Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
22-го июня 1817 года был назначен торжественный въезд принцессы прусской
Шарлотты. На 7-й версте от Петербурга по царскосельской дороге, в
нескольких стах саженях от шоссе, стоял двухэтажный каменный дом с
бельведером и садом. Этот дом принадлежал пастору Коленсу и в нем
помещался тогда его пансион, о котором я уже говорил. Здесь были обе
императрицы и они должны были переменить свой дорожный туалет и здесь же
в первый раз я представился великому князю Николаю Павловичу. Он тотчас
повел меня к принцессе Шарлотте, бывшей еще в сером, дорожном платье и
соломенной шляпке. "Voila votre page!" - "Ah je suis charmee" ["Вот ваш паж!" - "Ах, как очаровательно!" (фр.)],
сказала она, протягивая мне руку, и тотчас прибавила: "je vous prie,
monsieur, apportez moi mon parasol, il doit кtre dans la voiture" ["я вас прошу, сударь, принести мне зонтик из кареты" (фр.)].
|
Рыцарская черта характера императора Николая I, выражавшаяся в
постоянной готовности заступиться за слабого и внести таким образом
некоторое равновесие в борьбу двух неравных противников, общепризнана.
Но любопытно привести малоизвестный эпизод, для того, чтобы лишний раз
подчеркнуть указанную черту,- эпизод, касающейся супругов Шаховских.
Здесь императору Николаю пришлось выступить в качестве посредника между
мужем и женой.
|
|
Часто сбирался я положить на бумагу краткое повествование тех странных
обстоятельств, которые ознаменовали время кончины покойного моего
благодетеля императора Александра и мое вступление на степень, к которой
столь мало вели меня и склонности и желания мои; степень, на которую я
никогда не готовился и, напротив, всегда со страхом взирал, глядя на
тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем, коему посвящено было все
его время, все его познания, и за которое столь мало стяжал
благодарности, по крайней мере при жизни своей! Меня удерживало чувство,
которое и теперь с трудом превозмогаю - боязнь быть дурно понятым. Я
пишу не для света,- пишу для детей своих; желаю, чтоб до них дошло в
настоящем виде то, чему был я свидетель. Решаюсь на сие для того, что
испытываю уже после шести лет, сколь время изглаживает истину и память
таких дел и обстоятельств, кои важны, ибо дают настоящее объяснение
причинам или поводам происшествий, от коих зависит участь, даже жизнь
людей, более, честь их, скажу даже - участь царств. - Буду говорить, как
сам видел, чувствовал - от чистого сердца, от прямой души: иного языка
не знаю.
|
|
|
Гегель заметил однажды,
что если в голове нет идеи, то глаза не видят
фактов. Перефразируя это высказывание можно с
неменьшей справедливостью утверждать, что
чрезмерная увлеченность или даже одержимость
той или иной идеей (либеральной, консервативной,
демократической, классовой, социалистической и
т. п.) также делает историка или философа,
писателя или публициста слепыми к не
соответствующим ей фактам, заставляя не только
проходить мимо неудобных событий, лиц, явлений,
но и превратно истолковывать их. Наша
отечественная история и культура в ХХ веке не раз
испытывали на себе трагические последствия
революционных методов мышления и практики. Ю. Ф.
