Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Святитель Григорий Палама оставил нам не только те заветы, о которых
говорил я вам вчера и относительно которых Св. Церковь заповедует
памятовать во дни поста, но еще и то, что всем нам необходимо принять
вообще и, может быть, особенно важно помнить также во дни поста — учение
его о смерти. |
Я говорил вам вчера и сегодня о том, что Святая Церковь дает нам ныне
образ Святителя Григория Паламы в связи с прохождением Великого поста и
сегодня за литургией говорил о том, что такое по учению Григория Паламы
жизнь и что такое смерть, какие бывают смерти: смерть тела и смерть
души. |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь ведет нас от покаяния и
оплакивания своих грехов вместе с первым Адамом, — от первой недели,
через вторую, через радостное сознание, что Святая Православная Церковь,
Глава которой Христос, изымает нас из этой жизни и приобщает вечной —
приводит ныне к прославлению памяти одного из великих подвижников и
учителей духовного делания — Григория Паламы. |
Почитая и поклоняясь образу Христа Спасителя, мы свидетельствуем этим
то, что Бог Невидимый и Неописуемый «нас ради человек и нашего ради
спасения» явился в плоти и стал человеком, и тем самым в Своем
человеческом образе сделался описуемым и доступным изображению. Поэтому,
поклоняясь образу Иисуса Христа, мы, как говорит преп. Иоанн Дамаскин:
«Поклоняемся не материи, но Творцу материи, Ставшему Материей ради
меня... через Материю Создавшему мое спасение» (1-е защитительное слово
против отвергающих святые иконы, гл. XVI). |
Святая Церковь в первое воскресение Великого поста дает соединиться нам — всем тем, которые прошли первую седмицу в покаянии, в познании своего сродства с первым человеком Адамом, в сознании того, что в каждом из нас образ неизреченной Божией Славы, хотя и покрытый язвами согрешений, и в покаянном вопле ко Господу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», Она дает нам, верующим, подойти ныне к великой радости, ибо ныне день радости, день Торжества Православия. Недаром, не случайно эта седмица начинается с такого дня. |
Я думаю, что наша главная беда в том, что мы считаем, что исповедь есть наша обязанность раз в год, А затем — поговели, стало легко — и Божественную легкость мы преступно перевертываем в простую легкость, в обычное человеческое переживание. Стало легко — вот и все, вот и хорошо. Неужели покаяние только для того, чтобы почувствовать себя легко? Мы должны понять, что исповедь есть то средство, которое дается Богом для нашего духовного устроения, устроения всей жизни. Иначе покаяние тщетно. Покаяние — великое таинство, а мы превращаем его в то, что является для нас радостным переживанием и ничего больше. |
Поздравляем вас, возлюбленные чада Русской Зарубежной Церкви Канадской епархии с началом Святыя Четыредесятницы Великого Поста. Настало для всех нас особое время усиленной молитвы и воздержания. Да не дерзнем уклониться от этого подвига. Все физически здоровые люди должны поститься и пусть никто под предлогом тяжелого труда не оскверняет себя скоромной пищей. Никто не умер от того, что послушался Церковь Христову и постился так, как это предписывают святые отцы, то есть, за всю святую Четыредесятницу не вкушать ни мяса, ничего молочного и даже никакой рыбы. Последняя разрешается только на Благовещение Пресв. Богородицы и на Вход Господень во Иерусалим. Кто будет смиренно и скромно поститься так, как повелевает Церковь, тот восприимет сугубую Божию благодать и узрит Пасху во всей Ея неизъяснимой красоте, увидит воочию солнце играющее, а сердце его будет преисполнено такой сладости, такого ликования и такой радости, что еще здесь на земле он приобщится частично к блаженству святых, к жизни Царствия Небесного. |
...антирусская позиция Украины — это как раз то, что и нужно Соединённым
Штатам. Украинские власти, и при Кравчуке, и при Кучме, подыгрывают
услужливо американской цели ослабить Россию. Так и дошло быстро — до
«особых отношений Украины с НАТО» и до учений американского флота в
Чёрном море, 1997. Поневоле вспомнишь бессмертный план Парвуса 1915
года: использовать украинский сепаратизм для успешного развала России.
