Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 02.05.2024, 08:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Русские художники. ОДНОЙ ДОРОГОЙ ПО ЖИЗНИ КОНСТАНТИН МИРОШНИК И НАТАЛИЯ КУРГУЗОВА-МИРОШНИК. Часть 1.


Крупнее

Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник - необычные живописцы, все свои картины они пишут вместе. Вместе определяют тему будущего полотна, вместе собирают материал, вместе работают. Талант каждого из художников имеет свои оригинальные оттенки, которые, соединяясь в едином произведении, приобретают совершенно особое звучание. Молодые мастера обладают разным видением колорита, не схожи и их художественные манеры письма. Но в творчестве, равно как и в жизни супруги дополняют друг друга, составляя единое целое.
Искусство Константина и Наталии поражает своей полифонией тем и сюжетов. Их полотна всегда разнообразны в своих переживаниях и эмоциях, порой лиричны, а порой исполнены драматизма. Но они неизменно находит отклик в душе каждого человека. И здесь не имеет значения, смотрим ли мы на, созданные поэтической кистью мастеров, удивительные портреты, пейзажи, натюрморты, или на написанные с тонкой проникновенностью полотна, посвященные Великой Отечественной войне. Везде звучит их удивительный дар, стремление к созерцательности и вдумчивым размышлениям.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ.
НАТАЛИЯ

«Ну все, значит суждено быть тебе художницей» - эти пророческие слова произнес Владимир Александрович Кургузов, увидев, что его четырехлетняя дочка Наташа, играя в парикмахерскую, подстригла, новые беличьи кисти своей старшей сестры.
Наталия Кургузова-Мирошник родилась 10 февраля 1973 года в Калуге.
Так с четырех лет Наташа начала посещать ИЗО-студию, а в семь лет стала ученицей детской художественной школы в своем родном городе. Здесь не обошлось без казусов: как-то на уроках искусствоведения, преподаватель обратила внимание на то, что Наташа, вместо того, чтобы делать записи в тетради по предмету, просто калякает. Девочку вызвали в коридор, стали ругать и стыдить, а потом, к всеобщему удивлению, выяснилось, что семилетняя Наташа – первоклассница, просто еще не умеет писать, в отличие от других учениц своего класса, которым было по 11-12 лет. Высокий уровень подготовки и удивительный талант маленькой художницы, заставил членов приемной комиссии художественной школы взять девочку на обучение, невзирая на то, что ей еще было очень мало лет.
Педагогом Наташи Кургузовой был необычайно талантливый художник – Георгий Герасимов - тонкий акварелист, благодаря которому многим мастерам кисти была открыта дорога в настоящее искусство. Наталья вспоминает, что Герасимов был невероятно требовательным педагогом. И старания учителя имели свои плоды - девочка получила прекрасную базовую подготовку. Георгий Николаевич приучал к точности руки, воспитывал видение сложности и богатства колорита, побуждал учеников много работать на открытом воздухе - на пленэре, чтобы лучше видеть и чувствовать естественную красоту природы.
Родители также уделяли внимание воспитанию в Наталии будущего яркого художника – были и прогулки по живописным местам родного города, и посещение художественных и краеведческих музеев, и осмотр достопримечательностей, исторически значимых мест.
Следующим этапом в творческом развитии Наталии становится учеба в Московской средней художественной школе при институте им. В.И. Сурикова. В то время из Москвы в Калугу прибыла комиссия, отбиравшая юных художников, которым предлагалось отправиться в московскую школу-интернат, при Суриковском институте, где наиболее талантливые дети из разных уголков Советского Союза имели возможность жить и постигать мастерство живописи.
Родители Наталии - Евгения Ивановна и Владимир Александрович, понимали, что учеба в столице может стать мощным толчком для творческого роста их дочери, и потому приняли тяжелое, но верное и смелое решение – отправить девочку в Москву. Наташу пришлось уговаривать, она долго не соглашалась уезжать из родительского дома, и поддалась на увещевания лишь тогда, когда мама пообещала подарить ей розовое платье и розовые сапожки.
