Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
Начиная с 1992 года, когда открыли доступ к некоторым ранее секретным архивам, историки получили возможность не только получить сведения о жестоких гонениях на Церковь, но и понять скрытые от посторонних глаз механизмы государственно-партийной работы направленной на ликвидацию Русской Церкви, как самой крупной и влиятельной конфессии в Советском союзе. Содержание, методы борьбы и её последствия в отношении Церкви никогда ранее не раскрывались и были строго засекречены. Внешне они выражались в форме идеологической пропаганды и атеистического воспитания. На практике без широкой огласки проводилась политика иного рода, где широко использовались методы насилия и даже физического уничтожения священнослужителей и активных приверженцев православной веры. В своём стремлении отделить Церковь от государства, партия большевиков сразу же приступила к формированию законодательной базы антицерковной направленности. Издание декрета СНК от 20 января (2 февраля) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» вызвало протест со стороны, проходившего в то время в Москве Православного Собора определившего этот закон как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против неё гонения» [1]. Сущность установившегося в то время политического режима заключалась в богоборчестве, в конечном итоге уничтожения всякой религии. Русская Православная Церковь, являвшаяся наиболее крупной и влиятельной религиозной духовно-нравственной силой общества, рассматривалась большевиками как главное идейное препятствие господству основанной на классовой борьбе коммунистической идеологии. Повсеместно, в условиях полного произвола и беззакония, закрывали церкви и монастыри, имущество конфисковали, а духовенство подвергалось арестам и даже расстрелам. Репрессии против священнослужителей и погромы не ослабли и после того, как патриарх Тихон 25 сентября 1919 года опубликовал Послание «О прекращении духовенством борьбы с большевиками» [2]. Всего по России, но неполным данным, общее число жертв среди духовенства и мирян, стоявших вне гражданской войны, с октября 1917 по конец 1921 года превысило 10 тысяч человек [3]. Сюда не входят священники, погибшие в рядах белого движения [4]. К концу 1921 года в Советской России было закрыто 600 монастырей, многие из которых обладали большой исторической и культурной ценностью [5]. Жестокие гонения происходили и в Орловской губернии [6]. Зачинщиками, как правило, были солдаты-дезертиры, с марта 1917 года валом валившие с фронта по деревням, и матросы, а также уголовный элемент, проникавший благодаря своей дерзости и «революционности» в местные органы власти. Например, в Мценске 3 июля 1919 г. местные власти надругались над находящимися в монастыре мощами святого Кукши, а потом порешили взять древнюю скульптуру — икону святого Николая Угодника и бросить её в реку. Однако, такие действия вызвали открытое возмущение местного населения: собралась тысячная толпа, в ответ испуганные представители власти дали три выстрела и уехали. В г. Болхове большевики вскрыли и разграбили мощи знаменитого миссионера Алтайского края и переводчика священных ветхозаветных книг с еврейского на русский язык, а под конец своей жизни и настоятеля Болховского Оптина монастыря преподобного Макария (Глухарёва). Тогда же, в 1919 году мощи святого Тихона Задонского изъяли у Церкви и передали в музей, а в г. Орле начали громить Успенский мужской монастырь. На бывшей территории Орловской губернии документально подтверждается убийство грабителями осенью 1917 г. священника Григория в с. Цветынь Орловского уезда, игумена Гервасия — настоятеля Брянского Севского монастыря, священников: Василия Осипова в с. Дровосечном Малоархангельского уезда, Михаила Тихомирова в г. Ельце и Василия Лебедева в селе Сетном Севского уезда, ранее служившего в Ливенском уезде, глубоко религиозного и прямолинейного священника-патриота, твёрдо стоявшего за православную веру, а его жену бандиты настигли и убили по дороге на станцию Михайловский хутор. При нападении на дом священника с. Троицкого-Кудинова Ливенского уезда Михаила Петровского 25 июня 1918 года солдаты-грабители, уходя, бросили бомбу и убили его девятилетнюю дочь. Сам отец Михаил был арестован большевиками и в то время находился в городе Ливны. Тогда