Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 04.05.2024, 11:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

В категории материалов: 533
Показано материалов: 121-150
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 17 18 »


Если вы поговорите с образованным Англичанином, Французом, Финляндцем, Эстонцем - он выскажет перед вами много любви к своей родине много национальной гордости перед своим прошлым. Он будет перед вами, прежде всего Англичанином, Французом, Эстонцем... Только потом, быть может, в дружеской беседе, и то далеко не всякий, выскажет свое неудовольствие, или удовольствие перед политикой своего правительства и скажет вам, что он социалист, или сторонник умеренной партии или правый клерикал, роялист... Это после, так сказать, на задворках главного национального чувства, патриотизма, любви к Родине и гордости ею...

Но поговорите с нашим «интеллигентом» - тем, кто является образованным руководителем народа Русского. Увы! В большинстве случаев он кто угодно, но только не Русский. Вы можете оскорблять и издеваться в газетах над Русским делом, над Русским правительством, над Русской армией - он смолчит. Но затроньте еврея - и посыпятся громы небесные - «погромная литература», «зоологические понятия», «гнет царского режима», и чего только не скажут в защиту гонимой расы.

Быть Русским - это, значит, быть черносотенцем, это, значит, быть погромщиком и почему-то непременно монархистом, реставратором и крайним реакционером.

Антология Русской Мысли | Просмотров: 597 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 21.02.2014

Я верю, знаю, ч т о зреет, ч т о наливается в душах молодежи нашей. И это дает мне смелость сказать: она донесет, она поставит! Ибо она теперь вместе с нами, вместе с многими из нас жаждает, жаждает России неудержимо, ибо она хочет быть русской молодежью, для нее уже огненное слово начертано, горит в сердце, − национальное, наше!
Мы празднуем-поминаем свою Татьяну? Нет, мы не празднуем… Н а ш и праздники впереди, вдалёке. Они придут… И хлынет тогда, бурно хлынет тогда в души зовущие, в души унылые, в души испепеленные… небывалым светом и звонами такими, что радостных слез не хватит встречать Рожденье! Не хватит криков! Мы услышим колокола… с в о и. Они набирают силу. Мы найдем много меди, певучей и новой меди. Она подремывает в глуби. Она звенит − загудит под Солнцем! Мы увидим звезды, н а ш и звезды, с неба спустившиеся на наши лесные чащи, на наши ели, − в снегах, седые, уснувшие, − и наши леса проснутся! Мы увидим, услышим Праздник! Мы д о л ж н ы увидеть. Наши снега загорятся… сами снега загорятся и зароют! Льды растопятся и заплещут, − и вольный разлив весенний, Великое Половодье Русское, смоет разлив весенний, Великое Половодье Русское, смоет всю грязь в моря.
Весна… Она проснется, новая весна наша, Татьяна наша, Снегурка наша, потянется голубым паром в небо, озолотится в солнце… разбудит сладостную тоску по счастью. Шумят подземные ключи, роют, роют… Мы обретем ее, ускользающую Снегурку нашу, мечту нашу! Мы ее вспомним-встретим и обовьем желаньем… И снова, снова − откроются перед нами дали, туманные, пусть обманные, н а ш и дали!

Антология Русской Мысли | Просмотров: 445 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 25.01.2014

Очень просто, кажется, говорить, что чувствуешь, и чувствовать, что говоришь. Но эта простота составляет величайшее затруднение современного человека. Для этой простоты необходима цельность души, внутренняя правда, а современный человек сам не может отвечать себе: что он чувствует и чувствует ли он? Самолюбие подъело в нем всякую правду движения; прежде нежели родится какой-нибудь порыв в человеке, уже он заранее взвешен, заранее соображен, будет ли он к лицу или не будет. И нет в человеке искренности, и ложь овладела его существом, тонкая, хитрая, внутренняя, неприметная ложь, раздвояющая всю его душу в самой глубине ее, втекающая во все ее первоначальные движения.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 421 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 21.12.2013

