Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 03.05.2024, 22:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

В категории материалов: 358
Показано материалов: 181-210
Страницы: « 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 11 12 »


22-го июня 1817 года был назначен торжественный въезд принцессы прусской Шарлотты. На 7-й версте от Петербурга по царскосельской дороге, в нескольких стах саженях от шоссе, стоял двухэтажный каменный дом с бельведером и садом. Этот дом принадлежал пастору Коленсу и в нем помещался тогда его пансион, о котором я уже говорил. Здесь были обе императрицы и они должны были переменить свой дорожный туалет и здесь же в первый раз я представился великому князю Николаю Павловичу. Он тотчас повел меня к принцессе Шарлотте, бывшей еще в сером, дорожном платье и соломенной шляпке. "Voila votre page!" - "Ah je suis charmee" ["Вот ваш паж!" - "Ах, как очаровательно!" (фр.)], сказала она, протягивая мне руку, и тотчас прибавила: "je vous prie, monsieur, apportez moi mon parasol, il doit кtre dans la voiture" ["я вас прошу, сударь, принести мне зонтик из кареты" (фр.)].
Страницы истории | Просмотров: 856 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 25.01.2014

Рыцарская черта характера императора Николая I, выражавшаяся в постоянной готовности заступиться за слабого и внести таким образом некоторое равновесие в борьбу двух неравных противников, общепризнана. Но любопытно привести малоизвестный эпизод, для того, чтобы лишний раз подчеркнуть указанную черту,- эпизод, касающейся супругов Шаховских. Здесь императору Николаю пришлось выступить в качестве посредника между мужем и женой.
Страницы истории | Просмотров: 589 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 18.01.2014


Страницы истории | Просмотров: 1142 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 30.12.2013

Часто сбирался я положить на бумагу краткое повествование тех странных обстоятельств, которые ознаменовали время кончины покойного моего благодетеля императора Александра и мое вступление на степень, к которой столь мало вели меня и склонности и желания мои; степень, на которую я никогда не готовился и, напротив, всегда со страхом взирал, глядя на тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем, коему посвящено было все его время, все его познания, и за которое столь мало стяжал благодарности, по крайней мере при жизни своей! Меня удерживало чувство, которое и теперь с трудом превозмогаю - боязнь быть дурно понятым. Я пишу не для света,- пишу для детей своих; желаю, чтоб до них дошло в настоящем виде то, чему был я свидетель. Решаюсь на сие для того, что испытываю уже после шести лет, сколь время изглаживает истину и память таких дел и обстоятельств, кои важны, ибо дают настоящее объяснение причинам или поводам происшествий, от коих зависит участь, даже жизнь людей, более, честь их, скажу даже - участь царств. - Буду говорить, как сам видел, чувствовал - от чистого сердца, от прямой души: иного языка не знаю.
Страницы истории | Просмотров: 709 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 30.12.2013

Гегель заметил однажды, что если в голове нет идеи, то глаза не видят фактов. Перефразируя это высказывание можно с неменьшей справедливостью утверждать, что чрезмерная увлеченность или даже одержимость той или иной идеей (либеральной, консервативной, демократической, классовой, социалистической и т. п.) также делает историка или философа, писателя или публициста слепыми к не соответствующим ей фактам, заставляя не только проходить мимо неудобных событий, лиц, явлений, но и превратно истолковывать их. Наша отечественная история и культура в ХХ веке не раз испытывали на себе трагические последствия революционных методов мышления и практики. Ю. Ф. Самарин нетривиально определял революцию как "рационализм в действии", "формально правильный силлогизм, превращенный в стенобитное орудие против живого быта", как подведение под априорную догму "данной действительности и приговор над последней, изрекаемый исключительно с точки зрения первой - действительность не сходится с догмой и потому осуждается на смерть" (сначала с помощью книг и журналов, а затем с использованием топоров и вил).
Страницы истории | Просмотров: 1788 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 14.12.2013

Элемент самокритичности наличествовал в сознании интеллигенции. В каждом поколении в её рядах находились трезвые головы, которые разоблачали фикции «рус-ского Запада». Как и положено всякой иллюзии, она разбивалась при столкновении с Западом реальным, чем объясняется ряд разочарований, постигших русских путешест-венников по Европе. Но интеллигенция как сословие проходила мимо этих прозрений, не хотела их воспринимать.
Страницы истории | Просмотров: 434 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 14.12.2013

