Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
Отец Владимир был заключён в Бутырскую тюрьму. Допрашивали его 20 и 21 сентября, а также 12 октября 1937 г.: — В каких контрреволюционных организациях, когда и где вы вообще состояли? — Я никогда ни в каких контрреволюционных организациях и группах не состоял. — А чем вы тогда объясняете арест членов христианского студенческого кружка, фактически занявшегося контрреволюционной деятельностью? — Прежде всего, я глубоко убеждён, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает по сие время, поэтому совершенно естественно, уже тогда возникли подозрения в том, что христианский студенческий кружок, проповедовавший христианскую веру среди студенческой молодёжи, занимается контрреволюционной деятельностью. Я этот факт категорически отвергаю, а поэтому не могу считать себя состоявшим в контрреволюционной организации. — Назовите известных вам по 1920 году членов христианского студенческого кружка и укажите, где они находятся в настоящее время. — Руководителями этой организации были: Марценковский Владимир Филимонович — лектор, примерно в 1921 году был выслан из пределов СССР за границу; где он находится, мне неизвестно, и связи с ним я не имею; Шереметьева Анна Сергеевна (бывшая графиня) — умерла примерно в 1933 году. Фамилий рядовых членов организации я не назову, ибо не нахожу нужным. — Расскажите следствию, какую роль вы играли в христианском студенческом кружке в 1920 году. — В городе Куйбышеве (бывшая Самара) я был активным руководителем организации, являясь председателем. — Назовите круг ваших родственников и близких знакомых и укажите, где они живут, чем занимаются. — Брат — Амбарцумов Аршак Амбарцумович, живёт в городе Москве, Вспольный переулок, дом № 19, квартира 9, работает инженером Главугля; сестра — Амбарцумова Наталья Амбарцумовна, проживает в городе Москве, Владимиров проезд, дом № 6, работает учительницей глухонемых; что касается своих знакомых, то я их просто не назову, ибо не хочу компрометировать своей судьбой. Должен ещё указать тётку Кноблох Ольгу Андреевну, которая выслана в Кировскую область в 1935 году из Сталинградского края, города Красноармейска, а за что — мне неизвестно… — Следствие располагает данными, что вы у себя на квартире проводили тайные богослужения. Дайте показания по этому вопросу. — Тайных богослужений у себя на квартире я не проводил. Начиная с 1931 года я бросил работать как священник и с тех пор богослужениями не занимаюсь вообще, хотя сана с себя не снимал — не отказывался. — Имели ли место случаи, когда во время личного богослужения присутствовали посторонние люди? — Таких случаев не было… — Вы на следствии 21 сентября 1937 г. заявили, что категорически отвергаете контрреволюционную деятельность христианского студенческого кружка в 1920 году. Чем объяснить такую уверенность и гарантию в отношении этой организации и людей её? — На основании принятого устава этого кружка как сама организация, так её члены должны были быть аполитичными. Поэтому я категорически заявляю, что ни сам кружок, ни его члены контрреволюционной деятельности не могли проводить. — Вы вчера отказались дать показания в отношении лиц, входивших в организацию в 1920 году, известных вам сейчас как по месту жительства, так и по месту работы. Следствие настаивает, чтобы вы перечислили их. — Так как я не усматриваю в деятельности этой организации ничего контрреволюционного, то я окончательно отказываюсь называть фамилии её членов… — Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними. — О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать я категорически отказываюсь. Разговоры, которые я вёл, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный, причём должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и я, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества… — Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились в Шиком Михаилом Владимировичем? — С Шиком я знаком с зимы 1928-1929 года, и с осени 1929 года я с Шиком хорошо познакомился, когда его двадцатка с моим отзывом пригласила его служить в церковь у Соломенной Сторожки священником. Я в это время замещал настоятеля церкви. — Когда и где вы встречались последний раз с Шиком М.В.? — Последняя моя встреча была с Шиком М.В. осенью 1934 года в Москве, я его случайно встретил на Арбате, и пошли к нему на квартиру. — Следствие располагает данными, что вы с Шиком М.В. встречались в начале 1937 года, и требует от вас правдивого показания. — В начале 1937 года я с Шиком М.