Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
17 декабря, 10:54
Фото: EPA Портал "Окно в Россию" представляет первую статью нового цикла, посвященного переселению соотечественников в Россию Со времени публикации цикла наших статей о переселении соотечественников в Россию прошло не так уж много времени, но мы вынуждены вновь и вновь обращаться к этой теме, так как ежедневный опыт общения с нашими людьми за рубежами России показывает, что они по-прежнему нуждаются в информации – и, по ряду причин, даже в большей степени, чем раньше. Разумеется, возрос интерес к госпрограмме среди соотечественников на Украине – и это было предсказуемо. Последние события в Киеве еще сильнее обострили эмиграционные настроения, и возможностями переселения в Россию стали интересоваться люди, раньше не планировавшие покидать благодатную украинскую землю. Угроза гражданской войны и разрухи, а то и распада государства заставляет соотечественников вспомнить о том, что двери в Россию открыты, визового режима с ней пока нет, страна стабильно развивается, а самое главное – не обрекает своих граждан на голод, холод, нищету и жизнь под гнетом этнократии, исповедующей самую беспардонную русофобию. Подписание Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС также уже приносит свои плоды – почти нет сомнений в том, что ее ожидает та же судьба, что Прибалтику, которую покинула почти треть населения. Что же - порадуемся за тех наших предусмотрительных соотечественников, которые выбрали жизнь на исторической родине, а не поверили пропагандистским сказкам о земле обетованной в "просвещенной Европе". Отвечает ли новым упованиям соотечественников государственная программа содействия их переселению – мы и попробуем разобраться в наших статьях. Читать также: Как правильно возвращаться в Россию 12 декабря в Министерстве регионального развития РФ состоялось межведомственное совещание, посвященное актуальным вопросам реализации госпрограммы. Совещание собрало представителей МИД РФ, министерства финансов, ФМС, комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Общественной палаты, а также представителей субъектов РФ и экспертов. На 1-е декабря в Минрегион поступило 57 проектов региональных программ переселения, 45 из которых согласованы правительством России. 42 региональные программы переселения утверждены в субъектах федерации. Заявления на участие в переселенческой программе подали более 33,5 тыс. человек. В текущем году на территорию Российской Федерации прибыло 28,5 тыс. соотечественников. Все идет по плану? Кажется, что не только по плану, но и с опережением. Если читать отчеты, а не пользоваться информацией с мест - той, которой делятся потенциальные участники госпрограммы - то в заголовок статьи так и просится «Программа переселения набирает обороты» или «Переселенцы обрели новую Родину в N-ской области» - именно так любят коллеги по цеху называть свои материалы, в которых красной нитью прослеживается мысль, что, несмотря на временные трудности, «соотечественная» программа идет своим ходом, а переселение зависит лишь от доброй воли самих переселенцев. Ах, если бы это было так! Если бы не ситуация на Украине, в результате которой, чует мое сердце, количество переселенцев оттуда увеличится не в разы, а в десятки раз! Если бы не годами не решаемые, да так и не решенные вопросы – скажем, о строительстве центров для временного размещения переселенцев, которым по приезду в Россию буквально негде приклонить голову, коли нет денег на дорогие гостиницы… «Представители субъектов Российской Федерации обратили особое внимание участников совещания на необходимость содействия строительству и содержанию региональных центров временного размещения (ЦВР) соотечественников, прибывающих в рамках Государственной программы», – сообщает пресс-служба Минрегиона. Да уж, то, что эти центры нужны - далеко не новость. Лишь несколько регионов имеют такие центры, нужны же они всюду. И представители субъектов РФ, вместо того, чтобы давно построить по три-четыре типовых общежития, которые раньше строились для каждого ПТУ, вновь на совещаниях заявляют о необходимости содействия их строительству. Самим – ну никак. Непосильным бременем лягут на региональный бюджет такие стройки и в богатом Красноярском крае, и в бедной Смоленской области… Что же делать? Государство, как всегда, обещает помочь. И поможет, рано или поздно. Да вот только люди в регионы переезжают, устраиваются на работу и начинают платить