Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
Светлые праздники Рождество Христово и Пасха прочно вошли в современную жизнь. Им уделяют внимание даже те люди, кто бесконечно далеки от веры и христианской религии. Хотя бы потому, что оба эти праздника официально объявлены нерабочими днями, и это отражено на законодательном уровне. Кажется невероятным сейчас, что всего лишь несколько десятилетий назад (время по историческим меркам просто ничтожное) – отмечание этих праздников в Крыму и в целом по стране не только не поощрялось, но было сопряжено со значительным риском. Период этот – 1920-1930-е годы был исключительно сложным временем для православного духовенства и верующих. Как справедливо отметил в своем докладе на VII Иоанновских образовательных чтениях благочинный Архангельска, настоятеля Свято-Никольского храма, протоиерей Александр Козарик, гонения, обрушившиеся в эти десятилетия на Русскую Православную Церковь, «по силе и масштабу сравнимы разве что со временами первых веков христианства». Массовые преследования, аресты и убийства православных священников и мирян начались сразу же после Октябрьского переворота. Скорбный список деятелей Церкви, павших в годину российского лихолетья, открывает имя протоиерея Иоанна Кочурова, расстрелянного красногвардейцами в Царском селе 31 октября До сих пор остается невыясненным или, по меньшей мере, спорным вопрос об общем числе священнослужителей, убитых большевиками первые годы их власти. По одним данным, в Показательно, что советское правительство никак не осудило эти убийства. Напротив, кровавые расправы над духовенством всячески поощрялись большевистскими лидерами. Наглядной иллюстрацией этому служат многочисленные высказывания В.И.Ленина, требовавшего «бороться с религиозным туманом» и призывавшего уничтожить «контрреволюционное духовенство», применив к нему «беспощадный массовый террор». Однако многочисленные несчастья и беды, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в годы Гражданской войны, были всего лишь началом ее скорбного пути на собственную Голгофу. Несмотря на репрессии и унизительные декреты, в 1920-е гг. Церковь в основе своей оставалась несокрушенной и в силу этого рассматривалась большевистскими лидерами как исключительно враждебная режиму оппозиционная сила, все еще располагающая значительными материальными ценностями и обладающая огромным влиянием на помыслы и души людей. Именно поэтому в первые десятилетия существования советского государства «борьба с религиозным дурманом» становится одним из важных направлений внутренней политики власти, причем, наряду с уголовным преследованием и мерами административного принуждения, в этом процессе активно использовались методы агитационной и пропагандистской работы. Главными мишенями антирелигиозной пропаганды, в числе прочих, стали крупные христианские церковные праздники. С этой целью властями издавались специальные циркуляры, которые затем направлялись для исполнения в нижестоящие партийные органы. Характерным примером служит циркуляр Обкома партии по агитационно-пропагандистской работе с января по декабрь «25 декабря сего года христианская церковь будет праздновать очередной религиозный праздник Рождество Христово. Нам необходимо в противовес ему создать новый революционный праздник, который бы создавал новый быт и проводил бы антирелигиозную пропаганду. Таким праздником является "Комсомольское Рождество", приуроченное к 25 декабря - Рождеству Христову. «Комсомольское Рождество» ставит себе три задачи: 1) Развить широчайшую антирелигиозную пропаганду среди комсомольцев и рабочей молодежи. 2) Создать новый религиозный праздник, который бы создавал новый антирелигиозный быт. 3) Должно отвлечь молодежь и взрослое население <...> от празднования ими Рождества Христова в церкви. «Комсомольское Рождество» проводится в следующем порядке: 1) «Комсомольское Рождество» проводится комсомольской организацией под непосредственным руководством РКП и при участии всех заинтересованных организаций. Никаких комиссий не создается. 2) «Комсомольское Рождество» проводится только в городе, в деревнях не проводится. 3) В комсомольской организации в течение ноября—декабря проводится антирелигиозная научная агиткампания. 