Раздробление наше, так радующее нынешний политический мир, болезненно и затяжно скажется на всех трёх славянских народах. А сегодняшняя тактическая теплота к Украине с дальнего-дальнего Запада не окажется долговечной, но лишь — до минования надобности. Увы, националисты с Западной Украины, веками оторванные от остальной Украины, пользуясь переполохом 1991 года и неуверенностью украинских лидеров, стыдливо спешивших отмыться от коммунизма примыканием к накалённому «антимоскальству», — сумели начертать и вменить всей Украине ложный исторический путь: не просто независимость, не естественное развитие государства и культуры в своём натуральном этническом объёме, — но удержать побольше, побольше территорий и населения и выглядеть «великой державой», едва ли не крупнейшей в Европе. И новая Украина, денонсировав всё советское законодательное наследие, только этот один дар — фальшиво измысленные ленинские границы — приняла! (Когда Хмельницкий присоединял Украину к России, Украина составляла лишь одну пятую часть сегодняшней территории). В самостоятельном развитии — дай Бог Украине всяческого успеха. Отяжелительная ошибка её — именно в этом непомерном расширении на земли, которые никогда до Ленина Украиной не были: две донецкие области, вся южная полоса Новороссии (Мелитополь—Херсон—Одесса) и Крым. (Принятие хрущёвского подарка — по меньшей мере недобросовестно, присвоение Севастополя вопреки, не говорю, русским жертвам, но и советским юридическим документам, — государственное воровство). Стратегическая ошибка в выборе государственной задачи будет постоянной помехой здоровому развитию Украины, эта изначальная психологическая ошибка — непременно и вредоносно скажется: и в неорганичной соединённости западных областей с восточными, и в двоении (теперь уже и троении) религиозных ветвей, и в упругой силе подавляемого русского языка, который доселе считали родным 63% населения. Сколько неэффективных, бесполезных усилий надо потратить на преодоление этих трещин. По пословице: Нахватанное — ребром выпрет. |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По милости Божией, мы, пройдя подготовительные седмицы, входим во святый и Великий пост. И входим в него, вспоминая самое начало жизни человека на земле: его создание, грехопадение, изгнание из рая. Св. Церковь ныне заставляет нас не только вспоминать о том, что было когда-то с первым человеком, но познать самих себя. Авва Пимен, изъясняя свое учение об основах духовной жизни, сказал, что тот только начал духовное делание, кто познал самого себя. И Исаак Сирин, говоря о человеке, познавшем себя, ставит его выше человека, сподобившегося видеть Ангела. |
В нынешний день св. Церковь дает нам в своем богослужении образ падшего и
кающегося Адама. Библейский рассказ о грехопадении первого человека
принадлежит к числу мест Св. Писания, более всего смущающих неверующих.
Нам часю приходится слышать от них: «Для чего Бог создал человека
свободным, ведь Он же знал, что человек согрешит». |
Вспоминая пройденный путь нашего служения, в нашей памяти, на фоне этой массы нашего благочестивого народа, Святой Руси, выделяются некоторые отдельные лица. Вот девушка 22-х лет. Она всегда работает на ночной смене, но каждый день она выстаивает весь дневной богослужебный круг, прекрасно знает церковное пение, читает на клиросе. Спокойные большие серые глаза, прозрачное лицо подвижницы. Она голодает, потому что все, что мы ей даем – раздает другим в лагере, где она живет. В России она ничего не знала о Церкви. За три года она впитала в себя столько, что, со стороны смотря на нее, можно подумать, что она с детства жила при монастыре: от нее веет спокойствием, духовной трезвостью и большой волей. А где теперь 20-тилетний часовых дел мастер, богослов-самоучка, который с кристальной ясностью мысли разбирал книгу Бытия, не подозревая, что его мысли давно всем известны: я не хотел его разочаровывать, оставляя ему радость мысленного творчества. Вспоминается еще один лагерь девушек: служил в их бараке, раздвинули кровати, из двух комодов соорудили иконостас с завесой. Не было рыданий истерзанных душ, хлебнувших поневоле из чаши греха. Было как-то особенно мирно, спокойно. Казалось, слышан был шелест крыл ангельских. Благоухала девичья чистота. Да, друзья мои, добродетель, в особенности чистота сердечная – благоухает. Это было чудное время: среди мрака такой беспощадной, злостной войны, к нам заглянула Святая Русь. Глазами этих людей на нас смотрел преп. Сергий Радонежский, Серафим Саровский, чтобы нам сказать, что жива Русь, Святая Русь. Помните, что в Великую Субботу, вы ощущаете благодатную грусть, и в то же время, через все щели вашу душу наполняет радость и торжество победное над смертью. Почему-то кажется, что сейчас – Великая Суббота Святой Руси. |
