Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Петра Пушкинского. 75 лет назад, 13 октября 1937 года настоятель Ильинской церкви г.Верея протоиерей Петр Пушкинский был расстрелян по приговору тройки НКВД. Лжесвидетелем по делу отца Петра выступил собрат во Христе – благочинный округа. Отец Петр пострадал за связь с московским священником Сергием Мечевым, представителем так называемых «непоминающих». Лже-свидетельские показания31 июля 1937 года в г. Верея Московской области был арестован священник местной Ильинской церкви протоиерей Петр Пушкинский. Основанием для ареста были показания благочинного округа – священника Виктора Озерова. Отец Виктор часто использовался НКВД как дежурный свидетель. На основании его ложных показаний были расстреляны многие священнослужители, в том числе священномученик Борис Назаров (расстрелян на Бутовском полигоне в 1938-м). На этот раз «бдительный» отец Виктор донес органам, что протоиерей Петр враждебно относится к советской власти. Будто бы о сталинской конституции он говорил: «Что нам ждать от этой конституции, ни на какие выборы я не пойду, это для смеха-то идти? Все восхищаются конституцией, а что в ней нового, люди мало сознают, восторгаются именно Сталиным, все газеты наполнены этим, и получается деланное восхваление одной личности». Отец Виктор сообщил следователям и другую важную подробность: Пушкинский имел тесную связь с московскими священниками города Москвы отцом и сыном Мечевыми, известными монархистами, которые «под видом благотворительности собирали денежные суммы» и помогали репрессированным священникам. Квартира Пушкинского, по словам отца Виктора, являлась «пристанищем для контрреволюционно настроенного духовенства». Отца Петра обвинили в контрреволюционной деятельности и заключили в тюрьму в городе Можайске. Сельский апостолЖизнь отца Петра до революции – типичная по тем временам биография сельского батюшки. Родился в семье священника (отец – протоиерей Василий Пушкинский, священник села Борково Дмитровского уезда Московской губернии). Получил Духовное образование (семинария в Москве). Женился на дочери священника (супруга Зинаида – дочь протоиерея Василия Смирнова, настоятеля церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском). После женитьбы рукоположен в священный сан и назначен настоятелем на провинциальный приход – в храм Пророка Илии города Вереи (100 км от Москвы). Учительствовал, преподавал Закон Божий в местной женской прогимназии, затем, в 1915 году, стал лектором и секретарем Верейских народных катехизаторских курсов. Мирная жизнь – во всех смыслах – закончилась для отца Петра с началом Первой Мировой войны. Тогда в городе Верее был устроен лазарет, и отец Петр безвозмездно исполнял там обязанности священника. После революции из-за разрухи в стране и из-за скученности больных в госпитале начались эпидемии – раненые стали умирать от черной оспы и тифа. Отец Петр ходил в лазарет причащать больных и отпевать умерших. Ему самому пришлось переболеть тифом, но даже после этого он не перестал посещать госпиталь. Во время Гражданской войны отца Петра призвали в городское ополчение. Как человека грамотного, его назначили работать секретарем. Но однажды начальник попросил его задержаться вечером на службе. День был предпраздничным, и должна была быть всенощная. Отец Петр сказал, что он не может остаться, так как должен служить в храме. Его отпустили, но наутро он получил извещение о высылке в Серпухов. Здесь его определили на гарнизонную конюшню – чистить помещение и лошадей. По окончании Гражданской войны отец Петр вернулся служить в Ильинскую церковь. Был возведен в сан протоиерея. Несмотря на гонения, приход отца Петра только разрастался. Вокруг священника сложилась настоящая христианская община. Основу ее составлял любительский хор, в котором участвовало около сорока человек. Среди певчих были люди самых разных профессий – учителя, врачи, служащие учреждений, городские ремесленники. Регентом был врач Дмитрий Волков. Спевки хора устраивались на квартире отца Петра. Каждая спевка привлекала пристальное внимание милиции. Наблюдатели в штатском окружали священнический дом, вели за ним наблюдение и переписывали всех приходящих (впоследствии списки были использованы для применения к прихожанам отца Петра различных репрессивных мер). Члены общины поддерживали друг друга не только духовно, но и материально. В голодные 20-е годы отец Петр, врач Волков и еще несколько прихожан Ильинского храма организовали сельскохозяйственную кооперацию. Сообща они сеяли рожь, выращивали овощи. Отличительной чертой прихода отца Петра было то, что в нем не было ценника на требы. Чтобы содержать семью, священник подрабатывал ремеслом: он шил сандалии, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке «косточки» для бухгалтерских счетов. «На вопрос, сколько стоит крещение или венчание, священник всегда отвечал: «Сколько дадите», – пишет автор жития отца Петра Пушкинского, игумен Дамаскин (Орловский), – Несмотря на материальные трудности, он никогда не отказывал в помощи бедным, за что его супруга не раз делала ему выговор. По большим праздникам он всегда ходил с молебнами по домам, но домой мало что приносил. Идет из дома в дом, ему дают и деньги, и пироги, и разные продукты – все, что у людей было. А дойдет до дома бедной вдовы, на попечении которой осталось семеро детей, ей все и оставит – и деньги, и пироги».
| |
| |
Просмотров: 880 | |