Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 11.05.2024, 06:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4120

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Двойная жизнь преподобного Геккера. К истории обновленчества



Представители общественности и духовенства при вскрытии раки
в Александро-Невской лавре. Петроград, 1922 год. Фото В.Булла

 


Из письма Геккера Норту:
“Моя надежда и мое самое главное желание – проповедуя Евангелие, возвысить, облагородить, придать христианские черты Коммунизму.”

.



Продолжение. Часть 1   Часть 2




Скульптурные детали раки. Вскрытие раки Александра Невского.1922 г. В.Булла

 



Группа подсудимых церковных деятелей в зале суда. Петроград. Июнь 1922 г.

 

 

6.  «Обновление» по Геккеру

Несмотря на то, что курсы, на которых преподавал Геккер, не предполагали изучение религии, епископ Нильсен гордо рапортовал о том, что “влияние, которое оказывал на учащихся Геккер, придавало всему курсу христианскую основу”

Геккер был назначен профессором педагогического института в Москве, где читал лекции учителям и директорам школ об американских методах обучения.

В феврале 1923 года епископ Нильсен писал пастору Норту:
“Я признаюсь, что больше доверяю суждениям профессора Геккера нежели некоторым добрым людям, но с осознанными реакционными наклонностями”.

Геккер был настроен резко отрицательно против Православной церкви, которую он считал не имеющей моральной власти и созидательного мышления.

В одной из статей он писал: “Русские , действительно, набожны, однако, их набожность ничего общего не имеет с их моральными нормами”, а в другой утверждал: ”Религия никак не влияла на формирование нравственных норм и поведение русского народа”.

Преследование деятелей русского православия он считал закономерным и оправданным процессом.
В одной из статей 1924 года, пишет Мэтью Миллер, он едва сдерживал ликование по поводу советских нападок на Церковь, замечая, что Церковь “пожинает посеянные ею плоды”, так как она все время поддерживала гонения на революционеров и неортодоксальные религиозные группы.

Он и сам включился в борьбу с реакционным Православием.

 


«Наиболее сильное сопротивление колхозам шло от священников, которые совершенно обоснованно полагали, что новая система ведения сельского хозяйства подорвет их влияние. Они говорили крестьянам, что создание коммун противоречит Божьей воле, и те, кто вступит в них, будут караться Всевышним.

Профессор Геккер пишет, что однажды он спросил у крестьянина, почему он противится вступлению в колхоз, ведь это дает много преимуществ. Тот ответил, что это противоречит Божьей воле.
Ведь, если бы это было Богу угодно, он бы не создал индивидуумов – Адама и Еву, которых он поместил в Эдем, а создал бы Коллектив и велел бы всем вместе трудиться в саду.»

(SOVIET RUSSIA AND RELIGION By CORLISS LAMONT. 1936 г)
.



Юлий Федорович был уверен, что со временем в России укоренится синтез индивидуализма, культивируемого Евангелием, и социализма, культивируемого коммунистическим учением.
 

 



Красная свадьба. Жених - рабочий завода "Электрик", невеста -работница завода №149. Петроград, 1922 г.



Пионеры за подготовкой к комсомольской пасхе. 1922-1924 гг.
Фото Я.Штейнберга

 

Время гонений на Русское православие казалось ему чрезвычайно благоприятным для закладки основ новой религии и создания новой Церкви нового общества, в основе которой было, правильное, с его точки зрения, евангельское, понимание мира .

Геккеру было поручена роль консультанта по такому обновлению Русской церкви и посредника по связям с Миссией.
Юлий Федорович стал вдохновителем русского обновленчества и советником Александра Введенского.



Обновленец, митрополит Александр Введенский
 
Геккером  была организована встреча лидеров обновленчества с епископом Нильсеном в Москве.
Обновленцы просили помощи у методистов на свое обустройство , и те были щедры.



Обновленцы. Веденский - четвертый слева
 
Обновленцы попросили содействия Американской Методистской церкви в подготовке кадров, и Геккер взялся разработать учебную программу.

 


Из биографии, рассказанной Геккером:

В итоге я основал Семинарию по подготовке религиозных деятелей
.

По приглашению обновленцев на состоявшийся в 1923 году Всероссийский Церковный Собор приехали епископ Эдгар Блейк. В своей приветственной речи он говорил о церковном единстве и обещал серьезную материальную поддержку Методистской церкви. Итак, под чутким руководством и при помощи материального стимулирования, Православие должно было плавно переродиться в Методизм.



Bishop Edgar Blake
 
В течение двух лет американскими методистами были собраны 30 тыс. долларов, которые были направлены в Россию на открытие в Москве и Петрограде Духовных академий. Для тех, кто не мог учиться в академиях, открылись заочные курсы по типу американских методистских курсов.

Храм Христа Спасителя, являвшийся в это время главным религиозным центром обновленчества, придавал помпезность торжественным богослужениям…

Красой и гордостью обновленческой Церкви являлась Московская богословская академия.

Официальное открытие Московской богословской академии, занимавшей в Троицком подворье две комнаты, состоялось 6 декабря 1923 года. Это открытие вряд ли могло бы произойти, если бы не щедрая помощь американского епископа Нильсена, собравшего средства со своей паствы - несколько десятков тысяч долларов - в пользу Московской академии.

Ректором Академии был епископ Георгий (Добронравов). Вскоре его сменил сам А.И.Введенский

Богословская академия насчитывала 13 преподавателей. Эта цифра приобретает особую пикантность, если учесть, что студентов было всего 24 да 2 вольнослушателя.”
.