11 декабря 2013 года исполнилось 95 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Эта памятная юбилейная дата выпала на тяжелейший политический кризис, в котором оказалась современная Украина, встав перед разделившим страну выбором между интеграцией в Евро или Таможенный союз. В этой связи, предлагаю подборку очень актуальных заметок из произведений А.И.Солженицына о России и Украине, их единстве и разделении, особенностях украинского национализма, русских территориях и русском населении современной Украины, русском и украинском языке, интересах Запада и США и собственном проекте воссоединения.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 1409 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 14.12.2013

На первый взгляд закон нравственного прогресса, о котором мы говорили, производит впечатление справедливости. Вид, который совершенствуется морально, вознагражден тем, что продолжает существовать и множиться. Если не происходит морального совершенствования вида, он наказывается всякими несчастьями и в предельном случае – вымиранием. Эта справедливость, однако, делается менее очевидной, если обратиться к судьбе отдельного индивида, но именно она нас и занимает, поскольку речь идет о спpaвeдливости. Слишком часто приходится видеть, что бессовестные, аморальные субъекты имеют и успех, и власть, а лучшие и благороднейшие страдают и душевно, и телесно. От Ахнатона и Сократа до Ганди и св. Бернадетты кажется, что лучшие в первую очередь и в сильнейшей степени подвержены страданию. О Христе и величайших Его последователях мы даже и не говорим.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 439 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 26.10.2013

В этой лекции мы коснемся главнейшей загадки человеческой жизни. Тема эволюции души связана с нашими представлениями о прогрессе человечества, о том, каков смысл нашего существования в бескрайней Вселенной, которая на вид так равнодушна, чтобы не сказать — враждебна, к нашим усилиям. В наш тревожный век, век трагедий и разочарований, эта тема получает особое значение.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 1157 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 26.10.2013

Нам дорога русская Россия, как самое совершенное орудие для отстаивания наших святынь, для сохранения на благо всего человечества великих наших идеалов, как единственная возможность подготовить в дали веков их полное торжество. Вот почему Русское Собрание и призывает своих соотечественников к всестороннему развитию хороших национальных задатков, к борьбе с национальными нашими недостатками, - безпечностью, ленью, уклончивостью от выполнения своих гражданских обязанностей; ведь благодаря именно нашему ничегонеделанию, да политиканству и пошло у нас все вкось да вкривь на радость иноплеменников и их прислужников. Исповедуемый нами принцип не сеет вражду, но служит простой справедливости; ибо ключи от русского дома должны быть в русских руках, русское юношество должно получать национальное воспитание, русский человек - освободиться от гнета иностранщины, а все это даст только «Россия для русских».
Антология Русской Мысли | Просмотров: 743 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 28.09.2013

Дайте России образовывать своих детей на свободе, т. е. всеми средствами, которые она имеет, не стесняйте ра¬мок и программ училищ внутри России, расширьте круг участия родителей и общества в деле общественного вос¬питания, приблизьте училища к местным маленьким пун¬ктам населения, будьте неумолимо тверды в отстаивании основ воспитания, религии, нравственности и народности и, наоборот, либеральны в деле программ и урочных часов, и нигилисты исчезнут. Нигилисты – это исчадие того мира, где общество не разделяет обязанность в деле воспитания своих детей с правительством, и где последнее оказывается бессильным исполнять не принадлежащую ему роль родителей и общества. Тогда протестов против ложного духа той литературы, которая умалчивает об основах нашего народного воспитания, а требует общечеловеческого, не зная даже того, что его во¬все нет, – будет не три, а тридцать три, триста три, три тысячи три, и вся эта литературная педагогика, начинавшаяся вчера с Бюхнера, а сегодня с Дарвина, исчезнет с лица нашей земли как ложная, надутая, бессодержательная и России чуждая. Тогда исчезнет путаница понятий, и вопрос о воспитании в России будет ясен, как Божий день. Тогда мы друг друга узнаем, и каждому будет воздано свое. Тогда тот, кто любит молодежь русскую честно и правдиво, не будет под¬вергаться опасности быть названным ее врагом, а те, которые, для своих личных выгод эксплуатируют в тысячах видах эту бедную молодежь, чтобы покупать себе дешевую популярность, не будут, как теперь, провозглашаемы друзьями человечества, представителями прогресса и защитника¬ми молодого поколения.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 479 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 06.09.2013