налоги уже с 2007 года. И прямо сейчас, когда мы пишем эти строки. А согласование на высоком уровне – долгое дело. С сожалением приходится констатировать, что те вопросы, которые та или иная область могла бы решить в рабочем порядке, не требуя дотаций из федерального бюджета, не решаются годами. А зачем? Ведь переселенцы едут и так. Им заявляют, что с жильем, хотя бы на первое время, помочь не могут – ну что же, обходятся сами. Деваться-то некуда… Очень некрасиво это выглядит - регион, получая законопослушных, социально ответственных и квалифицированных работников, словно пользуется их бедственным положением; а ведь переезд – это кардинальная перемена всей жизни, всего ее уклада. Бросив жилье на Родине, переселенцы остаются без крыши над головой, и это, увы, очень многих останавливает и не дает вернуться в Россию. Здесь уместно вспомнить историю о том, как казаки из Киргизии и из Казахстана переселяются в Ставропольский край. История это тянется уже давно. Ставрополье объявило, что готово принять казаков, которые собирались жить и трудиться на селе, основав компактные поселения. И казаки рады были переехать. Но в действительности на Родину перебрались лишь очень немногие. В чем же причина? Прежде всего, в том, что возникли трудности с получением гражданства РФ. И во-вторых с тем, что казакам оказалось негде жить. Как известно, еще в 2012 году около 2000 русских семей изъявили желание переселиться на Ставрополье. УФМС по Ставропольскому краю и Ставропольская митрополия приняли решение об оказании содействия при переселении казаков из Киргизии и Казахстана на территорию региона. В декабре того же года губернатор Ставропольского края В. Зеренков заявил, что казаки будут способствовать гармонизации национальных отношений в крае, поскольку эта гармонизация невозможна без воссоединения казачества, которое «исторически является опорой мира и порядка на юге России, служит сохранению культуры и духовности народа». Тогда же губернатор подчеркнул, что в крае необходимо принять долгосрочную целевую программу переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в первую очередь - семиреченских казаков из Казахстана и Киргизии. Программа, однако, все не принималась и не принималась. 23 семьи, тем не менее, приехали в край. Казаки просили выделить им льготные кредиты под строительство домов, поскольку в Казахстане и в Киргизии они живут в сельской местности, и дома там продать просто нереально, жилье приходится просто бросать. Конечно, в предоставлении кредитов им отказали – как же, ведь местное население таких кредитов не получает, а переселенцы не должны иметь преимуществ перед «коренными» жителями, (это подчеркивается всякий раз, когда речь заходит о переселенцах – но помилуйте, какие преимущества – соотечественники переезжают в чисто поле!). Вот и вышло, что осталось в крае лишь несколько человек, а остальные ждали, больше года ждали – но, к счастью, уже практически дождались. Как сообщили СМИ (правда, пока на сайтах госструктур региона об этом нет ни слова) госпрограмма переселения соотечественников в Ставропольском крае была принята буквально на днях. ВРИО губернатора края Владимир Владимиров так и сказал: «программа принята». Власти региона поддержали инициативу главы Минрегиона Игоря Слюняева включить Ставропольский край в число территорий приоритетного вселения, к которым пока относятся Дальний Восток и Забайкалье. Официального принятия программы на уровне правительства РФ и затем снова в регионе придется, видимо, подождать еще. Сколько конкретно – мы не знаем, но дело сдвинулось с мертвой точки, и теперь казаки из Семиречья и другие соотечественники, будем надеяться, могут рассчитывать на более радушный прием на исторической Родине. Вот еще важная – но, опять-таки, несколько запоздавшая, на наш взгляд, тема совещания, о котором говорилось выше. «По информации МИД России, в связи с увеличением количества субъектов Российской Федерации, утвердивших в 2013 г. региональные программы переселения, в 2014 г. ожидается существенный рост числа желающих принять участие в Государственной программе. В связи с этим ФМС России совместно с МИД России прорабатывают вопрос об увеличении числа работающих сотрудников во временных группах ряда стран исхода соотечественников». Как писал в свое время Артур Хейли, любой крупный объект инфраструктуры устаревает в тот самый момент, когда сдается в эксплуатацию. Пока разрабатывали-строили-принимали – жизнь ушла