Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.03.2024, 18:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Сергей КОНИН: Зелёный туризм способен вытянуть сельское хозяйство
Татьяна ФЕДЯЕВА: - Сергей Степанович, недавно вам была вручена медаль за развитие туризма.
         Сергей КОНИН: - Мне было даже удивительно, потому что мы не привыкли к тому, чтобы государство замечало скромный труд общественных деятелей в этой сфере. Недавно был в одном регионе, зашёл в департамент туризма и спорта, и в кабинете чиновника - множество кубков и вымпелов, посвященных спорту, а вот наград за развитие туризма мы там не обнаружили. Это говорит о том, что всё только начинается.

         Т.Ф.: - А я была в чиновничьем кабинете и видела посвященные туризму рекламы: Мальдивы, Турция, Египет, а России посвящена одна маленькая картиночка. Что-то во всем этом не то...
         С.К.: - Вы знаете - чуда не бывает. У нас же всё рукотворное. Поскольку власть государства очень сильна, то мы на сегодняшний день зависим от того, посмотрят в эту сторону наша партия и правительство или нет. В прошлом году была принята концепция внутреннего и въездного туризма, которая определяет, в том числе, параметры развития экотуризма.

         Т.Ф.: - То есть, вы в русле решений правительства? Или сами по себе?
         С.К.: - Есть такая общественная организация - "Русское географическое общество”, которую возглавляет премьер-министр Владимир Путин. Он председатель попечительского совета, а президентом является Сергей Шойгу. Они, как только возглавили эту организацию, провозгласили развитие экологического туризма. И это очень важно для нас, потому что это общественный тренд. Он был замечен специалистами, и в этом направлении пошли какие-то движения. В мире эта тема развивается давно. Начало было положено еще в 60-х годах, а в 95-м году ЮНЕСКО приняло определённые правила экотуризма. Они не являются обязательными стандартами, но все стараются их придерживаться.

         Т.Ф.: - А какие это стандарты и что это такое - экотуризм?
         С.К.: - Это туризм, который проводится в рекреационных зонах и нетронутых уголках природы. Поэтому очень важно, чтобы давление человека на эти места было минимальным и не наносило вреда окружающей среде, и чтобы там обязательно сохранялось биоразнообразие. Это одна сторона дела.
         Другая сторона. В России мы производим мало, у нас всегда проблемы - мы не можем вырастить урожай. А во всем мире основная проблема сельского хозяйства - это кризис перепроизводства. Там считают: сколько молока или томатов уничтожили в Израиле. Потому что только таким способом можно удержать цену, чтобы все не разорились. Сколько сокращают производства того или иного продукта. За счёт интенсификации производства освобождают площади под развитие "зелёного” туризма. И если фермер создаёт туристическую базу на своей земле, то для него и разные субсидии и льготы.

         Т.Ф.: - Серьёзно? Вот если у нас, например, человек, занимающийся сельским хозяйством, говорит: "Я буду развивать туризм”, то что, он в соответствии с законом получит режим благоприятствования?
         С.К.: - Да. Можно взять кредит. И на этот кредит будут субсидии и дотации таковы, что он будет, практически, платить процент ниже инфляции. Это действительно так и, в принципе, кредит неплохой, который позволяет ему сделать хороший старт.
         Экологический туризм ориентирован на производство чистых продуктов, т.е. человек не просто отдыхает у себя на родине или на территории России, если говорить о внутреннем туризме - он употребляет чистые продукты и знакомится с историей, географией местности, знакомится с флорой и фауной. Там очень много нюансов. Сегодня можно сказать, что туризм, начиная со спортивного, приключенческого, оздоровительного, сельского - и всё это по стандартам экотуризма - можно у нас организовать.

         Т.Ф.: - Мне кажется, сейчас надо говорить о том, чтобы сохранить своё сельское хозяйство, которое испытывает огромные трудности. И самое главное - мы сами должны помочь друг другу.
         С.К.: - 2011 год объявлен годом пилотных проектов. Мы решили включиться в эту программу и начали реализацию проекта именно в Суздале. Потому что в Суздальском районе, как известно, нет крупных предприятий, нет производителей, которые бы наносили ущерб окружающей среде. Очень интересное место. Мы планируем построить несколько экобаз и несколько агрогородков.

         Т.Ф.: - Что такое агрогородок?
         С.К.: - Дело в том, что в основе туризма лежит, конечно, домик. Гостевой домик. В Европе два миллиона гостевых домиков. В России на сегодняшний день такой статистики нет, но с полной уверенностью могу сказать, что у нас нет ни одного домика, построенного по стандартам экодома. Каждый домик, который будет построен по этому принципу, в туризме является событием. Если говорить о том, как увязать сельское хозяйство и «зелёный» туризм - важно сказать, что на сегодня люди, которые приезжают в такие городки, не просто отдыхают - они знакомятся с сельским трудом, с образом жизни.
         Но дело в том, что у нас нет гостевых домиков, а люди ориентируются на то, чтобы приехать и получить три основных стандарта: стопроцентный комфорт, приватность и безопасность. Эти стандарты должны обеспечить агрогородки и экобазы.

         Т.Ф.: - Сергей Степанович, вы не являетесь мечтателем? А реально что-то у нас делается? Если делается, то где? Если делается, то кем? Государство: за или против?
         С.К.: - Государство - за. Программа принята. Повторюсь, 2011 год - год пилотных проектов. А затем будет тиражирование происходить. Самое главное, что в программе государство уловило основную проблему - отсутствие инфраструктуры. Для того, чтобы развивать внутренний туризм, должны быть гостевые домики, гостиницы.