Зло так разрослось и так бьет в глаза, что кто бы и как бы ни начал борьбу с этим "внутренним" врагом, его пример должен вызывать на подражание. Ведь на наших глазах происходит что-то совершенно ненормальное и никогда ранее небывалое. Ведь лет 20-25 назад никто бы не поверил, что возможно такое публичное "оказательство" своего рода зрительных прелюбодеяний, которое представляют собою программы безусловно всех наших кинотеатров, - все это откровенная популяризация порнографии и всякой скверной уголовщины, даже без риска привлечения по 1001 и прочим статьям.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 485 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 06.09.2013

Итакъ, люди "превращаются" отъ духовной слѣпоты: или наивно-безпомощной, или порочно-сознательной. Наивная безпомощность иногда выражается въ своеобразномъ "дальтонизмѣ": человѣкъ вдругъ (или постепенно!) слѣпнетъ для однаго "цвѣта", для опредѣленнаго сектора жизни. Одинъ увѣровалъ, что успѣхъ Красной армiи составляетъ честь и славу Россiи. Другой увѣровалъ, что санъ Всероссiйскаго Патріарха дѣлаетъ человѣка "мудрымъ", "геніальнымъ", "священномученикомъ". И вотъ онъ уже шепчется съ чекистами въ рясахъ, прислуживаетъ въ храмѣ и мечтаетъ подмять подъ совѣтскую церковь всѣ восточныя патріаршества. Третiй преклонился передъ - "заводами-гигантами" и восторгается лозунгомъ "догнать и перегнать Америку!" И вотъ, онъ уже горюетъ о томъ, что совѣтофилъ Капица все еще не подарилъ Совѣтамъ атомную бомбу.
И всѣ они, по слѣпотѣ и глупости промѣнявъ Россiю на Советскiй Союзъ, мнятъ себя "патріотами".

Антология Русской Мысли | Просмотров: 919 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 23.08.2013

Русский народ, особо одарённый религиозно, назвал себя - по особой любви к святости - "Святая Русь".
"Святая Русь" - это национальная жизнь народа, признающего смысл и радость жизни в приобщении Богу. Это - народ, выше всего почитающий святость, которая и есть приобщение Богу, природнение к Ему. Как часто в исторической жизни люди ненавидели праведников, убивали их; пророка Исайю перепилили деревянной пилой за то, что в стремлении к святости смысл и правда, и радость жизни. И только в этом. И как прекрасен образ старика, пришедшего за несколько тысяч километров из Сибири, чтобы немного побыть с Преподобным Серафимом.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 476 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 23.08.2013

Искренно  хваля  правительство  за желание способствовать  в  России  успехам  земледелия  и   скотоводства, похвалим  ли  за  бережливость?  Где она?  В уменьшении дворцовых расходов?  Но  бережливость  государя не  есть  государственная! Александра  называют  даже  скупым;  но  сколько изобретено новых мест, сколько чиновников ненужных!  Здесь три генерала  стерегут туфли Петра Великого; там один человек берет из 5 мест жалованье; всякому — столовые деньги; множество пенсий излишних; дают взаймы без  отдачи  и  кому?  —  богатейшим  людям!  Обманывают государя проектами,  заведениями  на  бумаге,   чтобы   грабить   казну... Непрестанно   на   государственное  иждивение  ездят  инспекторы, сенаторы,  чиновники,  не  делая  ни малейшей   пользы   своими объездами;  все  требуют  от  императора  домов — и покупают оные двойною ценою из сумм государственных,  будто бы для общей,  а  в самом деле для частной выгоды,  и проч., и проч. Одним словом, от начала России  не  бывало  государя,  столь  умеренного  в  своих особенных  расходах, как  Александр,  —  и  царствования,  столь расточительного,  как его! В числе таких несообразностей заметим, что  мы,  предписывая  дворянству  бережливость  в указах,  видим гусарских армейских  офицеров  в  мундирах, облитых  серебром  и золотом!  Сколько жалованья сим людям? И чего стоит мундир? Полки красятся не одеждою, а делами. Мало остановить некоторые казенные строения и работы, мало сберечь тем 20 м[иллионов],  — не надобно тешить бесстыдного корыстолюбия  многих  знатных  людей,  надобно бояться всяких  новых  штатов,  уменьшить  число  тунеядцев  на жалованье,  отказывать  невеждам,  требующим денег  для  мнимого успеха  наук,  и,  где  можно,  ограничить  роскошь самых частных людей,  которая в нынешнем  состоянии  Европы  и  России  вреднее прежнего для государства.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 647 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 16.08.2013