Летом 1910 г. эскадра Балтийского флота (броненосцы «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик», «Богатырь») под командованием контр-адмирала Николая Степановича Маньковского совершала поход в Средиземное море. На борту «Цесаревича» находился великий князь Николай Николаевич со свитой, на мачте броненосца развевался великокняжеский флаг. 19 августа эскадра (без «Славы», которая из-за поломки машин осталась во французском Тулоне) зашла в черногорский порт Антивари (ныне — Бар вновь независимой Черногории) для участия в праздновании 50-летия царствования короля Николая I. Торжества проходили в столице страны Цетинье, куда и отправились русские тезки короля, Николай Николаевич и Николай Степанович. Королю был вручен российский фельдмаршальский жезл — таким образом, черногорец стал последним русским фельдмаршалом.
Страницы истории | Просмотров: 750 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 14.12.2013

Государь Николай Павлович страстно любил театр. По обилию талантов русский театр тогда был в блестящем состоянии. Каратыгины, Сосницкие, Брянские, Рязанцев, Дюр, Мартынов, Самойловы, Максимов, Асенкова, не говоря уже о второстепенных артистах, могли быть украшением любой европейской сцены.

Вот что мне рассказывал известный французский актер Верне о русских артистах того времени.

«Когда мы приехали, - говорил Верне, - в Петербург в начале тридцатых годов, нам сказали, что на русской сцене играют «Свадьбу Фигаро»; нам это показалось забавным, и мы, ради курьёза, пошли посмотреть.

Посмотрели и ахнули: такое прекрасное исполнение произведения Бомарше сделало бы честь французской комедии. Каратыгины, Рязанцев, Сосницкая и Асенкова были безукоризненны, но более всех нас поразил Сосницкий в роли Фигаро. Это было олицетворение живого, плутоватого испанца; какая ловкость, какая мимика! Он был легче пуха и неуловимей ветра, - выразился Верне, - Почти сконфуженные мы вышли из театра, видя, что не учить варваров, а самим нам можно было у них поучиться».

Вот в каком положении была тогда русская труппа, по словам чужеземного специалиста.

Страницы истории | Просмотров: 664 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 07.12.2013

Слово «интеллигенция» ввёл в оборот писатель П.Д. Боборыкин в 1866 году, обозначая «высший образованный слой общества». Ныне слово «интеллигенция» употребляется в различных смыслах: как умные люди (этимологически – способные к пониманию), как люди с совестью, как просто хорошие люди; отсюда понятие «интеллигентный человек» может означать обладающий высокими интеллектуальными и нравственными качествами, хорошо воспитанный. Качества, которые воспитываются бескорыстным занятием умственным трудом, создают облик интеллигентного человека и наделяют признаком интеллигентности. Интеллигенция – это интеллектуально ведущий слой народа, что и выражено в определении В.И. Даля: «Интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Интеллигенция является носителем интеллекта и выражает совесть нации. Носитель может быть органичным, здоровым, а может быть сформирован искусственно и поражен какими-либо болезнями. Эти представления отражают необходимые, но недостаточные свойства интеллигенции как сословия.
Страницы истории | Просмотров: 470 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 30.11.2013

по материалам книги графини Софьи Дмитриевны Толь

"Масонское действо. Исторический очерк о заговоре декабристов”
Страницы истории | Просмотров: 778 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 30.11.2013

Русское дворянство породило русскую интеллигенцию, а дворянская интеллиген-ция породила разночинную. Новая элита унаследовала и усилила все худшие стороны дворянской культуры. Разночинцы додумали до конца больную мысль дворянской ин-теллигенции.
Страницы истории | Просмотров: 469 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 16.11.2013

В чём причины и корни социального эгоизма, утопизма, нигилизма, анархизма и антигосударственных, противонародных инстинктов, которыми в большой степени ру-ководствуется русская интеллигенция на протяжении двух веков своего существования? Интеллигенция как образованное сословие, сознающее своё культурно-просветительское назначение, выделяется в дворянстве в конце XVIII века. Новое со-словие наследует «первородный грех» дворянства. В образованном обществе господ-ствовало умонастроение, которое сформирует либеральную и революционную интелли-генцию.
Страницы истории | Просмотров: 433 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 09.11.2013

Интеллигентный человек в современной России, как правило, с благоговением относится к русскому дворянству. Это – дань историческим заслугам сословия русского всеевропейского человечества, создавшего уникальную культуру. Дворянская культура представляется единственно возможной и потому считается культурой подлинно русской. Критика дворянской культуры кажется посягательством на русскую культуру как таковую, на саму Россию. Но тот непреложный факт, что цветущая и непревзойдённая русская дворянская культура XVIII и XIX веков повинна в катастрофе XX века, заставляет критически переосмыслить содержание и сущность этого феномена.
Страницы истории | Просмотров: 516 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 03.11.2013