Если вы поговорите с образованным Англичанином, Французом, Финляндцем, Эстонцем - он выскажет перед вами много любви к своей родине много национальной гордости перед своим прошлым. Он будет перед вами, прежде всего Англичанином, Французом, Эстонцем... Только потом, быть может, в дружеской беседе, и то далеко не всякий, выскажет свое неудовольствие, или удовольствие перед политикой своего правительства и скажет вам, что он социалист, или сторонник умеренной партии или правый клерикал, роялист... Это после, так сказать, на задворках главного национального чувства, патриотизма, любви к Родине и гордости ею... Но поговорите с нашим «интеллигентом» - тем, кто является образованным руководителем народа Русского. Увы! В большинстве случаев он кто угодно, но только не Русский. Вы можете оскорблять и издеваться в газетах над Русским делом, над Русским правительством, над Русской армией - он смолчит. Но затроньте еврея - и посыпятся громы небесные - «погромная литература», «зоологические понятия», «гнет царского режима», и чего только не скажут в защиту гонимой расы. Быть Русским - это, значит, быть черносотенцем, это, значит, быть погромщиком и почему-то непременно монархистом, реставратором и крайним реакционером. |
Св. Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед Страшным Престолом Господа Славы, когда Судия живых и мертвых, Господь Иисус Христос придет во славе и каждому воздаст по его делам. Св. Церковь этим воспоминанием заканчивает приготовление наше ко входу в Великий пост. Если мы только что, в неделю о блудном сыне, видели всю любовь к нам Отца Небесного, который не только принимает раскаявшегося блудного сына, но Сам идет к нему навстречу, Сам падает к нему на шею. Сам облекает его в одежду первую, ризу нетления, которую раздрал сам этот падший сын, и дает перстень на его десницу и закалывает тельца упитанного; то перед нами встает вопрос: как же может этот любящий, всепрощающий Отец наш прийти снова на землю и судить живых и мертвых? |
Св. Церковь верует и в то, что воскресный день, который предстоит нам
пережить, есть день памяти Страшного Суда, и она верует, что мы в
возможной для нас степени и возможном для нас виде, через приобщение в
богослужении к вечности, предстанем пред Страшным Престолом Господа
Славы. А потому с великой последовательностью она вспоминает и о тех,
кто предстанет вместе с нами, кто жил на земле и уже отошел, кто был
здесь членом Церкви, частью Тела Христова. Она творит память всех
почивших отцев и братьев наших по особому чину и особенно молится о тех,
кто умер внезапною смертью от тех или иных несчастий или явлений
природы, или злых действий людей. |
От недели о мытаре и фарисее Святая Церковь ведет нас теперь к неделе о
блудном сыне. Состояние, в котором находится мытарь, когда он взывает к
Богу о помиловании и не только не помышляет о своих добродетелях, а не
смеет возвести глаз своих к небу — это состояние еще глубже раскрывается
в образе блудного сына. |
И по своему прошлому опыту, и по тому, что неоднократно приходилось слышать от своих духовных детей, я должен сказать, что праздник Сретения Господня является одним из тех праздников, которые мы как-то проходим мимо, скользим вниманием, не вдумываясь и не входя в то, что совершается в этот великий день. |
Доктор экономических наук, председатель Российского экономического общества им. С. Шарапова ответил на вопросы читателей «СП» |
Доктор экономических наук, председатель Российского экономического общества им. С.Шарапова о том, каким должен быть курс рубля, о необходимости менять банковскую систему, китайском прорыве и российском торможении |
Господь наш Иисус Христос, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился в
человека, от Матери Божьей принял человеческое естество. Только он мог,
Бог может помочь нам переродиться. А для этого Он создал свою Церковь.
Для этого мы причащаемся, исповедуемся. Но главная цель – переродиться.
То есть родиться одним человеком, а, когда мы придем к могиле своей,
быть совсем другим. Конечно, мы облик внешний сохраним, но внутренний
облик совсем будет другой. Настолько, что нас будут не узнавать по нашим
манерам, по нашим привычкам, по нашим словам, по всему не узнать.
