что Россия всегда влекла к себе иностранных художников, артистов, музыкантов, которые здесь не только находили для себя вторую родину, но и обретали новую веру, а в своем творчестве иной – небывалый в Европе - масштаб? В проекте рассматривается и дальнейший путь расширения горизонтов культуры, а вернее – ее восхождение по вертикали (оси ординат), отмеченное и тютчевской строкой: «Всё во мне и я во всём»; и прозрениями Алексея Константиновича Толстого («Иоанн Дамаскин»), и учением А. Хомякова (а вслед за ним - и Вл. Соловьева, С. Трубецкого, С. Булгакова, В. Лосского, С. Франка, П. Флоренского, И. Ильина) о соборности как «хоровом принципе», лежащем в основе русской жизни; и уникальной пушкинской "формулой”: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»; и нравственными поисками Ф. Достоевского; и новаторскими идеями и научными расчетами русских космистов Н. Федорова, Н. Кибальчича, К. Циолковского, С. Королева, и первым полётом человека в космос. Быть может, стоит указать и на запечатленную в памятниках культуры связь русской истории с Историей Священной: строительство Москвы как Третьего Рима[19]; построение патриархом Никоном Нового Иерусалима под Москвой; «литургическую» оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя»[20]. По-видимому, это и имел в виду Г.В. Свиридов, называя русских иоаннитами – наследниками святого Иоанна Богослова. Проект являет собой попытку создания целостной программы обращения (возвращения) народов России к духовным истокам, сохраненных в родной культуре, обретения сбережённой ею оси координат как «предвечного» замысла о России и обо всех нас («… от века, по воле Бога самого»). Проект призван сформировать у слушателя-участника не просто картину мира, но по законам красоты верно ориентированную картину мира или, как назвала её мировая культура, - русскую картину мира[21]. Важным видится и то, что классическая музыка, являющаяся фундаментом проекта, говорит о вечности, готовит человека к вечной жизни. Поэтому даже маленьким слушателям должна быть представлена самая серьезная музыка. Так преодолевается вакуум, пробел в образовательных программах детских садов, школ, колледжей, когда самые серьезные, «мучительные» вопросы жизни - прихода человека в мир, вопросы «самостояния» человека, - оказываются неосвящёнными, игнорируются, замалчиваются всеми образовательными дисциплинами. Музыка является и тем инструментом, с помощью которого молодой человек может слиться с духовной традицией своего народа, войти в отечественную духовную культуру. Сакральное пространство русской музыки может выступить пространством спасительным, выполняя задачу воцерковления нашей жизни и нашей культуры.
http://vrparty.org/article/show/?id=59 | |
| |
Просмотров: 571 | |