Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
Доклад д.э.н. Михаила Делягина, директора Института проблем глобализации Основные выводы: 1. Суть закона - беспрецедентное расширение прав сотрудников органов внутренних дел. В частности:
2. Полицейские утрачивают право публичной критики руководства. Доступ граждан к информации резко ограничивается (ст.8 п.2); 3. Беспрецедентное расширение прав превращает в фикцию идею общественного контроля за деятельностью МВД. 4. Беспрецедентное расширение прав (и размывание оснований для действий) не решает, но кардинально усугубляет проблемы МВД. 5. Закон юридически и грамматически безграмотен. Законопроект «О полиции» представляется попыткой создания полицейского государства для более эффективного подавления стремления граждан России к обеспечению своих неотъемлемых конституционных прав и законных интересов. Представляется, что он в полной мере отражает современную корпоративную культуру МВД:
С тактической точки зрения данный законопроект представляется еще одной попыткой:
Комментарии к конкретным положениям:
В тексте законопроекта везде вместо «Министерство внутренних дел» указывается «федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел». Без использования устоявшегося наименования «МВД» совершенно непонятно, что именно подразумевается под словосочетанием «сфера внутренних дел».
Cтатья 5 «2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом.» Непонятно, каким образом «выясняется», что «законная цель» «не может или не должна достигаться таким образом»? Само собой выяснится? На президента или Министра внутренних дел снизойдет озарение?
«3. Сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию. Сотрудник полиции не должен поощрять и осуществлять любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или за действия, в совершении которых они подозреваются.» Полицейскому предоставляется возможность самому не прибегать к пыткам, но «поощрять» их, если они совершаются не для достижения каких-либо перечисленных целей, а просто так.
Ст.3 и п.1 ст.6 практически совпадают: в одном случае «правовая основа», в другом - «в соответствии с...» «1. Полиция осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.»
«2. Ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо на основаниях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.» Здесь и далее вместо устоявшейся формулы «действующее законодательство» используется словосочетание «федеральный закон» - один-единственный. Неясно лишь, какой именно; по смыслу текста подразумевается законопроект «О полиции», но он не регулирует ни один аспект, на которые делаются ссылки такого рода. Кроме того, в российской официальной практике оба слова в словосочетании «федеральный закон» пишутся с большой буквы. Это наглядный признак юридической неграмотности составителей законопроекта.
Статья 7 «2. Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельности не может быть связан решениями политических партий, общественных и религиозных объединений.» Словосочетание «не может быть связан решениями...» не имеет юридического смысла и оставляет простор для толкований. В частности, он может «не быть связан» решениями политической партии, но при этом «руководствоваться» ими. Насколько можно судить, авторы законопроекта плохо владеют русским языком.
«3. Сотрудник полиции должен проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.» Из текста следует, что «терпимость и уважение» надо проявлять к любым «обычаям и традициям». Среди которых есть такие, как кровная месть, похищение невест, многоженство (кстати, практически официально введенное в Чечне), публичное свежевание баранов.
«4. Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебных отношениях должен воздерживаться от любых действий, которые могут опорочить его достоинство, вызвать сомнение в его беспристрастности или подорвать авторитет полиции.» То есть ему не запрещено совершать такие действия - он всего лишь «должен воздерживаться» от них. А если воздержание не удалось - ну, ничего страшного.
Статья 8. «2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.» Зачем это нужно? В чем отличие от Закона о милиции? Что значит «непосредственно затрагивающую их права»? Кто и как определяет, какая информация «непосредственно» затрагивает мои права, а какая затрагивает, но не «непосредственно»?
«3. Полиция постоянно информирует государственные органы, органы местного самоуправления и граждан о своей деятельности через средства массовой информации и сеть Интернет. 4. Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярно выступают с отчетами о деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами.» Что значит «постоянно» и «регулярно»?
«7. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.» Это подчинение СМИ руководству МВД. Теоретически полицейские получат право запрещать писать о себе неаккредитованным СМИ, не предоставляя им никакой информации.
Статья 9. «2. Полиция должна стремиться к тому, чтобы действия ее сотрудников, при всей своей строгости и решительности, были обоснованными и понятными для граждан.» Неясно, почему действия полицейских должны быть только «строгими» и «решительными». В данной формулировке полиция получает право действовать необоснованно и не объяснять свои действия гражданам: мол, мы честно «стремились», как написано в законе, но у нас не получилось.
«3. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, кроме случаев, когда такое разъяснение невозможно либо неуместно.» Это освобождает полицейского от всякой мотивировки своих действий (не говоря уже о разъяснении прав гражданина): он будет считать, что это либо «невозможно», либо «неуместно». Ситуация, при которой авторы законопроекта считают, что разъяснение гражданину его прав хотя бы при каких-то обстоятельствах может быть «неуместно», - уже свидетельство их полного презрения к правам граждан.
