Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 07.05.2024, 15:36
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4120

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Русская музыкальная империя. Часть 2.

IV.       Структура проекта и формы реализации       

 

  • Выставка. Демонстрация тематических репродукций, фотографий, документов и иных видеоматериалов в традиционной для восприятия соотечественников форме[22]. Такая форма выставки настраивает восприятие зрителей на определённый – серьёзный и доверительный лад, благодаря которому предложенная в стендах тема предстанет проблемой, лично касающейся каждого зрителя. Выставочный видеоряд готовится в цифровом формате - в виде компьютерных репродукций и копий документов. Поэтому он легко воспроизводим и не предполагает затрат, необходимых при работах с музейными подлинниками. В то же время выставка может включать в себя и экспонаты местных картинных галерей и музеев.
  • Концертная программа как проблемная партия. Углублением в проблему, дополнением её исследования живыми фактами истории в виде интонаций музыкальных произведений станет концертная программа. Задачей программы является вовлечение зрителя-слушателя в творческое пространство в качестве не пассивного слушателя, но активного интонационно слышащего его соучастника, человека думающего, размышляющего. 
  • Помимо музыкального «погружения», настраивающего внутренний мир человека на откровенный диалог с шедеврами искусства, программа предполагает использование различных «интеллектуальных» форм решения, активизирующих мыслительный уровень восприятия (интеллектуальный кроссворд, мозговая, эвристическая атака, шахматная партия)[23]. Подобный охватывающий всего человека метод диалога представляется особенно актуальным в период утраты культурой определяющих позиций в общественной жизни.
  • Музыкальное занятие по практической культурологии – следующая ступень в процессе активизации роли зрителя-слушателя в художественном пространстве. Проводимое в форме живого диалога, занятие по практической культурологии призвано утвердить слушателей в их способности прямого – лицом к лицу - общения с шедевром, самостоятельного и предметного суждения об искусстве. Включение в этот диалог музыкальной интонации позволит вооружить зрителей методом, ключом к возможно более полному видению, постижению художественного текста.
  • Театрализованный концерт с визуальным сопровождением призван апробировать новую для слушателя роль в художественном пространстве – активную, заинтересованную и творческую. В то же время весь арсенал средств художественного, словесного, визуального воздействия призван стать вспомогательным (уже упоминаемый термин майевтика) для обретения всеми участниками концерта более глубокого духовного видения, твёрдой и определённой идейно-нравственной позиции.
  • Информационно-музыкальный носитель (буклет, диск) целостной концепцией объединяет весь художественный (музыкальный, словесный, видео) материал по заявленной теме. Диск и буклет способствуют закреплению органичного, творческого пребывания слушателя в художественном пространстве, в котором единой идеей связаны разные виды искусств. В то же время информационно-музыкальный носитель должен выступить и в качестве задания для самостоятельных поисков со стороны слушателей новых тем художественных исследований.
  • Создание серии видеофильмов, продолжительностью 10-20 минут, посвященных культуре русского народа и других народов России. Каждая серия видеофильмов о культуре, промыслах, духовных традициях определённой местности, должна высветить многоцветие всей культуры России, выявить, ее дух, «всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания»[24]. Ввиду того, что культура народов России существует во множестве единичных локальных и региональных форм и традиций, чрезвычайно важно их собирать "на местах”, изучать, запечатлеть. Необходима и научная разработка самых общих принципов включения местных культурных свершений в крупные государственные образовательные, социальные программы с учетом их неповторимых черт в каждом крае, области, регионе. Видеофильмы призваны служить приобщению к родным эстетическим и нравственным идеалам, культурной самоидентификации народов, составляющих единое культурное пространство России.

 

Некоторые темы музыкальных занятий (концертных программ):

 

«Святая родина моя» (программа о Москве как символе братского единства многих народов, носительнице идеи Третьего Рима). Программа предполагает привлечение разработок последнего времени из обрасти метафизики столицы (Р. Рахматуллин и др.).