Взаимопомощь является таким же законом природы, как закон борьбы.

Начало сотрудничества и взаимной помощи лю­дей — старо как мир и, как показала сама жизнь, оно полезнее начала прямой борьбы.

«Те общества, которые содержат наибольшее коли­чество сочувствующих друг другу членов, будут наи­более процветать», — писал Чарльз Дарвин.

У славян вообще, а у русских в частности, зачатки «кооперации» существовали с самых древних времён под названиями «артель», «задруга», «дружество», «со­дружество». «Все виды существующих объединений, на основе хозяйственного содружества и взаимной помощи, легко и удобно укладываются в термины: артель, артельный» (проф. А. Анциферов).

Антология Русской Мысли | Просмотров: 702 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 16.08.2013

Петр не хотел
вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное
могущество государств, подобно физическому, нужное для их
твердости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев;
он есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не
что иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя
древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя
иностранные, государь России унижал россиян в собственном их
сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и
гражданина к великим делам? Любовь к Отечеству питается сими
народными особенностями, безгрешными в глазах космополита,
благотворными в глазах политика глубокомысленного. Просвещение 33
достохвально, но в чем состоит оно? В знании нужного для
благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цены.
Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два
государства могут стоять на одной степени гражданского
просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать
от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии
обычаи естественно изменяются, но предписывать им Уставы есть
насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. Народ в
первоначальном завете с венценосцами сказал им: «Блюдите нашу
безопасность вне и внутри, наказывайте злодеев, жертвуйте частью
для спасения целого», — но не сказал: «противуборствуйте нашим
невинным склонностям и вкусам в домашней жизни». В сем отношении
государь, по справедливости, может действовать только примером, а
не указом.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 1281 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 10.08.2013

С большим интересом  и волнением  прочел  я статью − исповедь  Александра  Туринцева,  напечатанную  «Днями» (5 сентября, № 556), «в качестве  материала,  характеризующего  одно из современных  настроений». Статья  остро  ставит  вопрос  об «отцах  и детях» и,  очевидно,  попал  в цель: и  напечатавшая  ее газета,  и передовая  статья парижской  сейчас же  отозвались и поставили  диагнозы: 1 − «опустошенные души» и 2 − «реализм  издерганных  нервов». Согласное  заключение − б о л е з н ь.  Один  из диагнозов («Дни»)  установил  и  причину «болезни»: «мечом войны и… огнем революции (курсив мой)  создается, воистину,  неудавшееся  поколение − поколение  опустошенных  душ!»  
Антология Русской Мысли | Просмотров: 484 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 17.05.2013