         Т.Ф.: - Сергей Степанович, сейчас кто-то, живущий в небольшом районном городке, говорит: «Как здорово было бы. Я хотел бы организовать. С чего начать? Где получить какую-нибудь информацию?»
         С.К.: - Я думаю, что самое лучшее - в интернете. Заходите на сайт нашего некоммерческого партнёрства «Экопродукт». Потому что это большой объем информации. Основная идея заключается в том, что сегодня известно, как это сделать. Технико-экономические расчеты есть. Государство поддерживает. Банки такие кредиты готовы выдавать. Эти кредиты субсидируются, т.е. вектор указан. На сегодняшний день увеличение рабочих мест для людей, которые заняты в этой сфере, попало в приоритеты, за которыми наблюдает правительство. Т.е. это стандарты, которые являются для чиновников обязательными. Я видел в одном городе, в котором население более 100 тысяч, отчет-справку, которая предоставляется в регион. В ней была строка: «Сколько туристов вы можете принять сегодня в день?» Ответ: «37 человек». А город, между прочим, со 150 тысячами населения. Представьте себе: для того, чтобы по европейским нормативам называться туристическим городом, нужно принимать на одного проживающего 4 человека в год. Могу привести яркий пример - город Суздаль, который принимает почти 1 миллион туристов в год, а живёт там всего 16 тыс. человек.
         Если говорить о направлении развития сельского хозяйства - где у нас ложный момент? Мы можем произвести сколько угодно всего. Ведь сельхозпроизводители и фермеры всё время рыдают о том, что они произвели продукцию, а поставить её в сети не могут. А теперь представьте себе: если он знает, что через его домики в день проходит 20-30 человек - он будет держать 20 свиней, 50 кур, 10 коров, чтобы были всегда свежие продукты.

         Т.Ф.: - А есть ли у нас человеческий ресурс для организации всего этого?
         С.К.: - Я думаю, у нас колоссальный человеческий ресурс. Дело в том, что урбанизация, которая произошла во всём мире, привела к тому, что в целом 80% человечества проживает в городах. В России ещё 22% живут в сёлах. Т.е. человеческий ресурс есть. Это колоссальное направление для развития малого и среднего бизнеса, про которые сегодня все говорят. Про инновации разговоры ведут. А разве эта сфера не чувствительна к инновациям? Одна только проблема экодома, если будет решена для гостевых домиков в России - самая лучшая инновация.

         Т.Ф.: - Что включает в себя экотуризм?
         С.К.: - Экотуризм включает в себя несколько составляющих. Это энерогоэффективность, сохранение биоразнообразия природы. Кроме того, есть еще этнический мотив, т.е. развитие народных промыслов, есть производство чистых продуктов питания, ориентированных на этих потребителей; легендирование территории, чтобы приехавший в местность человек мог получить исчерпывающую и достоверную информацию о том, что здесь есть и было всегда, и т.д. В Америке - молодой стране - туризм можно построить только на изучении индейцев. А у нас такая колоссальная история! Мы всегда можем турпродукт создать. Потому что турпродукт - это то, что мы предлагаем. Люди хотят познавать окружающий мир, природу, историю. И вот это всё в ненавязчивой форме даётся людям, да ещё на фоне чистой природы, на фоне качественного питания, отдыха.

         Т.Ф.: - Какие особенности территории можно использовать, и каким образом? Это очень интересно. Как вы себе это представляете?
         С.К.: - Особенности любой территории являются конкурентным преимуществом. Мы должны открыться для мира. Обязательно сделать так, чтобы мы были интересны. Глобализация к чему приводит: наши туристы едут за рубеж, изучают английский язык, пытаются выглядеть как иностранцы. А от нас не этого ждут, от нас хотят, что бы мы были русские, или татары, или якуты. Они хотят нас видеть такими, какие мы есть. И мы именно этим интересны. Т.е. мы необычные, и это создаёт конкурентное преимущество. И к нам с удовольствием поедут. Во Владимирскую область, приезжала семья из Канады, которая всю жизнь профессионально занимается туризмом. Узнали о том, чем мы занимаемся, и попросили показать то место, где выращивают дождевых червей. Пришли, посмотрели и говорят: «Куда заплатить деньги?». Это было лет десять назад... Потом, когда они увидели, что такое русская изба - они и так и сяк ее фотографировали и удивлялись, что у нас брёвна складываются в замок. Потому что канадские домики для нас - чепуха. Они стояли, ошеломленные, перед русской избой... А мы покупаем канадскую технологию. Для какой цели - непонятно.

         Т.Ф.: - Даже в ситуации, когда мы порой живём в не самых лучших условиях, всё равно надо стремиться, хотя бы на воробьиный шаг, идти в правильном направлении в смысле экологии?
         С.К.: - Конечно. Выход всегда есть. Каждый сам для себя принимает решение: какие продукты питания потреблять, какой образ жизни вести, где отдыхать и как воспитывать своих детей. Потому что ребёнок, воспитанный на отдыхе в Турции, наверное, и уедет жить за рубеж. В конце концов, вся страна разбежится. Надо сделать так, чтобы к нам поехали. А для этого - раскрыть свою уникальность. У нас на территории России более ста наций и народностей, и, я думаю, нам есть что рассказать и показать.

         Т.Ф.: - Только остается нам всем пожелать успехов в развитии экотуризма и помощи друг другу.
         С.К.: - Я думаю, что сейчас именно этот проект очень важен. Поэтому приходите, давайте объединяться, находить общие точки интересов. Потому что каждый может выступать в роли потребителя, производителя, инвестора и просто заинтересованного человека.

         Т.Ф.: - Просто давайте жить интересно!
http://www.mariinsk-gazeta.ru/14_10_11/interview.html

Категория: Тихие подвижники | Добавил: rys-arhipelag (23.08.2013)
Просмотров: 724 | Рейтинг: 0.0/0