Профессор Юлий Федорович Геккер читал в Академии “Христианскую этику и социологию”.
 

“Религиозные люди с самой разнородной подготовкой - парни в возрасте от 19 до 27 лет - студенты подрабатывали тем, что чистили трамвайные пути, кололи дрова, мыли посуду в ресторанах.

Каждый парень мнил себя будущим Лютером или на худой конец А.И.Введенским и сочинял потрясающие проекты церковных реформ. Почти все говорили о второй церковной революции. Об учебе думали мало – тем более, что никаких экзаменов и никаких зачетов в Академии не было.

Организаторы Академии больше всего боялись “семинарской схоластики” и в результате ударились в другую крайность: в обновленческой Академии не столько преподавали, сколько читали лекции, причем читали их в таком духе, как когда-то в Религиозно-философском обществе в Петербурге.

Из поля зрения организаторов Академии выпали такие необходимые для будущих пастырей предметы, как литургика и церковный устав.
Результаты такого преподавания были самыми плачевными. “Псаломщика не могут выучить, ничего не знающих людей выпускают”, - говорил одному из пишущих эти строки про обновленческую Академию почтенный ленинградский протоиерей. ”

Анатолий Левитин, Вадим Шавров. «Очерки По Истории Русской Церковной Смуты.»


Все это время Геккер направлял Нильсену и Норту подробные отчеты о состоянии дел, с подробными характеристиками лиц, которые могли заинтересовать Норта, со своими соображениями по поводу существующей ситуации и будущих планов.

Один из таких отчетов - рассказ о диспуте «Религия будущего”, на котором Юлий Федорович присутствовал в 1923 году в Москве.

 


 
Умирает ли религия, или революция дает ей новый импульс – вот тема диспута, в котором участвовали представители разных направлений – церковники, либералы, коммунисты, и просто слушатели, представители народных масс. Геккер писал, что такие диспуты собирают толпы народа.

“Мы никогда не откажемся от Бога” – выкрикивал толстовец Булгаков. Не все коммунисты – атеисты, есть крыло, называющее себя христианскими коммунистами, - сообщал Геккер. Луначарский, провозглашавший «новую религию без Бога и гарантий будущей жизни”, противостоял в споре епископу Антонину и архиепископу Введенскому, приглашенным на диспут.

 



Епископ Антонин (Грановский)



Епископ Антонин, рассказывал Геккер, стоит против любых уклонений в евангелизм и протестанство, против любых радикальных изменений в догматах или в церковном руководстве. По его словам церковь “не нуждается в кардинальной хирургической операции, а лишь в принятии небольшой порции касторки”.

Архиепископ Введенский, наоборот, за перестройку. Антонин и молодой Введенский – два полюса одного реформаторского движения, захватившего русскую церковь.
Булгаков в своей речи яростно нападал на коммунистов за совершаемое ими насилие в виде репрессий. Председатель президиума диспута, коммунист, не делал никаких попыток остановить его речь, и присутствующие “наслаждались свободой слова”.

 




Булгаков Валентин Федорович


В заключительном слове Луначарский от имени коммунистов возразил тем, кто критиковал коммунистов за грубый материализм, принимаемый как отрицание духовной культуры.
Концентрация на экономике, разъяснял он, является необходимым условием того, что духовная культура будет доступна каждому члену общества. Политически свободные и экономически независимые люди создадут свою духовную культуру.


Тем не менее, ключевым фактором, обнадеживал Геккер, является “аудитория, состоящая из людей разных культур и рас, их объединяет одно – желание узнать больше о Боге и религии.”
 

 




Приветственная телеграмма, направленная в адрес Методистской конференции,
которая проходила в Спрингфилде в 1924 году, от митрополита Евдокима
с дружеским поздравлением Святого Синода
и словами благодарности в адрес добрых самаритян Блейка, Нильсена, Геккера,
помощь которых Русская церковь никогда не забудет

Однако, после 1924 года, несмотря на все попытки Геккера обнадежить Миссию, пастор Норт вынужден был прекратить финансирование обновленцев из-за проблем со спонсорами, не желающими финансировать социализм.

 

 



Съезд Ленинградского городского Совета безбожников в зале заседания в Смольном.
Ленинград, апрель 1928 года




Витрина магазина. 1929 г



Колокола, снятые с киевских церквей для переплавки на свалке завода "Знамя труда"
Ленинград. Сентябрь 1930 г. Фото С.Лаптева




Сбор утиля для красных обозов (иконы и утварь). Ленинград, 1930 г


Красный обоз утиля. Ленинград, 1930 г. Фото С.Магазинера



Группа ученых-биологов у входа на выставку, посвященную учению Ч.Дарвина,
в Ленинградском государственном университете. Ленинград. 1932 год




Банкет работников отделения Ленинградского областного совета Союза воинствующих безбожников
Ленинград, 1932 г.




Солнечное затмение на Университетской набережной.
Ленинград, июнь 1936 г. Фото Л.Зиверта




На выставке в Доме занимательной науки, посвященной переписи населения 1937 года
Ленинград, 25 сентября 1938 года. Фото Б.Уткина




Фасад дома занимательной науки. Ленинград 1938 г.
http://ljwanderer.livejournal.com/286939.html
Категория: Террор против Церкви | Добавил: rys-arhipelag (19.04.2014)
Просмотров: 1655 | Рейтинг: 0.0/0