В. не встречался. — Зачитываю вам показания обвиняемого вашего единомышленника Шика М.В. от 3 июня 1937 о том, что вы у него были два раза в городе Малоярославце в 1935-1936 годах и два раза был у вас на квартире обвиняемый Шик М.В. — Да, я, Амбарцумов В.А., целиком подтверждаю показания Шика М.В. о том, что я был у него два раза в городе Малоярославце и он у меня был два раза на квартире в селе Никольском, встречи были у нас в 1935-1936 году. — Почему вы скрывали от следствия встречи с Шиком М.В. в начале 1937 года? — Встречи с Шиком М.В. в начале 1937 я скрывал от следствия лишь только потому, что я боялся, что буду обвинён как участник контрреволюционной организации церковников, будучи связан с арестованным Шиком М.В. — Цель поездок к Шику М.В. в город Малоярославец в 1935-1936 годах? — Цель моих поездок к Шику М.В. в город Малоярославец в 1935-1936 годах — личные встречи с единомышленником и обменяться мнениями по церковным, общерелигиозным вопросам, а также и жизненным вопросам. — Изложите содержание контрреволюционных разговоров, имевших место между вами и Шиком М.В. — При наших встречах мы, то есть я, Амбарцумов, и Шик, обсуждали о тяжёлом ненормальном положении Православной Церкви в СССР, говорили, что раз Церковь отделена от государства, то государство не должно вмешиваться в церковные дела, также говорили, если Церковь не занимается политикой, то надо дать Церкви свободу действий и дальнейшего её развития, дать возможность провозглашать свободно проповеди с целью укрепления Православной Церкви. Я говорил, что бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за контрреволюционную деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы. — Что вы говорили о новой Конституции? — По вопросам Конституции я говорил, что хотя служители культа и получили по новой Конституции права быть избранными и избирать, но я не верю, что служители культа будут избраны в советы. — Ваше отношение к советской власти? — Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть. Дело № П-63970, допрос 21.05.1937.
Сподвижник о. Владимира свящ. Михаил Шик (+1937) Как видно из протоколов, на вопросы о знакомых, сотрудниках по Христианскому студенческому движению, близких духовных чадах и собратьях-священниках ИПЦ о.Владимир называл уже скончавшихсях, лиц находящихся вне досягаемости властей, то есть говорил лишь о том, что и без него было известно сотрудникам НКВД, или просто отказывался отвечать. 2 ноября было составлено заключение по следственному делу. Отец Владимир обвинялся в том, что он был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников — последователей "ИПЦ”, среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР, то есть в преступлении, предусмотренном ст.58, п.10 и 11 УК РСФСР». Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 г. постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять». 5 ноября 1937 г. священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. По одному делу с ним были осуждены и расстреляны Владимир Алексеевич Комаровский, художник-иконописец, и Сергей Михайлович Ильин. На запросы родных отвечали: «Осуждён на 10 лет без права переписки». В начале 1956 г. сын отца Владимира, Евгений, подал в Прокуратуру заявление с просьбой предоставить сведения о судьбе отца. В полученном ответе говорилось, что о.Владимир умер 21 декабря 1942 г. в лагере от заболевания почек. Дата эта родными не была воспринята как день смерти. Лишь в годы «перестройки», к кон. 1989 г. детям о. Владимира удалось узнать подлинную причину и дату его мученической кончины. «Память о твоём папе у меня глубоко в сердце: при жизни он был для меня одним из самых близких по духу и дорогих для души людей, а теперь он сияет мне из Вечности, как сияют многие из великих христиан трёх первых веков нашей эры… Тогда семьи подобных твоему папе считали себя счастливыми, имея близких покровителей в Царстве Небесном», — писал о священномученике о. Владимире Амбарцумове писатель Н.Е.Пестов.
Примечания [1] Снесен в связи со строительством Нового Арбата. [2] Никита был приёмным сыном Амбарцумовых; впоследствии он нашёл своих родственников и уехал на родину в Чувашию. [3] Н.Е.Пестов (1892-1978) — известный писатель. [4] По воспоминаниям близких, любимым гласом о.Владимира был седьмой. [5] Эта фисгармония в настоящее время находится в Зачатьевском монастыре. [6] Храм в честь Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка. [7] Сейчас эта святыня находится в семье покойного Николая Амбарцумова (1950-1986), внука священномученика Владимира.
| |
| |
Просмотров: 1041 | |