Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Часто сбирался я положить на бумагу краткое повествование тех странных
обстоятельств, которые ознаменовали время кончины покойного моего
благодетеля императора Александра и мое вступление на степень, к которой
столь мало вели меня и склонности и желания мои; степень, на которую я
никогда не готовился и, напротив, всегда со страхом взирал, глядя на
тягость бремени, лежавшего на благодетеле моем, коему посвящено было все
его время, все его познания, и за которое столь мало стяжал
благодарности, по крайней мере при жизни своей! Меня удерживало чувство,
которое и теперь с трудом превозмогаю - боязнь быть дурно понятым. Я
пишу не для света,- пишу для детей своих; желаю, чтоб до них дошло в
настоящем виде то, чему был я свидетель. Решаюсь на сие для того, что
испытываю уже после шести лет, сколь время изглаживает истину и память
таких дел и обстоятельств, кои важны, ибо дают настоящее объяснение
причинам или поводам происшествий, от коих зависит участь, даже жизнь
людей, более, честь их, скажу даже - участь царств. - Буду говорить, как
сам видел, чувствовал - от чистого сердца, от прямой души: иного языка
не знаю.
|
Предпразднуя ныне Рождество Христово, святая Церковь дает нам образы
ветхозаветных праведников, которые в течение всей своей жизни ждали
Христа Спасителя, заповедовали это ожидание детям и внукам, которые не
потеряли своей веры и чаяния до конца. Она заставляет нас приобщиться к
ним для того, чтобы и мы могли в трепете встретить наступающий великий
праздник, который дается нам не как воспоминание, а как соприсутствие и
переживание — вхождение в вертеп и поклонение с пастырями и волхвами. Мы
должны и сегодня не только вспомнить ветхозаветных отцов, но и взять от
них то, что наиболее соответствует нашему времени. |
Святая Церковь совершает сегодня введение нас в праздник Рождества
Христова, радостный праздник, принесший нам спасение. Рождество Христово
есть для нас радость только с тем условием, если Христос не только
пришел, но и пострадал на Голгофе и избавил человека от греха, проклятия
и смерти. Радостный праздник — он в своем предпразднестве дает нам
образы великих праотцев Христа по плоти — ветхозаветных праведников. |
|
Сегодня всё больше процессов в экономике, политике, социальной и
культурной жизни человечества характеризуется словом «безумие». При
быстро нарастающей численности человечества всё резче падает качество
человека. Демографов тревожит перенаселение, уже превысившее несущую
способность планеты. Но не менее опасна всё более явственная физическая,
психическая, нравственная деградация широких масс. Всё больше отраслей
страдают от тотального дефицита кадров, обладающих необходимыми
физическими и интеллектуальными возможностями. Современные научные
достижения становятся всё более мелкими и убогими. Искусство
превращается в нечто серое и пошлое, либо откровенно бредовое и
растленное. Решения мировых политических элит скудоумны и недальновидны,
убийственны не только для простых граждан, но и для них самих. Процесс
деградации человека грозит покончить с человечеством без экономических
кризисов, ядерной войны и экологической катастрофы.
Каковы размеры бедствия? В чём его причина? Каковы возможные
последствия? И есть ли способ остановить этот процесс? |
Очень просто, кажется,
говорить, что чувствуешь, и чувствовать, что говоришь. Но эта простота
составляет величайшее затруднение современного человека. Для этой простоты
необходима цельность души, внутренняя правда, а современный человек сам не
может отвечать себе: что он чувствует и чувствует ли он? Самолюбие подъело в
нем всякую правду движения; прежде нежели родится какой-нибудь порыв в
человеке, уже он заранее взвешен, заранее соображен, будет ли он к лицу или не
будет. И нет в человеке искренности, и ложь овладела его существом, тонкая,
хитрая, внутренняя, неприметная ложь, раздвояющая всю его душу в самой глубине
ее, втекающая во все ее первоначальные движения. |
|
|
Гегель заметил однажды,
что если в голове нет идеи, то глаза не видят
фактов. Перефразируя это высказывание можно с
неменьшей справедливостью утверждать, что
чрезмерная увлеченность или даже одержимость
той или иной идеей (либеральной, консервативной,
демократической, классовой, социалистической и
т. п.) также делает историка или философа,
писателя или публициста слепыми к не
соответствующим ей фактам, заставляя не только
проходить мимо неудобных событий, лиц, явлений,
но и превратно истолковывать их. Наша
отечественная история и культура в ХХ веке не раз
испытывали на себе трагические последствия
революционных методов мышления и практики. Ю. Ф.