Другой человек. Для этого дана жизнь на земле. Вот единственный смысл
жизни на земле – это ее употребить ежедневно, ежеминутно, ежечасно,
ежесекундно к тому, чтобы переродиться. В этом есть духовный смысл. Мы
уже забыли? Нет, мы не забыли. Церковь помнит всегда. Но масса людей под
влиянием пропаганды всякой, всяких безумий забыла это. Но и конечно
тогда, если человек хороший, как они говорят: в чем дело? Дайте-ка ему
хорошую программу и все будет хорошо. Программу? Придумают программу,
учения всякие. Появляются Марксы, кто только ни появляется на земле,
сектанты какие-то бесконечные появляются, все придумывают новые религии и
предлагают людям. Бедные люди! Несчастное человечество наше! На такой
мякине обманывается! На такой чепухе! Всякую ложь принимает. И таким
образом лишается возможности переродиться, снова родиться. |
Святая
Церковь зовет нас вступить в великую школу Великого поста, зовет прежде
всего через тот опыт святоотеческий, который собран в книге, которую я
держу в руках и которая носит имя «Триоди Постной». В этой книге
заключается богослужение приготовительных недель и всех седмиц Великого
поста. |
В данном случае мы должны были бы воспринять самую
принципиальную точку зрения православного бескомпромиссного
мировоззрения. Есть Бог, есть Его единая, единственная Святая,
апостольская Церковь и есть весь род человеческий, весь призванный к
Богу через Его святую Церковь. Все же прочие религии, так называемые
христианские, монотеистические или языческие, все без малейшего
исключения будь то католицизм, протестантизм, магометанство или буддизм -
суть все препятствия, поставленные диаволом как его рогатки между
Церковью Христовой и всем родом человеческим. Только в личных сношениях с
инаковерующими, ради церковной икономии, ради просто образованности и
критики мы можем рассматривать одних как более способных стать
православными, а других более далеких, но принципиально они все без
исключения принадлежат неправде, ничего общего с истиной не имеющих. Тут
уместно было бы вспомнить видение преп. Макария Египетского: шел диавол
искушать братию и весь был обвешан некими сосудами. Великий старец
спросил его: «куда идешь?» Сатана отвечал: «иду навестить братию». «Для
чего же у тебя сии сосуды?» - спросил опять старец. Диавол отвечал:
«несу пищу для братии». Старец спросил: «и все это с пищей?» - «Да», -
отвечал сатана; «если кому одно не понравится, дам другое; если не это,
дам еще иное». Итак, все эти религии суть принявшие пищу от диавола: тут
и тонкая прелесть Франциска Ассизского из одного сосуда, а рядом с нею
нирвана из другого сосуда, а там Магомет, Лютер, Кальвин, Генрих VIII с
соответствующей их вкусам пищей. |
Я верю, знаю, ч т о зреет, ч т о наливается в
душах молодежи нашей. И это дает мне смелость сказать: она донесет,
она поставит! Ибо она теперь вместе с нами, вместе с многими из нас
жаждает, жаждает России неудержимо, ибо она хочет быть русской
молодежью, для нее уже огненное слово начертано, горит в сердце, −
национальное, наше!
Мы празднуем-поминаем свою Татьяну? Нет, мы не празднуем… Н а ш и праздники впереди, вдалёке. Они придут… И хлынет тогда, бурно хлынет тогда в души зовущие, в души унылые, в души испепеленные… небывалым светом и звонами такими, что радостных слез не хватит встречать Рожденье! Не хватит криков! Мы услышим колокола… с в о и. Они набирают силу. Мы найдем много меди, певучей и новой меди. Она подремывает в глуби. Она звенит − загудит под Солнцем! Мы увидим звезды, н а ш и звезды, с неба спустившиеся на наши лесные чащи, на наши ели, − в снегах, седые, уснувшие, − и наши леса проснутся! Мы увидим, услышим Праздник! Мы д о л ж н ы увидеть. Наши снега загорятся… сами снега загорятся и зароют! Льды растопятся и заплещут, − и вольный разлив весенний, Великое Половодье Русское, смоет разлив весенний, Великое Половодье Русское, смоет всю грязь в моря. Весна… Она проснется, новая весна наша, Татьяна наша, Снегурка наша, потянется голубым паром в небо, озолотится в солнце… разбудит сладостную тоску по счастью. Шумят подземные ключи, роют, роют… Мы обретем ее, ускользающую Снегурку нашу, мечту нашу! Мы ее вспомним-встретим и обовьем желаньем… И снова, снова − откроются перед нами дали, туманные, пусть обманные, н а ш и дали! |
22-го июня 1817 года был назначен торжественный въезд принцессы прусской
Шарлотты. На 7-й версте от Петербурга по царскосельской дороге, в
нескольких стах саженях от шоссе, стоял двухэтажный каменный дом с
бельведером и садом. Этот дом принадлежал пастору Коленсу и в нем
помещался тогда его пансион, о котором я уже говорил. Здесь были обе
императрицы и они должны были переменить свой дорожный туалет и здесь же
в первый раз я представился великому князю Николаю Павловичу. Он тотчас
повел меня к принцессе Шарлотте, бывшей еще в сером, дорожном платье и
соломенной шляпке. "Voila votre page!" - "Ah je suis charmee" ["Вот ваш паж!" - "Ах, как очаровательно!" (фр.)],
сказала она, протягивая мне руку, и тотчас прибавила: "je vous prie,
monsieur, apportez moi mon parasol, il doit кtre dans la voiture" ["я вас прошу, сударь, принести мне зонтик из кареты" (фр.)].