Дни наши − черные. Народы  на распутьи. Чувствуется тревога  всюду − куда идем? Ждут  перемен и потрясений. Падает сила права,  бестыдство  уже не прячется под  маской. Узнали мы много-много; повидали,  можно сказать,  историю: цену  международной  нравственности знаем, «братство народов» знаем… − чего  только не знаем! Глушат нас  шумы. Слышим  ли еще в  ушах  этот  внешумный  возглас − Христос  Воскресе?  Жив ли в нас  тонкий  духовный слух,  различим  ли  внешумный возглас? Отзовемся  ли  на него − Воистину!? 
Ваше дело  − трудящихся христиан − ответ: Воистину Воскресе!  Иначе не может быть, ибо мы − русские: вера в  Христово Слово,  в животворящий Свет,  в вечную  Правду  Божию[i] − в нас издревле,  от светлой культуры нашей. Божье − самое  основное в  ней. Правда Божия − вот чудесный маяк, по которому,  пусть сбиваясь,  направляла  свой путь Россия,  хранила свое богатство,  вечно живую  Правду, Христово Слово,  принесенное на брега Днепра  неистовому и светлому народу. Этой  Христовой Правдой  питалась  культура  наша. Пусть мы теперь в чужом,  но родное  нетленно в нас. 
Антология Русской Мысли | Просмотров: 763 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 04.05.2013

В течение многих поколений Ваш народ накапливал духовный капитал обоюдного доверия и уважения к госу­дарству и государственной службе. Это живой оплот правосознания, жизненная основа общей лояльности и за­конного правопорядка. И Вы расточаете это сокровище, чтобы лично обогатиться; теперь Вы разбазариваете этот духовный капитал и подрываете тем самым политическую – субстанцию своего народа. Недостойные сами, способ­ствуете исчезновению достоинства и из Вашей службы; бесчестные сами. Вы бесчестите свой народ и государство. Вы заботитесь о Вашей дорогой семье, как Вы говорите; и потому лишаете своих детей, а также весь народ благо­роднейшего единения, необходимого каждому народу в его истории: единения верности и доверия. Или, возможно, Вы думаете, что личное состояние может при вероломных обстоятельствах сохраняться и обеспечивать безопас­ность? Или Вы бабочки-однодневки по призванию? Созда­ния, не имеющие никакого представления о том, что есть Отечество, что есть честно и что есть социально.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 469 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 27.04.2013

...Тысячи русских душ измордовал марксизм — величайшая утопия, вылупившаяся из хилиастической ереси раннего христианства. И только в наши дни на фоне безответственного разгула экспериментаторства в политике, в экономике, в культуре в полной мере постигаем мы степень смертоносной травмы, нанесенной и душевному складу, и духовному состоянию народа, — ведь как ни изощряйся в отчуждении, от принадлежности к народу не отлучить ни наших нынешних очарованных Западом странников, ни «новых русских», ни тысячи сбежавших в поисках лучшей доли, ни тысячи оставшихся исключительно для участия в предчумном пиру.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 456 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 20.04.2013

Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. Но — изнутри, только изнутри, не путем этих поверхностных внешних «поправок», которыми так безна­дежно стараются наверстать упущенное внутри... и именно так, что все упущенное и все «поправленное» без труда читается на лице. Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. При этом она должна уйти в себя, в глубину, где она слышит пение ангелов. Она должна вслушаться в это пение, забыться в нем, очиститься в нем и жить им. Тогда это пение зазвучит из ее души, и она сама будет цвести и светить другим людям. И кто не полюбит эту «некрасивую» женщину, тот поистине не достоин ее.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 831 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 20.04.2013

Источник скуки — не в мире, а в тебе. На какое-то время ты устал от жизни; оставь, не принуждай себя, любовь проснется сама по себе... Может быть, ты слишком сильно любил? Или твоя любовь не находила ответа? Или ты сам помешал своей любви? Или у тебя не хватило воли для любви?.. Короче, твоя любовь ушла; она повернулась к миру спиной и больше не дарит себя. Молчат желания; сердце не хочет больше петь — ни Богу, ни идолу, и ка­жется, мир потерял свою прелесть.

Душа без желаний всматривается в мир, глядит на него без любви и именно поэтому находит его жалким и скучным.

Но мир совсем не таков: природа, как всегда, полна чудесных тайн; человек, как всегда, полон страсти и стрем­лений, запутан, божествен и инфернален1 одновременно, в целом — несравненное зрелище! Мир остался таким же, что и был. Бездеятельно только твое желание; и ты назы­ваешь это бездействие «скукой». Но в действительности скука лишь только взгляд вокруг в поисках утешения, исцеления, нового желания, новых ценностей. И прежде всего — новой любви к ближнему, к твоему народу, к Богу.