вперед. Так, видимо, происходит с масштабными государственными программами. Рассчитываем на одно, а на деле получается совсем другое, ситуация в мире меняется. Вот и выходит – на сайте посольства РФ в Молдавии обнаруживаем следующее объявление: Списки для участия в Государственной программе на 2014 год сформированы, в этой связи запись временно приостановлена. Прием граждан проводится только на основе предварительной записи. Да, дорогие соотечественники. И не стойте, и не занимайте. Приходите в 2015-м году. Только как быть с регионами, программы которых рассчитаны только ДО 2015 года, той же Калининградской областью, например – этого мы сказать не можем. Видимо. Программу будут продлевать, корректировать, опять принимать и дважды утверждать. А соотечественники опять будут писать – как пишут каждый день! – что документы на участие в программе подать невозможно. Замкнутый круг. Существенный рост участников программы не только ожидается – он уже наличествует. До такой степени, что наши люди готовы сутками стоять в очередях на морозе, лишь бы подать заявление на участие в госпрограмме, как это происходило, например, в Усть-Каменогорске (Казахстан). Как сообщили местные СМИ, чтобы подать документы, люди нередко даже ночуют на улице. Возле здания генконсульства РФ стоят в очередях не только жители Усть-Каменогорска, но и Семея, и Павлодара. «В российской дипмиссии знают о существующих проблемах, но не могут обещать, что ситуация переменится к лучшему. Во всяком случае, в ближайшее время. По мнению работников Генконсульства, у подобного ажиотажа есть одна причина — люди торопятся подать документы до конца года, т.к., видимо, не знают, что российская госпрограмма по переселению в Россию соотечественников стала бессрочной», - говорится в статье«В ВКО зафиксировали ажиотаж желающих переехать в Россию». Что значит вот это: «видимо, не знают»? Неужто за целый год до соотечественников нельзя было донести эту информацию? Или вывесить на воротах генконсульства объявление о том, на какой срок рассчитана программа? Обратиться к населению через СМИ, наконец. Мы направили запрос в генеральное консульство РФ в Усть-Каменогорске, чтобы выяснить, как решается проблема – и решается ли. Сотрудники генконсульства сообщили, что «информация в СМИ об ажиотаже среди соотечественников, желающих стать участниками программы переселения в Россию, соответствует действительности частично». Далее в письме говорится, что, действительно, в ноябре «временную группу ФМС желало посетить очень много людей, принять которых в течение рабочего дня не представлялось возможным. Сейчас обстановка уже разрядилась» и сообщается, что прием соотечественников ведется как в порядке «живой очереди», так и по предварительной записи (по телефону и электронной почте) ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Пока приемом соотечественников занимаются два сотрудника временной группы ФМС. Ежедневно на прием во временную группу обращается порядка 40 человек. Информирование потенциальных участников об условиях участия в Госпрограмме, о возможностях региональных программ переселения, правах и обязанностях соотечественников на территории Российской Федерации происходит в рамках индивидуальных ответов на вопросы во время приема документов, телефонных звонков, ответов по электронной почте vrg-ust-kamen@yandex.kz. Сотрудники временной группы ФМС отвечают также на письма - как обычные, так и электронные. Автор благодарит сотрудников генконсульства РФ в Усть-Каменогорске за оперативный ответ и надеется, что количество сотрудников будет увеличено в должной пропорции, т.к. принимать 40 человек в день два сотрудника ну никак не должны. Это работа на износ, учитывая все те обстоятельства, о которых говорилось выше… Вернемся, однако, к новостям хорошим. Не менее, чем ставропольская, долгожданной была и программа переселения в Ленинградскую область, о которой речь шла тоже достаточно давно. Как известно, Ленобласть по уровню экономического развития находится на одном из первых мест в РФ. Сам регион, имея значительный промышленный потенциал и площадь в 83 908 км², нуждается в рабочих руках, ведь рядом – «вторая столица», Петербург, куда порой утекают трудовые ресурсы, особенно – специалисты с высокой квалификацией. А населения в области – всего-то 1 751 135 человек. Между тем, в Ленобласти построены крупные экономически значимые объекты, среди которых выделяется новый морской торговый порт в Усть-Луге, рядом с