Самарин нетривиально определял революцию как
"рационализм в действии", "формально
правильный силлогизм, превращенный в
стенобитное орудие против живого быта", как
подведение под априорную догму "данной
действительности и приговор над последней,
изрекаемый исключительно с точки зрения первой -
действительность не сходится с догмой и потому
осуждается на смерть" (сначала с помощью книг и
журналов, а затем с использованием топоров и вил). |
Элемент самокритичности наличествовал в сознании интеллигенции. В каждом
поколении в её рядах находились трезвые головы, которые разоблачали
фикции «рус-ского Запада». Как и положено всякой иллюзии, она
разбивалась при столкновении с Западом реальным, чем объясняется ряд
разочарований, постигших русских путешест-венников по Европе. Но
интеллигенция как сословие проходила мимо этих прозрений, не хотела их
воспринимать. |
Летом 1910 г. эскадра Балтийского флота (броненосцы «Цесаревич» и
«Слава», крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик», «Богатырь») под
командованием контр-адмирала Николая Степановича Маньковского совершала
поход в Средиземное море. На борту «Цесаревича» находился великий князь
Николай Николаевич со свитой, на мачте броненосца развевался
великокняжеский флаг. 19 августа эскадра (без «Славы», которая из-за
поломки машин осталась во французском Тулоне) зашла в черногорский порт
Антивари (ныне — Бар вновь независимой Черногории) для участия в
праздновании 50-летия царствования короля Николая I. Торжества проходили
в столице страны Цетинье, куда и отправились русские тезки короля,
Николай Николаевич и Николай Степанович. Королю был вручен российский
фельдмаршальский жезл — таким образом, черногорец стал последним русским
фельдмаршалом. |
11 декабря 2013 года исполнилось 95 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Эта памятная юбилейная дата выпала на тяжелейший политический кризис, в котором оказалась современная Украина, встав перед разделившим страну выбором между интеграцией в Евро или Таможенный союз. В этой связи, предлагаю подборку очень актуальных заметок из произведений А.И.Солженицына о России и Украине, их единстве и разделении, особенностях украинского национализма, русских территориях и русском населении современной Украины, русском и украинском языке, интересах Запада и США и собственном проекте воссоединения. |
В наши зловеще-мрачные дни почти полной духовной опустошенности, когда, с
одной стороны, наглое наступление ведет на нашу святую
православно-христианскую веру неистовое безбожие, а, с другой стороны;
человеческими массами владеет равнодушие и полное безразличие к вере
вообще, вследствие чего весьма многие опускаются морально до уровня
жизни скотской, в полном смысла слова «прилагаются скотом несмысленным и
уподобляются им», по выражению Писания, очень-очень редко от
кого можно услышать голос здравого смысла - призыв к образумлению и
коренному изменению своего настроения и образа жизни. Вместо этого,
раздаются голоса, совершенно тщетно пытающиеся лечить страшную болезнь
века сего какой-то туманной философией - сумбурной смесью христианского
учения с гностическими лжеучениями первых веков христианской эры,
давным-давно разоблаченными и осужденными Вселенской Церковью. |
Государь Николай Павлович страстно любил театр. По обилию талантов русский театр тогда был в блестящем состоянии. Каратыгины, Сосницкие, Брянские, Рязанцев, Дюр, Мартынов, Самойловы, Максимов, Асенкова, не говоря уже о второстепенных артистах, могли быть украшением любой европейской сцены. Вот что мне рассказывал известный французский актер Верне о русских артистах того времени. «Когда мы приехали, - говорил Верне, - в Петербург в начале тридцатых годов, нам сказали, что на русской сцене играют «Свадьбу Фигаро»; нам это показалось забавным, и мы, ради курьёза, пошли посмотреть. Посмотрели и ахнули: такое прекрасное исполнение произведения Бомарше сделало бы честь французской комедии. Каратыгины, Рязанцев, Сосницкая и Асенкова были безукоризненны, но более всех нас поразил Сосницкий в роли Фигаро. Это было олицетворение живого, плутоватого испанца; какая ловкость, какая мимика! Он был легче пуха и неуловимей ветра, - выразился Верне, - Почти сконфуженные мы вышли из театра, видя, что не учить варваров, а самим нам можно было у них поучиться». Вот в каком положении была тогда русская труппа, по словам чужеземного специалиста. |
|
Тяжелое состояние отечественного образования не
даёт нам права на иллюзии. Тем более - недопустимо терять присутствие
духа и чувство ответственности в служении нашему делу. Мы обязаны
трудиться во имя будущего восстановления отечественной школы как школы
самостоятельной державы, а не учебного заведения колониального уровня.