Антология Русской Мысли | Просмотров: 991 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 13.04.2013

Велик и прекрасен дар, уготованный Провидением народу нашему в его языке. Достойны удивления богатство этого языка, его гибкость, величавость, благозвучие, его звуковая и ритмическая пластика, его прямая, многовместительная, меткая, мощная краткость и художественная выразительность, его свобода в сочетании и расположении слов, его многострунность в ладе и строе речи, отражающей неуловимые оттенки душевности. Не менее, чем формы целостного организма, достойны удивления ткани, его образующие, -- присущие самому словесному составу свойства и особенности, каковы: стройность и выпуклость морфологического сложения, прозрачность первозданных корней, обилие и тонкость суффиксов и приставок, древнее роскошество флексий, различие видов глагола, неведомая другим живым языкам энергия глагольного аориста.
Антология Русской Мысли | Просмотров: 632 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 13.04.2013

Ваше обращение  ко мне  за добрым  словом  напутствия  и смутило, и обрадовало  меня.  Я не смею считать  себя  «духовным вождем»: я только  русский писатель,  и отвечу Вам,  как ответил  бы друзьям-читателям,  сердечно мне  близким, − искренно отвечу.  Обрадовало  же потому,  что почувствовалась  мне  в вашем письме  душевная потребность − вдумчиво  относиться к жизни,  как бы  перекреститься,  в нее вступая.  Эта серьезность на заре жизни − следствие пережитого, нашего,  русского страдания.  Страдание  углубляет,  умудряет.  И в этом  уже залог  будущих  нравственных побед. Это уже  и теперь − победа.         

Антология Русской Мысли | Просмотров: 631 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 06.04.2013

Вы умеете слышать. Вы первые услыхали шепот призывной Родины, шепот предсмертной боли. И вы − пошли. Вы умеете слышать. Вы уже слышите и теперь, издалека, Ее дыханье. Болеющее сердце − чутко. Оно никогда не спит. О н о н е м о ж е т уснуть. Ваше сердце изранено. Ваше сердце связало себя с Россией нитями крови, жертвы. И не оторвется вовек. «Смертию смерть поправ»! Помните: с вами т е, что умучены, что ан полях битв пали, отдкли себя в жертву! Они смертью своею п о п р а л и Смерть, смерть − России. И − да воскреснет!
Антология Русской Мысли | Просмотров: 463 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 23.02.2013

Речь, произнесенная в торжественном собрании первой Московской гимназии 3 октября 1854 года препо­давателем русского языка и словесности Тертием Фи­липповым.

Милостивые государи!

Одна из главнейших обязанностей просвещенного человека есть внимание к общественному воспитанию: ибо от его направления весьма много зависит образ мыслей и нравственность будущих поколений, а с тем вместе и весь будущий ход народной жизни. Кто спо­собен отвлекаться от влияния текущих обстоятельств и смотреть на настоящее в связи с прошедшим и буду­щем; кто притом, по любви к Отечеству, его потребно­сти включает в число своих собственных нужд, тот, без сомнения, не может остаться равнодушным к ходу на­родного образования и не решится сложить с себя все заботы о нем, предоставив их исключительно тем, кому оно поручено правительством; тому, вместе с важно­стью этого дела, откроется и трудность, и многослож­ность его; тот поймет, что вести его с успехом и уберечь от вредных влияний может только дружное и согласное действие воспитателей и общества. И потому не удивля­юсь, дамы и господа, что вы так благосклонно приняли приглашение нашей гимназии и поспешили к нам, хотя, без сомнения, знали наперед, что за труд своего посе­щения вы будете вознаграждены лишь ощущением ис­полненного долга. Но как свойственно было вам, во ис­полнение своих обязанностей к просвещению, почтить нас своим присутствием, так еще свойственнее нам на такое высокое внимание ваше отвечать глубочайшею благодарностью. Считаю себя счастливым, что вслед за достойным начальником вашим и я имею возможность выразить вам чувства нашей признательности и уверить вас, что, ободренные вашим сочувствием к нашим за­нятиям, мы обратимся к ним с большею надеждою на успех и с новою ревностью, чтобы тем оправдать в ми­лости, вновь оказанный нам правительством, и ваше внимание, и доверие к нам общества, свидетельствуемое числом наших воспитанников.