которым даже будет построен 35-тысячный город из малоэтажного и коттеджного жилья. Соотечественников ждет и Кингисеппский район, который показывает рекордную динамику по вводу новых предприятий. Средний уровень заработной платы здесь - около 40 000 рублей, но не хватает, как и везде, квалифицированных кадров. (В таких кадрах нуждается и сам Петербург, но пока что соотечественники переезжают сюда на свой страх и риск). Решение о вступлении Ленобласти в госпрограмму было принято еще в конце 2012 года. Пока суд да дело – год пролетел. Тем не менее, правительство Ленобласти должно окончательно утвердить программу в феврале 2014 года. Начальник отдела специальных программ и трудоустройства комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Владимир Чукардин на круглом столе, который состоялся в рамках III Балтийского форума, рассказал о том, что эта программа будет собою представлять. Территорией вселения будет вся Ленинградская область, но наиболее перспективными для переезда станут Кингисеппский и Тихвинский районы. Сейчас в регионе ощущается острый дефицит профессионалов всех инженерных специальностей, а также врачей и учителей Согласно проекту, ежегодно в Ленобласть будут переселяться 600 человек: 150 участников программы и 450 членов их семей. Действие программы продлится с 2014 по 2020 год. 24 сентября 2013 года комиссия правительства РФ «условно» одобрила проект программы, поручив проработать межведомственные неувязки. Программа, повторим, насущнейшая. Валерий из Узбекистана пишет, в частности: «В данное время готовлю документы и ожидаю, когда Ленинградская область запустит свою программу и на каких условиях, в других случаях рассчитываю на Воронежскую и Свердловскую области. Но главная причина, почему я, как и многие, задерживаюсь - это проблема регистрации. Если ФМС выполнит обещание регистрировать переселенцев по адресу местной администрации, это значительно сократит проблемы. Иначе людям приходится регистрироваться в гостиницах и пользоваться услугами частных лиц, если, конечно, такие найдутся. Все это обходится очень дорого». Если с переселением в Ленобласть все уже более-менее ясно (тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить!), то с регистрацией…увы. Однако этому больному вопросу и другим «сучкам и задоринкам» в реализации госпрограммы переселения - приоритетного направления миграционной политики РФ - мы посвятим отдельную статью , которая в скором времени будет опубликована на портале «Окно в Россию». Как говорится, оставайтесь с нами! Что же мешает программе содействия переселению в Россию? Продолжая второй цикл статей о переселении соотечественников на Родину, я хотела бы поговорить о том, что же мешает программе содействия переселению развернуться во всей, так сказать, красе и мощи. Я простой журналист, но каждый день ко мне обращаются люди, те самые переселяющиеся в Россию соотечественники, и их крайне беспокоят именно те «мелочи», из которых и состоит жизнь, и о которых редко упоминают госструктуры, ответственные за то, чтобы программа содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа работала бы как полагается. (Могу себе представить поток писем и электронных обращений в ФМС и другие «уполномоченные органы».) Прежде всего, это касается несоразмерно увеличившегося числа отказов в участии в программе переселения, о чем мы уже говорили ранее и вынуждены говорить снова. - Не верь, не бойся, не проси, или Как правильно возвращаться в Россию Порой и о проблемах упоминают, но как-то без особого рвения. Помните, о чем горевал Валерий из Узбекистана, говоря, что пока не может позволить себе подать документы на выезд? О регистрации он печалился, без которой, как известно, в нашей стране жить и работать невозможно. Что же делается для решения проблемы? Напомню, что данная тема обсуждается на всех уровнях. Участники программы прибывают, им нужно достаточно быстро получить регистрацию. Своего жилья у переселенцев нет, если они остановились в гостинице – их регистрируют там. А если сняли частное жилье, поскольку гостиницы дороги, то, конечно, владелец никого не зарегистрирует, т.к. никому не нужна лишняя морока. В связи с многочисленными жалобами переселенцев поступали разные предложения. Одно время продвигалась идея, что участников госпрограммы можно бы регистрировать по адресу ФМС – подобно тому, как военнослужащих регистрируют по адресу воинской части. Потом эта инициатива как-то заглохла, зато поступило предложение предоставлять регистрацию по адресу местной администрации – дело было в сентябре. Декабрь на исходе, но никаких решений ФМС или правительство или какая-нибудь местная власть самостоятельно до сих пор не вынесли. Так и остается регистрация всем известным «узким местом», т.