Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 24.11.2024, 06:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности
Рост ВВП России в последние 10 лет на 2/3 был обеспечен простым увеличением количества рабочих часов. Теперь экономика уперлась в потолок - рабочих рук не хватает, те, что есть, неэффективны. Стране нужен взрывной рост производительности труда, который невозможен без реформы образования.

Рамиль Ситдиков 


Период с 1998 по 2008 годы был "золотым веком" российской экономики: ВВП России рос в среднем на 6,9% ежегодно, а ВВП на душу населения увеличился практически в девять раз в номинальном выражении в долларах США. Во многом эти успехи были связаны с трансформациями рынка труда и ростом количества рабочих часов, рост ВВП на душу населения можно на 2/3 объяснить увеличением количества рабочих часов, утверждают экономисты Всемирного банка.

Однако если в 2010 и 2011 годах российская экономика держалась еще хорошо, то в 2012 году темпы роста снизились до 3,5% - это самые низкие темпы за последние 10 лет. Вроде бы это не так уж и плохо по сравнению с Европой и США. Но у замедления есть важная структурная причина - изменение предложения рабочей силы, уверены во Всемирном банке.

* Прироста населения в трудоспособном возрасте и притока иммигрантов теперь недостаточно, чтобы обеспечить увеличение рабочей силы.

* При этом предложение рабочей силы ограничено демографическими факторами - низкой рождаемостью и продолжительностью жизни. К 2050 году рабочая сила в России должна сократиться на 25 млн человек.

Рабочая сила в России обречена на сокращение

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

* В такой ситуации остается надеяться лишь на рост производительности труда. Российские рабочие сейчас одни из наименее эффективных среди коллег в развитых странах. Российский рабочий проводит на производстве 2000 часов в год, чтобы произвести в среднем продукт на $20 в час. В самых производительных экономиках рабочие работают всего 1400 часов в год, чтобы произвести в два раза больше. Производительность труда в России составляет лишь 30% от американской.

Производительность труда в России ниже, чем в других странах

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

* Обычно для стран с низким уровнем выпуска экономики в час характерны использование устаревших технологий, неэффективный бизнес и производство, низкий уровень принятия новых знаний и технологических инноваций, плохая бизнес-среда.

* Все это характерно для России: в экономике преобладают традиционные компании с низким уровнем технологических инноваций, организационные процессы плохо работают, инвестиционный климат оставляет желать лучшего.

* Компании предпочитаю не инвестировать в новые знания и технологии, а увеличивать количество рабочих часов. Однако потенциал рабочей силы в России близок к истощению. Подобная стратегия не может обеспечить ускорение темпов роста экономики.

* Тормозит процесс модернизации экономики и ее структура - концентрация на экспорте сырья. Меньше 10% российских компаний вовлечены в процесс создания инноваций. Это один из самых низких показателей в мировой экономике: среднее для ОЭСР значение - 50%, а для Германии - 70%.

* Распад СССР также ударил по инвестициям в НИОКР: в 1990 году Россия тратила на исследования и разработки 2% ВВП, а в ней жило 1,9 млн ученых и инженеров, а сейчас - всего 1%. В итоге, российская промышленность все больше устаревает, даже российское оружие теряет конкурентоспособность на мировом рынке.

Российский бизнес не интересуется инновациями

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

* Российской экономике нужна комплексная реформа и изменение структуры. России нужна экономика знаний, улучшение бизнес-среды и более эффективное регулирование. В основе перестройки должно лежать повышение производительности труда рабочих и капитала - TFP (производительность всех факторов производства).

* Производительность труда в России быстро растет в секторе услуг, но отстает в промышленности. Но современная экономика требует большего: в США, например, компьютеры и роботы выполняют рутинную работу, а от людей требуются особые знания и навыки для решения необычных задач.

* Чтобы увеличить производительность труда, нужно увеличить навыки и уровень образования российских рабочих - именно этот фактор в значительной степени ограничивает рост экономики.

