Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 02.05.2024, 10:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


В. Окулов. "Претерпевший же до конца спасется". Судьба воткинского священника Николая Чернышева
«Претерпевший же до конца спасется».
 Мф., Х, 22.

Протоиерей Николай Чернышев среди преподавателей и воспитанниц Воткинской женской гимназии (фото предоставлено С.К. Простневым)
Протоиерей Николай Чернышев среди преподавателей и воспитанниц Воткинской женской гимназии. 1910-е гг. (фото предоставлено С.К. Простневым)

Город Воткинск известен многим тем, что в нем в 1840 г. родился Петр Ильич Чайковский. Славен город еще своим железоделательным заводом, основанным в 1758 году графом П.И. Шуваловым. За более чем 250-летнюю историю завод производил самую разную продукцию из металла: бытовую «мелочь», оружие, корабельные якоря, фермы мостов, паровозы, драги, пароходы, баржи, земснаряды – близость Камы и наличие водного сообщения с ней позволяли выводить суда в Волгу. С конца 60-х годов прошлого века на заводе было налажено производство стратегических ракет, у проходной завода сегодня возвышается корпус ракеты впечатляющих размеров. В царской России производимыми на заводе якорями были оснащены практически все корабли Российского флота, в том числе знаменитый крейсер «Варяг». Якорь, выкованный в честь посещения города в 1837 г. цесаревичем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II, установлен в центре города, на берегу пруда. Гордятся воткинцы и тем, что ими был изготовлен металлический каркас шпиля знаменитого Петропавловского собора в Санкт Петербурге.

В августе 1918 г. произошло героическое событие в истории города: его жители, в основном рабочие и служащие завода, выступили против Советской власти.

История Ижевско-Воткинского восстания – первого народного антибольшевистского выступления, продолжавшегося около 100 дней, в СССР по понятным причинам замалчивалась. Восстание было жестоко подавлено, а трагические судьбы его руководителей, рядовых участников и членов семей стали теперь известны в России благодаря публикациям воспоминаний участников и исторических исследований. Среди погибших при подавлении восстания были известный и любимый в Воткинске протоиерей Николай Чернышев и его дочь Варвара.

Впервые род священнослужителей Чернышевых, известный в Вятской губернии, упоминается среди жителей Воткинска в 1824 г. С этого года помощником управляющего завода, вплоть до выхода на пенсию, служил Ф.Е. Чернышев (1782-1875), окончивший Вятскую духовную семинарию и затем учительствовавший в Горной школе г. Ижевска. В 50-х годах XIX века его родственник Андрей Иванович Чернышев (1813-1901) стал одним из пяти священников Благовещенского собора (в котором крестили младенца Петю Чайковского), затем настоятелем вновь построенной церкви св. Николая Чудотворца, а с 1888 г. в сане протоиерея – настоятелем Благовещенского собора. Помимо основной службы в храмах, А.И. Чернышев преподавал в школах города, увлекался краеведением и историей Благовещенского собора и прихода. У Андрея Ивановича и его жены Надежды Степановны было 9 детей. Трое из семи сыновей стали церковнослужителями, а дочери вышли замуж за священников.

Четвертый сын Чернышевых, Николай Андреевич (1859-1919), воспитанный на глубоких православных традициях, являл собой тот тип истинного пастыря, который глубоко почитался в дореволюционной России, особенно в провинциях, где священник нес в народ не только духовные знания, но являлся просветителем и наставником, истинным «батюшкой» для своих прихожан. Закончив по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию в 1875 г., Николай Андреевич служил некоторое время учителем Воткинского земского училища и псаломщиком в Благовещенском соборе. После рукоположения в 1884 году был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и близлежащих сел. С 1914 г. и до своей гибели – Благочинный Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Православной церкви о. Николай был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.). Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании, был Учредителем и Председателем местного Общества трезвости, почетным членом Воткинского общества любителей музыкального и драматического искусства им. П.И. Чайковского. Во время I Мировой войны о. Николай участвовал в работе местного отделения «Всероссийского Земского союза по снабжению армии». Его многолетняя общественная и преподавательская деятельность была отмечена Серебряной медалью Общества Красного Креста и орденом Св. Анны III степени.