к. люди регистрируются в сомнительных конторах по «левым» адресам и платят за это немалые деньги. Это – что касается участников госпрограммы. Меж тем, в отношении гастрабайтеров ФМС уже нашла изящное в своей простоте решение. Вот что говорится в интервью главы ФМС Константина Ромодановского журналу «Итоги» (№48 от 02.12.2013): «…Несколько лет назад мы освободили мигрантов от ответственности за постановку на миграционный учет, возложив ее на принимающую сторону (здесь и далее выделено мною – авт.). Понятно, что добрая половина «гостей» из СНГ принимающую сторону найти не может», — говорит Ромодановский. Дальше – больше. Журналист спрашивает: «А что скажете еще об одном плоде этой либерализации — праве мигрантов регистрироваться по адресу работодателя? Нет желания и здесь провести работу над ошибками?» «Нет», - говорит глава ФМС, - …Не хотелось бы выплеснуть с водой и ребенка. Разрешая постановку иностранного гражданина на миграционный учет по месту работы, мы выводим его из тени, делаем его видимым и осязаемым для миграционного контроля.». Не правда ли, как хорошо быть законопослушным трудовым мигрантом? На учет его ставит работодатель, регистрируется он по адресу работодателя… Почему такие преференции – не для тех, кто приезжает в Россию навсегда? На этот вопрос у меня нет ответа, одни, как говорится, эмоции. Надо заметить, что миграционное законодательство у нас меняется так часто, что уследить за всем невозможно. На самом высоком уровне раздаются требования это самое миграционное законодательство ужесточить: «Нужно усилить контроль за целями въезда иностранных граждан, так делают все цивилизованные страны. Государство должно знать, зачем и на какой срок прибывает иностранец в Россию. При этом нужно решить вопрос с иностранцами, которые въехали в страну в безвизовом порядке, – сказал недавно президент России в послании Федеральному собранию. – Эти меры поставят дополнительный барьер для иностранных граждан, которые, если говорить прямо, занимаются теневой, а то и криминальной деятельностью или работают нелегально в нечеловеческих условиях и сами становятся жертвами преступников». Почему же ужесточение порой касается и тех, кто работает и пребывает в России исключительно легально, т.е. соотечественников, переезжающих на ПМЖ? Иной читатель подумает, что я преувеличиваю. Ну посмотрим, как на сегодняшний день обстоит дело с нехорошей тенденцией отказов в участии в госпрограмме. Итак, заявление на участие в госпрограмме принято и отправлено в выбранный регион, где работает комиссия, которая кандидатуру утверждает. Находятся люди, которым везет и их принимают в программу с первого раза. Не надо думать, что принимают всех подряд, нет. Как мы уже писали, в иных регионах число отказов доходит до тридцати, в других – даже до пятидесяти процентов, - в том числе и в тех, которые не могут похвалиться значительным числом соотечественников из-за рубежа, стремящихся обосноваться именно там. Хотите примеры? Их полно. Их больше, чем мы можем себе представить. Вот, например, Ямало-Ненецкий автономный округ. Из сообщений региональной прессы от 25 ноября с.г.: «..в течение текущего года в ЯНАО переехали 7 участников … программы и члены их семей. На сегодняшний день статус участника программы имеют более 50 человек. Анкеты участников проверяются уполномоченным органом, который в настоящее время рассматривает 88 заявок. Положительное решение будет принято лишь в отношении 41 соотечественника». Более 50% заявителей – за бортом; и это при том, что за весь 2013 год в ЯНАО переехало всего семеро! Тенденция сохраняется и в других регионах. Еврейская автономная область, относящаяся к территориям приоритетного вселения, выдвигает свои требования к участникам госпрограммы. Так, на заседании межведомственной комиссии по реализации областной программы, состоявшемся в правительстве региона, были выработаны рекомендации по отбору переселенцев: «…при вынесении решений …учитывать обязательные критерии для кандидатов. В их числе владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации, наличие документального подтверждения предыдущей трудовой деятельности, наличие профессионального образования, квалификации