Самарин нетривиально определял революцию как
"рационализм в действии", "формально
правильный силлогизм, превращенный в
стенобитное орудие против живого быта", как
подведение под априорную догму "данной
действительности и приговор над последней,
изрекаемый исключительно с точки зрения первой -
действительность не сходится с догмой и потому
осуждается на смерть" (сначала с помощью книг и
журналов, а затем с использованием топоров и вил). |
Элемент самокритичности наличествовал в сознании интеллигенции. В каждом
поколении в её рядах находились трезвые головы, которые разоблачали
фикции «рус-ского Запада». Как и положено всякой иллюзии, она
разбивалась при столкновении с Западом реальным, чем объясняется ряд
разочарований, постигших русских путешест-венников по Европе. Но
интеллигенция как сословие проходила мимо этих прозрений, не хотела их
воспринимать. |
Летом 1910 г. эскадра Балтийского флота (броненосцы «Цесаревич» и
«Слава», крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик», «Богатырь») под
командованием контр-адмирала Николая Степановича Маньковского совершала
поход в Средиземное море. На борту «Цесаревича» находился великий князь
Николай Николаевич со свитой, на мачте броненосца развевался
великокняжеский флаг. 19 августа эскадра (без «Славы», которая из-за
поломки машин осталась во французском Тулоне) зашла в черногорский порт
Антивари (ныне — Бар вновь независимой Черногории) для участия в
праздновании 50-летия царствования короля Николая I. Торжества проходили
в столице страны Цетинье, куда и отправились русские тезки короля,
Николай Николаевич и Николай Степанович. Королю был вручен российский
фельдмаршальский жезл — таким образом, черногорец стал последним русским
фельдмаршалом. |
Государь Николай Павлович страстно любил театр. По обилию талантов русский театр тогда был в блестящем состоянии. Каратыгины, Сосницкие, Брянские, Рязанцев, Дюр, Мартынов, Самойловы, Максимов, Асенкова, не говоря уже о второстепенных артистах, могли быть украшением любой европейской сцены. Вот что мне рассказывал известный французский актер Верне о русских артистах того времени. «Когда мы приехали, - говорил Верне, - в Петербург в начале тридцатых годов, нам сказали, что на русской сцене играют «Свадьбу Фигаро»; нам это показалось забавным, и мы, ради курьёза, пошли посмотреть. Посмотрели и ахнули: такое прекрасное исполнение произведения Бомарше сделало бы честь французской комедии. Каратыгины, Рязанцев, Сосницкая и Асенкова были безукоризненны, но более всех нас поразил Сосницкий в роли Фигаро. Это было олицетворение живого, плутоватого испанца; какая ловкость, какая мимика! Он был легче пуха и неуловимей ветра, - выразился Верне, - Почти сконфуженные мы вышли из театра, видя, что не учить варваров, а самим нам можно было у них поучиться». Вот в каком положении была тогда русская труппа, по словам чужеземного специалиста. |
|
Виктор АКСЮЧИЦ. Коллизии русской истории. ОРДЕН РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (XIX век). Определения понятия
Слово «интеллигенция» ввёл в оборот писатель П.Д. Боборыкин в 1866 году, обозначая «высший образованный слой общества». Ныне слово «интеллигенция» употребляется в различных смыслах: как умные люди (этимологически – способные к пониманию), как люди с совестью, как просто хорошие люди; отсюда понятие «интеллигентный человек»
может означать обладающий высокими интеллектуальными и нравственными
качествами, хорошо воспитанный. Качества, которые воспитываются
бескорыстным занятием умственным трудом, создают облик интеллигентного человека и наделяют признаком интеллигентности. Интеллигенция – это интеллектуально ведущий слой народа, что и выражено в определении В.И. Даля: «Интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
Интеллигенция является носителем интеллекта и выражает совесть нации.
Носитель может быть органичным, здоровым, а может быть сформирован
искусственно и поражен какими-либо болезнями. Эти представления отражают
необходимые, но недостаточные свойства интеллигенции как сословия. |
по материалам книги графини Софьи Дмитриевны Толь "Масонское действо. Исторический
очерк о заговоре декабристов” |
Русское дворянство породило русскую интеллигенцию, а дворянская
интеллиген-ция породила разночинную. Новая элита унаследовала и усилила
все худшие стороны дворянской культуры. Разночинцы додумали до конца
больную мысль дворянской ин-теллигенции. |
В чём причины и корни социального эгоизма,
утопизма, нигилизма, анархизма и антигосударственных, противонародных
инстинктов, которыми в большой степени ру-ководствуется русская
интеллигенция на протяжении двух веков своего существования?
Интеллигенция как образованное сословие, сознающее своё
культурно-просветительское назначение, выделяется в дворянстве в конце
XVIII века. Новое со-словие наследует «первородный грех» дворянства. В
образованном обществе господ-ствовало умонастроение, которое сформирует
либеральную и революционную интелли-генцию. |
Интеллигентный человек
в современной России, как правило, с благоговением относится к русскому
дворянству. Это – дань историческим заслугам сословия русского всеевропейского человечества,
создавшего уникальную культуру. Дворянская культура представляется
единственно возможной и потому считается культурой подлинно русской.