Антология Русской Мысли | Просмотров: 525 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 27.01.2013

Искусство есть служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собою. Радость художника, создающего и, вот, создавшего в своем произведении новый способ жизни, и подарившего нам, созерцающим, эту незаслуженную радость...

Понимают ли это люди? Помнят ли ныне об этом народы, мятущиеся и соблазняемые в духовной смуте? Знают ли они вообще, что такое служение и радость?

Антология Русской Мысли | Просмотров: 624 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 19.01.2013

Когда художник творит свое произведение, то он втайне мечтает о «встрече». Как бы ни был он замкнут, одинок или даже горд, он всегда надеется на то, что его создание будет воспринято, что найдутся такие люди, которые верно увидят или услышат его «слово» и понесут его в себе. И может быть, даже самые одинокие и замкнутые мастера с особою нежностью, с особым трепетом думают об этой желанной, предстоящей «встрече» полного «понимания» и «одобрения»; и потому, может быть, и замыкаются в себе, что жаждут этой «встречи»; и потому, может быть, заранее приучают себя к мысли о «неизбежном» одиночестве и не надеются на ее возможность...
Антология Русской Мысли | Просмотров: 2045 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 08.12.2012

В самом деле, есть ли основание толковать пространно о взаимных экономических отношениях христиан и евреев, когда оказывается, что каждый христианин-землевладелец продан кагалом кому-либо из евреев? Да, продан как предмет эксплуатации и лично, и имущественно – и это не фигурный оборот речи, а юридический термин, потому что продажа закрепляется актом, особого вида купчей крепостью. Точно так же делаются предметом купли и продажи села, деревни, целые местности со всякой живой в них душой (разумеется, христианской). Под видимой могущественной сенью нашего гражданского права властвует невидимо, тайно, но еще могущественнее вполне его отрицающий, совсем особый «правовой порядок», подчиняющий еврейской юрисдикции не только евреев, но и русских – даже без ведома для последних. На основании талмудических правил «Хезкат-Ушуб», т. е. о власти кагала в его районе, та территория – поясняет Брафман, – на которой поселились евреи со всем входящим в нее имуществом, и лицами иноверцев становится собственностью евреев. «Имущество иноверца свободно, и кто им раньше завладеет, тому оно и принадлежит» – гласит «слово закона» (Хошек-Гамишпот, ст. 156).
Антология Русской Мысли | Просмотров: 604 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 02.12.2012

Охарактеризовав сначала узость и ограниченность умственного кругозора партии, называющей себя консервативной, Самарин продолжает:
«Что касается партии противоположной, партии воинствующей культуры, то она еврейская – этим все сказано. Вы, конечно, знаете, что в наше время уже почти нет Берлина, а есть новый Иерусалим, говорящий по-немецки. Когда речь идет об иудаизме, который владычествует в обеих камерах, который Бисмарку приходится терпеть, хотя с виду он как будто и пользуется им, который направляет преподавание в университетах и гимназиях, заменяет у женщин руководителей совести XVII и XVIII веков, царствует на бирже, подкупает и вдохновляет большую часть журналов – само собой разумеется, дело здесь не в Ветхом завете и не в национальности, возведенной на степень избранного племени, Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах. Элементы эти встречаются всюду, но для того чтобы отгадать их присутствие, извлечь их из грязи и выучить их не краснеть от стыда, чтобы сгруппировать их в доктрину и сложить в политическую партию, необходимо было чутье, безошибочность инстинкта и абсолютная безоглядность в логике отрицания, которыми обладали только евреи. Для этого требовалось весьма древнее (uralte) предание, просвещение вполне внехристианское и внехристианская же история целого племени. В политике это – обожание успеха и поклонение золотому тельцу; в философии – материя, развивающаяся до полного самосознания по законам физической, механической, химической и физиологической необходимости; в области социальной – переделка всех исторически сложившихся учреждений с признанием только одного регулятора – манчестерства, т. е. увеличения производительности как высшей цели самой по себе; в области семейной – личное хотение, как единственная основа всех отношений; наконец, в деле воспитания – развитие и направление инстинктов (опознание, развитие влечений (Triebe) и обуздание вредных другими влечениями и возбуждениями). Вот до чего здесь дошло, разве я уже совершенно ошибаюсь. В Германии я вижу самую большую опасность, угрожающую будущности моего Отечества, тем не менее я не могу без глубокой скорби смотреть на это органическое разложение, совершающееся под внешним видом политического могущества, достигшего своего апогея».
Антология Русской Мысли | Просмотров: 627 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 11.11.2012