Процесс секуляризации христианской цивилизации был неизбежным по исто-риософской логике возрожденческого гуманизма: эмансипация человека, познание им самого себя, освоение природы сопровождается автономизацией натуралистического знания от религиозного мировоззрения. Не могла избежать секуляризации и Русь, не изолированная от христианского мира. Но формы, масштабы и степень разрушительно-сти секуляризации зависели от позиции Церкви и ведущего слоя, политики власти, реак-ции народного благочестия. Обмирщение культуры не обязательно приводит к апоста-зии (вероотступничеству) и богоборчеству. Русское православное общество оказалось неспособным дать адекватный ответ на исторические вызовы.
Страницы истории | Просмотров: 610 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 26.10.2013

История монгольского владычества на Руси тут не пример - монголы в 13-м веке были частью язычниками, частью христианами несторианского исповедания. А вот в той же Саудовской Аравии, к примеру, отмечать Рождество запрещено законом, и наказания за нарушение этого закона предусмотрены весьма жёсткие. Запрещено продавать новогодние игрушки и даже упоминать о Христе. В России об этом мусульмане пока ещё, будем надеяться, не думают, но характерно, что, когда Рамзан Кадыров в 2006 г. выступил с инициативой разрешить в его республике многоженство, как отвечающее заветам предков, евразиец Т. Таджутдин, не устающий заверять власти и христианский русский мир в своей лояльности, заявил, что многожёнство нужно разрешить по всей России для улучшения демографии. Хотя едва ли ему не известно, что христианство многожёнство не приемлет.

Страницы истории | Просмотров: 515 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 19.10.2013

К Петровской эпохе духовные силы России во многом утрачены. Поколению Петра I Россия представляется аморфной массой старья, которую надо перетряхнуть, взнуздать и заковать в железо. Из-за отсутствия внутреннего хребта Россию следует укрепить насильственными мерами. Пётр усугубил болезненные процессы: отрыв от Православия, ослабление и искажение религиозности, умаление исторической роли Церкви, отказ от органичных устоев во имя чуждых форм. Пётр использовал полученное наследие, чтобы усугубить гибельные тенденции. Хотя были исторические основания для созидательного пути.

Страницы истории | Просмотров: 434 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 19.10.2013

160 лет назад, 4 октября (по старому стилю) 1853 г. Турция объявила войну Российской Империи. Так началась тяжелейшая и несчастливая для России Крымская война (1853-1856), также получившая у современников «битвы за ясли Господни».
Страницы истории | Просмотров: 686 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 19.10.2013

Никогда прежде на поле боя не погибало столько солдат, как в сражении под Лейпцигом: каждый пятый участник поплатился жизнью. А правители сели за стол переговоров.
Страницы истории | Просмотров: 867 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 19.10.2013

Поводом раскола XVII века, который проходил не только по Церкви, были многие проблемы: руководство государства и Церкви стремилось установить тесное взаимодействие с православными Церквами, которые ориентировались на Греческую церковь; иерархи стремились к большей централизации руководства Церковью; их беспокоило падение нравов в народе и в среде духовенства, распространение нехристианских явлений; при возрастании западного влияния в культуре усиливалась секуляризация; между царской и церковной властью возрастало соперничество. В XVII веке сказались результаты духовного крена, который произошёл в конце XV – начале XVI века. Навязанные иосифлянством натуралистические формы и рационалистический дидактизм искажали религиозное сознание народа.
Страницы истории | Просмотров: 656 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 13.10.2013

Господствующее иосифлянское мировоззрение воспитывало в народе не лучшие качества. Авторитетом Церкви были узаконены нравственные слабости и пороки, кото-рые выработались во времена монгольского рабства. Огрубение русского характера, от-равление татарщиной – «двоедушие, хитрость, низкопоклонство, низкие проявления инстинкта самосохранения – делаются добродетелями времени, которые проповедует и летописная мораль» (П. Знаменский). «Насколько въелись эти "достоинства” в душу русского человека – покажут впоследствии кровавые бесчинства Грозного и отсутст-вие морального авторитета, способного их остановить, разгул опричнины, хаос Смут-ного времени, взаимная нехристианская жестокость "православных” и раскольников, разнузданность Петра "Великого” и неспособность Церкви противостоять его унизи-тельным оргиям и порабощающим "реформам”» (прот. Александр Шмеман). Иосиф-лянство насаждает атмосферу уставного благочестия, обрядового исповедничества, в которой внешняя обрядовая строгость сочетается с жестокостью, распущенностью нра-вов и чувственностью. Обрядовая истовость Грозного уживается с утончённой жестоко-стью и коварством. Иосифлянский дух способствует тому, что искореняются некоторые благотворные традиции, замедляется рост духовной культуры, бытовая жизнь коснеет. «Те отрицательные стороны быта, в которых видели влияние татарщины, развивают-ся особенно с XVI века, XV рядом с ним – век свободы, духовной лёгкости, окрылённо-сти, которые так красноречиво говорят в новгородской и ранней московской иконе по сравнению с позднейшей» (Г.П. Федотов).
Страницы истории | Просмотров: 495 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 21.09.2013

