Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 24.11.2024, 09:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Итоги 2012 Людмилы Сараскиной: В России идет демонтаж образования

Конец декабря — традиционное время для подведения итогов года. Каким этот год был для них лично и для всей страны, мы попросили рассказать священнослужителей, общественных деятелей, деятелей культуры и искусства. О своих итогах 2012 рассказывает литературовед Людмила Сараскина.

Гибельная реформа образования

Людмила Сараскина. Фото Юлии Маковейчук

Людмила Сараскина. Фото Юлии Маковейчук

Моя профессиональная среда бьет тревогу. Итоги года крайне неутешительны — ведущие университеты страны сигнализируют о трагедии образования. Из школьной программы вытеснен учебный предмет «русская литература» (вместо него предмет «русский язык и литература»), резко упал уровень преподавания русской литературы, ее эмоционального и интеллектуального осмысления. Установка на ЕГЭ ведет к деградации учительского корпуса.

Идет разгром университетского гуманитарного, в частности филологического образования; планомерная ликвидация гуманитарных дисциплин в России стала очевидностью. Происходит массовое закрытие школ в российской провинции, ежегодно уменьшается количество бюджетных мест в вузах на гуманитарные дисциплины, сокращается прием студентов на классические отделения. В случае с русской классической литературой ставится задача резко ограничить усвоение ее ценностей, чуждых современной экономической элите. Кажется, что у руководителей образования сложилось понимание того, что процесс управления общественным сознанием тем проще, чем ниже уровень образования населения.

Судя по тому, как слабо реагируют реформаторы-ликвидаторы образования на протесты российских ученых, они просто ждут, что внимание общества переключится на другую горячую тему. Все перемены будут не в пользу фундаментальной науки и образования: идет процесс их демонтажа. Я бы назвала этот процесс преступным.

Разговор о Церкви должен быть честным и открытым

Отношения общества и Церкви развивались, на мой взгляд, нервно и крайне напряженно, и от этого проигрывали все без исключения. Церковь включалась в разговор с обществом только в тех случаях, когда больно затрагивались ее специфические темы: религиозные чувства верующих, квалификация богохульства как уголовщины и т.п. На те темы, которыми болеет общество — катастрофа среднего и высшего образования, грандиозное воровство в армии и в космической отрасли, ужасающие безобразия в системе судопроизводства, в тюрьмах, полицейских участках и т.п., Церковь почти или никак не реагировала, показывая тем самым, что это не ее компетенция. Но ведь Церковь сама объявила, что идет к обществу, что от общества она не отделена.

Вольно или невольно сложилась странная картина: из программы средней школы убирается астрономия, зато предлагается открыть молельные комнаты. В вузах громят гуманитарную науку, зато открывают кафедры теологии. Неужели религиозный компонент вводится в систему образования вместо научного, гуманитарного компонента? Эти вопросы не обсуждены, не осмыслены и вызывают дополнительное напряжение. Оно никому не идет на пользу.

Ни в коем случае взаимные вопрошания, недоумения, критика не должны восприниматься как попытки развязать информационную войну. Ни Церковь, ни общество, ни армия, ни медицина, ни система образования не должны находиться вне зоны общественного внимания и обсуждения. Если мы считаем, что Церковь — организм, в целом, здоровый, а не тяжело больной, от которого надо скрывать правду о его состоянии, чтобы не ухудшить положения, мы должны, просто обязаны вести разговор без умолчаний, лицемерия, двоемыслия.

Такой разговор начистоту только подчеркнет наше уважение к институту Церкви. Очень хотелось бы услышать честное слово Церкви о катастрофе с гуманитарным образованием, от которой пострадают все — верующие и неверующие, воцерковленные и невоцерковленные граждане России, ибо это общегражданская, а не конфессиональная проблема.

О личных итогах года

2012 год прошел в непрерывной и сложной работе. Работала над книгой «Солженицын и медиа в пространстве советской и постсоветской культуры». В будущем году надеюсь ее закончить. Дважды выступала по уже завершенным частям книги в Доме русского зарубежья, в рамках постоянно действующего семинара и на Международной научной конференции «"Ивану Денисовичу” — полвека».

Ранней весной состоялась поездка в Дели на конференцию «Русский фактор в культуре Центральной Азии», где я представила две свои книги «Солженицын» (2009) и «Достоевский» (2011), а поздней осенью — поездка «Российские писатели на Сицилии»: в числе группы писателей я выступала в учебных заведениях и книжных магазинах сицилийских городов (Катания, Бронте, Рагуза, Мессина, Таормина), участвовала во встречах с писателями и читателями Сицилии. Прошла презентация книги «Российские писатели в Италии» (М.: Время, 2012).

Читала много специальной литературы, связанной с темой книги, над которой работаю.

Из культурных событий упомяну замечательный концерт Миланского симфонического оркестра им. Джузеппе Верди в Большом зале Московский консерватории им. П.И. Чайковского 25 ноября.

В следующем году хочу закончить книгу; подготовить ее к изданию.

Предстоит разработать концепцию выставки «Достоевский — Солженицын» для Музея Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
http://www.pravmir.ru/itogi-2012-lyudmily-saraskinoj-v-rossii-idet-demontazh-obrazovaniya/
Категория: Правление Путина | Добавил: rys-arhipelag (05.01.2013)
Просмотров: 803 | Рейтинг: 0.0/0