4) Никаких карнавалов, шествий и прочего 25 декабря не проводится. Все «Комсомольское Рождество» проводится в клубном порядке, для чего в городах из всех партийных, комсомольских, профессиональных и прочих клубов выделяются несколько клубов, в которых проводится «Комрождество». Участие заинтересованных организаций должно выражаться в следующем: а) Окружные РКП: 1) Окружные РКП осуществляют непосредственное руководство над всей работой по проведению «Комсомольского Рождества». 2) Выделяются средства на расходы «Комсомольского Рождества». 3) Выделяются сильные пропагандистские силы для антирелигиозной пропаганды. 4) Проводить в печати большую антирелигиозную пропаганду. б) Участие политпросвета: 1) Выделяются средства на проведение «Комсомольского Рождества». 2) Снабжает РКСМ по одной в каждом городе антирелигиозной передвижкой. 3) Руководят художественной частью «Комсомольского Рождества», беря под свою ответственность разукрашивание клубов под антирелигиозный быт и т. д. Политсовет использует для этого силы Рабиса и Работпроса. 4) Ведают методической частью кампании. в) Участие профсоюзов: 1) Предоставляют свои профессиональные клубы и концерт-но-драматические силы этих клубов для организации в них вечеров в "Комсомольском Рождестве". 2) Вовлекают в ячейки "Комсомольского Рождества" членов профсоюзов, проводя среди них просветительскую кампанию. 3) Наиболее сильные профсоюзы выделяют наибольшие антирелигиозные библиотеки - подарки горклубам РКСМ (из 15 книг) П/п Секретарь OK ВСМ Коган Секретарь ОК РКП Н.Уфимцев Зав. политпросветом ОК РКСМ Рейтановский Зав. Крымполитпросветом Недим 27 ноября В деле подрыва религиозных устоев особую роль сыграло общество «Безбожник», созданное на территории полуострова в Как признавали сами организаторы, в процессе осуществления антирелигиозной кампании «некоторые члены партии и значительная часть комсомольцев допускали случаи грубого оскорбления чувств верующих, с шумом врывались в головных уборах в храмы, учиняли в период Вербного воскресенья в храмах драки, организовывали антирелигиозные спектакли, оскорбляли чувства людей». Наглядной иллюстрацией этому служит происшествие 11 апреля Ни на минуту не ослабевая, гонения властей на религию с конца 1920-х гг. принимают характер широкомасштабной, направляемой центром кампании. 24 января Указания центра были правильно поняты работниками нижестоящих партийно-советских структур. В печати была развернута настоящая травля священников и монахов, стали публиковаться оскорбительные фельетоны и очерки, высмеивающие христианские традиции и праздники. Так, весной «Религиозные праздники, - писалось в газете, - приносят большой вред. Но больше всего приносит вреда праздник пасхи и другие «двунадесятые» праздники. К пасхе верующие подготавливаются в течение семинедельного великого поста с тем, чтобы сэкономить за пост, а потом… все сразу опустошить в «светлый христовый праздничек»… Спросим себя — кому нужны эти праздники и что мы от них имеем? Кроме вреда, ничего... Нам нужно больше энергии и силы на строительство, на борьбу с трудностями…» «Вместо рабских разгульных праздников, мы создадим дни отдыха, создадим новые светлые праздники труда и борьбы: «Первое Мая», «День кооперации», «День женщин», «Юношеский день», «день Октябрьской революции» и другие. Нужно эти дни увеличить и совершенно выкинуть из календаря религиозные праздники пьянства и разгула». Не отставали от своих коллег по перу из «Домны» сотрудники газеты «Красная Керчь». Накануне Пасхи «Религии — смертный бой. ЦРК не должен устраивать пасхальных витрин. База юных пионеров при союзе медсантруд и работпрос требует, чтобы перед пасхой на витринах кооперативных и государственных магазинов не было никаких «соблазнительных» выставок (пасхи, крашеные яйца, предметы мещанского обихода и т.д.), ибо эти выставки вызывают ненужное праздничное настроение. Кроме того, они оказывают влияние и на некоторых пионеров. Желая избегнуть этого явления, мы, юные пионеры 1 и 23 отрядов, требуем запрещения пасхальных выставок». *** «Против религиозного праздника. В дни пасхи 5 и 6 мая Госиздат работает. Торговля будет производиться как в обычные рабочие дни. С 5-го мая начинается двухнедельник дешевой продажи книги: все книги будут продаваться с большой скидкой». *** «Рабочие и служащие Азчергосрыбтреста, порывая решительно с религиозными предрассудками, влекущими за собой пьянство, болезни и прогулы, постановили отказаться от празднования пасхи и в понедельник 6 мая явиться на работу. Они вызывают последовать их примеру рабочих и служащих табачной и консервной фабрик».