и опыта работы по специальности, возрастной ценз, а также наличие членов семьи на территории ЕАО». «Обязательные критерии»?! Мы понимаем, что если у переселенца есть родственники в регионе, то снимаются вопросы злополучной регистрации и предоставления жилья, - по крайней мере, на первое время, – и зачем правительству ЕАО трудиться, ломать голову над тем, как решить проклятую проблему регистрации и центров временного размещения, когда все можно сделать просто и элегантно. Нет родных в регионе? Давай, до свидания, найдутся те, у кого есть родные или деньги, чтобы заплатить за фальшивую регистрацию. А возрастной ценз? Понятие «трудоспособный возраст» можно трактовать очень вольно и широко. Между тем, директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона РФАлександр Журавский, поясняя этот момент, заявил, что хотя пенсионеров приезжает не так много, но и «они теперь тоже без проблем могут стать участниками госпрограммы. Когда необходимым условием было обеспечение трудового найма, сложности у них возникали большие.» («Александр Журавский: "Новая программа – новые возможности”», журнал «Русский Век"», №4, 2013 г.) Увы, увы, никаких критериев, подобных выработанным комиссией, собственно в программе переселения ЕАО не содержится. Напротив, в п.2 раздела «Задачи программы» значится: «Создание условий для адаптации и интеграции участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве, трудовой занятости и социализации в принимающем сообществе». И далее, в разделе «Ресурсное обеспечение программы» указаны даже суммы, которые выделяются на всевозможную поддержку переселенцев: 1. Предоставление участникам Программы и членам их семей гарантированного медицинского обслуживания в период адаптации на территории области (организация оформления полисов обязательного медицинского страхования; проведение бесплатного медицинского освидетельствования для оформления правового статуса на территории вселения; организация оказания медицинских услуг амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи) - 470 тыс. рублей. 2. Оказание содействия участникам Программы в жилищном обустройстве (содействие в подборе вариантов временного жилищного размещения участников Программы (гостиницы, аренда жилья у физических лиц, общежития, служебное жилье); информационное содействие в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования; обеспечение участникам Программы права участия в действующих в области программах по оказанию государственной поддержки при строительстве и приобретении жилья наравне с жителями области; содействие в подборе вариантов приобретения земельных участков в собственность (за счет собственных средств участников Программы, ипотечных кредитов, средств сторонних инвесторов) в соответствии с действующим законодательством) - 586 тыс. рублей. 3. Оказание содействия в организации профессионального обучения участников Программы и членов их семей (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации) - 260 тыс. рублей. Суммы, конечно, небольшие. Но и переселенцев очень немного – сравнительно с потребностями области, конечно (ожидается, что до 2017 года в ЕАО переедут 2220 переселенцев - 550 участников программы и 1,66 тысяч членов их семей). И, согласно программе, не соотечественник, конечно же, должен целиком и полностью подстраиваться под условия региона, а регион должен ему содействовать. Не родственники и члены семьи должны помогать в жилищном обустройстве, а непосредственно власти. И если нет квалификации – вот, пожалуйста, программой предусмотрено обучение и переобучение. Если ЕАО хочет, конечно, решить демографические проблемы и получить хороших специалистов – и почти даром. Кстати, еще в июле правительство ЕАО, обеспокоенное тем, что в регион приезжает слишком мало соотечественников, отмечало, что причиной тому - низкий уровень зарплат и узкий круг профессий, предложенных работодателями. Большинство вакансий в регионе – 82% - предназначалась медикам. В июле новая программа переселения еще не действовала. Наконец – к сентябрю - ее приняли, расширили круг участников, пообещали помочь с жильем, с работой и т.д. И что? Вновь на те же грабли… И это - т.н. «приоритетный» регион. В послании Федеральному Собранию 12 декабря с.