Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Божиим попущением, за безчисленные наши всенароднаго множества грехи, над Московским государьством и на всей Великой Росийской земле, от християньского врага, еретика, от чернца от Гришки Отрепьева учинилась неудобьсказаемая напасть: назвался злодей сыном великого Государя нашего Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Русии, Царевичем Дмитреем, и бесосоставным своим умышлением так прелстил люди Божия государьства Росийского, что не токмо поклонишася ему, но множество силных и великих, прочих же и без числа, и острием меча падоша, побораючи по нем злое; не токмо же се едино, но и воцарися и всю Русь нашу, воистинну святую и Богом любимую, восхоте не токмо обесчестити, но и конечно разорити, и святыя церкви в Римские костелы хотя превратити и люди Божия погубити, малодушные же во след погибели своея с собою во ад свести. |
Монтаж журнала "Кадетская перекличка № 53 1993" |
Вы будете пробегать эти строки, когда прах Достоевского уже успокоится в могиле. Я не могу не поговорить еще и еще раз о человеке, смерть которого глубоко поразила не меня одного. Чувства, волновавшие меня, я старался выразить в тех немногих строках, которыми в этот четверг известил читателей о нашей общей русской потере. Но слово бессильно. |
У всякого народа есть родина, но только у нас - Россия. Недостаточно отвлеченно признать совместимость социализма с любовью к родине. Чтобы быть живой и действенной, любовь должна быть личной. Не "любовь к любви", а любовь к лицу. Любовь - как бы ни старались скрыть ее имя в холодных понятиях солидарности, чувства общения, социальной связи - есть начало, скрепляющее всякое общество. Без нее высвобождается хаос противоречивых стремлений групп и личностей, начинается процесс распада. Не механической силе и не проблематическому сознанию общих интересов (общий интерес - всегда софизм) растопить и сплавить в единство формы этническую материю. Государство чудится самым внешним и грубым из человеческих объединений. Но оно может жить лишь ценой общих и вольных жертв, как непрерывное горение костра, поддерживаемое валежником в лесу. Только любовь делает его возможным. |
Народ тогда был больше, чем на 80 % крестьяне. Крестьяне имели свой абсолютный, стандартный и укоренившийся идеал. Жизнь индивидуально семейно-трудовым хозяйством. Их претензии к жизни заключались в том, что земли у них мало. |
На прошлой лекции я аргументировал свою мысль, что основным стимулом развития России за последние 300 лет был ее выбор ответа на вызов западной цивилизации. И дал короткую характеристику этой совершенно необычной цивилизации, которая постепенно сформировалась на Западе. Она основывается на чисто рационалистическом мышлении, как потом стали говорить на "научной основе", и на всевластии техники. Истоком ее является протестантский кальвинизм, который учит, что успех жизни есть знак избранности человека, а бедность, наоборот есть знак того, что предопределен к погибели, и это разделение на избранных и предопределенных к погибели была произведена Творцом еще до сотворения мира. |
...Так с удивлением замечаем мы, что наш выстраданный плюрализм — в одном, в другом, в третьем признаке, взгляде, оценке, приёме — как сливается со старыми ревдемами, с «неиспорченным» большевизмом. И в охамлении русской истории. И в ненависти к православию. И к самой России. И в пренебрежении к крестьянству. И — «коммунизм ни в чём не виноват». И — «не надо вспоминать прошлое». А вот — и в применении лжи как конструктивного элемента. |
Страшная картина. Грандиозный нынешний кабак ООН, безответственный, на пристрастных голосованиях, не способный ни на какой конструктивный шаг и за 40 лет не решивший ни одной серьёзной задачи, — да наделить его кроме парламентарных прав ещё и исполнительными? Если даже в малых странах, где всё обозримо, то и дело открываются коррупции, скандалы, — то кто ж докричится мировому зевлу о нуждах своего отдалённого края? Всё будет — в чужих, равнодушных, а то и нечестных руках. Это уже — конец жизни на Земле. Если серьёзно уважать «швейцарский» принцип, что местное управление должно быть сильнее центрального, то в этой иерархии что остаётся всемирному правительству? Ноль. Тогда — и зачем оно? |
Шесть лет не читал я ни сборников их, ни памфлетов, ни журналов, хотя редкая там статья не заострялась также и даже особенно против меня. |
Рассмотрев высокие социальные и воспитательные задачи государства, мы пришли к необходимости признать государственный союз не целью, а средством самосохранения высшего общественного типа. Ибо выполнение государством культурных задач совершается для народа. Но что же такое народ как нечто единое? Он не может считаться произвольно выделенною частью человечества, потому что к произвольно выделенной части - которую, как произвольно выделенную, можно по произволу же дробить и увеличивать - нельзя иметь определенной обязанности. Как может самосохраняться то, что не есть само, не есть неделимое, лишено внутреннего единства? Итак, народ, как предмет государственного попечения, есть нечто внутренне определенное, некоторое самостоятельное целое, которому служит государство, целое, которому как цели, подчинено государство, как средство. Такое внутреннее начало объединения народа есть народность, или национальность. |
Только есть русский народ будет охвачен духом истинной государственности и будет отстаивать её смело в борьбе со всеми её противниками, где бы они ни укрывались, - только тогда на основе живых традиций прошлого и драгоценных приобретений живущих и грядущих поколений будет создана – Великая Россия. |
Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая. |
Все недовольны в наше время, и от постоянного, хронического недовольства многие переходят в состояние хронического раздражения. Против чего они раздражены? - против судьбы своей, против правительства, против общественных порядков, против других людей, против всех и всего, кроме себя самих. |
Бывает и так: мистер А спорит с мистером Б. Мистер А хвалит Ивана. Мистер Б Ивана хулит. Потом, в результате долговременного и ожесточенного спора, иногда выясняется: мистер А говорит об Иване Сидорове, а мистер Б об Иване Павлове. |
Россия!.. Какие разные ощущения пробуждает это имя в целом мире. |
Выступление на «круглом столе» Российской Академии Наук 24 сентября 1997 года |
Всех людей по тому, как они относятся к собственности, можно разделить на пять групп: четыре активных и одну пассивную. |
Нигде в мире честь чужого имени не находилась в таком пренебрежении и не служила столь безнаказанно пищей для грязных сплетен, как у нас, в благословенной утробной России. |
Светлой памяти Умученных и павших за Россию. Доблестной Чести За Нее бившихся и верою в Нее живущих. |
Надо ли говорить еще о подвиге Белой Армии, о значении "белого движения", спасшего честь России! Об этом теперь не спорят: это уже история. Придет день, когда блистающее имя Белый воин и сумеречное - галлиполиец - станут для всей России священными именами русского мученика-борца и русского героя. Это придет, и Россия встретит лучших сынов своих высокой и гордой честью: священное имя - Белый Воин - явится знаком высокого духовного отбора - новой русской аристократии. |
...Зажечь светоч – дело необходимое и сегодня. Примеры прошлого и настоящего стоят перед нашими глазами, указуют путь и ждут от нас твёрдых шагов по нему. Много раз умирала Россия, но жива до сих пор. Пока теплятся лампады хранителей её. Всмотритесь во тьму, и много светящихся искр, огоньков увидите вы. То свет Воскресения, которого боится мрак. То светится, подобно звёздам в ночном небе, Архипелаг Святая Русь. Архипелаг Россия... |