Учеба в московской художественной школе в момент изменила повседневную действительность девочки, о беззаботной детской жизни можно было забыть. Занятия проходили каждый день. Процесс овладения мастерством рисунка, живописи, композиции требовал беспрестанной напряженной работы. Ученики должны были постоянно трудиться, совершенствовать себя в живописи, чтобы добиться ощутимых результатов.
Именно во время своего обучения в школе, Наталия знакомится со своим будущим учителем - художником Ильей Глазуновым. Наталия училась в одном классе с дочерью Глазунова - Верой, поэтому Илья Сергеевич часто бывал у них на занятиях, давал комментарии по поводу работ начинающих мастеров, помогал советами, рекомендовал книги для чтения. Общение со знаменитым художником имело мощное и плодотворное воздействие на молодую художницу. Поэтому не удивительно, что по окончании интерната Наталия пишет необычную для выпускницы художественной школы работу - диптих, посвященный трагическим моментам русской истории. Одна из картин изображает княгиню Елизавету Федоровну, покидающей Марфо-Мариинскую обитель, второе произведение было посвящено отречению Николая II от престола, оба полотна в настоящее время хранятся в фонде школы.
Таких серьезных тем выпускники МСХШ, как правило, не брали, но для Натальи общение с Глазуновым, увлечение историей России, чтение Солоухина, Карамзина, Ключевского дало мощнейший рывок к тому чтобы не идти в своем искусстве по торной дороге, а заявить о себе как о мастере, способном решать сложнейшие живописно-композиционные задачи, достигать высокой глубины и сильнейшей эмоциональной напряженности в своих полотнах.
Закончив с отличием МСХШ, Наталия успешно выдерживает экзамены и поступает в Суриковский институт, но вдруг, к всеобщему удивлению, забирает документы, поскольку теперь она точно знает, что хочет учиться у Ильи Глазунова.
Идея создания Академии принадлежит художнику и общественному деятелю Илье Сергеевичу Глазунову. В 1986 году, когда в стране только началась перестройка, было принято решение открыть новое художественное высшее учебное заведение в котором будут возрождены реалистические традиции русской художественной школы – Императорской Академии Художеств в Петербурге и Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Был поставлен вопрос о возвращении художникам России здания МУЖВиЗ по Мясницкой, 21 и размещении в нем создаваемой Академии. Илья Глазунов, предвидя развитие событий в связи с перестройкой и понимая необходимость создания российских учреждений а области высшего художественного образования, предложил руководству страны решить эти вопросы. Нельзя сказать, что решение было принято сразу. Однако умение убедить в правоте своих доводов и авторитет художника, сыграли свою роль. Академия была создана и первым ректором ее был назначен в 1987 году Илья Сергеевич Глазунов. Первый набор студентов в новую Академию был осуществлен в 1989 году. Первоначально занятия студентов проводились в полуразрушенных помещениях в доме на Мясницкой или в различных арендуемых Академией зданиях. Основу преподавателей живописного факультета составили ученики портретной мастерской, которой руководил И.С. Глазунов в институте имени В.И. Сурикова.
Надо отдать должное правительству города Москвы и лично мэру города Ю.М. Лужкову, который помог Академии в трудную пору ее существования, выделив в аренду необходимые учебные помещения. Благодаря этой помощи Академия смогла продолжать учебный процесс и проводить ежегодные наборы студентов.
При поступлении в Академию, молодой художнице Наталии Кургузовой предстояло столкнуться с неожиданными трудностями – на тот момент, Илья Сергеевич принципиально не принимал в свою Академию девушек, полагая, что женщине трудно достичь успехов в живописи, поскольку ее главное предназначение – быть хранительницей семейного очага.
И все-таки необычайно талантливым художницам-абитуриенткам Наталье Кургузовой, Вере Глазуновой, Сайде Афониной удалось своими талантливыми работами убедить ректора Академии взять их на обучение, поверить в их творческий потенциал и пересмотреть свое мнение. Став первыми ученицами Глазунова, художницы дали возможность другим талантливым начинающим мастерам раскрыть себя, и теперь девушки занимают ощутимый процент от общего числа студентов Академии Ильи Глазунова.
