Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
Много красивых слов сказано о системе высшего образования страны: «Мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одарённым ученикам» (В.Путин, 2005 год).
В советское время по числу студентов на 10 тысяч человек населения мы занимали второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) нас обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов. По данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодёжи скатилась с 3-го места в мире (1953 г.) на 40-е, по другим данным - на 47-е место. За период «реформ». Страна с сырьевой экономикой не заинтересована в подготовке специалистов технического профиля, о чём и говорит министр Фурсенко: «Я глубоко убеждён: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» (февраль, 2009 г.). В переводе на русский язык, это значит, что высшая математика убивает творческие способности. Видимо, министр Фурсенко, будучи доктором физико-математических наук, делает такое заключение на основании собственного опыта! Но творческие способности убивает внедряемая Фурсенко система ЕГЭ (единого государственного экзамена). Говорит человек, пишущий на темы науки - писатель В.Губарев: «Знаете, что показали результаты ЕГЭ? Уровень образования наших детей упал до уровня 1928 года. Впору говорить не о развитии науки, а о развитии безграмотности». На проблему обратил внимание и президент: «Решение принято. Нужно разработать оптимальный механизм, по которому этот экзамен будет приниматься». В планах министра Фурсенко - оставить из 450 ныне действующих институтов не больше 200, а система внедрения платного образования в период кризиса сама попала в кризисное состояние. Если говорить о подготовке специалистов для внедрения новейших технологий, то представляется необходимым осуществить следующие меры в области высшего образования: - ликвидировать систему платного высшего образования с закрытием частных учебных заведений, восстановив утраченную советскую систему государственной подготовки специалистов. - обратить особое внимание на развитие вузов, готовящих специалистом для предприятий промышленности и науки, способных свернуть страну с пути энергетического донора развитых стран. - в условиях приближающегося продовольственного кризиса усилить и увеличить подготовку специалистов сельскохозяйственного производства. - запретить внедрение единого государственного экзамена, как средства снижения качества подготовки будущих специалистов. - запретить введение системы бакалавр-магистр, как средства снижающего общий уровень российского образования. - в условиях экологического кризиса организовать расширенную подготовку специалистов-экологов. - в крупных технических вузах восстановить роль вузовкой науки, организовав и оснастив специализированные лаборатории. А пока в стране пользуются спросом юристы, журналисты-международники, экономисты - их готовят за 170-430 тысяч рублей в год, это специальности для избранных, для будущих российских чиновников. В России внедряется модель развития высшей школы, главным содержанием которой является полная ликвидация подготовки в стране специалистов-профессионалов для реальных секторов экономики, промышленности и сельского хозяйства и замена их подготовкой бакалавров и магистров, не владеющих необходимыми знаниями. Обратите внимание: о реальном секторе экономики наши чиновники заговорили в кризис, когда уже нельзя говорить об экономике виртуальной - гордости чиновников. Совершенно ясно, что без квалифицированных кадров не может быть восстановлен промышленный, высокотехнологический потенциал страны. Но сами наши чиновники высоких рангов один за другим спешат обзавестись кандидатскими и докторскими дипломами, при этом возникает очередной парадокс: чем меньше в стране остаётся учёных, чем хуже состояние дел в науке, промышленности, образовании, тем больше людей с учёными степенями в гуманитарных областях знаний всплывает в верхние слои власти. Так половину депутатов Государственной думы IV созыва составляли «учёные»: среди них было: докторов наук 71, кандидатов наук - 143, депутатов, имеющих одновременно кандидатские и докторские степени в различных областях науки - 14. Как-то не принято обсуждать деятельность Совета Федерации, но и здесь имеется многочисленная научная прослойка. Совет Федерации: в 2002-м году из 178 членов Совета насчитывалось 64 человека, имеющих учёную степень, в том числе 28 докторов наук (Сергей Миронов, РФ сегодня, № 2, 2002). Отметим также, что некоторые из высших чиновников учились в аспирантуре, начинали работать в науке, но по разным причинам диссертации не защитили. Так Сергей Миронов «осенью 1991-го года принял решение уйти из геологии, так как, по его словам, понял, что наука без государственного финансирования начала разваливаться, а ему надо было кормить семью» (А.