Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
IV. Структура проекта и формы реализации
Некоторые темы музыкальных занятий (концертных программ): «Святая родина моя» (программа о Москве как символе братского единства многих народов, носительнице идеи Третьего Рима). Программа предполагает привлечение разработок последнего времени из обрасти метафизики столицы (Р. Рахматуллин и др.). «O rus!..» (О, деревня!) - «О Русь!» - программа о целостности русской культуры, о связи её с родным пейзажем, крестьянским трудом, святой родной землёй. «Священная война» - программа о роли России в борьбе с мировыми тираниями, воплощавшими мировое зло – со времён монголо-татарского нашествия, польской интервенции – до Наполеона, Гитлера, наших дней. Программы призваны выявить духовные знаки тех побед России, которыми было спасено человечество[25]. «Удерживающий теперь» - Пушкин как персонаж Священной истории (Откровение Иоанна Богослова) и как центральное явление русского национального сознания. Один из вариантов – «Русская культура: чин пророков». Пушкин и музыкальность. Всемирная отзывчивость Пушкина, по мысли Ф. Достоевского, состояла в способности примерить на себе «одежды» других культур[26]. Не в этой ли особенности русской культуры – принять, «присвоить чужой восторг, чужую боль», - состоит и исторический успех русской имперской политики? Применительно к детской аудитории возможны преломления этих идей в образе не просто поэта-пророка, но сказителя Бояна, хранящего сакральные знания рода, воплощённые в идеалах, былинах, сказках. На музыкальном поприще подобным – пророческим – даром обладали М.И. Глинка, С.И. Танеев (программа: «Русская музыка: чин пророков»). Программа напоминает и об особой роли поэтов в русской культуре, и о вновь обретённой культурой утраченной европейским сознанием античной триады: целитель – пророк - поэт, - указывающей на высокое призвание искусства. «Русский Моцартеум» - цикл музыкальных программ, объединенных общей темой: какие вопросы услышали в музыке Моцарта русские композиторы и как на них отозвались? Намерение Моцарта приехать в Россию, осуществлению которого помешала смерть, его «воскрешение» в России в венце мученика (через пушкинскую Маленькую трагедию), уникальный диспут в русских художественных кругах начала XIX века («Моцарт или Бетховен»), - все это сделало фигуру австрийского композитора знаковой для русской культуры. А целое направление русских композиторов - последователей Моцарта – по праву может быть названо «Русским Моцартеумом». Эта композиторская школа и являет собой «столбовую» дорогу истории русской музыки XIX – XX веков. Параллельно в концертной программе рассматриваются и вопросы знаков, векторов культур. В образовательной части для детской и юношеской аудитории предполагается проведение:
Проект предполагает и внедрение новых форм и методов развития детского художественного и нехудожественного творчества. Проект, охватывающий один учебный год (концертный сезон), состоит из пяти этапов, включающих в себя весь комплекс заявленных мероприятий (выставка, концертная программа как проблемная партия, мастер-класс, занятие по практической культурологии и т.д.). Каждое мероприятие рассчитано на определённую аудиторию. Так, мастер-класс адресован учащимся и преподавателям музыкальных школ; концертная программа – сложившейся аудитории слушателей филармонических концертов; занятие по практической культурологии, дискуссионный клуб объединит студентов институтов, преподавателей колледжей и вузов города, активных меломанов, постоянно посещающих концертные залы. Этапы проекта, представляющие ступени единого вектора расширения культурного горизонта, посвящены определённой теме:
Связь этапов проекта обеспечивается не только их единым содержательным вектором, но и новой формой живого творческого диалога музыкантов и слушателей. Выставка, концертная программа, занятие по практической культурологии становятся для слушателей импульсом, «заданием» для ответного творческого действия. Завершающим пятым этапом проекта станет приезд в Москву творческих делегаций городов со своим «отчётом» - показом художественных работ. Таким образом будет реализована идея «соборной симфонии», или (если пользоваться термином, принятом в Русской Православной Церкви) катавасии. Этот общий, полнозвучный аккорд (в отечественной традиции колокольного звона именуемый: «во вся») ответного творчества и должен стать главным результатом проекта «Российская музыкальная империя». V. Интерес для международного сотрудничества Будучи участниками и организаторами многочисленных концертов из произведений русской музыки в европейских странах, солисты Танеевского музыкального общества всегда отмечали неослабевающий интерес западноевропейских слушателей к серьезной музыке, особенно – к музыке русской. Повышенный интерес вызывает показ русской музыки в контексте её идейных, духовных источников, в сопровождении соответствующих литературных и философских программ. Европейскому слушателю, ориентированному на вербальное, рационалистическое постижение художественных явлений, легче найти свой ключ к русской музыке через усвоение ее идейно-философских параллелей. Продуктивность такого показа русского искусства подтверждено успехом юбилейного Танеевского фестиваля 2006 года в Лондоне («Танеевские дни в Великобритании», организованные Танеевским музыкальным обществом и православной общественностью Лондона). Болезнь индивидуализма (по Шпенглеру, фаустианство), поразившая европейское сознание и осознаваемая им как недуг, объясняет открытость западных слушателей таким знакам нашей культуры, как её хоровой принцип, как её соборность, как идея совести, которую в соцветие мировой культуры (по мысли Г. Свиридова) привнесла русская культура. Именно духовной потребностью, а не модой на «русскую экзотику» определяется интерес с этосу русской музыки, её «способности соединять людей любовью» (слова С.И. Танеева), явленная ею жажда преображения, её пасхальный знак. Неизвестными для западных меломанов остаются и многие сочинения западноевропейских композиторов, посвящённые русской теме и русской музыке (Гайдн, Моцарт, Бетховен[28], Лист и многие другие); исключительный интерес вызывает и музыка, написанная композиторами-европейцами, приехавшими в Россию. Чрезвычайно привлекательным и столь же непонятным остаётся для европейских слушателей общий минорный строй русской музыки. И именно русская культура, русская музыка определяет в европейской среде имидж нашей страны – это подтверждается нашим участием в многочисленных европейских фестивалях и концертах, посвящённых русской музыке. Ряд предложенных музыкально-исторических программ может быть дополнен для иностранного слушателя программами:
http://vrparty.org/article/show/?id=59 | |
| |
Просмотров: 664 | |