Члены союза ветеранов войн и локальных конфликтов Екатеринбурга и Свердловской области (при поддержке Свердловского регионального отделения партии «Патриоты России») 19 августа завершили сбор подписей под вызовом министра обороны Анатолия Сердюкова на офицерскую дуэль. Эта необычное мероприятие началось месяц назад и уже в первые дни было собрано более 300 подписей бывших офицеров. После подведения итогов коллективный вызов будет отправлен в Министерство обороны.
В прессе был распространен текст вызова: «Начав с реформы военных кафедр, министр обороны в гражданском пиджаке перешел к уничтожению существующих военных училищ. Воинские формирования в Сибири и на Дальнем Востоке также сокращаются, или «кадрируются». У любого патриота России сжимается сердце, а на глазах наворачиваются слезы оттого, что азиатская часть России целенаправленно обезоруживается. Последней каплей, переполнившей чашу терпения всех ветеранов, стало решение главы Министерства обороны о сокращенном приеме курсантов в военные институты и училища в следующем учебном году. Все шаги министра обороны являются, по сути, обструкцией и уничтожением российской армии, превращением ее в бутафорскую структуру. Необходимое реформирование армии, оснащение ее современной техникой и вооружением превращено в фарс и трагедию. Необоснованно уничтожен институт прапорщиков, существующий в армии с реформ Петра Великого! В армии не проводятся ни воспитание солдат (т.к. заместители командиров по воспитательной работы сокращены «за ненадобностью»), ни полноценная боевая подготовка». Реакции Анатолия Сердюкова на намерение вызвать его к барьеру пока не последовало.
Неутешительные перспективы
Столь серьезные обвинения в адрес Анатолия Сердюкова звучат с самого начала процесса реформирования Вооруженных сил. Но насколько они обоснованны? В начале августа Центр общественно-политических инициатив провел социологический опрос, в ходе которого респондентам предлагалось дать оценку перспективам военной реформы. Всего было опрошено 2518 человек, в том числе 1694 военнослужащих, в девяти городах Российской Федерации: в Волгограде, Калининграде, Кемерове, Москве, Мурманске, Новосибирске, Рязани, Санкт-Петербурге и Хабаровске. По мнению 61% опрошенных, в результате проводимых реформ ухудшилась вся система управления войсками. 64% респондентов считают, что формирование нового облика Вооруженных сил привело к серьезному понижению их статуса в российском обществе.
32% опрошенных не уверены в том, что при реализации военной реформы будут соблюдены их права при получении жилья, пенсий и различных пособий; 23% – при трудоустройстве, 8% – при медицинском обслуживании. Эксперты Центра также опубликовали результаты аналитического исследования «Некоторые проблемы нынешнего состояния Вооруженных Сил РФ». Согласно их заключению, в ходе реформы вскрылись три главных негативных момента. 1. Падение технической оснащенности Вооруженных сил. По оценкам военных экспертов, в 2004–2008 годах ВС страны закупили 36 МБР «Тополь-М», два дивизиона тактических ракет «Искандер», два дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-400, 150 танков Т-90, 700 боевых бронированных машин, 20 самоходных артиллерийских установок, один стратегический бомбардировщик Ту-160, три фронтовых бомбардировщика Су-34, 30 вертолетов, дизельную подводную лодку, два корабля типа корвет, 13 малых кораблей и вспомогательных судов. Дополнительно к этому в 2009 году было закуплено 49 новых и модернизированных самолетов, 31 вертолет, 304 единицы бронетехники и 20 артиллерийских орудий. Такие темпы поставок военной техники позволяют провести полное перевооружение за 30–50 лет, что существенно превышает сроки ее эксплуатации и делает достаточно трудным увеличение к 2015 году доли новейших образцов оружия и боевой техники до 30% даже для частей и соединений постоянной готовности, о чем было недавно заявлено со стороны высшего руководства страны. 2. Несоответствие организационно-штатной структуры вооруженных сил современным условиям ведения боевых действий. Реальное укрупнение воинских организаций позволит сократить расходы на содержание военных городков, облегчит организацию гарнизонной и караульной службы и уменьшит расходы на материально-техническое обеспечение. Пока же происходит больше имитация этого процесса, когда вместо отдельных воинских организаций создаются многочисленные и плохо управляемые филиалы и другие структурные образования. 