Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
Что вы представляете при словах "сельский магазин”? Сельпо с
полками, на которых хоть шаром покати? Автолавку с хлебом, макаронами и
сахарным песком, приезжающую раз в неделю? Вопрос, как тут дела обстоят с
современным искусством, выглядит почти неприличным. А уж если вы
спросите про выход на международную арену, то, не удивлюсь, если в ответ
с вами будут разговаривать тихо и жалостливо, как с безнадежным типом,
съехавшим с катушек.
Тем не менее, проект "Международный сельский магазин”, который в прошлом году стартовал благодаря голландской художнице Вапке Феенстра в деревне со звучным именем Звизжи, – абсолютная реальность. Вапке Феенстра оказалась в русской деревне близ Угры из-за того, что в этой самой деревне, насчитывающей более двухсот жителей, Ассоциация менеджеров культуры решила создать арт-резиденцию, а фонд голландского художника Пита Мондриана эту идею поддержал. Что такое арт-резиденция, в деревне, в общем, представляли. Не первый день с художниками общаются. Благо Звизжи находятся рядом с природным заповедником и той самой деревней Николо-Ленивец, где Николай Полисский с артелью местных умельцев-художников строили зиккурат из сена, а в этом году поставили "Бобур” из дерева. Опять же фестиваль "АрхСтояние” проходит рядом. Собственно, на последнем "АрхСтоянии” в июле проект Made in Zvizzhi был включен в параллельную программу фестиваля. А в сентябре он будет участвовать в параллельной программе Московской биеннале. На первый взгляд, проект походил на прилавок с зеленью. Тут угощали роскошным салатом, выращенном детьми на школьном огороде из голландских семян… Показывали мультфильм, нарисованный Вапке Феестра, про то, как давным-давно тут был океан, в плавали в котором водились моллюски и хищные "морские лилии”, потом было ледник, который принес из северных стран валуны и песок… В общем, небольшой экскурс в историю последних нескольких сотен тысячелетий… Рядом каждый мог взять открытки с фотографиями Звизжей – почти такие, какие можно найти в любом уважающем себя туристическом городе. Вид на реку, сад, красивое лоскутное одеяло, "зебра” из покрышки колеса (ничуть не хуже гномов в садиках бюргеров), и дорожный знак с названием селения. Сама Вапке Феенстра, симпатичная, доброжелательная, была практически неотличима от местных жительниц. Разве что по-русски не говорила. Но общению по большому счету это не мешало. Деревня Звизжи находится в 200 км от Москвы, в 70 км от Калуги. В деревне более 200 жителей. Есть детский сад, школа, дом культуры, библиотека Не без удовольствия жуя экзотический салат с красивыми нездешними названиями, я решила, что надо хотя бы выяснить, как он связан с искусством и какое отношение к последнему имеет сельский магазин. Выяснилось, что проект "Международный сельский магазин” – одно из любимых детищ инициативной группы под названием "Мои деревни”, которую придумали три художницы, живущие в Лондоне, Берлине, Роттердаме, лет десять назад. Впрочем, свое название он получил в 2007. Художницы делали этот проект в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, теперь – России… Готовятся к большой выставке в Лейпциге в 2015 году. Все три художницы выросли в маленьких деревнях. Когда они сообщали об этом своим собеседникам, те, как правило, сочувственно кивали головами, мол, понимаем: глушь, скука, никакой культурной жизни. В общем, в какой-то момент девушкам стало обидно, и они подумали, что было бы неплохо рассказать этим городским снобам о своих родных местах. Спрашивается, как рассказывать? И тут они вспомнили об опыте презентации своих работ в музеях. И – о сельских магазинчиках. И тут дело не только в прихотливой игре ассоциаций. "Магазин в деревне – самая естественная витрина жизни, – рассказывает Вапке Феенстра.- Раньше там были и местные товары, но теперь, конечно, все по-другому. Но кроме того, это место встреч: тут, встретившись случайно, узнают новости, судачат, обсуждают цены и городские известия… Наконец, это место, где вещи не только имеют свою цену, но и заставляют думать о ценностях жизни. На самом деле много общего с музеем: вещи, непосредственное общение и ценности важны и для посетителя музея и для человека, пришедшего за покупкой в сельмаг. В обоих случаях общение становится предметным. Это не просто разговор вообще или лекция заезжего чужака, а очень конкретная беседа”. Магазин в деревне – самая естественная витрина жизни
Но какая тут беседа, если человек языка не знает? Понятно, что переводчик поможет, но все же… И тут на помощь пришел фотоаппарат. Голландская художница начала с того, что просила разрешения сфотографировать что-то: овощи на грядках, котенка на заборе, хозяина рядом с его домом… Потом предложила обсудить, какие фотографии можно было бы использовать для почтовых открыток с видами Звизжей. А перед отъездом оставила два фотоаппарата, один в школе для детей, другой в клубе для взрослых, попросив снимать то, что самим жителям захочется увидеть на открытках. Несколько месяцев спустя у них было около двух тысяч снимков – неплохой материал для отбора на открытки и для выставки. Собственно, и сейчас часть этих снимков можно увидеть в экспозиции местного дома культуры, а часть пригодилась для тех самых открыток. Так вопрос с языком общения был решен. А что касается предмета общения, то овощи в центре внимания оказались почти случайно. Просто когда Вапке спросила, что выращивают в Звизжах, публика в свою очередь заинтересовалась, что растет в голландских парниках и огородах. В результате художница отправилась за семенами в голландскую фирму Райк Цваан, которая дала еще и рассаду для школьного огорода. В честь перекрестного года Голландии в России – бесплатно. В итоге в Звизжах теперь растет голландская капуста, свекла, морковка. И салат всех мастей, разумеется. Другим поводом для разговора стал… ландшафт. В Звизжи пригласили Инну Лыкову, сотрудницу Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана, которая в свою очередь позвала всех желающих на геологическую прогулку. Посмотрев глину, известняк и валуны, она и рассказала о том, что было на месте деревни в каменноугольном периоде и в Юрскую эпоху… Кроме коллекции камней, результатом стал мультфильм, нарисованный Вапке Феенстра. Так, огород, прогулка и фотографии для почтовых открыток готовили основу для прилавка-выставки. Той самой, что, если все сложится, проследует по маршруту Звизжи – Москва – Лейпциг. Но главное, не в этом. А в том, что жители Звизжей, увидев себя в зеркале почтовой открытки, вдруг обнаруживают, что их домашний мир, с огородами, маленьким клубом, школой, имеет огромную ценность не только в их глазах…. Прямая речь
Вапке Феенстра, голландская художница: Вы спрашиваете, интересует ли меня эстетика соучастия? Можно и так
сказать. Но, в сущности, любое искусство предполагает соучастие зрителя,
даже если он просто смотрит на картину. Может быть, лучше назвать это
"искусством включения”. Словом, я не за эксклюзивный продукт, а
инклюзивное искусство. Искусство сегодня – территория с очень размытыми границами. Я просто приглашаю на нее людей, которые обладают креативностью. Тех, кто, возможно, уже является художником, но просто не подозревает об этом. Текст: Жанна Васильева текст от 15.08.2013 | |
| |
Просмотров: 776 | |