В русской истории кровавой раной зияют два с половиной века татаро-монгольского ига. Перед нашествием в начале XIII века Русь была цветущей христианской страной, с населением около семи миллионов человек, с 400 городами. В Киеве жило 50 000 человек, в таких городах, как Новгород, Смоленск, Чернигов, – по 30 000. Для сравнения – в Париже в то время было 10 000 жителей. И княжеская междоусобица в Киевской Руси – это безусловное внутреннее зло – была вполне закономерна для раннего этапа формирования государственности. Через сто-двести лет мирной жизни процветающая страна могла органично обрести единую государственность.
Страницы истории | Просмотров: 918 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 06.09.2013

Началась «позиционная война». Круглосуточно была слышна ружейная и пулеметная стрельба, ураганный огонь вела артиллерия, в небе находились аэростаты и самолеты. Впервые немцы применили газ на сморгонском участке фронта против 3-й Гвардейской пехотной дивизии уже 12  октября 1915 года. А с апреля 1916 года газовые атаки вошли в разряд обычных боевых действий. Нарастало ожесточение воюющих сторон. 2 июля 1916 года за полтора часа немецкой атаки газ проник более чем на 20 километров в сторону Молодечно и нанес большой урон русским войскам. Было отравлено 40 офицеров и 2076 солдат 64-й и 84-й пехотных дивизий. Немцы шли в атаку в противогазах с винтовкой в одной руке и с дубиной, утыканной гвоздями, для добивания удушенных – в другой. Но противник не достиг успеха, благодаря стойкости защитников города.

В ночь на 2-е августа немцы восемь раз с промежутками времени более получаса выпускали газы на позиции Кавказской гренадерской дивизии у железной дороги в Сморгони. Было отравлено около 3000 солдат и офицеров, но немецкая атака была отбита.

Страницы истории | Просмотров: 1552 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 30.08.2013

Александр, ревностный исполнить то, чего все монархи российские желали, образовал новую Комиссию: набрали многих секретарей, редакторов, помощников, не сыскали только одного и самого необходимейшего человека, способного быть ее душою, изобрести лучший план, лучшие средства и привести оные в исполнение наилучшим образом. Более года мы ничего не слыхали о трудах сей Комиссии. Наконец, государь спросил у председателя и получил в ответ, что медленность необходима, — что Россия имела дотоле одни указы, а не законы, что велено переводить Кодекс Фридриха Великого. Сей ответ не давал большой надежды. Успех вещи зависит от ясного, истинного о ней понятия. Как? У нас нет законов, но только указы? Разве указы (edicta) не законы?.. И Россия не Пруссия: к чему послужит нам перевод Фридрихова Кодекса? Не худо знать его, но менее ли нужно знать и Юстинианов или датский единственно для общих соображений, а не для путеводительства в нашем особенном законодательстве! Мы ждали года два. Начальник переменился, выходит целый том работы предварительной, — смотрим и протираем себе глаза, ослепленные школьною пылью. Множество ученых слов и фраз, почерпнутых в книгах, ни одной мысли, почерпнутой в созерцании особенного гражданского характера России... Добрые соотечественники наши не могли ничего понять, кроме того, что голова авторов в Луне, а не в Земле Русской, — и желали, чтобы сии умозрители или спустились к нам или не писали для нас законов. Опять новая декорация: видим законодательство в другой руке! Обещают скорый конец плаванию и верную пристань. Уже в Манифесте объявлено, что первая часть законов готова, что немедленно готовы будут и следующие. В самом деле, издаются две книжки под именем проекта Уложения. Что ж находим?.. Перевод Наполеонова Кодекса!
Страницы истории | Просмотров: 647 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 23.08.2013