Мухин). А уйдя, работал в фирмах, занимающихся торговлей и посредничеством, затем занялся ценными бумагами, потом пошёл работать в строительную корпорацию «Возрождение Санкт-Петербурга» исполнительным директором. «В 1998 году городская прокуратура возбудила уголовное дело по нецелевому расходованию...бюджетных денег», а в 1999 году было возбуждено ещё одно уголовное дело... вновь в связи с кредитами...» Миронов обвинялся также в «умышленном превышении полномочий», но уголовные дела в отношении него были прекращены. Но Миронов не оставляет мечту стать учёным - им готовится кандидатская диссертация на тему «Избирательное право». Хотя, слушая его выступления, проникнутые откровенной злобой, когда он говорит об оппозиции, создаётся впечатление, что ему стоит получить шестое высшее образование, став специалистом по толерантности. Владимир Устинов - бывший министр юстиции (2006-2008) в 2002-м году стал кандидатом, в 2003-м - доктором юридических наук, диссертация: «Международно-правовые проблемы борьбы с терроризмом», а петербургский государственный университет сделал его почётным доктором права. И опять интересный момент: людей с учёными степенями в руководящих органах России полно, а о науке, в полном смысле этого слова, позаботиться некому. Помните старый анекдот: - Стоит женщина в трамвае, места заняты мужчинами. Она говорит: «совсем джентльменов не осталось». Поднимает голову молодой и здоровый: «Джентльменов до фига, местов нету!» Обратите внимание: правительство и прочие руководящие и направляющие органы, объявляющие своей целью инновационное развитие страны, состоят из дилетантов: кандидатские и докторские степени получены ими, в подавляющем большинстве, за «исследования» в области гуманитарных наук: по истории, философии, политологии, экономике, педагогике. Почему так происходит? Ответ простой: чтобы выполнить научную работу по конкретным научно-техническим направлениям нужно не только проявить соответствующие знания, но и защитить её на Учёном Совете, что сделать тоже весьма непросто. Действительно, при защите диссертаций гуманитарного направления знаний претендент просто читает заготовленный текст и отвечает на подготовленные вопросы. В области технических или физико-математических наук претендент не имеет права читать по бумажке, а его научная неграмотность выявится при первом же простейшем вопросе. Читатель может спросить: куда же смотрит Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК), которая должна бы отличить оригинальную работу от подделки? Но в ВАК ежегодно поступает примерно 35 000 тысяч диссертаций, столько же, сколько в советское время, когда учёных было в 3 раза больше, чем в демократической России. Глава ВАК М.Кирпичников говорит: «Примерно 10 тысяч диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год, ежегодно пишется отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги». Существует старый анекдот: - Грузина спрашивают: Ты купил диплом? Грузин обиделся: Почему купил? Если грузин, значит, купил? Подарили!!! Если дело пойдёт с разрушением науки и образования по принятой в настоящее время схеме, то учёными у нас будут исключительно чиновники, бизнесмены, политики. Для этого есть и резерв, и основание: из советских учёных осталось примерно 400 000, а армия только гражданских чиновников у нас составляет более 1 600 000 человек, а вместе представителями силовых ведомств количество чиновников превышает 3 миллиона. А при тех расценках, которые всё чаще внедряются в дело защиты диссертации, скоро только чиновники и бизнесмены смогут себе позволить израсходовать деньги на «научную» работу. Множество учёных представлено в правительстве. Правительство и прочие руководящие и направляющие органы, объявляющие своей целью инновационное развитие страны, состоят из дилетантов: кандидатские и докторские степени получены ими, в подавляющем большинстве, за «исследования» в области гуманитарных наук. Вот только несколько примеров: - А.Румянцев, учёный-физик, академик РАН является послом России в Финляндии; -А.