«O rus!..» (О, деревня!) - «О Русь!» - программа о целостности русской культуры, о связи её с родным пейзажем, крестьянским трудом, святой родной землёй.

«Священная война» - программа о роли России в борьбе с мировыми тираниями, воплощавшими мировое зло – со времён монголо-татарского нашествия, польской интервенции – до Наполеона, Гитлера, наших дней. Программы призваны выявить духовные знаки тех побед России, которыми было спасено человечество[25]. 

«Удерживающий теперь» - Пушкин как персонаж Священной истории (Откровение Иоанна Богослова) и как центральное явление русского национального сознания. Один из вариантов – «Русская культура: чин пророков». Пушкин и музыкальность. Всемирная отзывчивость Пушкина, по мысли Ф. Достоевского, состояла в способности примерить на себе «одежды» других культур[26]. Не в этой ли особенности русской культуры – принять, «присвоить чужой восторг, чужую боль», - состоит и исторический успех русской имперской политики? Применительно к детской аудитории возможны преломления этих идей в образе не просто поэта-пророка, но сказителя Бояна, хранящего сакральные знания рода, воплощённые в идеалах, былинах, сказках. На музыкальном поприще подобным – пророческим – даром обладали М.И. Глинка, С.И. Танеев (программа: «Русская музыка: чин пророков»). Программа напоминает и об особой роли поэтов в русской культуре, и о вновь обретённой культурой утраченной европейским сознанием античной триады: целитель – пророк - поэт, - указывающей на высокое призвание искусства.

«Русский Моцартеум» - цикл музыкальных программ, объединенных общей темой: какие вопросы услышали в музыке Моцарта русские композиторы и как на них отозвались? Намерение Моцарта приехать в Россию, осуществлению которого помешала смерть, его «воскрешение» в России в венце мученика (через пушкинскую Маленькую трагедию), уникальный диспут в русских художественных кругах начала XIX века («Моцарт или Бетховен»), - все это сделало фигуру австрийского композитора знаковой для русской культуры. А целое направление русских композиторов - последователей Моцарта – по праву может быть названо «Русским Моцартеумом». Эта композиторская школа и являет собой «столбовую» дорогу истории русской музыки XIXXX веков. Параллельно в концертной программе рассматриваются и вопросы знаков, векторов культур.

 

В образовательной части для детской и юношеской аудитории предполагается проведение:

  • мастер-классов, посвященных ключевым, поворотным, основополагающим явлениям художественной культуры; эти мероприятия призваны обозначить вопросы и темы для ответного творчества со стороны детей;
  • тематических, проблемных фестивалей, конкурсов детского творчества, объединяющих разные виды искусства.

Проект предполагает и внедрение новых форм и методов развития детского художественного  и нехудожественного творчества.

 

Проект, охватывающий один учебный год (концертный сезон), состоит из пяти этапов, включающих в себя весь комплекс заявленных мероприятий (выставка, концертная программа как проблемная партия, мастер-класс, занятие по практической культурологии и т.д.). Каждое мероприятие рассчитано на определённую аудиторию. Так, мастер-класс адресован учащимся и преподавателям музыкальных школ; концертная программа – сложившейся аудитории слушателей филармонических концертов; занятие по практической культурологии, дискуссионный клуб объединит студентов институтов, преподавателей колледжей и вузов города, активных меломанов, постоянно посещающих концертные залы.

Этапы проекта, представляющие ступени единого вектора расширения культурного горизонта, посвящены определённой теме:

  1. Своеобразие русской культуры представлено через строй родного музыкального языка. Обращение к его истокам выявляет близость русской протяжной песни и  Знаменного роспева, народного песенного творчества и музыки сакральной. Исключительно значимым представляется и отличие общего – минорного – строя русской музыки от европейских ладовых схем[27]. Сопоставление смысла страданий в русской этической традиции с некоторыми особенностями родного музыкального языка позволяет рассматривать его  как один из ключей к нашей истории.
  2. Феномен исключительной открытости русской культуры достижениям культур других народов рассматривается в контексте её преобразующей (преображающей) силы. Творчество приехавших в Россию художников приобретает неведомый им ранее масштаб, а европейские художественные идеи, лишь будучи укоренёнными на русской культурной почве, становятся значимыми в поисках спасительного для человечества пути.
  3. Русская культурная история в её творцах. Роль личности поэта, художника, композитора в жизни народа и страны. Пророческое призвание поэта в русской жизни («Русская культура: чин пророков»).
  4. Возрастающее с XIX века влияние русской культуры на мировой культурный процесс. Те черты русской картины мира, которые сделали её открытой для понимания и признания другими народами. Предложенный нашей культурой человечеству вариант прогресса – путь духовного преображения, путь бесконфликтного сосуществования культур многих народов, объединение их в многоцветии «древа человечества высокого».

Связь этапов проекта обеспечивается не только их единым содержательным вектором, но и новой формой живого творческого диалога музыкантов и слушателей. Выставка, концертная программа, занятие по практической культурологии становятся для слушателей импульсом, «заданием» для ответного творческого действия. Завершающим пятым этапом проекта станет приезд в Москву творческих делегаций городов со своим «отчётом» - показом художественных работ. Таким образом будет реализована идея «соборной симфонии», или (если пользоваться термином, принятом в Русской Православной Церкви) катавасии. Этот общий, полнозвучный аккорд (в отечественной традиции колокольного звона именуемый: «во вся») ответного творчества и должен стать главным результатом проекта «Российская музыкальная империя». 

 

V.                 Интерес для международного сотрудничества

 

Будучи участниками и организаторами многочисленных концертов из произведений русской музыки в европейских странах, солисты Танеевского музыкального общества всегда отмечали неослабевающий интерес западноевропейских слушателей к серьезной музыке, особенно – к музыке русской. Повышенный интерес вызывает показ русской музыки в контексте её идейных, духовных источников, в сопровождении соответствующих литературных и философских программ. Европейскому слушателю, ориентированному на вербальное, рационалистическое постижение художественных явлений, легче найти свой ключ к русской музыке через усвоение ее идейно-философских параллелей. Продуктивность такого показа русского искусства подтверждено успехом юбилейного Танеевского фестиваля 2006 года в Лондоне («Танеевские дни в Великобритании», организованные Танеевским музыкальным обществом и православной общественностью Лондона).

Болезнь индивидуализма (по Шпенглеру, фаустианство), поразившая европейское сознание и осознаваемая им как недуг, объясняет открытость западных слушателей таким знакам нашей культуры, как её хоровой принцип, как её соборность, как идея совести, которую в соцветие мировой культуры (по мысли Г. Свиридова) привнесла русская культура. Именно духовной потребностью, а не модой на «русскую экзотику» определяется интерес с этосу русской музыки, её «способности соединять людей любовью» (слова С.И. Танеева), явленная ею жажда преображения, её пасхальный знак.

Неизвестными для западных меломанов остаются и многие сочинения западноевропейских композиторов, посвящённые русской теме и русской музыке (Гайдн, Моцарт, Бетховен[28], Лист и многие другие); исключительный интерес вызывает и музыка, написанная композиторами-европейцами, приехавшими в Россию. Чрезвычайно привлекательным и столь же непонятным остаётся для европейских слушателей общий минорный строй русской музыки.

И именно русская культура, русская музыка определяет в европейской среде имидж нашей страны – это подтверждается нашим участием в многочисленных европейских фестивалях и концертах, посвящённых русской музыке.

Ряд предложенных музыкально-исторических программ может быть дополнен для иностранного слушателя программами:

  • «Путешествие из Венеции в Петербург. Вивальди: русский след»;
  • «Иосиф и его братья: петербургский портрет Гайдна»;
  • «Русский клуб у Фонтана Треви: Зинаида Волконская – Рим – Пушкин»
http://vrparty.org/article/show/?id=59
Категория: Люди искусства и науки | Добавил: rys-arhipelag (05.10.2010)
Просмотров: 623 | Рейтинг: 0.0/0