Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
14 мая заканчивается цикл литературных бесед с В.М. Недошивиным в Ахматовке на Крылатских холмах - одним из самых компетентных специалистов по времени, людям и адресам Серебряного века, автором и ведущим телевизионного цикла «Безымянные дома. Неизвестные страницы Серебряного века», телефильмов о М. Цветаевой, Б. Пастернаке, С. Есенине, А.Ахматовой и др. В интересной и увлекательной форме он рассказал, «где именно рождались и звучали те стихотворные строки, которые ныне знает и цитирует весь мир». В. Недошивин - кандидат философских наук, член Союза писателей Москвы, лауреат премии Петербургского Союза журналистов «Золотое перо», Всероссийского конкурса телевизионных фильмов Медиасоюза. - Вячеслав Михайлович, чем продиктован Ваш авторский выбор? Почему именно Серебряный век, а не другие времена и имена? Слишком многое долго было сокрыто и настало время рассказать? - Здесь много причин. Одна из них: я петербуржец не в первом поколении, а город мой – это, если хотите, сама поэзия. И волшебные имена Блока, Гумилева, Ахматовой, Георгия Иванова, Мандельштама или Северянина для истового петербуржца – звуки не пустые. Во-вторых, по времени поэты Серебряного века были не столь далеки и туманны, как ихпрешественники из века Золотого – во всяком случае, дома, в которых они жили или бывали еще, натурально, дышат ими. - Это давний спор литературоведов и историков литературы: что можно, а что как бы нельзя говорить о великих людях. Но я придерживаюсь – и мне кажется это более современная точка зрения – того мнения (его, кстати, поддерживал и Вересаев, сам недюжинный биограф), что по-настоящему «великому человеку» никакой Иванов, Петров или Недошивин повредить не в силах – что бы они по одиночке, или даже вместе не написали о них. Грубая брань в их адрес скорей «повиснет» на тех, кто бранится, а тонкие, пусть и критические замечания в лучшем случае помогут глубже понять поэта, как человека, и, следовательно, мотивы его творчества. - А какая вообще она – Ваша аудитория? Насколько разнообразна? Она больше подготовленная или не совсем? Приходится ли Вам выступать перед молодёжью: школьниками, студентами? Насколько обширна география Ваших выступлений и кинопоказов? Скажем, в какой аудитории Вы более популярны? И как Вы определяете этот вектор своей популярности, вектор интереса к своим книгам? - Любимая аудитория для меня – это люди от 50 лет. Это связано лишь с одним – только после этого возрастного рубежа люди, как правило, начинают задумывться, интересоваться прошлым. Даже своими личными родовыми корнями. От возраста зависит и понимание любых человеческих поступков. Разумеется, мне приходится выступать и перед юными слушателями, но в этом случае – я замечал – их больше интересует общий разговор о жизни, ее смысле, целях, ориентирах, о героике, приключениях, о любви, наконец. Тут жизнь великих поэтов служит лишь вспомогательно. Как пример. Начнешь им рассказывать, например, про дуэли поэтов – и тут же загораются глаза мальчишек, или про верность утонченных и изысканных красавиц Серебряного века и - девичья аудитория, считай, твоя. - Ну, разумеется, поэтов читали и будут читать с эстрад. Я не большой любитель этого. Над великими стихами надо думать, надо и 2, и 3 раза перечитать их глазами и их не должно быть много за раз. Катаев, кажется, говорил, что больше одного стихотворения в день он читать не мог. Конечно – это дело интимное, личное, связанное с личными переживаниями и впечатлениями. Что же касается избранности читателей поэтов Серебряного века, то ее не больше, чем при чтении того же Пущкина или, к примеру, Тютчева. Ведь не зря говорят, что поэты не знают, как «отзовется» их слово в других. И – в ком отзовется... - Замечаете ли Вы интерес общества к книгам, основанным на документальных свидетельствах, порой редких, ранее широко не опубликованных, помогающих восполнить образовавшиеся в своё время пробелы – в данном случае интерес к теме Серебряного века? Он растёт? Ваше желание исправить так называемую «историческую забывчивость» наших современников находит отклик аудитории? - Да, конечно, замечаю. Больше скажу – интерес к документальной литературе, к книгам «нон-фикш», ныне едва ли не выше, чем к художественной литературе. Мои «Прогулки по Серебряному веку», изданные в 2008 году, в прошлом году вышли уже четвертым изданием – это почти 15 тысячный суммарный тираж – не всякая художественная книга из «новомодных» ныне выходит таким тиражом сегодня. - Ваш грандиозный литературоведческий теле-радио-издательский проект называется «Безымянные дома Серебряного века». Давно уже изменили свой облик и назначение те самые дома, но истории, связанные с ними, где жили, влюблялись, творили легендарные поэты, имеют конкретные адреса. Становятся ли они более заметными или по-прежнему безымянны – эти дома? Может быть, появилось больше мемориальных досок, об отсутствии которых Вы говорили в одном из своих интервью российской прессе? Изменилась ли ситуация в лучшую сторону? - Вы, знаете, это трудновато отследить, тем более в Петербурге или Париже. Мешает и сама процедура установления мемориальных досок – страшно канительная и забюрократизированная система. Но вот в Москве – это точно, сам видел – появились на домах такие электронные «метки» (не знаю, как они правильно называются), наведя на которые свой мобильник, можно прочесть сведения о том или ином доме. Это уже шаг вперед. Ну и конечно вдохновляет необычайная популярность ныне всевозможных исторических экскурсий по городу – это тоже, думаю, заставит власти поторопиться с досками на фасады именитых домов. - Вы давно переехали из Петербурга в Москву. Вы больше петербуржец или москвич? - Родившиеся и пожившие в городе на Неве навсегда, на мой взгляд, остаются петербужцами. Да это и естественно едва ли не для любого, будь ты хоть из глухой деревеньки Ивановской или Рязанской области. - Вячеслав Михайлович, как Вы относитесь к критике? Например, к статье ахматоведа Вадима Черных по поводу исторических несоответствий, неточностей в Ваших книгах? - Хороший вопрос! Не поверите, но отношусь с благодарностью. Жаль, что это вообще единственная критическая статья на мои книги. Видите ли, я занимаюсь таким делом, где все зыбко, порой, относительно, порой – спорно. Здесь без ошибок не обойтись. Да и в чем можно вообще не ошибаться? Но я благодарен и даже жду замечаний и критики (пусть даже и разнузданной) только для того, чтобы в будущих книгах или переизданиях не «обидеть» ошибкой или (не дай Бог) клеветой, моих любимых героев. Им и без нас досталось при жизни... - Любимая из Вами написанных книга? - Конечно, первая, конечно «Прогулки». Я работал над ней чуть ли не два десятилетия. И, надеюсь, мне удалось, пусть и в малой степени, но передать непередаваемое – сам воздух той эпохи, общую атмосферу Серебряного века с характерами, привычками, событиями, связями между поэтами, аурой высокой культуры эпохи. Тешу себя надеждой, что это не удавалось пока, кажется, никому. Есть блоковеды, есениноведы, ахматоведы – глубокие специалисты, но в ком-нибудь одном. А мне хотелось по возможности написать о каждом и – обо всех. Смешно, но бальмонтоведы, ахматоведы и т.д. считают меня «своим» и зовут на специальные чтения по поводу того или иного поэта и научные конференции, как специалиста по той или иной персоне. Увы, приходится вежливо отказываться – времени жалко. Уж больно обширны планы. Библиотека им. А.Ахматовой | |
| |
Просмотров: 2440 | |