Сердюков, многие годы отдавший мебельному производству, окончивший Ленинградский институт советской торговли и юрист, доктор экономических наук, возглавляет министерство обороны; - А.Авдеев, профессиональный дипломат, стал министром культуры; -А.Гордеев, министр сельского хозяйства - выпускник института железнодорожного транспорта; - В марте 2009-го года Гордеева на посту министра сельского хозяйства сменила Елена Скрынник - выпускница Челябинского медицинского института, кандидат экономических наук. -Т.Голикова сменила пост заместителя министра финансов на должность министра здравоохранения и социального развития, имея специальность по образованию «экономика труда», что, видимо, и позволило ей готовить программу «О монетизации льгот»; - В.Якунин - специалист по производству летательных аппаратов является президентом Российских железных дорог (РЖД); -Б.Грызлов, бывший министром внутренних дел - радиоинженер; В этом нет ничего удивительного, так как высший чиновничий аппарат в демократической России комплектуется не с учётом уровня профессионализма того или иного чиновника, а с учётом степени приближённости его к «петербургскому землячеству». До какой степени можно профанировать и проституицировать труд учёного? Но может быть, отсутствие профессионализма у наших чиновников и спасает страну от полного разрушения? Ибо, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Есть один положительный момент: наши чиновники защищают диссертации по экономике, юриспруденции, философии, политологии, истории, педагогике, то есть по таким специальностям, которые не нужны на Западе, следовательно, учёные-чиновники худо-бедно, но будут работать в России, хотя, и не исключена возможность для некоторых из них работать в интересах Запада. По данным журнала «Newsweek» (3-9 ноября 2008, № 45), который опубликовал сведения о «50 самых талантливых учёных, уехавших из России», среди уехавших: физики, биологи, геологи, химики, математики. Перечисленных выше «чиновничьих» специальностей в этом списке нет. А, может быть, стоит значительно упростить дело? Помните: «Нормальные герои всегда идут в обход»? Настало время из категории «гуманитарные науки» выделить ряд специальностей и присвоить им классификацию «чиновные науки», куда войдут, например: политология, юриспруденция, экономика, частично история и педагогика (определённые их разделы), список этот может быть расширен. А присваиваемые степени надо именовать: «кандидат чиновных наук», «доктор чиновных наук». Начать же можно с главного: необходимо уже сейчас организовать Чиновную Академию Наук (ЧАН) с выбором соответствующих верховных органов и введением званий: член-корреспондент ЧАН и академик ЧАН, президент ЧАН. Тогда в недалёком будущем можно отказаться от такой обузы, как Российская Академия наук (РАН). И это будет справедливо, так как подчёркнёт необходимость для страны, до сих пор не понимающей своего счастья, учёного чиновничества! И уже проще ответить на вопрос: «Кто из высоких чиновников НЕ имеет кандидатских и докторских степеней?» Это, например, Сергей Миронов, Владислав Сурков (магистр экономики), Аркадий Дворкович (магистр экономики). Отсюда видно: если реформы начинались кандидатами наук, то завершаются они несостоявшимися аспирантами. И.А.Крылов («Воспитание льва») писал:
И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей.
Но современные высшие чиновники не только абсолютно не желают знать «свойств своего народа», но и «выгоды земли своей». Предложенные выше методы спасения науки и образования могут быть приведены в действие только после положительного ответа на вопрос: «Нужна ли наука власти?» Но если нет цельной государственной политики, не будет ни науки, ни образования, ни высоких технологий и не спасут положение отдельные, частные, «национальные программы», нацеленные только на снижение политической напряжённости в стране. А для того чтобы открывать газовую или нефтяную задвижку не надо быть кандидатом или доктором наук. Но пока в России остаются здоровые силы, сохраняется надежда, что к власти придут люди, которые будут заботиться не о личном авторитете и обогащении, а об интересах страны и народа. ________________ Бояринцев Владимир Иванович, доктор физико-математических наук, профессор. Вышеприведенный текст положен в основу доклада автора на научной конференции "Россия в условиях глобального кризиса", состоявшейся 14 марта 2009 г. http://www.za-nauku.ru/
| |
| |
Просмотров: 1112 | |