Критика дворянской культуры кажется посягательством на русскую культуру
как таковую, на саму Россию. Но тот непреложный факт, что цветущая и
непревзойдённая русская дворянская культура XVIII и XIX веков повинна в катастрофе XX века, заставляет критически переосмыслить содержание и сущность этого феномена. |
Процесс секуляризации христианской цивилизации был неизбежным по исто-риософской логике возрожденческого гуманизма: эмансипация человека, познание им самого себя, освоение природы сопровождается автономизацией натуралистического знания от религиозного мировоззрения. Не могла избежать секуляризации и Русь, не изолированная от христианского мира. Но формы, масштабы и степень разрушительно-сти секуляризации зависели от позиции Церкви и ведущего слоя, политики власти, реак-ции народного благочестия. Обмирщение культуры не обязательно приводит к апоста-зии (вероотступничеству) и богоборчеству. Русское православное общество оказалось неспособным дать адекватный ответ на исторические вызовы. |
История монгольского владычества на Руси тут не пример - монголы в 13-м веке были частью язычниками, частью христианами несторианского исповедания. А вот в той же Саудовской Аравии, к примеру, отмечать Рождество запрещено законом, и наказания за нарушение этого закона предусмотрены весьма жёсткие. Запрещено продавать новогодние игрушки и даже упоминать о Христе. В России об этом мусульмане пока ещё, будем надеяться, не думают, но характерно, что, когда Рамзан Кадыров в 2006 г. выступил с инициативой разрешить в его республике многоженство, как отвечающее заветам предков, евразиец Т. Таджутдин, не устающий заверять власти и христианский русский мир в своей лояльности, заявил, что многожёнство нужно разрешить по всей России для улучшения демографии. Хотя едва ли ему не известно, что христианство многожёнство не приемлет. |
К Петровской эпохе духовные силы России во многом утрачены. Поколению Петра I Россия представляется аморфной массой старья, которую надо перетряхнуть, взнуздать и заковать в железо. Из-за отсутствия внутреннего хребта Россию следует укрепить насильственными мерами. Пётр усугубил болезненные процессы: отрыв от Православия, ослабление и искажение религиозности, умаление исторической роли Церкви, отказ от органичных устоев во имя чуждых форм. Пётр использовал полученное наследие, чтобы усугубить гибельные тенденции. Хотя были исторические основания для созидательного пути. |
160 лет назад, 4 октября (по
старому стилю) 1853 г. Турция объявила войну Российской Империи. Так началась
тяжелейшая и несчастливая для России Крымская война (1853-1856), также
получившая у современников «битвы за ясли Господни». |
Никогда прежде на поле боя не погибало столько солдат, как в сражении
под Лейпцигом: каждый пятый участник поплатился жизнью. А правители сели
за стол переговоров.
|
Поводом раскола XVII
века, который проходил не только по Церкви, были многие проблемы:
руководство государства и Церкви стремилось установить тесное
взаимодействие с православными Церквами, которые ориентировались на
Греческую церковь; иерархи стремились к большей централизации
руководства Церковью; их беспокоило падение нравов в народе и в среде
духовенства, распространение нехристианских явлений; при возрастании
западного влияния в культуре усиливалась секуляризация; между царской и
церковной властью возрастало соперничество. В XVII веке сказались результаты духовного крена, который произошёл в конце XV – начале XVI века. Навязанные иосифлянством натуралистические формы и рационалистический дидактизм искажали религиозное сознание народа. |
Господствующее иосифлянское мировоззрение воспитывало в народе не лучшие
качества. Авторитетом Церкви были узаконены нравственные слабости и
пороки, кото-рые выработались во времена монгольского рабства. Огрубение
русского характера, от-равление татарщиной – «двоедушие, хитрость,
низкопоклонство, низкие проявления инстинкта самосохранения – делаются
добродетелями времени, которые проповедует и летописная мораль» (П.
Знаменский). «Насколько въелись эти "достоинства” в душу русского
человека – покажут впоследствии кровавые бесчинства Грозного и
отсутст-вие морального авторитета, способного их остановить, разгул
опричнины, хаос Смут-ного времени, взаимная нехристианская жестокость
"православных” и раскольников, разнузданность Петра "Великого” и
неспособность Церкви противостоять его унизи-тельным оргиям и
порабощающим "реформам”» (прот. Александр Шмеман). Иосиф-лянство
насаждает атмосферу уставного благочестия, обрядового исповедничества, в
которой внешняя обрядовая строгость сочетается с жестокостью,
распущенностью нра-вов и чувственностью. Обрядовая истовость Грозного
уживается с утончённой жестоко-стью и коварством. Иосифлянский дух
способствует тому, что искореняются некоторые благотворные традиции,
замедляется рост духовной культуры, бытовая жизнь коснеет. «Те
отрицательные стороны быта, в которых видели влияние татарщины,
развивают-ся особенно с XVI века, XV рядом с ним – век свободы, духовной
лёгкости, окрылённо-сти, которые так красноречиво говорят в
новгородской и ранней московской иконе по сравнению с позднейшей» (Г.П.