г. президент России Владимир Путин сказал: «Ресурсы государства и частного бизнеса должны быть направлены на достижение стратегических целей, таких, как развитие Сибири и Дальнего Востока - это наши основные задачи на весь XXI век.». Но не могут развиваться стратегически важные регионы, если в них нет населения, это аксиома. Так население следует привлекать, предлагая ему некие бонусы, а не захлопывать перед ним дверь, руководствуясь принципом «как бы чего не вышло»… А Приморский край! (Тоже территория приоритетного заселения). Приморье решает демографические проблемы весьма своеобразно: в региональной программе переселения прямо говорится, что «при согласовании кандидатур учитывается обеспеченность местами в образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения при наличии нетрудоспособных членов семьи соотечественника с членами семьи». То есть если у переселенца есть дети, то его примут лишь при наличии мест в детском садике или в школе. А поскольку их всегда не хватает, то ясно – соотечественникам с детьми лучше не рисковать. Не говоря уж о тех, у кого, не дай Бог, есть родные, которым может понадобиться место в доме престарелых или в интернате. Вот такая вот «гуманность» по-приморски, которую, я думаю, комментировать не надо. Дальше тоже интересно: - при недостаточности предоставляемого на территории вселения служебного и муниципального жилья предпочтение отдается участникам Государственной программы, способным замещать наиболее высокооплачиваемые рабочие места, и имеющим собственные средства для участия в программе ипотечного кредитования. Это еще один пример решения проблемы жилищного обустройства. И далее: - согласование кандидатур, находящихся в предпенсионном и пенсионном возрасте, возможно при заинтересованности работодателя во владении участниками Государственной программы редкими специальностями, или наличием у них высоких профессиональных навыков. Вот вам, дорогие читатели, и декларируемый принцип отсутствия ограничений по возрастному признаку. Вот чем он оборачивается в тех регионах, откуда наблюдается массовый отток населения. Работодатель, словно на невольничьем рынке, выбирает тех, кто покрепче, помоложе, поздоровее, кто не требует ни забот, ни хлопот. Зачем же тогда вообще огород городить, программы принимать? Приедут гастрабайтеры и будут соответствовать всем этим «критериям». Поинтересуемся: а почем вообще нынче соотечественник? (В иных регионах пресса прямо-таки кипит от возмущения, утверждая, что участники госпрограммы лягут тяжким бременем «на и так небогатый регион».) Вот что сообщил глава Минрегиона Игорь Слюняев, докладывая на заседании правительства 28 ноября с.г.: «На 2013 год объём финансирования Государственной программы составил более 1 млрд. рублей. С 2014 года предусмотрено существенное увеличение финансирования – почти до 3 млрд. рублей ежегодно. При плановом показателе 50 тыс. человек в год расход средств на одного переселенца составит около 60 тыс. рублей в год.». Прямо скажем, 60 000 рублей – это очень и очень немного, даже несмотря на то, что финансирование увеличится в три раза. Меньше, чем за 2000 долларов страна приобретает квалифицированного специалиста, да еще способного быстро интегрироваться, да еще образованного, да еще с детьми… Меж тем, по информации директора ФМС К. Ромодановского, на депортацию одного нелегального мигранта государство тратит около тысячи долларов. Всего же с начала года из страны были выдворены или депортированы более 50 тысяч иностранных граждан, сообщил Ромодановский в уже цитировавшемся интервью «Итогам».. Любопытно сопоставить эти цифры, не так ли? Государство потратило на выдворение или депортацию нарушителей миграционного законодательства внушительные суммы, а могло бы существенно сократить расходы, не будь госпрограмма так усложнена бюрократическими процедурами и составь соотечественники-переселенцы, вновь и вновь подчеркиваю – не временные работники, а люди, переезжающие в Россию навсегда – реальную конкуренцию гастарбайтерам. Деньги, потраченные на переселение соотечественников, окупятся с лихвой. Деньги на те действия ФМС, которые связаны с борьбой с нелегальной миграцией и ее последствиями – это выброшенные деньги (если не считать расходов на содержание самой миграционной службы). Нам уже приходилось говорить о том, что власти регионов отдают предпочтение тем иностранным рабочим, которые переезжают в Россию «неорганизованно», т.