У Н.А. Чернышева было четверо детей. Рано овдовев (супруга Юлия Ивановна скончалась в 1894 г.), он жил с младшей дочерью Варварой (1888-1919), окончившей гимназию и Высшие женские курсы в Казани. Захват власти большевиками и начавшееся вскоре восстание жителей стали последним этапом в жизни православного пастыря. Родившийся и проведший всю жизнь в Воткинске, он не мог остаться в стороне от событий, перевернувших привычный мир. Попрание новой безбожной властью многовековых церковных устоев, наглое изъятие у жителей нажитого честным трудом имущества, необоснованные репрессии по «классовому признаку»; с другой стороны – сочувствие восставшим, многих из которых он хорошо знал, крестил, венчал, а также отпевал и провожал в последний путь их родителей. Поэтому выбор Чернышевых был естественным: они стали помогать восставшим, собирая на их нужды необходимое. Эта деятельность и еще личное знакомство с капитаном Г.Н. Юрьевым, возглавившим восставших, послужили основанием для ареста Чернышевых 13 декабря 1918 г., после подавления восстания в ноябре 1918 г. большевиками и ухода основной массы повстанцев с семьями за Каму. 2 января 1919 г. дочь и отец (по воспоминаниям, именно в таком порядке – отец был свидетелем казни дочери) были расстреляны.

7 апреля 1919 г. в Воткинск вошли отряды армии А.В. Колчака. То, что они увидели, отражено в дневниковой записи Г.В. Красильниковой, ученицы Воткинской женской гимназии, 22 апреля того года: «Находят сотни обезображенных трупов». Тела протоиерея Николая и Варвары были извлечены из земли и перенесены в Благовещенский собор, где народ смог проститься с любимым батюшкой и его дочерью. Похоронены они были на Нагорном кладбище, расположенном в красивейшем уголке Воткинска, рядом с Преображенским собором.

В 1929 г. Благовещенский собор как культовое учреждение был окончательно закрыт, колокольня и купол уничтожены, богатое церковное имущество реквизировано, а помещение переделано под театр. Погибли замечательные настенные росписи. В настоящее время здание собора возвращено Церкви и восстанавливается. Божьим промыслом не утеряна могила убиенных Чернышевых, теперь на ней установлен православный крест. А свой, Богом возложенный крест пастырского служения протоиерей Николай с честью нес всю свою жизнь, до мученического конца.

Жители Воткинска до сих пор хранят воспоминания о том, как в дни церковных праздников, после службы, жители выстраивались с двух сторон вдоль дороги от храма к дому, где жила семья о. Николая, прося его благословения и выражая ему свою любовь. И после ареста верные прихожанки носили любимому пастырю передачи в тюрьму ЧК.

В заключение следует сказать о том, что в Калифорнии, в 20-х годах прошлого века осели многие участники воткинского восстания, окормлявшиеся протоиереем Николаем Чернышевым на родной земле, ходившие с ним по одним улицам, а затем вынужденно ушедшие от Советов на чужбину. Здесь они похоронены, здесь продолжают жить их потомки. В храме св. Иоанна Крестителя в Беркли, в создании которого эти не предавшие Веры и Отечества люди принимали участие, где они молились и некоторых из них отпевали, горит «неугасимая свеча» и их имена поминаются на литургиях. Вечная им всем память!

Использованы публикации Э. Гаевского «Семья Чернышевых» (Воткинская газета, N 33 (56), 20 августа 1998) и «Спасти и восстановить» (Вега, N 10 (117), 8 марта 1996).

Фотография о. Николая Чернышева, запись из дневника Г.В. Красильниковой и приводимые воспоминания жителей Воткинска предоставлены С.К. Простневым (г. Воткинск)

Впервые опубликовано: Русская жизнь. Сан-Франциско, 2011. N 14095, 15 января. С. 4-5.

http://rusk.ru//vst.php?idar=424658

 

Категория: Террор против Церкви | Добавил: rys-arhipelag (06.02.2011)
Просмотров: 2194 | Рейтинг: 0.0/0