Учеба в Академии была очень напряженной. Каждый день для студентов начинался в шесть часов утра, даже выходные дни не освобождали их от работы. Просыпались, одевались и шли на этюды. Бывало, на улице мороз такой, что краска застывает, а художники продолжают трудиться…
От каждого студента требовалось ежедневно нарисовать на менее семидесяти карандашных набросков. А где найти столько разных лиц, где уловить такое разнообразие ракурсов? Конечно в метро. Поэтому художники, вооружившись карандашом и бумагой, садились утром в подземную электричку и начинали работать. Семьдесят набросков готово – можно идти завтракать. Если же по какой-либо причине не смог сделать это задание, значит, завтра придется выполнять уже сто сорок набросков.
Затем к девяти утра студенты спешили в Академию. В два часа занятия заканчивались, ребята возвращались в общежитие, обедали и вновь садились за работу - писать гризайль и так каждый день.
Илья Глазунов уделял много внимания своим питомцам, всерьез занимался их воспитанием, знал почти всех студентов в лицо и по именам. Ректор мог приехать в общежитие в любое время суток, даже в двенадцать часов ночи, такие внезапные визиты учителя были очень показательными и давали возможность узнать, кто лоботрясничает, кто устраивает веселые вечеринки, а кто стремится постоянно работать над собой, совершенствовать свое мастерство. Так вот, Наташу можно было видеть только у мольберта, что всегда приятно удивляло и радовало ректора.
Такой напряженный, непрерывный творческий труд довольно быстро приносил свои плоды, за короткое время молодые мастера начинали делать колоссальные успехи в живописи!
Илья Сергеевич, чтобы лучше познакомиться со своими студентами, часто приглашал их к себе домой. Все усаживались за большой стол, беседовали, пили чай. Чтобы услышать каждого из ребят, узнать, о чем они думают, что их волнует, Глазунов предлагал всем написать об этом и затем зачитать. Обычно Илья Сергеевич предлагал для обсуждения конкретные темы, но мог дать и задание посложнее. Однажды ректор попросил художников представить, что через несколько минут их не станет, от них останется только лист бумаги, на котором они рассказывают о себе, о своем искусстве, чем жили, о чем думали. Затем все вслух читали эти письма, кто-то смеялся, кто-то плакал…
С необычайной теплотой и ностальгией вспоминает Наталья первый и второй курсы Академии, когда все студенты вместе с ректором выезжали на творческую практику в Петербург. Было тяжело: быстро заканчивались деньги, выдаваемые Академией на проживание, изнашивалась обувь от постоянных передвижений по городу в поисках наиболее живописных уголков для написания этюдов. Но все равно ребята были счастливы, оттого, что имели возможность каждое утро ходить в Эрмитаж, в Русский Музей, помногу раз посещать пригородные дворцы Петербурга, рисовать Летний сад и в дождливую и в солнечную погоду. Именно в это удивительное время Наталия знакомится со своим будущим мужем Константином Мирошником.
По окончании практик обязательно устраивался ректорский просмотр картин. Во время одного из таких просмотров, лучшей работой была признана копия Ван Дейка «Портрет Томаса Чалонера» (1992), выполненная первокурсницей Натальей Кургузовой. Копия была написана настолько профессионально, что заслужила восхищение комиссии, а ректор Илья Глазунов повесил картину у себя в кабинете, что было лучшей похвалой для молодой художницы. Этот Наташин успех был также поощрен денежной премией, что в то время явилось большим подспорьем в ее студенческой жизни.
На четвертом курсе Академии Наталия создает масштабную по замыслу и степени сложности исполнения работу – «Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны» (1997). К этой, невероятно волновавшей ее, теме художница обращалась еще будучи ученицей художественной школы.
