Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
О ни и в пору женского цветения для меня были бабушками – бабушка Маша и бабушка Аганя. Измученные крестьянской работой с утра до вечера, большими непоседливыми семьями, мужьями вечно навеселе, и в сорок выглядели старухами. Это потом уже, будучи взрослым человеком, я старался вглядеться в их тогдашние глаза и понимал: взгляды были озорными, движения быстрыми, а языки острыми. На нашей улице не было дома приветливее, чем дом бабушки Маши. Он стоял на высоком месте и, сам высоченный, открыто смотрел на деревню своими многочисленными, чистыми и уютными, окнами. Через овраг красовался единственный на всю округу не закрытый властями храм. Отсюда как на ладони видны березовые рощицы и седой древний лес. Кто ни проедет, кто ни пройдет, всяк обратит внимание, как в окнах дома бабы Маши блестят в солнечных закатных лучах подсиненные купола храма. Вот сюда-то и собирались всей улицей люди. Особенно в праздничные дни – на Пасху, на Спасы, на Троицу. Не помню, как другие улицы, а наша всегда собиралась здесь на завалинке. Всегда под вечер – дети сыты, гости выпровожены, скотина убрана. Приходили довольные, нарядные. Мирно текла беседа, лузгались семечки, делились новости. И была в этой встрече одна ожидаемая неожиданность: когда же зазвучит песня? Баба Маша всегда вела первую партию. Она вплетала в слово такие подголоски, от которых душа смеялась и плакала. Неграмотная, она чисто подавала звук и ни разу не навредила слову, не оскорбила его неправильным ударением. Рвала слово на части, а выпевала его, словно берегла. В такие минуты не только сказать – голову повернуть грешно, потому голоса не спотыкались, не отвлекались, а лились речкой, наполняясь силой голоса и чувствами, по всей деревне. – Маша с Аганей поют, - говорили на других улицах, и текли люди на песню. Была у бабушек в этой песне одна вольность: они перед последним куплетом останавливали пение, обменивались мнениями и, сраженные молчанием и взглядами соседей, так поднимали голоса, что тишина лопалась от напряжения. И сразу же без перерыва еще одна песня – «Что запил, загулял, друг Ванюшечка». Здесь уж все наплачутся – и певицы, и слушательницы – по своей тяжелой доле, каждая по-своему. А потом третья песня, четвертая, и так до тех пор, пока солнце не сядет. И вот однажды задохнулся от неожиданности – по телевизору транслировали концерт, и полился голос, так похожий на голоса моего детства. Свободный, чистый на высоких нотах и грудной, с вибрацией, на низких. Пропета всего одна строка из песни, а в нем переплелись оба голоса моих бабушек. Кто поет? Что за интересная такая певица? Совсем молодая, а песню играет, будто жизнь прожила. Такое впечатление, что она голосом сдерживает порыв большого оркестра, и тот уступает в темпе, стихает, не мешает певице. Красивая. С распахнутыми глазами. В скромном сарафане. Коса на голове. Без пафоса. Есть только она, песня и слушатель, с которым она говорит. Нет-нет, не поет, а говорит, рассказывает чужую жизнь, как свою. Почему-то сразу возникло ощущение, что манеру пения она подсмотрела у моих бабушек, а когда узнал потом, что родилась и выросла Татьяна в глухой уральской деревушке, стало понятно: видно, тоже по вечерам в праздничные дни бегала на концерты своих деревенских певуний, а те плохому не научат. Пришлась по сердцу уральская девушка столичной публике – в это время на эстраду выходили только «отборные», читай – самые талантливые. Самобытные. Индивидуальные. Петрова была таковой: никто так до нее не подавал песню – то голос звенел струной и, взлетев, падал на низкую ноту. И все это могло быть на одном слове. Так пели в ее родной горной стороне, где переплелись в свое время песни разных областей России, и не только России. Сюда стекался крепкий раскулаченный народ, чаще мудрый и талантливый. А ведь там, в родных наших деревнях, именно так и пели женщины – они пели, словно молились. Судьбу рассказать только перед иконой можно. Рядом с великим Бородинским полем, в городском дворце культуры каждый желающий мог посмотреть фильмы, снятые молодыми и талантливыми кинодокументалистами. Народ свободно входил в зал, присаживался на минутку, а не уходил до позднего вечера. Пришла группа солдат, скорее всего, в увольнении. Задержались, и после просмотра очередного фильма на сцену вышла Татьяна Петрова. Потом она признается, что приготовилась петь другую программу, а увидела парней в солдатской форме и решила напомнить им о доме. А-капельно, без микрофона полились в зал колыбельные песни. Мы их давно не слышали, с раннего детства, но каждый, и в первую очередь оторванные от дома ребята, услышали голос родной матери. Наблюдаю за рядовым. Он смотрит во все глаза на певицу и уверен: только для него слова колыбельной, только для него такой родной и близкий голос, в котором покой и радость, счастье и оберег. Слезы катятся непроизвольно, мальчишка их не замечает и не стыдится их – он среди своих, дома, где ему рады и где его любят. А потом был московский зал имени Чайковского, и видимо-невидимо народу. Татьяна Петрова пела программу «Татьянин день». Среди широкого раздолья народных песен, романсов лились баллады, плачи. Зал встал, когда певица запела «Прощание славянки»: Воспевая родные края, Беззаветно тебя мы любили, Святорусская наша земля. Высоко ты главу поднимала, Словно солнце, твой лик воссиял, Но ты жертвою подлости стала Тех, кто предал тебя и продал. И снова в поход Господь нас зовет. Мы вновь встанем в строй, И все пойдем в священный бой. Встань за Веру, Русская земля! В эти минуты мне вспомнилось большое село Михайловка, в которое забрел я случайно летним рязанским утром. Сердобольные сельчанки напоили меня холодной колодезной водой, предложили стакан молока со свежим хлебом, и потекла беседа. Больше о тяжелой и тревожной жизни – о нехватке денег, об отсутствии работы, о разбое некогда крепкого хозяйства, о заброшенных напрочь полях. Конечно же, о детях. Учить не на что, работать негде, стали какие-то обозленные, не стыдятся ни отца, ни матери. В разговоре всплыло имя Василия Агапкина – женщины просто похвастались своей родной историей. И оказалось, что автор «Славянки» родился здесь, в этом селе. Мои приветницы подхватились и показали место, где когда-то стоял дом батрака Ивана Агапкина, в нем и родился знаменитый музыкант. – Мы всегда пели его «Славянку», а теперь все чаще и чаще – в ней наша правда. На всю деревню есть у нас диск с этой песней, со словами, ее поет Петрова. Может, слыхал? Петрову с ней по телевизору не показывают, да и по радио не передают. Разве за такие слова передадут? За горами, за желтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок.
Мы привыкли, что в монастырских стенах льется духовное песнопение, а тут голубем взмывается в высь светская песня. Парит и не портит особенного монастырского настроения.
Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь - Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом Спасителя За погибшую душу мою.
… Д авно уже нет на этом свете дорогих моему сердцу бабушки Маши и бабушки Агани. В их домах живут другие люди, тоже крестьяне. Окна домов продолжают блестеть чистотой и уютом, а вот не звучит здесь больше песен. Наших. Родных. Русских. http://www.voskres.ru/ См. также: | |
| |
Просмотров: 3371 | |