3. Неукомплектованность Вооруженных сил личным составом. Сохраняющаяся численность ВС страны около 1 млн. военнослужащих на фоне резкого сокращения количества офицеров заметно обостряет проблему комплектования рядовым составом (перевод прапорщиков в категорию сержантов отодвинул задачу подготовки последних на некоторую перспективу). Отдельного рассмотрения заслуживают части постоянной готовности, где количество солдат-призывников должно быть минимальным – не более 30% от общей численности. По итогам аналитического исследования эксперты сделали следующий вывод: «Процесс осуществления военной реформы в ВС России сейчас внушает самые серьезные опасения. По существу, разрушается система подготовки военных кадров, продолжается падение технической оснащенности вооруженных сил, нарушается система их комплектования и управления.
Все это ведет к ослаблению обороноспособности страны и требует принятия срочных мер по устранению уже имеющихся негативных последствий».
Кто будет служить?
Запуская процесс военной реформы, Анатолий Сердюков выдвинул идею решения одной из самых острых проблем — проблемы некомплекта воинских частей за счет перехода на профессиональную, контрактную армию. Эта идея тихо умерла, так и не успев претвориться в жизнь. А проблема некомплекта войск осталась. 29 июля эксперты Минобороны опубликовали на официальном форуме МО РФ данные демографического прогноза. По их мнению, «уже к 2015 году воинская повинность в России станет всобщей». То есть, проблему некомлекта предполагается решать за счет призыва в армию всех, кого только можно. В качестве обоснования своих выводов эксперты приводят следующие цифры: «Из-за спада рождаемости в 90-х годах к 2009 году в России оказалось 1,06 млн молодых людей, достигших призывного возраста. При этом из-за перехода на одногодичную службу призыв был удвоен и служить пошли около 577 тысяч 18-летних юношей, что составило 55% от их общего числа по стране. В нынешнем году и под призыв попадет не меньшее количество молодежи, а число 18-летних составляет при этом всего 940 тысяч человек, то есть доля призывников может возрасти до 60%. Если в системе призыва ничего не изменится в ближайшее время, то в 2012 году процент солдат-срочников от общего числа 18-летних россиян, которое, по прогнозам, составит 740 тысяч человек, увеличится практически до 80%. При этом демографический провал со временем не исчезает, и к 2015 году в России будет только 680 тысяч молодых людей, достигших призывного возраста, что практически идентично прогнозируемому призыву». Насколько остро стоит данная проблема, можно судить по заявлениям замначальника Генерального штаба, начальника Главного организационно-мобилизационного управления, генерал-полковника Василия Смирнова. В конце апреля он заявил о планах военного руководства по увеличению призывного возраста, продлению срока призыва и ограничению отсрочек. Соответственно, все разговоры главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова о «гуманной» армии оказались «не более чем пропагандистским прикрытием для гадостей, которые военное ведомство придумало для граждан», как писали тогда газеты вроде «Московского комсомольца». В создавшуюся тупиковую ситуацию вынужден был вмешаться Верховный главнокомандующий. 30 июля в Кремле прошло специальное совещание. Как сообщала пресс-служба главы государства: «Президент России Дмитрий Медведев призвал выработать меры по улучшению ситуации с призывом на военную службу.» «Мы должны концептуально обсудить, что делать дальше», - заявил он на совещании по вопросам призыва на военную службу, в котором приняли участие руководители правительства, Вооруженных сил, спецслужб, правоохранительных органов. «Есть ряд предложений, и я сразу хотел бы сказать, что ни по одному из них нет никаких предварительных решений, но обсудить их следует. Понятно, что в этой проблеме есть свои сложности. Потребности армии и флота в призывниках полностью не обеспечиваются», - признал президент. Говоря о причинах создавшейся ситуации, Медведев отметил, что это связано «с демографическими проблемами и с проблемами здоровья молодых людей»». Проще говоря: проблема есть — решения нет. Впрочем, проблема могла зайти еще дальше, если бы оказалось принятым одно из самых «гениальных» предложений реформаторов: поручить призыв в армию муниципалитетам в рамках «придания военному ведомству гражданского облика».