При создании этого произведения, Наталия стремится дать наиболее объективную оценку исторического персонажа, чья жизнь и деятельность стала воплощением верности христианскому долгу. Интерес к личности и судьбе Елизаветы Федоровны возник у молодой художницы после прочтения книги А. Солженицына «Красное колесо».
Картина Наталии воссоздает дивный образ преподобномученицы Елисаветы. Холодное небо над Марфо-Мариинской обителью, Москвой, над всей Россией. Снег. Первый снег, как на Покров. И по нему уже протоптана тропинка. Многие из тех, кто вышел из храма Покрова Пресвятой Богородицы уже не вернутся… Деревья за храмом словно в Алапаевске у Ганиной Ямы…

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест, тяжёлый и кровавый,
С твоею кротостью встречать…

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы -
Молиться кротко за врагов! —
«Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят…”

Преподобномученица Великая княгиня Елизавета прошла свой крестный путь. Но скольких своим Крестоношением она вдохновила служить Отечеству Небесному и земному. Буйные и мрачные дни проходят, и небо над Россией становится синим, небесно синим…
Служение христианским идеалам – цель творчества верующего человека. И в этом смысле Наталье необычайно близка личность великомученицы Елизаветы, которая, как известно, после убийства мужа, Сергея Александровича, приняла решение полностью посвятить себя благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Наталья на своей картине изображает великомученицу в белых одеждах на фоне стен храма обители. И здесь портрет приобретает черты исторической картины, поскольку раскрытие внутреннего состояния человека достигается с помощью изображения конкретной исторической обстановки.
Елизавета Федоровна, сестра последней российской императрицы Александры Федоровны, в тяжелейшее для России время добровольно осталась здесь, зная, какая трагическая участь ожидает всех членов царской семьи.
В 1918 году, на третий день Пасхи Великая княгиня Елизавета была арестована и увезена на Урал. В этот день святейший патриарх Тихон посетил обитель и отслужил в ней молебен, это явилось последним напутствием со стороны главы российской православной церкви перед ее крестным путем, трагическим финалом которого было ее жестокое убийство. Елизавета вместе с князьями Сергеем Михайловичем, Владимиром Палей, Константином Константиновичем, Игорем Константиновичем, Иоанном Константиновичем и инокиней Варварой, послушницей Марфо-Мариинской обители, добровольно решившей разделить участь своей Великой матушки, были сброшены в старую шахту близ Алапаевска, где долго и мучительно погибали. И глядя на картину Натальи Кургузовой мы ощутимо улавливаем затаенную тревогу, предчувствие неотвратимой беды. Тот зритель, кому неизвестен крестный путь Елизаветы Федоровны, пытливо всматриваясь в полотно, непременно пожелает узнать о нем, а узнав, приклонит колени перед величием духовного подвига святой мученицы.
В 1991 году княгиня была канонизирована русской православной церковью за границей, под именем преподобномученицы, а в 1992 году – нашей церковью. В саду обители в 1990 году был открыт памятник Елизавете Федоровне, работы В. Клыкова.
Для Наталии «Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны» явился первой серьезной творческой работой, художник уже на самых ранних этапах своего творчества определила для себя ту принципиально высокую планку, придерживаться которой ей с успехом удается и по сей день.
Серьезной оценкой труда и дарования художницы стало участие в 1994 году на выставке работ И.С. Глазунова и его учеников в Манеже.
Выставка состоялась по инициативе Правительства Москвы. Мероприятие имело огромный успех и показало, что заложенные в основу работы Академии принципы опоры на классическую школу русского и западноевропейского реалистического искусства, создание крупномасштабных исторических полотен находят широкий отклик у большинства зрителей и являются весомым вкладом в возрождение духовных сил нашего народа.