В дальнейшем градус антирелигиозной пропаганды стремительно продолжал повышаться. Поскольку очередные гонения на Русскую Православную Церковь разворачивались одновременно с кампанией сплошной коллективизации, в общественном сознании, формируется новый образ врага. Священнослужители объявлялись «слугами буржуазии», «врагами народа», «духовной опорой кулачества». Это, в свою очередь, стало поводом для организации репрессий в отношении наиболее активной части православного духовенства. Как следствие, в начале 1930-х гг., наряду с мероприятиями по «ликвидации кулачества как класса» (в царской России «кулаками» называли перекупщиков готовой продукции, которые сами на земле не работали. Такие люди, в отличие от зажиточных крестьян, уважением в деревне не пользовались, и были к этому времени в массе своей уже ликвидированы. Поэтому речь в данном случае шла о миллионах простых сельских тружеников, поднявшихся в годы НЭПа благодаря предоставленным им государством относительным экономическим свободам) власти инициируют новую волну преследований духовенства и верующих. Иллюстрацией этому служит настоящая истерия, разгоревшаяся в советской печати в начале 5 января «Накануне «старого рождества», - писалось в заметке, - следовало бы организовать вторую антирелигиозную демонстрацию. Горсовету нужно издать обязательное постановление о запрещении торговли спиртными напитками в дни «старого рождества». Оживление работы, наступление на антирелигиозном фронте не должно затихать». Для размещения информации о проведении антирелигиозных мероприятий в издании существовала специальная колонка «На фронте безбожия», в которой публиковались материалы о деятельности местной организации Союза воинствующих безбожников (СВБ). Так, 5 января газета информировала о начале проведения севастопольской организацией СВБ публичных бесед на тему «Социальные корни происхождения рождества и христианства» и организации семинара при райсовете союза для подготовки антирелигиозных пропагандистов. В том же номере газеты была помещена заметка об инициативе «группы бедноты» деревни Комары, постановившей «день «рождества» - 6 января (так в тексте – Д.С.) считать 2-м днем индустриализации и обращается к членам союза, работающим на каменоломнях, к колхозникам и ко всем трудящимся д. комары выйти 6-го января на работу. Всякого, кто не выйдет в этот день на работу, группа бедноты будет считать злостным прогульщиком». На следующий день, 6 января, издание (№6(2664)) «порадовало» своих читателей новыми антирелигиозными материалами, помещенными под общим заглавием «Сломаем рождественские «традиции». «Подходит «рождество по-старому», - делился в заметке «Накануне пьяного праздника» своими соображениями ее автор, подписавшийся «С», - праздник для тех, кто срывает наше социалистическое строительство. Кулак в деревне, нэпман, вредитель в городе будут стараться этот праздник использовать в своих интересах. Рабочий класс, все трудящиеся, все кому дороги интересы нашего строительства, должны противостоять нажиму чуждых нам элементов свою пролетарскую сознательность. В этот пьяный праздник все трудящиеся должны быть на работе. Ни одного дезертира труда! Ни одного прогульщика!» «До сих пор мы защищались от наступления религии, - вторил С. автор следующей заметки, некто В.Подгаевский. – Из 1 миллиона трудящихся, организованных в «союз воинствующих безбожников», только лишь 1 процент был действительно воинствующим. Сейчас наступило время, когда партия и комсомол должны бросить свои лучшие силы для руководства массами в борьбе с религией». И далее перечислялись практические шаги, предпринятые в этом отношении партией и трудящимися: «Весь коллектив школы НКПС (Народный комиссариат путей сообщения – Д.С.) на митинге 25 декабря, устроенном после работы, единогласно постановил: Закрыть в городе церкви всех вероисповеданий, а также снять все колокола. Такое же постановление вынесла молодежь коллектива швейников. Массы требуют: довольно нянчиться с поповской контрреволюцией, подрывающей нашу пятилетку». Тему практического воплощения антирелигиозных декретов продолжил следующий материал, озаглавленный «Наши празднуют». В нем, в частности, рассказывалось о решении общего собрания команд кораблей «1 мая» и «Санжийский», состоявшегося за два дня до Рождества и постановившего считать этот праздник «вторым днем индустриализации и явиться всем на работу». Весь заработок было решено передать в фонд индустриализации страны. «25 декабря в 7 часов утра вся команда и командный состав судна «1 мая» были на территории таможни и работали. Сюда же прибыла часть команды «Санжийского», но без командного состава. Началась дружная работа. Первомайцы спрашивали у команды с «Санжийского». - Где ваш комсостав? - Наши все празднуют «рождество христово», - отвечали санжийцы». Но самое большое количество материалов антирелигиозной направленности было опубликовано на страницах издания 7 января, т.