Школа, изувеченная реформами, ещё пытается показать, что она исполняет
задачу, которая в целом уже ей не по силам. В этом стремлении - её
основное служение сегодня. Уровень знаний значительной части учащихся,
уровень их культуры ниже допустимого. Это спровоцировано проводимой
«сверху» колониальной политикой в образовании. Такое положение влияет и
на работу учительства. «Сверху» ему сегодня больше мешают, чем помогают,
то навязывая неучительские обязанности, то предлагая новые, зачатую
неполезные программы.
|
В начале XXI века в России вдруг заговорили о сбережении народа. А где были раньше? Казалось бы, мирное время: ни войн, ни голода, ни моровых напастей, а за последние 20 лет население страны уменьшилось на двадцать миллионов человек. Если уж быть точным: умерло 36 миллионов, родилось 16 миллионов. Сопоставимо с потерями во Второй мировой войне.
|
Поводом для
письма явилось Ваше не вполне понятное
суждение о заработной плате членов
правительства РФ, прозвучавшее в эфире
радиостанции «Вести FM»
8 октября 2013 года. Тем не менее, оно
помогает понять, почему политика
правительства подчинена интересам не
России, а США и кучке компрадорской
буржуазии, захватившей более половины
национальных богатств нашей страны. В
течение последних лет по представлению
возглавляемых Вами комиссий принят ряд
правительственны |
Виктор АКСЮЧИЦ. Коллизии русской истории. ОРДЕН РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (XIX век). Определения понятия
Слово «интеллигенция» ввёл в оборот писатель П.Д. Боборыкин в 1866 году, обозначая «высший образованный слой общества». Ныне слово «интеллигенция» употребляется в различных смыслах: как умные люди (этимологически – способные к пониманию), как люди с совестью, как просто хорошие люди; отсюда понятие «интеллигентный человек»
может означать обладающий высокими интеллектуальными и нравственными
качествами, хорошо воспитанный. Качества, которые воспитываются
бескорыстным занятием умственным трудом, создают облик интеллигентного человека и наделяют признаком интеллигентности. Интеллигенция – это интеллектуально ведущий слой народа, что и выражено в определении В.И. Даля: «Интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
Интеллигенция является носителем интеллекта и выражает совесть нации.