Выставку в Манеже в этот раз посетил Президент РФ Борис Николаевич Ельцин. Сперва он молча ходил с Ильей Глазуновым по выставке, не давая никаких комментариев по поводу работ. Но затем внезапно остановился перед картиной Кургузовой: «Это обманка, гипсовый рельеф?», - спросил, он, - «Как точно написаны предметы!», - подойдя к картине ближе, и даже дотронувшись до нее, Ельцин смог убедится, что это действительно была живопись, написанная настолько реалистично, что казалось, будто это рельеф. Над этой гризайлью Наталия работала целый год. Много сил и мастерства было вложено в эту студенческую штудию. В таком подходе к работе проявлялось влияние Глазунова, который приучил их очень серьезно относиться к написанию каждой работы. Преподаватели строго следили за тем, чтобы в обязательном порядке всеми учениками соблюдались этапы написания картины: эскиз, картон, гризайль, и лишь затем только картина переводилась в цвет, это был долгий процесс, но он тренировал мастерство и воспитывал в молодых художниках будущих профессионалов высокого уровня.
В этом же 1994 году Наталия становится членом Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО. А в 1998 году художник получает медаль к 850-летию Москвы за вклад в искусство.
В 1997 году Наталия с успехом заканчивает обучение в Академии. Нужно отметить, что немногим даже очень талантливым студентам это удавалось. Учеба предполагала постоянную, невероятно напряженную работу над собой, Академия была своего рода школа жизни, в которой выживает только тот, кто готов отдавать себя профессии полностью.
Своей дипломной работой Наталия выбрала невероятно волновавшую ее тему - «Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с Храмом Христа Спасителя».
Наступает роковой 1917-й. Февральские события, отречение царя, Временное правительство, толпы пьяных дезертиров на улицах, митинги…
В церкви, как и во всем государстве, разлад. Новый обер-прокурор Синода В.Н. Львов объявил свою персону «центром религиозного и общественного движения», провозгласил, что демократия и социализм ничем не отличаются от христианства, и издал распоряжение следить за архиереями и доносить ему об их настроениях. Шесть архиепископов - и среди них Тихон - выступили с заявлением о несогласии с такой политикой. В отместку Львов сам подобрал новый состав Святейшего синода. Его детище - газета «Московский церковный голос» стала рупором «обновленцев». Прозванные «обнагленцами», они призывали зачеркнуть прошлое Русской православной церкви, снять священникам рясы, проклясть «царизм»…
Когда в древнем Кремле уже сидели комиссары, в храме Христа Спасителя состоялась процедура «Божиего выбора» - жребия, по которому патриархом выпало быть Тихону. Он станет 11-м патриархом в истории России и первым после 200-летнего перерыва. Когда Тихону принесли определение собора, он сказал: «Ваша весть об избрании меня Патриархом является для меня тем свитком, на котором написано «Плач и стон и горе».
На первый советский первомай, прозванный в Москве «иудиной Пасхой» (он пришелся на среду Страстной седмицы), когда редкие колонны демонстрантов шли мимо Никольских ворот Кремля, красное полотнище, заслонявшее икону Николая Чудотворца на воротах, вдруг само собой порвалось и из-под него засиял старинный образ. Некоторые красноармейцы снимали шапки и крестились…
9 мая в день праздника Николая Чудотворца по требованию народа из всех московских церквей был совершен крестный ход к Никольским воротам. Всего собралось около 400 тысяч человек. Накануне многие его участники причащались и готовились к смерти. ЧК в расклеенных объявлениях обещала «стереть с лица земли» всех, кто будет выступать «с речами и действиями против Советской власти». Но вместо речей - пение кающихся, вместо оружия - крестное знамение. Сам Ленин в окружении часовых смотрел с Кремлевской стены на запруженную площадь, быстро и деловито записывая что-то в блокнот…
Существует устный рассказ современника, что, когда Ленин уже лежал в мавзолее, а самому Тихону оставалось недолго до упокоения, кто-то сообщил ему, что в мавзолее прорвало трубы канализации. «По мощам и елей», - кротко констатировал святейший.