же, в Орловский центральный работный Дом были заключены монахи Бело-Бережной пустыни игумены Корнилий и Маврикий, а также иеромонахи Ипполит, Климент, Иоасаф и Павлин. Среди принявших мученический венец были известные иерархи Русской Православной Церкви, жизнь и деятельность которых оставила глубокий след в становлении и утверждении Православия на Орловской земле. Первым иерархом Русской Православной Церкви, который был расстрелян по официальному приговору советской власти в 1918 году, стал бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев). В годы сталинских репрессий та же участь постигла митрополита Серафима (Чичагова), архиепископов: Серафима (Остроумова), Александра (Щукина), епископа Иннокентия (Никифорова). Священник Иоанн Панков и его сыновья Николай и Пётр были убиты в 1918 году. Впоследствии они были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. После окончания гражданской войны, под предлогом борьбы с голодом, большевики организовали кампанию по изъятию церковных ценностей. В ответ начались волнения верующих. По данным центральной прессы, в это время произошло 1414 столкновений между представителями власти и прихожанами церквей [7]. По всей стране начались судебные процессы по «церковным делам», которые продолжались в советской России до весны 1923 г. Только на конец 1922 г. число жертв этой судебной кампании превысило 6 тысяч священников и монашествующих, не считая мирян [8]. Церкви были разграблены, как и приказал Ленин, «с беспощадной решительностью» и «в кратчайший срок» [9]. По данным И. Бунича, было расстреляно 40 тысяч священников, диаконов и монахов, а также около 100 тысяч верующих, входивших в церковные «двадцатки» и общины [10]. Чистая прибыль изъятых ценностей составила 2,5 млрд. золотых рублей. Из этих средств за границей был закуплен хлеб на 1 млн. рублей, да и то на семена, тогда как через гуманитарную Администрацию Помощи (АРА) международные организации выделили на помощь голодающей России 137 млн. долларов и спасли от смерти 22 млн. 700 тысяч человек [11].
В Орле с 18 по 20 июня 1922 г. проходил показательный суд над правящим епископом Орловским Серафимом и викарным епископом Елецким Николаем, а также четырьмя мирянами. Подсудимые виновными себя не признали. Однако решением губернского ревтрибунала епископа Серафима осудили на 7 лет в Центральную исправительную тюрьму со строгой изоляцией, а епископа Николая — на 3 года. Но наиболее жестоким преследованиям Церковь подверглась в период сталинских репрессий. В 1932 г. Сталин объявил о начале «безбожной пятилетки»: к 1мая 1937 года «имя бога должно быть забыто» на всей территории СССР [12]. Несмотря на все усилия, план по искоренению религии провалился. Перепись 1937 года, в которую включён был и вопрос о религиозных убеждениях, показала, что 57 процентов респондентов продолжали считать себя верующими. А с учётом всех возрастов 2/3 сельского населения и 1/3 городского оставались верующими [13]. Данные переписи вызвали у Сталина ярость, что привело к расправе над людьми не только ответственными за её проведение, но и к усилению борьбы с Православной Церковью и другими религиозными конфессиями. Репрессии против иерархов Церкви, духовенства и верующих достигли в это время своего апогея. Только в Орловской области с 1 октября по 31 декабря 1937 года было осуждено 1667 церковников и сектантов, в том числе расстреляно 1130 человек, а к концу 1941 года всего осуждено по религиозным мотивам 1921 человек, из них 1209 к расстрелу, которые, как правило, приводились к исполнению незамедлительно. Особенность сталинских репрессий заключалась в том, что они проводились по спускаемому сверху от руководства страны «плану». В рамках т.