Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
Иосифлянство как одно из течений антисергианской оппозиции еще мало изучено[1], целый ряд его аспектов до сих пор недостаточно освещен в церковно-исторической литературе, в том числе и экклезиология иосифлян. Тема эта важная, поскольку именно в связи с экклезиологическими вопросами и возникло как иосифлянство, так и вся антисергианская оппозиция. Ни в коей мере не претендуя на полное раскрытие этой важной, но и сложной темы, требующей помимо всего и основательного богословского анализа, и которая, надеемся, со временем дождется своих достойных и компетентных исследователей, попытаемся лишь выделить основные экклезиологические положения наиболее значимых иосифлянских трудов, известных на сегодняшний момент. Следует отметить, что большая часть этих трудов – это письма и полемические статьи, обосновывающие канонический разрыв с митрополитом Сергием и обличающие его заблуждения. Подробного и систематического изложения экклезиологии, т. е. развернутого учения о Церкви в форме какого-то научного трактата, мы среди них, конечно, не найдем. Как правило, это ответы на нападки со стороны защитников митрополита Сергия, защита собственной позиции, опровержение обвинений в расколе. К такому роду апологетических произведений принадлежит и известное письмо самого митрополита Иосифа архимандриту Александро-Невской Лавры Льву (Егорову). Это письмо – фактически единственный документ, в котором достаточно четко выражены взгляды митрополита. Письмо имело широкое хождение в церковных кругах, его машинописные копии, изъятые при арестах, находятся в различных следственных делах. Опубликованное за рубежом в сборнике протопресвитера Михаила Польского («Новые мученики Российские» Ч. 2. 1957 год) оно неоднократно цитировалось в исторической церковной литературе. Содержание письма хорошо известно – митрополит Иосиф объясняет, почему он, изначально принявший решение подчиниться беззаконной расправе и устраниться от церковных дел, все-таки к ним вернулся Он отвечает на упреки в расколе, в отходе до соборного решения и суда, справедливо указывая на невозможность проведения церковного собора в настоящих условиях жизни и предполагает, что еще придет время, когда их с митрополитом Сергием рассудит настоящий суд: «И кто тогда будет более обвиняемым, еще большой вопрос. А пока дело обстоит так: мы не даем Церкви в жертву и расправу предателям и гнусным политиканам, и агентам безбожия и разрушения. И этим протестом не сами откалываемся от нее, а их откалываем от себя и дерзновенно говорим: не только не выходили, не выходим и никогда не выйдем из недр истинной Православной Церкви, а врагами ее, предателями и убийцами ее считаем тех, кто не с нами и не за нас, а против нас. Не мы уходим в раскол, не подчиняясь М<итрополиту> Сергию, а Вы, ему послушные, идете за ним в пропасть Церковного осуждения». В заключение владыка Иосиф отвечает на главный аргумент защитников митрополита Сергия — что каноны позволяют отлагаться от епископа только за ересь, осужденную собором: «Деяния митрополита Сергия достаточно подводятся и под это условие, если иметь в виду столь явное нарушение им свободы и достоинства Церкви, единой, Cвятой, Cоборной и Апостольской. А сверх того, каноны ведь многое не могли предусматривать. И можно ли спорить о том, что хуже и вреднее всякой ереси, когда вонзают нож в самое сердце Церкви — ее свободу и достоинство. Что вреднее еретик или убийца?» Заканчивает свое письмо митрополит Иосиф словами из 8-го
правила III Вселенского Собора: «Да не утратим помалу, неприметно, той
свободы, которую даровал нам Кровию своею Господь наш Иисус Христос,
Освободитель всех человеков»[2].
Так же завершали свой исторический акт от 13 (26) декабря 1927 года и
петроградские викарии митрополита, епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин). Отделившиеся
от митрополита Сергия вместе с несколькими петроградскими священниками
они действовали самостоятельно и уже постфактум известили об этом
владыку Иосифа. Примечательно, что митрополит, именем которого было названо движение и
который считался его главой, непосредственного участия ни в самом
движении, ни в его руководстве принимать не мог (власти не допускали его
в Ленинград, а в феврале 1928 года отправили в ссылку)[3]. И хотя к нему постоянно обращались за советами, держали в курсе всех дел, но непосредственное руководство осуществлял епископ,
(с декабря 1928 года архиепископ), Гдовский Димитрий (Любимов) и его
советники. Именно в их трудах, обосновывающих отход от митрополита
Сергия, наиболее ярко выражено мировоззрение иосифлян. | |
| |
Просмотров: 788 | |