Тихон пошел на уступки новой власти и лишь благодаря этому на время утихли «расстрельные процессы над священнослужителями», многих выпустили из тюрем. Но патриарх категорически отказался называться «Патриархом всего СССР». В дальнейшем он с горечью убедился, что предел уступок, требуемых советской властью, лежит за гранью верности Христу. На Тихона охотились, пытались разбить голову дубинкой, ткнули ножом в бок при выходе из храма, по ошибке вместо него застрелили его любимого секретаря и келейника Якова Полозова…
25 марта 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, уставший от непомерного груза патриарх тихо скончался на б0-м году жизни. Перед смертью он сказал, вздохнув: «Скоро наступит ночь, темная и длинная»…
28 сентября Архиерейский собор Русской православной церкви причислил патриарха Тихона к лику святых.
Работа над эскизами к этой картине «Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с Храмом Христа Спасителя» была начата Наталией еще на четвертом курсе, тогда как защита дипломов проходит в конце шестого курса. Иными словами, на сбор материала для написания лица и фигуры патриарха, на создание его образа было выделено очень много времени и сил. Подобная работа поглотила художницу полностью. Перед тем как приступить к написанию картины, необходимо было проштудировать многие исторические труды, изучить архивные материалы, и лишь потом, осмыслив весь этот материал, дать свою интерпретацию события, выразить доступным живописи языком свое особое отношение к личности патриарха Тихона.
Наталии в подборе материала для картины невероятно помогал отец Владимир Александрович. Он сделал множество фотографий различных людей, чтобы подобрать наиболее подходящий образ для героя будущей картины. А муж художницы, Константин Мирошник, чтобы уловить, как развиваются на ветру складки одежд патриарха, в рясе священника забирался в грозу на крышу многоэтажного дома, только так удалось запечатлеть удивительно красивую пластику складок. Главная задача, которую поставила перед собой Наталия – воплотить в живописи дух трудных для России лет, передать образ времени. Это получилось благодаря сочетанию двух жанров: исторического и портретного.
Картина выполнена в лучших традициях русской портретной школы, это, главным образом, проявляется в том, что автор делает акцент на глубокой психологической характеристике святейшего патриарха Тихона, прославленного русской православной церковью.
Размеры полотна адекватны масштабу творческого замысла – выразить великую скорбь и силу духа святейшего перед лицом трагедии русского народа, решимость и твердость в вере. Сжатый кулак – это аллегория воли, собранная в кулак. Грозовое небо, порыв ветра, развевающего одежды патриарха, усиливают ощущение трагичности происходящих событий.
Тихон написан в рост фронтально. Он раскрыт навстречу страшному миру, бурлящему внизу и вдали толпами с кумачовыми лозунгами.
Наталья помещает на картине фрагмент Храма Христа Спасителя, который является символом духовной опоры патриарха. Контрастность в колорите картины подчеркивает огромное напряжение душевных сил патриарха Тихона в поворотный, тяжелый для России момент истории.

По окончании Академии, Наталия и Константин были вынуждены, как и все остальные студенты, покинуть общежитие. Ни квартиры, ни родственников в Москве у них не было, жить было негде…
Константин устроился на работу в детский сад – сторожем. Руководство учреждения выделило художникам маленькую комнатушку в здании детского сада, которая одновременно была и их домом и мастерской.
В 1997 году, сразу после защиты дипломной работы, Наталия начала преподавать на кафедре Архитектуры.
Художница страстно мечтала продолжить совершенствовать свое мастерство. Но Наташе и Косте пришлось столкнуться с рядом трудностей - обучение в аспирантуре стоило очень дорого, на тот момент не было возможности найти такие средства. Художникам помог случай, благодаря которому Наталии удалось устроиться в аспирантуру. Батюшка, венчавший Наталию и Константина, и знавший об их мытарствах, передал молодым супругам записанный на листке бумаги телефон. Художники позвонило по указанному в записке номеру. Им поступило предложение написать портрет. В результате этой совместной и плодотворной работы был создан один из самых красивых, творческих и душевных портретов – «Русская красавица» (2000). Художники очень трепетно относятся к этой картине, любят брать ее на выставки, поскольку «Русская красавица» является достойным украшением любой экспозиции. В портрете мы можем наблюдать изобретательность при решении композиционного построения. Здесь мы видим столь любимое художниками взаимопроникновение жанров. Наличие пейзажа значительно обогащает психологическую характеристику модели. На картине изображена почти фольклорная, до боли узнаваемая русская зима, воспетая поэтами.