Федотов). |
В русской истории кровавой раной зияют два с половиной века татаро-монгольского ига.
Перед нашествием в начале XIII века Русь была цветущей христианской
страной, с населением около семи миллионов человек, с 400 городами. В
Киеве жило 50 000 человек, в таких городах, как Новгород, Смоленск,
Чернигов, – по 30 000. Для сравнения – в Париже в то время было 10 000
жителей. И княжеская междоусобица в Киевской Руси – это безусловное
внутреннее зло – была вполне закономерна для раннего этапа формирования
государственности. Через сто-двести лет мирной жизни процветающая страна
могла органично обрести единую государственность. |
Началась «позиционная война». Круглосуточно была слышна ружейная и пулеметная стрельба, ураганный огонь вела артиллерия, в небе находились аэростаты и самолеты. Впервые немцы применили газ на сморгонском участке фронта против 3-й Гвардейской пехотной дивизии уже 12 октября 1915 года. А с апреля 1916 года газовые атаки вошли в разряд обычных боевых действий. Нарастало ожесточение воюющих сторон. 2 июля 1916 года за полтора часа немецкой атаки газ проник более чем на 20 километров в сторону Молодечно и нанес большой урон русским войскам. Было отравлено 40 офицеров и 2076 солдат 64-й и 84-й пехотных дивизий. Немцы шли в атаку в противогазах с винтовкой в одной руке и с дубиной, утыканной гвоздями, для добивания удушенных – в другой. Но противник не достиг успеха, благодаря стойкости защитников города. В ночь на 2-е августа немцы восемь раз с промежутками времени более получаса выпускали газы на позиции Кавказской гренадерской дивизии у железной дороги в Сморгони. Было отравлено около 3000 солдат и офицеров, но немецкая атака была отбита. |
Александр, ревностный исполнить то, чего все монархи российские желали, образовал новую Комиссию: набрали многих секретарей, редакторов, помощников, не сыскали только одного и самого необходимейшего человека, способного быть ее душою, изобрести лучший план, лучшие средства и привести оные в исполнение наилучшим образом. Более года мы ничего не слыхали о трудах сей Комиссии. Наконец, государь спросил у председателя и получил в ответ, что медленность необходима, — что Россия имела дотоле одни указы, а не законы, что велено переводить Кодекс Фридриха Великого. Сей ответ не давал большой надежды. Успех вещи зависит от ясного, истинного о ней понятия. Как? У нас нет законов, но только указы? Разве указы (edicta) не законы?.. И Россия не Пруссия: к чему послужит нам перевод Фридрихова Кодекса? Не худо знать его, но менее ли нужно знать и Юстинианов или датский единственно для общих соображений, а не для путеводительства в нашем особенном законодательстве! Мы ждали года два. Начальник переменился, выходит целый том работы предварительной, — смотрим и протираем себе глаза, ослепленные школьною пылью. Множество ученых слов и фраз, почерпнутых в книгах, ни одной мысли, почерпнутой в созерцании особенного гражданского характера России... Добрые соотечественники наши не могли ничего понять, кроме того, что голова авторов в Луне, а не в Земле Русской, — и желали, чтобы сии умозрители или спустились к нам или не писали для нас законов. Опять новая декорация: видим законодательство в другой руке! Обещают скорый конец плаванию и верную пристань. Уже в Манифесте объявлено, что первая часть законов готова, что немедленно готовы будут и следующие. В самом деле, издаются две книжки под именем проекта Уложения. Что ж находим?.. Перевод Наполеонова Кодекса! |
Говорив о необходимости страха для удержания нас от зла, скажем нечто о наградах: они благодетельны своею умеренностью, — в противном же случае делаются или бесполезны, или вредны. Я вижу всех генералов, осыпанных звездами, и спрашиваю: «Сколько побед мы одержали? Сколько царств завоевали?..» Ныне дают голубую ленту — завтра лишают начальства!.. Сей, некогда лестный, крест Св. Георгия висит на знаменитом ли витязе? Нет, на малодушном и презренном в целой армии! Кого же украсит теперь Св. Георгий? Если в царствование Павла чины и ленты упали в достоинстве, то в Александрово, по крайней мере, не возвысились, чего следствием было и есть — требовать иных наград от государя, денежных, ко вреду казны и народа, ко вреду самых государственных добродетелей. О бережливости говорили мы в другом месте. Здесь напомним две аксиомы: 1) за деньги не делается ничего великого; 2) изобилие располагает человека к праздной неге, противной всему великому. Россия никогда не славилась богатством — у нас служили по должности, из чести, из куска хлеба, не более! Ныне не только воинские, но и гражданские чиновники хотят жить большим домом на счет государства. |