Носитель может быть органичным, здоровым, а может быть сформирован
искусственно и поражен какими-либо болезнями. Эти представления отражают
необходимые, но недостаточные свойства интеллигенции как сословия. |
Господь говорит: «Доколе Я в мире, Я – свет миру», – этим Он говорит,
что наш долг – светить другим. А между тем мы сами ходим во тьме, не
только уж не светим другим. Мы должны обращаться к Господу, просить у
Него помощи, потому что мы, как бы сильны ни были, какие бы преимущества
не имели, мы всё-таки без Бога – ничто; и потом у нас великое множество
грехов, и потому сами мы не можем достигнуть того, чтобы светить и
согревать других. |
по материалам книги графини Софьи Дмитриевны Толь "Масонское действо. Исторический
очерк о заговоре декабристов” |
Русское дворянство породило русскую интеллигенцию, а дворянская
интеллиген-ция породила разночинную. Новая элита унаследовала и усилила
все худшие стороны дворянской культуры. Разночинцы додумали до конца
больную мысль дворянской ин-теллигенции. |
В конце кризиса 2007-2009 годов руководители ведущих европейских стран
публично признали, что существующая социально-экономическая система
изжила себя и подлежит уничтожению. Политики тогда скромно умолчали,
какие конкретно элементы системы планируется уничтожить, чьи народы и
кто именно должен будет заплатить за это своими жизнями. |
Русский человек не «одиночка». Он привык ощущать себя в лоне огромной семьи, тысячелетней давности. Имя ей — Святая Русь.
Пусть принадлежал он, в житейской обыденности, к бытовым объединениям,
будь то семейный очаг, сельский мир, воинская часть, артель и т. д. —
все эти объединения, пусть и замкнуты были они, во что-то большее
входили. Общий дух обнимал их, всепроникающий, всех роднящий. То был дух
Христов, то была общность церковно-православная, сознание
принадлежности своей к Телу Христову — Церкви, хранению России
вверенной. Потому и могла Русь именоваться Святой. Потому признала ее Своим Домом Богородица... |
При таком положении вещей, что представляет собою коптская, т.е. монофизитская "литургия", как не беспредметная бессмыслица,
не имеющая никакого реального содержания и смысла?! Ведь "предметом"
таинства Евхаристии является Святейшие Тело и Кровь Христовы - Тело, за
нас страдавшее, и Кровь, за нас пролитая. Но ведь Они являются
принадлежностью человеческой природы Спасителя - Божество не может ни страдать, ни умирать. А монофизиты человеческую природу Спасителя начисто отрицают
- какая же "литургия" возможна для них? Поистине, их "евхаристия"
принадлежит к числу тех, которые свв. Отцами были без обиняков названы "пищею демонов"...
Воля Ваша, Владыко - но я ни за что бы не разрешил не только в храме,
но и в каком бы то ни было другом помещении совершение этой
кощунственной бессмыслицы!.. |
Лишь люди, имеющие в руках своё, настоящее
дело, знающие и цельные, укоренённые на своём месте, закалённые в работе
местного самоуправления и предметной общественной деятельности, честные
и независимые, могут быть выдвинуты в большую политику: в
законодательные собрания, на посты градоначальников и губернаторов и
т.д. Имея за плечами столь солидную подготовку, они, есть надежда,
устоят перед открывающимися соблазнами и на своих постах будут работать,
руководствуясь благом народа, совестью и здравым смыслом. Программы
преодоления кризиса создаются уже теперь учёными и практиками.
Идеологические же основы были сформулированы ещё много лет назад
крупнейшими нашими мыслителями: Л.А. Тихомировым, И.А. Ильиным и др. И
дай Бог, чтобы когда-нибудь всё это накопленное богатство, плоды
истинного Разума были востребованы. «Дух есть живая энергия, - писал
некогда Иван Ильин, - ему свойственно не спрашивать о своём умении,
осуществлять его; не ссылаться на «давление» влечений и обстоятельств, а
превозмогать их живым действием. Как сказал однажды Карлейль: «Начинай!