Внимание привлекает броская нарядность богатой по колористке павлово-поссадкой шали. Художники виртуозно передают фактурное разнообразие материалов – пушистость меха, гладкость мрамора, прозрачную хрупкость белых роз, которые молодая женщина держит в руках.
Помимо мастерства композиционного построения, для портрета характерна также выразительность жеста – изящное, тонкое, благородное движение руки, через которое напрямую передается внутреннее состояние героини.

Это произведение, как и многие другие картины, было написано Наталией и Константином вместе.
Говорят, что диплом является первой творческой и последней студенческой работой. Творческие картины писать очень сложно. Это серьезный труд, который требует ощутимых интеллектуальных и временных затрат. Большинство художников после окончания института волнуют насущные трудности, они сталкиваются с проблемой отсутствия жилья и денег, с конкуренцией, теперь главное для них – выжить. Нет, как во времена студенчества, возможностей для длительной работы над какой-либо одной картиной. Поэтому для некоторых художников дипломная работа становится апогеем их творческого развития.
Трудно написать первую творческую картину, но еще сложнее создать второе произведение, чтобы оно было лучше, чем первое, поскольку задана уже определенная высокая планка, ниже которой нельзя опускаться. А потом, каждой новой серьезной работой мастер должен демонстрировать развитие своего искусства.
Для Наталии Кургузовой следующим значительным произведением становится конный парадный портрет «Князь Владимир Мономах» (2000), созданный в соавторстве с мужем Константином Мирошником. В написании картины своими профессиональными советами Наталии также помогала руководитель и любимый преподаватель художницы Лейла Самиуловна Хасьянова. Эта удивительная женщина и талантливый художник, уже много лет работает деканом факультета живописи в Академии и успела вырастить, воспитать не один десяток молодых мастеров. Наталия Кургузова-Мирошник и Константин Мирошник вспоминают, что Лейла Самиуловна всегда помогала своим питомцам, для каждого находила доброе слово, поддерживала в трудную минуту.
Картина «Князь Владимир Мономах» написана на огромном холсте высотой 3,5 метра без рамы, выполнить работу на такой масштабной плоскости тяжело даже чисто механически, особенно для хрупкой девушки. Многие из коллег не ожидали от Наталии такой серьезной картины.
Героем исторического портрета-картины Наталии Кургузовой становится Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах, который прославился и бранными подвигами за отечество (сумел прекратить княжеские междоусобицы и объединить 3/4 древнерусского государства), и своим добрым нравом. Это подтверждает его завещание детям, отразившее лучшие черты русского Князя: «Не бегал я для сохранения живота своего, не щадил головы своей… Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может нам вредить, если Бог не позволит; а от Бога будет смерть, так ни отец, ни братья, не отнимут; Божье блюденье лучше человеческого».
Владимир Мономах в нашей истории человек-эпоха, человек-символ величия Древней Руси, её державной мощи. Потому и венчались наши Государи на царство его шапкой - Шапкой Мономаха. Царём Владимир Мономах никогда не был, а Великим Князем Киевским стал только в 60 лет. Но главой русского семейства стал он гораздо раньше и по своим деяниям и по своему нравственному авторитету.
Как показывает история, без «иностранных инвестиций» экономика Руси быстро пошла в гору. Богатели крестьяне, развивалась национальная внутренняя и внешняя торговля, так как в уставе Мономаха давались льготы русским купцам, потерявшим товары при кораблекрушении, на войне или при пожаре. Успешно развивались торговые и дипломатические отношения с Византией и Западной Европой. На княжеском дворе Владимир Мономах сам вершил суд, где каждый из его подданных мог найти у князя справедливое решение своего дела.