н. «лимита» по уничтожению «врагов народа» органы НКВД обязаны были его выполнять [14]. Для их исполнения по всей стране действовала не только система судебных, но и внесудебных органов. В неё входили военная коллегия Верховного суда, военный трибунал, Спецколлегия, Особое совещание при НКВД, Тройка УНКВД, Особая Тройка НКВД, а также путём решений наркома внутренних дел и прокурора СССР по массовым операциям. Судя по материалам НКВД, деятельность этих органов лимитировалась, а то, что было сверх лимита передавалось для исполнения в смежные структуры. Так, например, в документе к сведениям о количестве осуждённых имеется запись: «Примечание: в графе тройка УНКВД — указано количество арестованных в порядке приказа № 00447, которые за отсутствием лимитов по особой тройке были осуждены тройкой УНКВД» [15]. Репрессии осуществлялись посредством рассмотрения дел арестованных по ускоренному варианту, когда в один день выносились сотни внесудебных приговоров. Так Особой Тройкой НКВД по Орловской области за 24 дня в ноябре и декабре 1937 года было осуждено к расстрелу 2989 и на различные сроки исправительно-трудовых лагерей 7180 человек. Согласно сведениям о количестве осуждённых НКВД (УНКВД) по Орловской области за время с 1 октября по 31 декабря 1937 года было исполнено решений — 13314, из них к высшей мере наказания (ВМН), Кроме того, шифром ЦК ВКП (б) В результате, по данным комиссии по реабилитации, которую возглавлял А.Н.Яковлев, за один только 1937 год в СССР было расстреляно 85300 православных священнослужителей, всего с 1917 по 1941 год было уничтожено почти 130000 [17]. Примечательно, что в 1915 г. русское православное духовенство насчитывало в своих рядах около 140 епископов, 112629 священников, диаконов, псаломщиков и 29128 монахов и монахинь, что составляло в целом 141757 человек. В начале 1941 г. в СССР русское православное духовенство насчитывало всего четыре правящих архиерея и около 500 священнослужителей на 350−400 православных храма. Орловский край также не стал исключением. К началу 1939 г. организованной религиозной жизни Православной Церкви на территории Орловской области не было. В начале войны в современных границах Орловской области оставались две действующие церкви: церковь Рождества Христова в г. Болхове и св. Николая Чудотворца в с. Лепёшкино Орловского района. [18]. «Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век» так охарактеризовал прошедший период истории нашей Родины Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 года, на котором были прославлены новомученики и исповедники Российские XX века. Тысячи священнослужителей и мирян, принявших смерть ради веры Христовой, призывают нас не отчаиваться, внимать и проповедовать слово Божие, чтобы спасти человечество от смертных грехов, влекущих в бездну пропасти и саморазрушения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн.6, вып. 1.-М., 1918.-С.72 2. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство, 1417−1941: Документы и фотоматериалы. — Москва: Издательство Библейско-Богословского института св. апостола Андрея Первозванного, 1996.-С. 46. 3. Там же, С. 12. 4. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. — Москва, 1995.- С. 288. 5. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство, с.12 6. Орловские епархиальные ведомости.- 1918. — № 7−8.- С. 166−167; № 15.-С.390−391; № 19.- С. 496; Перелыгин А. Святые мученики Болховского уезда // Московская Патриархия. 2004.-№ 1 .- C. 76−79. Oн же: Русская Православная церковь в Орловском крае (1917−1953 гг.) — Орёл, 2008.- С.31−36. 7. Там же, С. 69. 8. Там же. 9. Ленин В.И. Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 года //Известия ЦК КПСС-1990, № 4.-С.190−193. 10. Бунич И.Л. Полигон Сатаны. Сб.-СПб.: Шанс, 1994.-С. 98−99. 11. Там же, С. 92. 12.. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917−1945 / Л. Регельсон.- Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1977. — С.488 13. Всесоюзная перепись населения. 1937 г. Краткие итоги. Отв. Ред. Ю.А. Поляков. Институт истории СССР АН СССР.-М., 1991.-С.81,106−115; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви.1917−1990: Учёб. Для православных дух. семинарий.-М.: Моск. Патриархия: Хроника, 1994.-С.105. 14. Архив ИЦ УВД Орловской области. Ф.4. Д. 1. Л.Л. 1−2,15,18−19, 165; Д. 2; Д. 3; Д. 76-а. Л.86. 15. Данные по Орловской области приводятся по книгеу: Ермаков В., Митрофанов Г., Гусев Б. С Богом в оккупации: Сборник.- СПб., 2002.-С.14−15; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 1964 годах).- М., 2000.- С.14−15. 16.. Письмо И. Сталина о применении пыток // Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. — Орёл, 1998. — Т. 4. — С.58−59. 17. Данные о сталинских репрессиях против Русской Православной Церкви приводятся по книге: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 гг. — М., 2000 — С. 117. 18. ГАОО. Ф. Р-3660. Оп. 1. Д. 4. Л. 50. | |||
| |||
Просмотров: 743 | |