Напомним, что в октябре 2009 года заместитель начальника главного штаба сухопутных войск РФ генерал-лейтенант Сергей Антонов сообщил журналистам, что министр обороны планирует передать функции призыва граждан на военную службу муниципальным органам власти, а призыв осуществлять через «своего рода оборонный заказ муниципальным властям». На волне начавшегося скандала начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС России Василий Смирнов выступил с опровержением, подчеркнув, что «никаких изменений в организации призывного процесса не планируется». Интересно, что сам Смирнов - номинально гражданский человек, этой весной он был уволен с военной службы, но, сняв погоны генерал-полковника, остался на прежней должности. Как штатский госслужащий высокого ранга. Сейчас трудно разобраться, планировалось ли на самом деле подобное решение или генерал-лейтенант Антонов, сбитый с толку всем происходящим в армии, поторопился с выводами. Беда в том, что даже при сохранении прежней системы призыва проблема некомплекта Вооруженных сил никуда не исчезнет и что с ней делать — не знает никто.
Уничтожение будущего
Не секрет, что самое прямое отношение к проблеме комплектования Вооруженных сил имеет беспрецедентное сокращение количества военных вузов, которые являются кузницей кадров. О нехватке младших офицеров неоднократно заявлял сам Анатолий Сердюков. Тем не менее, процесс ликвидации военных училищ, замаскированный под термином «сокращение в целях укрупнения», продолжается полным ходом. 20 июля 2010 года приказом министра обороны РФ № 990 был расформирован Челябинский военный автомобильный институт (ЧВАИ) имени Ротмистрова. Курсанты и персонал вуза ознакомились с документом 21 июля. Доучиваться будущие офицеры будут в Омском танковом институте, где на базе местной автомобильной кафедры и с помощью преподавателей ЧВАИ будет создан соответствующий факультет. Полностью ликвидировать автомобильный институт должны к 1 октября. Что касается преподавателей-офицеров, их судьба сейчас решается. Автомобильный факультет в Омском танковом институте еще не организован. Офицерам-преподавателям остается только искать себе работу на гражданке или, как вариант, попытаться «вклиниться» в военную сферу, например, в военкоматы. В пресс-службе штаба Приволжско-Уральского военного округа пояснили, что «реорганизация ЧВАИ произведена в связи с оптимизацией военного образования и реформированием Вооруженных сил». Напомним, что в России было три высших военных автомобильных училища: в Рязани, Челябинске и Уссурийске. И все они получили приказ о расформировании.
Рязанские курсанты тоже едут в Омск. Все это делается в рамках «укрупнения военно-образовательных учреждений». Интересно, что в ноябре 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал приказ о создании на базе ЧВАИ филиала военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ». Однако на судьбу института это никак не повлияло. Ранее в Челябинске был расформирован танковый институт. Излишне говорить о том, что в данном случае речь не идет об офицерах, к началу реформы успевших отслужить по 20-25 лет и чье сокращение хоть как-то можно объяснить. Уничтожается будущее Российской армии. С учетом складывающейся международной обстановки и наличием на российских границах целого ряда потенциальных очагов войны, объяснить подобные действия реформаторов совершенно невозможно.
Специально для Столетия
|