«4. Сотрудник полиции, обращаясь с требованием к гражданину или осуществляя действия, ограничивающие права и свободы гражданина, обязан предъявить служебное удостоверение, кроме случаев, когда такое предъявление невозможно либо неуместно.» Таким образом, полицейские получают право не называть себя и не предъявлять документы на основании того, что это «неуместно», обеспечивая анонимность своих действий. В случае, если полицейские одеты в штатское, а не в форму, это приведет к полной дезориентации граждан и широкому распространению мошенников, которые будут действовать в штатском от имени полицейских, прикрываясь правом не предъявлять документы, которое де-факто дает им данный закон.
«7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел постоянно изучает и учитывает мнение граждан о деятельности полиции и проводит мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. 8. Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы.» Получается, что «мнение граждан о деятельности полиции» будет определяться самим МВД, оно само будет оценивать себя. Более того: заявления о том, что граждане плохо относятся к полицейским, даже подкрепленные социологическими опросами, может трактоваться, как клевета, если они будут противоречить данным МВД (которые, вероятно, будут рисовать радужную картину).
«10. Общественный совет при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел образуется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. 11. Общественные советы при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел образуются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.» Получается, что президент имеет возможность превратить общественный совет при МВД в общественного контролера за его деятельностью, а на более низком уровне все отдано на откуп самому МВД, то есть гарантированно является профанацией.
Статьи 10, 11 - набор тавтологий и общих мест (смысл: полиция может взаимодействовать с другими органами государственной власти и использовать современную технику, ага).
Статья 12, п.1 3) (еще одна иллюстрация юридической неграмотности авторов законопроекта: в российском праве подпункты обычно обозначаются буквами, а не цифрами) распространяет профилактическую деятельность исключительно на «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних»; в целом же профилактика отнюдь не сводится к «выявлению лиц, подготавливающих преступления, проводению с ними индивидуальной работы в целях склонения к отказу от совершения преступления».
Полиция обязана: «4) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, когда специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;» Полицейский получает право отказывать пострадавшим и беспомощным гражданам на том основании, что, по его мнению, специализированная помощь «может быть получена ими». Например, если «скорая» вызвана и должна подъехать (а на самом деле стоит в пробке).
«5) информировать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации о ставших известными полиции событиях, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства и требующих безотлагательного реагирования этих органов и организаций;» - то есть требовать от органов власти (включая местное самоуправления) и организаций (включая коммерческие) тех или иных безотлагательных действий на основе угрозы безопасности. При этом законопроект дает им полную возможность не разъяснять свои действия. При этом не очень понятно, почему МВД «при живом ФСБ» собирается заниматься еще и государственной безопасностью.
«5)... сообщать учреждениям здравоохранения о выявленных лицах, злоупотребляющих алкогольными напитками и спиртосодержащей продукцией, потребляющих без назначения врача наркотические или иные сильнодействующие вещества, для оказания этим лицам медицинской помощи;» Это означает восстановление института принудительного лечения пьющих людей или людей, употребляющих ненаркотические «сильнодействующие средства» (неясно, что понимается под этим термином - обезболивающие? Инсулин?)
«7) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, уличных шествий и других публичных мероприятий общественный порядок и безопасность граждан; оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных мероприятий в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан в местах их массового пребывания, согласовывать проведение таких мероприятий;» МВД собирается присвоить себе право согласования, то есть, по сути, право запрета любых публичных мероприятий.
«11) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;» Слово «розыск» в русском языке пишется через «О».
«15) участвовать в ... проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;» То есть вымогать деньги у бизнеса еще и за недостаточную «антитеррористическую защищенность и безопасность объектов». Хотя, насколько можно понять, противодействие терроризму находится в сфере ведения ФСБ.
«19) ...проводить проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием лиц, впервые приобретающих гражданское огнестрельное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты и револьверы, охотничье и пневматическое оружие;» МВД намерено ввести экзамены на право пользоваться травматическим и пневматическим оружием - вероятно, с тем же уровнем коррупции, что и при выдаче водительских прав. Прежнего объема взяток им, похоже, уже не хватает.
«24) охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;» Таким образом, МВД будет охранять объекты повышенной опасности - например, АЭС и гидротехнические сооружения - «только на договорной основе», то есть зарабатывая на этом, а не по долгу службы. В случае же финансовых затруднений у владельцев этих объектов они, насколько можно судить, будут брошены полицейскими без охраны.