Говорив о необходимости страха для удержания нас от зла, скажем нечто о наградах: они благодетельны своею умеренностью, — в противном же случае делаются или бесполезны, или вредны. Я вижу всех генералов, осыпанных звездами, и спрашиваю: «Сколько побед мы одержали? Сколько царств завоевали?..» Ныне дают голубую ленту — завтра лишают начальства!.. Сей, некогда лестный, крест Св. Георгия висит на знаменитом ли витязе? Нет, на малодушном и презренном в целой армии! Кого же украсит теперь Св. Георгий? Если в царствование Павла чины и ленты упали в достоинстве, то в Александрово, по крайней мере, не возвысились, чего следствием было и есть — требовать иных наград от государя, денежных, ко вреду казны и народа, ко вреду самых государственных добродетелей. О бережливости говорили мы в другом месте. Здесь напомним две аксиомы: 1) за деньги не делается ничего великого; 2) изобилие располагает человека к праздной неге, противной всему великому. Россия никогда не славилась богатством — у нас служили по должности, из чести, из куска хлеба, не более! Ныне не только воинские, но и гражданские чиновники хотят жить большим домом на счет государства.
Страницы истории | Просмотров: 2330 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 23.08.2013

Ереси всегда были величайшей опасностью для христианства, искажали и фальси-фицировали основные христианские истины, разрушали христианское мировоззрение. На Руси в XIV веке стригольники проповедовали дуализм. В ереси жидовствующих в конце XV века отрицались догматы Святой Троицы, Боговоплощения, отвергался культ Божией Матери, Креста, не признавались церковные таинства, агрессивно отвергалось монашество. В мировоззрении жидовствующих господствовало религиозное безразли-чие, материалистическое объяснение мира, рационализация духовной жизни. По суще-ству, это было антихристианство, стремившееся подменить основные христианские ис-тины. Еретики превращались в «апостолов» антиправославия и богоборчества. Это ран-няя форма идеомании на русской почве. «Почти все темные стороны, существую-щие в русской духовности, определены ересью жидовствующих» (И. Кологривов). Ересь распространилась в элите русского общества, её адепты стремились влиять на немного-численный ведущий слой общества. Принцип разрешённости лжи позволял им исполь-зовать обман, ложные покаяния, подлоги в пропагандистских целях. Ересь жидовст-вующих была очень опасна для Руси, борьба с нею была жизненно важной необходимо-стью.
Страницы истории | Просмотров: 1101 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 16.08.2013

По итогам Русско-японской войны напрашивался союз России с поддержавшей её Германией против Англии, которая была союзницей Японии. Но это означало бы конфронтацию с Францией, которая недальновидной политикой была превращена в главного кредитора России. Перед войной с Германией лидер партии октябристов А.И. Гучков писал о трагических последствиях безумных решений власти: «Общественные симпатии и доверие, бережно накопленные вокруг власти во времена Столыпина, вмиг отхлынули от неё. Власть не способна внушить даже и страха. Даже то злое, что она творит, – часто без разума, рефлекторными движениями. Правительственный курс ведёт нас к неизбежной тяжелой катастрофе. Но ошибутся те, кто рассчитывает, что на развалинах повергнутого строя воцарится порядок. В тех стихиях я не вижу устойчивых элементов. Не рискуем ли мы попасть в полосу длительной анархии, распада государства? Не переживём ли мы опять Смутное время, но в более опасной внешней обстановке?»
Страницы истории | Просмотров: 424 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 10.08.2013

Что произвело феномен столь удивительный в истории? Пылкая,
романтическая страсть наших первых князей к завоеваниям и
единовластие, ими основанное на развалинах множества слабых,
несогласных держав народных, из коих составилась Россия. Рюрик,
Олег, Святослав, Владимир не давали образумиться гражданам в
быстром течении побед, в непрестанном шуме воинских станов, платя
им славою и добычею за утрату прежней вольности, бедной и
мятежной.
 В XI в[еке] Государство Российское могло, как бодрый, пылкий
юноша, обещать себе долголетие и славную деятельность. Монархи
его в твердой руке своей держали судьбы миллионов, озаренные
блеском побед, окруженные воинственною, благородною дружиною,
казались народу полубогами, судили и рядили землю, мановением
воздвигали рать и движением перста указывали ей путь к Боспору
Фракийскому, или к горам Карпатским. В счастливом отдохновении
мира государь пировал с вельможами и народом, как отец среди
семейства многочисленного. Пустыни украсились городами, города — 18
избранными жителями; свирепость диких нравов смягчилась верою
христианскою; на берегах Днепра и Волхова явились искусства
византийские. Ярослав дал народу свиток законов гражданских,
простых и мудрых, согласных с древними немецкими. Одним словом,
Россия не только была обшитым, но, в сравнении с другими, и самым
образованным государством.
 К несчастью, она в сей бодрой юности не предохранила себя от
государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы
германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и
характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только
отсрочить падение державы, основанной единовластием на
завоеваниях. Россия разделилась.
Страницы истории | Просмотров: 513 | Добавил: rys-arhipelag | Дата: 03.08.2013