Что сказал бы честный Брут, если бы, внезапно воскреснув, он был свидетелем взаимных учтивостей и нежностей поляков-католиков и евреев в Варшаве в прошлом году? Евреи в припадке восторга подносят католикам крест – эмблему распятия, распятия, совершенного евреями над тем, кого католики признают Богом. «Стало быть – евреи соглашаются со смыслом христианской эмблемы и уже отреклись от своего учения?» – спросил бы Брут. – Нисколько. Католики, со своей стороны, проливая слезы умиления, строят или дают деньги на постройку храма, синагоги, где должно раздаваться учение, противное Христову и христианству... «Стало быть, католики уже не исповедуют своего Христа?» – спросил бы Брут. – Нет, исповедуют, т. е. говорят, что исповедуют. Ксендз шествует с раввином под ручку, в процессии... «Ведь они оба служители храмов, – спросит опять наивный Брут, – проповедники учений несовместимых, противоположных? Значит, один уступил другому, или оба убедились в лживости своих учений, или каждый признал истину учения, своему противоположного? Но ведь одно исключает другое? Как же это согласить?» – Нет, оба числятся, каждый при своей вере. – «Так это не честно! – воскликнет Брут. – Было бы в тысячу раз честнее и нравственнее, если бы католики и евреи пришли друг к другу и сказали: мы отказываемся от Христа и его заповедей, а мы от Талмуда и ожиданий мессии, мы соединяемся друг с другом во имя нашего человеческого звания!.. Но так как они этого не говорят и продолжают официально принадлежать к учениям христианскому и еврейскому, то они являют безобразный пример гнусной лжи, лицемерия, неуважения к своему званию и презрения к народу, исповедующему свою веру искренне!..»
Антология Русской Мысли | Просмотров: 466 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 04.11.2012

Наше образование, наше движение! Движение без ясно обозначенной цели, ничего не влекущее и не ведущее за собой! Образование, соединенное с полнейшим неведением своей страны и народа, а нередко и с презрением к нему! Справедливо сказал один путешественник, что Россия есть царство фасадов. Каких у нас нет великолепных зданий для училищ, с содержанием почти роскошным, и как плохо идет учение! Мы обзавелись даже железными дорогами, но всего менее там, где этого требовали нужды народа! Мы в столицах живем ускоренной жизнью, а вне столиц прозябаем, и время, видно, нам дешево, судя по тому, что мы целые недели бездействуем на переправах и целые месяцы теряем на преодоление наших путей сообщения, именно тех, на которые редко попадают иностранцы. Мы устроили и Академию художеств, но там, где две трети года нельзя заниматься живописью по причине туманов и серого неба! Мы имеем такую цифру газет и журналов, которая любого статистика могла бы привести к заключению о необыкновенной развитости просвещения в нашей стране и о многочисленности грамотных, но вся эта кипучая литературная деятельность и не проникает в народ, за пределы небольшого круга читающей публики! Есть у нас институты, университеты, всевозможные училища и учебные заведения, – и почти нет вовсе народных школ, мы ничего не устроили для народного образования! Мы заводим вверху либеральные учреждения, а внизу, частехонько, расправляемся по-татарски!..
Антология Русской Мысли | Просмотров: 677 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 27.10.2012