е., своим ходом. На словах, конечно, приоритет отдается госпрограмме, но на деле… Взять тот же Ямало-Ненецкий АО. Сколько мигрантов трудятся там нелегально? Скольких выдворили? Сколько рейдов провели сотрудники ФМС, сколько бумаг оформили, сколько «резиновых квартир» раскрыли? Такая статистика есть. Ее приводит УФМС по ЯНАО: В целях осуществления действенного контроля по соблюдению миграционного законодательства, в отчетном периоде УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу проведено 2201 оперативно-профилактическое мероприятие по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства. Должностными лицами управления рассмотрено 10109 административных материалов. …Наложено штрафных санкций на сумму 50569,4 тыс. руб. За нарушение режима пребывания в Российской Федерации к административной ответственности привлечено 2422 иностранных гражданина. За нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию, фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) к административной ответственности привлечено 340 иностранных граждан. За незаконное осуществление трудовой деятельности привлечено 592 иностранных гражданина. За незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина и лица без гражданства к административной ответственности привлечено 538 лиц. Судом вынесено 78 решений о приостановлении деятельности. За предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета выявлено 728 административных правонарушений…Вынесено 103 решения о наложении административных штрафов с административным выдворением. За пределы Российской Федерации фактически выдворено 77 иностранных граждан. Вынесено 1 решение о депортации иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу с начала года принято 1681 решение о закрытии въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. А переехали по программе, как мы говорили выше, семь человек (с членами семей – 13). Что это в масштабах региона, даже если учесть, что 2013-й год для госпрограммы чиновники называют «переходным», т.к. программа переселения соотечественников утрясалась не менее семи месяцев, а кое-где была утверждена только в начале ноября… А вот рапортует Забайкальский край (тоже территория приоритетного заселения): «с начала 2013 года УФМС России по Забайкальскому краю осуществлено около 13 тысяч проверочных мероприятий, направленных на выявление и пресечение каналов незаконной миграции и их организаторов, а также нарушений миграционного законодательства РФ.» Батюшки, 13 000 мероприятий в год – это больше тысячи в месяц! Это по 30 мероприятий в день! А еще те самые центры содержания иностранцев, суды, приставы…Целая армия занята борьбой с последствиями нарушителей миграционных законов, где уж тут заниматься участниками программы переселения! Помните про центры временного размещения для соотечественников? Их не строят. Потому что строят… центры временного содержания для нелегалов. Перед выдворением из нашей страны они размещаются вот в таких центрах. А поскольку нелегалов ловят и выдворяют много, то деньги уходят, условно говоря, на тюрьмы, а не на дома. Кажется – если убытки от нарушителей очевидны (о социальных последствиях я сознательно не говорю), так давайте станем завозить людей, которые будут действовать – и уже на стадии подготовки к переезду действуют - в рамках закона. На бытовом уровне всякому понятно, что у фирмы, располагающейся в темном погребе, не имеющей лицензий и уклоняющейся от уплаты налогов, лучше ничего не покупать. Но на государственном уровне подобный здравый смысл и логика почему-то не действуют. Вот, например, объявлено, что на 2014-й год квот на получение РВП в России выделено около 100 000. Эти квоты - для иностранцев, не участвующих в программе переселения. А почему же участников госпрограммы планируется допускать всего лишь – и это «плановый показатель», а не тот, что будет в реальности – максимум 50 000? Почему – в два раза меньше? Исходя из какой логики? Почему, почему, почему… Директор ФМС заявил недавно, что России требуется 300 000 иностранных рабочих в год. Он подчеркнул, что «эти 300 тыс. нужно формировать из тех граждан, кто заинтересован в постоянном проживании в России, получении гражданства, в том числе из соотечественников, приезжающих по соответствующей государственной программе переселения.». Так и стоит, на мой взгляд, стремиться к тому, чтобы 300 000 иностранных рабочих были не из «в том числе» участников программы переселения, а именно ими. Участниками. Соотечественниками российскими в полном смысле этого слова. http://windowrussia.ruvr.ru/2013_12_19/Pochem-ninche-sootechestvennik-CHast-vtoraja-Pereselenci-ili-gastarbajteri-1636/#.UrK2nib879Y.livejournal | |
| |
Просмотров: 1522 | |