«33) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в пресечении в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах;...» Таким образом, МВД будет информировать избиркомы о фактах выявленных нарушений и принятых мерах. Выявлять нарушения, по логике, будут сами полицейские, - если эти нарушения будут выявляться другими структурами, они и должны будут информировать об этом избиркомы. Таким образом, МВД присваивает себе функции самостоятельного выявления нарушений и их самостоятельного же пресечения, - а избиркомы оно будет лишь информировать о своих действиях.
«36) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств; 37) уведомлять налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения;» П.36 - тавтология, по п.37 достаточно ведомственной инструкции. Вероятно, предполагается качественное усиления взаимодействия МВД и налоговиков.
«39) оказывать содействие в пределах своих полномочий государственным органам, органам местного самоуправления, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности в органах местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;» Таким образом, МВД не должно содействовать обычным юридическим и физическим лицам «в осуществлении их законной деятельности, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность». Неясно, кто определяет наличие противодействия и опасности. Неясно также, какая опасность может угрожать органам государственной власти. Ничего не говорится о том, что противодействие должно быть незаконным. То есть, если граждане оказывают законное противодействие госвласти или «общественным объединениям», МВД обязано помогать последним.
«2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только федеральным законом о внесении изменений в настоящий Федеральный закон.» Этот пункт превращает Закон о полиции в аналог кодекса (Налогового, Таможенного и т.д.), то есть придает ему не свойственное его предмету системное значение. Вероятно, это свидетельствует о профессиональном шовинизме или простой мании величия авторов законопроекта.
Ст.13 Права полиции. «1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих осуществлению законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений;» То есть полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения законной деятельности, препятствующей деятельности госвласти, депутатов и избиркомов, которую полиция считает законной.
«2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, а равно если имеются достаточные основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; ...» Что такое «достаточные основания»? Кто определяет достаточность оснований? Сам полицейский - на основании своего произвола?
2)... а также проверять иные документы;» Полицейские получают право проверять любые документы.
«3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, получать по таким делам от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения;» «В том числе по поручениям следователя и дознавателя» означает, что полицейский может вызывать в полицию граждан и получать от них объяснения и без поручений следователя и дознавателя, по собственному произволу. Интересен оборот «граждан и должностных лиц»: он показывает, что для составителей законопроекта «граждане РФ» и «должностные лица» - совершенно разные, не пересекающиеся категории.
«4) запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, а также персональные данные лиц, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных; при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;... 5) беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;» МВД присваивает себе право получения без судебного решения любой информации, включая персональные данные, за исключением специально защищенной законом. Банковская тайна в отношении юридических лиц и предпринимателей также отменяется - для получения соответствующей информации не нужно даже судебного решения.
«7) удалять граждан с места совершения преступления, административного правонарушения, иного происшествия либо обязать их оставаться там на период проведения следственных действий или оперативно-разыскных мероприятий; обязать любое лицо покинуть определенное место или удалить его принудительно, если поведение указанного лица свидетельствует о том, что оно может причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности либо представляет реальную угрозу общественному порядку и безопасности граждан; обращаться к группам людей, находящимся в общественных местах, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление людей создает угрозу жизни и здоровью граждан, объектам собственности, нарушает нормальную работу организаций, порядок движения транспорта и пешеходов;» Отмена свободы граждан РФ на передвижение по усмотрению полицейского, который может прикрываться указанными поводами. В частности, полностью запрещается общественный протест против деятельности тех или иных организаций как «нарушающий нормальную работу» этих организаций, а также любые массовые действия как «нарушающие порядок движения транспорта и пешеходов».
«11) требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;» МВД присваивает себе право проведения, практически по собственному произволу, проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций. Разумеется, не имея для этого специалистов.
«12) производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов;» Еще один признак того, что составители законопроекта плохо владеют русским языком: перечисление подряд означает, что, с их точки зрения, документы, материалы, «сообщения» и «предметы» есть совершенно разные вещи. «Изъятие сообщения» - также интересная лексическая новация.
«13) вносить в соответствии с федеральным законом соответствующим должностным лицам, в соответствующие общественные объединения и организации представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, административных правонарушений либо иных нарушений федерального закона;» Чему должны «соответствовать» должностные лица, общественные объединения и организации, чтобы получить представления?
«14) применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом;» Один час для проверки документов - способ как минимум шантажа спешащих по своим делам граждан: или плати, или будешь стоять столбом целый час. Выражающие неудовольствие этим будут арестовываться на 15 суток за оскорбление полиции. Кроме того, это означает де-факто введение режима чрезвычайной ситуации: граждане России обязываются постоянно иметь при себе удостоверение личности, потому что его могут в любой момент проверить.
| |
| |
Просмотров: 919 | |