Ереси всегда были величайшей опасностью для христианства, искажали и фальси-фицировали основные христианские истины, разрушали христианское мировоззрение. На Руси в XIV веке стригольники проповедовали дуализм. В ереси жидовствующих в конце XV века отрицались догматы Святой Троицы, Боговоплощения, отвергался культ Божией Матери, Креста, не признавались церковные таинства, агрессивно отвергалось монашество. В мировоззрении жидовствующих господствовало религиозное безразли-чие, материалистическое объяснение мира, рационализация духовной жизни. По суще-ству, это было антихристианство, стремившееся подменить основные христианские ис-тины. Еретики превращались в «апостолов» антиправославия и богоборчества. Это ран-няя форма идеомании на русской почве. «Почти все темные стороны, существую-щие в русской духовности, определены ересью жидовствующих» (И. Кологривов). Ересь распространилась в элите русского общества, её адепты стремились влиять на немного-численный ведущий слой общества. Принцип разрешённости лжи позволял им исполь-зовать обман, ложные покаяния, подлоги в пропагандистских целях. Ересь жидовст-вующих была очень опасна для Руси, борьба с нею была жизненно важной необходимо-стью. |
По итогам Русско-японской войны напрашивался союз России с поддержавшей
её Германией против Англии, которая была союзницей Японии. Но это
означало бы конфронтацию с Францией, которая недальновидной политикой
была превращена в главного кредитора России. Перед войной с Германией
лидер партии октябристов А.И. Гучков писал о трагических последствиях
безумных решений власти: «Общественные симпатии и доверие, бережно
накопленные вокруг власти во времена Столыпина, вмиг отхлынули от неё.
Власть не способна внушить даже и страха. Даже то злое, что она творит, –
часто без разума, рефлекторными движениями. Правительственный курс
ведёт нас к неизбежной тяжелой катастрофе. Но ошибутся те, кто
рассчитывает, что на развалинах повергнутого строя воцарится порядок. В
тех стихиях я не вижу устойчивых элементов. Не рискуем ли мы попасть в
полосу длительной анархии, распада государства? Не переживём ли мы опять Смутное время, но в более опасной внешней обстановке?» |
Что произвело феномен столь удивительный в истории? Пылкая,
романтическая страсть наших первых князей к завоеваниям и
единовластие, ими основанное на развалинах множества слабых,
несогласных держав народных, из коих составилась Россия. Рюрик,
Олег, Святослав, Владимир не давали образумиться гражданам в
быстром течении побед, в непрестанном шуме воинских станов, платя
им славою и добычею за утрату прежней вольности, бедной и
мятежной.
В XI в[еке] Государство Российское могло, как бодрый, пылкий
юноша, обещать себе долголетие и славную деятельность. Монархи
его в твердой руке своей держали судьбы миллионов, озаренные
блеском побед, окруженные воинственною, благородною дружиною,
казались народу полубогами, судили и рядили землю, мановением
воздвигали рать и движением перста указывали ей путь к Боспору
Фракийскому, или к горам Карпатским. В счастливом отдохновении
мира государь пировал с вельможами и народом, как отец среди
семейства многочисленного. Пустыни украсились городами, города — 18
избранными жителями; свирепость диких нравов смягчилась верою
христианскою; на берегах Днепра и Волхова явились искусства
византийские. Ярослав дал народу свиток законов гражданских,
простых и мудрых, согласных с древними немецкими. Одним словом,
Россия не только была обшитым, но, в сравнении с другими, и самым
образованным государством.
К несчастью, она в сей бодрой юности не предохранила себя от
государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы
германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и
характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только
отсрочить падение державы, основанной единовластием на
завоеваниях. Россия разделилась. |