Только этим ты сделаешь невозможное возможным!»» Будем же следовать
этим заветам великих философов, и усилия наши не будут тщетными, а вера –
посрамлённой. |
Коммунистический эксперимент потерпел полное
фиаско в мировом масштабе. Мировая революция, о которой грезили
большевики, так и не осуществилась, а отдельно взятые режимы,
установившиеся в некоторых странах, оказались, в большинстве своём,
нежизнеспособны. Этот провал был обусловлен не только объективными
экономическими и иными причинами. Более глубинная причина заключалась в
ошибочности ставки на идеологию, как основу будущего всемирного рабского
общества. Служение идеологии, как мы уже писали, требует от раба
определённой сознательности, напряжения воли и сил, веры и жертвы. Но
большинство людей не способны существовать в таком состоянии
продолжительное время. Вера уходит, силы слабеют, жертвы утомляют, и на
смену им приходят усталость и раздражение. Человеческое естество на
примитивном его уровне невозможно изменить никакой селекцией: человеку
свойственно желать хорошей, сытной, спокойной жизни, иметь
собственность, приобретать и развлекаться. Закулисные кукловоды поняли
это и запустили новый проект, основанный на полной деидеологизации и
культе потребления. Человечество всё так же обращается в рабство, но
осуществляется это гораздо более искусным методом – так, что люди вовсе
не замечают порабощения, более того, рабство это оказывается приятно для
них. В чём же заключается этот метод? |
В чём причины и корни социального эгоизма,
утопизма, нигилизма, анархизма и антигосударственных, противонародных
инстинктов, которыми в большой степени ру-ководствуется русская
интеллигенция на протяжении двух веков своего существования?
Интеллигенция как образованное сословие, сознающее своё
культурно-просветительское назначение, выделяется в дворянстве в конце
XVIII века. Новое со-словие наследует «первородный грех» дворянства. В
образованном обществе господ-ствовало умонастроение, которое сформирует
либеральную и революционную интелли-генцию. |
Коммунистический
интернационал в мировом масштабе есть ничто иное, как первая проба
Комитета по подготовке к пришествию Антихриста в построении нового
глобального мира. Мира, населённого человеческими существами, лишёнными
Бога, Родины, национальности, исторической памяти, собственности,
наконец, собственной личности, ибо оная должна обратиться в покорный
винтик общей системы, подчиняющийся её диктату абсолютно во всём. Для
создания такого строения необходим был цемент, коим и послужила Идея,
во имя которой адепты должны были (в точности по нечаевскому
катехизису) отказаться от всего человеческого и жертвовать всем во имя
торжества этой самой Идеи. По существу, в этом заключается механизм
любой тоталитарной секты. Сами «гуру» за редким исключением отнюдь не
ограничивают себя ни в чём «человеческом», но адептам этого знать не
полагается. Адептам вместо подлинных вожаков представляют трогательные
мифы о них, сродни тем, что сочинялись в языческие времена о
бесах-«божках», которым первобытные тёмные люди с усердием и фанатичной
верой курили фимиам и приносили кровавые жертвы. |
Прежде чем начать разговор об этих процессах,
остановимся на одном вопросе. Что же требуется для порабощения Разума –
не отдельного человека, а целого народа, и даже более того - народов?
Уничтожение тех «китов», на которых стоят эти народы, а именно:
религиозного сознания, божественного начала в душах, национальных
традиций, национального самосознания, нравственных ориентиров,
способности к цельному, логическому и предметному мышлению,
созидательному, честному труду, живой инициативы, самостоятельности и
ответственности, подлинного образования и просвещения. По достижении
этих целей человечество, по слову Ап. Григорьева, обращается в
человечину. В скопище людей, лишённых исторической памяти, ориентиров и
настоящего дела, ни к чему не способных, но распаляемых гордостью
«разума» дилетантов, стремящихся низвергать других и утверждать себя,
падких на самые бессмысленные идеи и становящиеся лёгкой добычей
закулисных кукловодов. Нарастание этой страшной опасности, как мы уже
сказали, на самых подступах угадали наши пророки, и лучшие умы ХIХ века
указали противоядие: не революциями, не потрясениями, но и не
бесконечным «подмораживанием» и запретами можно спасти положение, но
долгой и кропотливой работой по духовному и нравственному оздоровлению
народа, подлинным просвещением как высших слоёв, так и низших. Наши
мыслители понимали, что, как ни важны процессы экономические и
социальные, но именно борьба за души и умы – главнейшая. Ибо если Разум
помрачён, если в душах беспорядок и туман, то никакие даже самые нужные
реформы не принесут должной пользы, но будут нести на себе всё ту же
порчу, рождённую помрачением Разума. |