|
Сегодня мы творим память святого, близкого и дорогого нашему храму, которому мы молимся каждый день, имя которого произносится на каждом отпусте. Этот святой с первого взгляда ничем не отличается от целого ряда других русских святых, многие из которых удалялись в пустыни, многие, как и он, были строителями монастырей. Но этот угодник Божий, Феодосии Тотемский, может быть особенно близок нам оттого, что выявил одно свойство, которое и воспевается в тропаре: «славу суетную в ничтоже вмени.» |
Настоящий праздник, как говорит одна из стихир предпразднества Богоявления — есть праздник славнейший по сравнению с прошедшим праздником Рождества Христова: «Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий» и указывает дальше, почему: «Он Ангела имеяше благовестника и сей Предтечу предуготовителя. Он — кровем изливаемым, яко бесчаден, Вифлеем рыдаше, и сей водам благословенным, многочадна познавается купель, тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец Сына миру Тя показа» (Стих, на Госп. воззв. 2 янв.) — Если там звезда показует вертеп, то здесь Сам Отец показует Своего Сына: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Богоявление — это праздник откровения тайн Божиих, и не только тайн Божиих, но и_ тайн того мира в котором мы живем. |
Рыцарская черта характера императора Николая I, выражавшаяся в
постоянной готовности заступиться за слабого и внести таким образом
некоторое равновесие в борьбу двух неравных противников, общепризнана.
Но любопытно привести малоизвестный эпизод, для того, чтобы лишний раз
подчеркнуть указанную черту,- эпизод, касающейся супругов Шаховских.
Здесь императору Николаю пришлось выступить в качестве посредника между
мужем и женой.
|
Нам нужно помнить в этот день о том, что происходит в наших душах и в
нашей жизни. Сейчас очень многие отказываются от борьбы с миром, от того
пути, каким шел преп.Серафим и на котором он имел величайшие
достижения. Нам приходится слышать, что все наше делание — пример,
который мы берем от Святых Отцов, от преп.Серафима, все это затемняет
подлинный лик Христов и Его подлинное учение. А между тем мы, верующие,
должны идти за Христом, и нам важно знать, как мы должны идти за Ним,
как мы должны совершать путь своего спасения. |
Сегодня св.Церковь зовет нас придти в вертеп к рождшемуся Господу и в смирении и покаянии поклониться Ему. Сегодня мы слышали ангельскую песнь «Слава в вышних Богу и на земли мир...» И для многих из нас, для тех, кто в кротости и смирении готовился к празднику через преподносимые Церковью богослужения, звучат здесь не только слова, но и ангельское состояние мира и благости. Также было в ту ночь, когда родился на земле Богочеловек. Но мы более счастливы чем те, кого считаем счастливыми свидетелями Рождества Христова. Мы имеем через Церковь не только момент поклонения, не только ощущаем этот мир в наших душах, но знаем также, что не только мир Христос принес на землю, но меч. «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю; не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою» (Мф. 10, 34—-35). Так говорил Христос Своим ученикам и всем тем, кто Его слушал. |
Рождество Христово… Радостный праздник, принесший нам спасение. Но
Рождество Христово есть для нас радость не только потому, что Христос
пришел, но и пострадал на Голгофе, избавив человека от греха проклятия и
смерти. Радостный праздник - он в предпразднстве своем дает нам образы
великих праотцев Христа по плоти, ветхозаветных праведников. |
|