* При этом Россия оказалась среди мировых лидеров по количеству людей с высшим образованием. С 1995 по 2010 годы доля рабочей силы с образованием не выше среднего упала с 47% до 24%. Доля тех, кто имеет высшее образование, повысилась с 20% до 29%. При этом все меньше студентов выбирают естественные науки и инженерные специальности.

В Россиии точные науки не в почете

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Зато Россия - лидер по доле людей с высшим образованием

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

Проблема России в разрыве между тем образованием, которое получают россияне, и теми навыками, которые требуются от них на рабочем месте. Образовательная система просто не производит достаточного числа работников с правильными навыками.

Кто требуется современным российским компаниям

В 2012 году Всемирный банк и Высшая школа экономики провели опрос представителей российского бизнеса (1500 компаний в 26 регионах), а также опросы домохозяйств. Результаты опроса могут помочь понять, каких работников не хватает России и что могут предложить те, кто уже есть на рынке труда.

Российские работники много общаются

* 90% российских менеджеров заняты общением с коллегами и решением нестандартных задач. Чуть больше 70% регулярно читают и пишут тексты и даже осуществляют математические расчеты. Лишь 25% из них нужен иностранный язык.

* Примерно тем же заняты специалисты, правда, они чуть меньше общаются с коллегами и чаще осуществляют расчеты. Иностранный язык им нужен в меньшей степени. Именно специалисты отметили, что важная часть их работы -получение новых знаний и навыков.

* 90% синих воротничков также заняты общением с коллегами. 25% респондентов отметили, что решают проблемы и выполняют математические операции. Иностранные языки им практически не нужны.

* Для менеджеров и специалистов обязательно знание компьютера, причем базовых знаний недостаточно. Работодатели чаще всего требуют продвинуты или даже профессиональных навыков. "Синие" воротнички редко используют компьютеры.

В России сложно добиться успеха без знания компьютера

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

Работодателям нужны сотрудники, умеющие нестандартно думать и принимать решения

* При найме работников компании обращают внимание на поведенческие и социальные навыки работники, а также на наличие нужных технических навыков.

* Для менеджеров самые важные навыки: способность планировать, принимать нестандартные решения и решать проблемы, также важны лидерские качества. Кандидат также должен иметь личные связи в отрасли.

* Для специалистов важны технические, а также социальные и поведенческие навыки, например, ценится возможность работать независимо и при этом умение взаимодействовать с другими людьми. Примерно таковы же требования к "синим воротничкам".

* Что особенно ценят работодатели видно по соотношению навыков и зарплат. Главным образом, доходы связаны со знанием компьютера: люди с профессиональными знаниями получают на 60% больше людей без компьютерных навыков, а также имеют больше шансов быть нанятыми.

* При этом 53% опрошенных работников не используют в работе компьютеры. Правда, среди тех, кто младше 25 лет, таких всего 13%.

* Знание иностранных языков мало влияет на доходы, напротив, шансы быть нанятыми у людей, хорошо владеющих иностранными языками, меньше.

Работодатели ценят постоянство

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Компаниям не хватает квалифицированных сотрудников

* Каждая третья фирма в России заявляет, что ей не хватает как минимум одного навыка у ее сотрудников. Особенно разрыв велик в инновационных компаниях. Например, инновационные компании жалуются, что их сотрудники плохо решают проблемы.

* Причем конкуренция за работников растет. Это увеличивает нагрузку на инновационные компании, хотя их финансовое положение куда лучше, чем у традиционных.

Инновационным компаниям не хватает сотрудников

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Менеджерам не хватает лидерства и нестандартного мышления

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Специалистам - технических навыков

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Синим воротничкам нужно быть более ответственными

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

В начальной школе дела неплохо, а вот у вузов проблемы

Во Всемирном банке использовали результаты опроса 1500 россиян старше 18 лет, живущих в 40 регионах России, а также двух тысяч российских студентов из 10 крупнейших регионов. С помощью этих данных, а также различных международных исследований во Всемирном банке оценили разрыв между необходимыми навыками и тем, что дает российское высшее образование.