е. непосредственно в день церковного праздника. «Старое и новое Рождество для нас не существуют. Сегодня рабочие Севастополя дают 100-процентную явку на работы», - таким заголовком газета «Маяк коммуны» (№7 (2665)) открыла очередную серию своих публикаций. По мнению редакции, празднование важнейшего церковного праздника являлось делом не только затратным, но и опасным для жизни. В статье «Сколько стоят стране религиозные праздники», утверждалось, что «число «праздничных» человеческих жертв» в рождественские дни «достигает по всей стране десятков тысяч в год», а сами религиозные праздники «стоят таких колоссальных средств, при помощи которых можно было бы в несколько лет провести сплошную индустриализацию сельского хозяйства и всю страну покрыть сетью изб-читален, кино и радиоустановок». «Празднование рождества, сопровождаемое массовым пьянством и обжорством, требует не только материальных, но и человеческих жертв. В крупных городах – в Москве, Ленинграде и пр. – «Рождество» и «пасха» являются боевыми днями для больниц. В них сотнями свозят людей, изувеченных в драках, отравившихся, пострадавших по пьяной неосторожности. В деревне жертв пьяного разгула не меньше. Здесь религиозные праздники часто заканчиваются массовыми побоищами. <…> Религиозные праздники можно назвать днями водки, крови и колоссальных растрат народного достояния. Штабами этого разгула являются 50 тысяч храмов, существующих на территории страны, вокруг которых сплотилось 250 тысяч служителей культа и полмиллиона членов церковных советов. Эта рать встречает решительный отпор со стороны безбожников, чьи ряды с каждым годом все более крепнут». Следующие заметки на антирелигиозную тему были значительно меньшими по объему, однако информировали читателей о практических шагах, сделанных безбожниками в деле борьбы с церковными праздниками. К ним относились требования о закрытии храмов, снятии колоколов, а также отчеты о работе СВБ в массах. Так, в заметке «Что было вчера в клубах» сообщалось о проведении антирелигиозных вечеров с докладами и постановками, проходивших «при переполненных залах». Важным направлением атеистической пропаганды была публикация в прессе клеветнических и порочащих материалов, призванных сформировать у читателя однозначно негативное отношение к духовенству и верующим. Так, в заметке «Скромная праздничная трапеза», автор, подписавшийся как «Ермолай Епифаныч», в нарочито издевательском, ерническом стиле рассказывал о совещании членов церковного совета Александро-Невского храма, проходившем 6 декабря «И началась тут, братцы мои, скромная праздничная трапеза. Попы Александро-Невской церкви приняли в ней участие. <…> Кто-то вскорости окосел. Пение началось. Святому Митрофанию многолетие затянули хором. А потом сольные выступления начались. Поп Некрасов попам Крылову и Завадовскому и всем активным прихожанам многолетие исполнил. Не знаю, каким голосом – не то тенором, не то басом. Но это неважно». Примечательно, что после Рождества антирелигиозные материалы если не исчезают полностью со страниц периодики, то их становится значительно меньше. Так, начиная с 8 января Тем не менее, гонения властей на религию ни на минуту не ослабевали. В условиях монополии на информацию, а также фактического отсутствия у православного духовенства и верующих возможности защищаться публично, атеистическая пропаганда, при всей своей примитивности, оказывалась достаточно действенной. Примером этому является то обстоятельство, что наряду с государством в начале 1930-х гг. инициаторами антицерковных мероприятий нередко выступали и распропагандированные «народные массы». Преследования в отношении служителей Церкви и верующих в дальнейшем продолжали усиливаться. В результате, к концу 1930-х гг. церковная жизнь Крыма подверглась разгрому. Из множества храмов епархии к началу войны функционировали лишь единицы. Многие святыни были безвозвратно утрачены. Большинство священнослужителей были репрессированы. И только начавшаяся в июне Литература и источники: 1. Ерш И. Пасха Христова: в царской Тавриде и в красном Крыму // «Крымское время», №41 (2718) / 16 апреля 2009. 2. Игумен Дамаскин (Орловский) Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // http://rusk.ru/st.php?idar=324562 3. «Маяк коммуны», №5 (2663), воскресенье, 5 января 4. «Маяк коммуны», №6 (2664), понедельник, 6 января 5. «Маяк коммуны», №7 (2665), вторник, 7 января 6. Протоиерей Александр Козарик. «Священники-мученики града Архангельска». Доклад на VII Иоанновских образовательных чтениях // http://sv-nikolai.prihod.ru/publicationscat/view/id/16348 7. Протоиерей Николай Доненко. Новомученики Феодосии: Священномученик Андрей Косовский, Преподобномученик Варфоломей (Ратных), Священномученик Иоанн Блюмович; Феодосия, Судак, Старый Крым в годы воинствующего атеизма, 1920-1938. – Феодосия; М.: Издат. Дом. Коктебель, 2005. 8. Соколов Д.В. Расстрелянные за веру. Крымское православное духовенство и политические репрессии 1917-1930-х гг. // «X Files Секретные материалы 20 века. ДОСЬЕ», специальный выпуск №9(39) 2009. – с.73-78 9. Соколов Д.В. Оскудение верой. Таврическая епархия в годы гонений (1921-1941 гг.) // «Первая Крымская», №228, 13 июня / 19 июня 2008. Впервые опубликовано: информационно-аналитическая газета «Крымское эхо» | |
| |
Просмотров: 581 | |