Время правления Русской Землёй Владимиром Мономахом было одним из самых благополучных в истории Древней Руси. Князь крепко держал государство в своих руках, русские богатыри охраняли его границы. Верными помощниками отцу были сыновья.
До семидесяти лет Мономах сам возглавлял русские войска, водил их в походы. До последнего дня все свои могучие духовные силы он отдавал объединению Руси, держанию мира внутри государства и защите его от внешних врагов.
По преданию, из Царьграда дед Владимира по матери, Византийский император Константин Мономах, прислал ему царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья). Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV веке, хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля
На своем полотне Наталия Кургузова запечатлела конкретный исторический момент, когда, весной 1113 года, ответив согласием на призыв горожан Киева после смерти князя Святополка Изяславича, Владимир Мономах подъезжает к золотым воротам Киева.
Художница долго не могла найти человека, с которого можно было бы написать портрет Владимира Мономаха. Но, увидев по телевизору интервью с Борисом Хмельницким, в момент поняла, что это тот самый княжеский образ, который она так долго искала. В тот же день Наталия договорилась с известным артистом о первом сеансе позирования.
Наталия посвятила много месяцев изучению темы будущей картины. Советовалась с известным костюмером с мосфильма Лидией Нови, работала в историческом музее, где хранители для нее открывали сундуки со старинными тканями, буквально рассыпающимися в руках. Все это было необходимо для того, чтобы с исторической точностью воссоздать образ князя, расцветку и орнамент древних тканей. Собирая информацию о том, какая лошадь могла быть у Мономаха, Наталия даже ездила в Тимирязевскую Академию. Выяснилось, что это был беспородный, приземистый, но очень выносливый конь – княжеское обмундирование было слишком тяжелым, и только животное с такими физическими характеристиками могло выносить длительные переезды.
В картине художник блестяще справляется с композиционным замыслом распределения и уравновешивания массы объемов в пространстве.
Главный акцент – на фигуре всадника, взгляд которого немного обращен к зрителю. Мощь и сила князя-воина чувствуется благодаря ракурсу изображения. Движение слегка замедляется, но лишь на мгновение, и ход истории продолжается.
Опора князя – воины с хоругвью – русское войско, сопровождавшее Владимира Мономаха в походах на Византию, на половцев. Исторический момент этот еще важен и потому, что Владимир Мономах идет на княжение в Киев – «мать городов русских». Цветовые акценты рождают ощущение приподнятости, особой значимости происходящего.
Достоверность исторической обстановки: одежда, вооружение, хоругвь, архитектурные детали, элементы городских укреплений свидетельствуют о большой предварительной работе перед написанием полотна. Желание показать важность исторического момента, создать убедительный образ князя, обращение к данному периоду русской истории говорят о стремлении Наталии осмыслить события дней сегодняшних, когда идеи посвященного правителя, объединения, защиты Отечества, осмысление непреходящих ценностей русской культуры требуют скорейшего воплощения.
После успешного завершения аспирантуры, молодые художники Наталия и Константин начинают активно участвовать в выставках.
В какой бы город не приезжали художники, картина «Князь Владимир Мономах» оставляла у зрителей яркие впечатления и являлась жемчужиной любой экспозиции.

Владимир Мономах
Крупнее
Когда картина вновь оказалась в Москве, художникам пришлось столкнуться с проблемой размещения этого гигантского по размерам полотна. Свою помощь предложил Игорь Терноградский, известный галерист, коллекционер и любитель искусства. И полотно на некоторое время было размещено в галерее «Мир искусства» на Остоженке.
Позже, при содействии Александра Поченка, картина «Князь Владимир Мономах» была преподнесена на пятидесятилетие президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, и обрела свое место в Кремле. Это событие явилось серьезным признанием таланта художников.

Борисова Марина,
искусствовед

http://kn-miroshnik.ru/


Категория: Люди искусства и науки | Добавил: rys-arhipelag (31.12.2009)
Просмотров: 4014 | Рейтинг: 5.0/1