* Расходы на образование в России чуть ниже среднемирового уровня: в ОЭСР на образование тратят 6,2% ВВП, а в России - 5,5%.

* Соотношение студентов и преподавателей в России составляет 17 для первичного образования и 8,8 для вторичного. Для стран ОЭСР эти показатели соответственно составляют 15,8 и 13,8.

* С 1990 года по 2010 год количество людей, получающих высшее образование, увеличилось в 2,5 раза - с 2,8 млн человек до 7,1 млн. Причем уже с 2000 годов студенты предпочитали учиться за деньги, а не бесплатно. Соответственно, выросло и количество учебных заведений.

* Начальная школа. Начальная школа эффективно развивает когнитивные способности. Это касается, например, математики и естественных наук, а также чтения.

Российские школы оказались на втором месте по развитию навыка чтения

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
На шестом месте - по развитию способностей к математике и естественным наукам

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

* Средняя школа. А вот в средней школе развитие когнитивных способностей уже ограничено. Уровень образования в средней школе в России отстает от стран ОЭСР, но выше, чем в других странах с аналогичным уровне развития.

* В отличие от стран ОЭСР в российском образовании больше внимания уделяется запоминанию фактов, а не развитию возможностей взаимного сотрудничества. В итоге, российские школьники и студенты получают ненужные навыки: использование уже не актуальных источников, рутинная работа и отсутствие группового взаимодействия. Именно поэтому будущим работникам не хватает таких навыков как решение проблем или гибкое отношение к работе.

* Если техники обучения станут более современными, то это поможет значительно повысить производительность труда и навыки работников.

* ВУЗ. Но еще хуже дела обстоят в высшем образовании: российские студенты получают совсем не те навыки, которые затем пригодятся на работе.

* Это не значит, что от высшего образования нет совсем никакой пользы: студенты четвертых и пятых курсов имеют куда больше навыков, чем новички. Они могут писать длинные тексты и делать устные презентации, у них выше компьютерная грамотность и знание языков. Но проблемы с командной работой, самодисциплиной, лидерством и другими важными способностями никуда не деваются.

Студенты приобретают навыки во время учебы, но далеко не все

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Важным источником знаний для студентов становится работа

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
* Да и сами студенты разочаровываются в высшей образовании. На первом курсе они верят, что образование поможет им найти хорошую работу. Уже к середине обучения 27% студентов уверены, что их знания не подойдут для будущей работы. 29% не знают, чем будут заниматься после окончания вуза. При этом сами студенты не очень представляют, какие знания и навыки нужны работодателям.

Рабочей силе не хватает квалификации

Структура образования ведет к определенной структуре знаний и навыков у населения. В России очень высокий уровень неравенства по образованию. Это заметно по различным социальным признакам: полу, возрасту, а также специальностями.

Компаниям сложно подобрать подходящего сотрудника. Например, на севере страны живут более грамотные люди, но им не хватает желания учиться или открытости к новому. На юге иначе: люди открыты к новым знаниям, но им не хватает образования. С помощь миграции этот разрыв заполнить невозможно: в Россию приезжают не слишком образованные выходцы из других стран.

В России существует разрыв в навыках между поколениях

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
А также между мужчинами и женщними

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Разные работники обладают различными знаниями

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 
Значительный разрыв в образование, знаниях и навыках существует среди регионов.

В центральных регионах грамотность выше

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

 

Регионы различаются и по уровню открытости новым знаниям. Готовы учиться жители крупных городов вроде Москвы и Санк-Петербурга. Жители Северного Кавказа и Дальнего Востока больше открыты для новых знаний, чем жители северных регионов, но им не хватает базовых навыков. Работодателю нужно и то, и другое.

Жители крупных городов в большей степени готовы учиться

Всемирный банк: экономика России попала в тупик необразованности

По материалам: Финмаркет
Категория: Правление Путина | Добавил: rys-arhipelag (27.07.2013)
Просмотров: 1010 | Рейтинг: 0.0/0