Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
Мне интересны герои, которые находятся в крайней ситуации, на
грани: в таких обстоятельствах проявляется их глубинная, подлинная
сущность. Мне хочется эмоционально вовлечь зрителя, поставить его на
место «героя». Заставить посмотреть не только на сюжет, но и внутрь
себя. А что бы ты делал в такой ситуации, как проявляется твое истинное
лицо? И в жизни, и в хорошей драматургии бывает, что, казалось бы, даже
очень сильные люди ломаются, а слабые и простые оказываются гораздо
сильнее «героев». И все потому, что у них есть вера, причем от сердца,
а не от головы. Мы сегодня часто рассуждаем: какой должна быть вера,
какой не должна, какая правильная, какая нет. А ведь по сути мы просто
пытаемся приспособить Бога под себя, вместо того чтобы пытаться расти,
двигаться к Нему. Так удобнее. Сидит на плече мелкий бес и говорит: «Ну
зачем тебе это надо? Ты-то понимаешь, что все вранье, притворство. Будь
умнее, ты-то ведь можешь мыслить, ты — не толпа. Ты — избранный!» Такие
сомнения — тоже своего рода грань. Беда, если они начинают касаться
Главного. Или если ответы на такие сомнения человек ищет только в себе,
надеется только на себя. Это холостой ход, гордыня. Бег по кругу. Сложно
бороться со своими бесами в одиночку, без Бога. |
Её картины дышат удивительной свежестью, звучат возвышающим душу гимном Красоте, той самой, которая, согласно нашему великому писателю, спасёт мир. Даже самый простейший сюжет обращается явленным чудом, откровением, вдруг заиграв таким обилием красок и оттенков, каких не замечали мы, точно погружённые во тьму до той поры, пока кисть художника не отверзла нам очи. Замечательно, что при таком исключительном богатстве палитры, разнообразии красок и звуков (ибо картины эти – живут и звучат, как музыкальные пьесы) ничто не нарушает гармонии этого высокого искусства. Ни малейшей резкости, нарочитости, излишней яркости и броскости, рассчитанной на толпу. Но чистое, колокольчато звенящее дыхание утра, полного романтики и тайны, влекущей снова и снова в неповторимый мир художницы Марии Вишняк. |
ВЯЧЕСЛАВ КОБЗЕВ ,
русский бас, полюбился слушателям исполнением народных песен. Немало
среди его поклонников и любителей русского романса, который в его
репертуаре занимает достойное место. Среди многих граней
таланта Вячеслава Кобзева еще до конца не оценены его композиторские
способности. |
В начале 2012 года российские СМИ облетела странная информация: фермеры башкирского села Шаймуратово уже больше года печатают собственные деньги и выдают ими зарплату работникам. Эта мера позволила им в считанные месяцы полностью оздоровить экономику своего хозяйства и всей округи. Сами предприниматели поясняют, что это были не деньги, а товарные талоны, разрешённые российским законодательством. Однако, когда информация дошла до прокуратуры, фермеров обвинили в нарушении прав рабочих, оштрафовали и повелели прекратить самодеятельность. Те в ответ подали жалобу в суд. И дело это не закрыто до сих пор. Как выяснилось позднее, эксперимент возник не сам по себе. Экономист Рустам Давлетбаев, друг директора фермерского хозяйства Шаймуратово, познакомился с научными разработкми немецкого предпринимателя начала 20-го века Иоганна Сильвио ГезЕля. Он и предложил применить идеи знаменитого немца для спасения умирающего башкирского хозяйства. Мы решили встретиться с самим Рустамом Давлетбаевым, чтобы узнать у него все подробности феномена Шаймуратово. |
3 июля на 67-м году жизни скончался директор Государственного
научно-исследовательского института реставрации, исследователь и
специалист в области охраны памятников Александр Трезвов. Несколько
дней назад у него случился обширный инсульт. Две недели назад, при
подготовке материала о кадровой чистке научных институтов, подчиненных Министерству культуры, «Известия» взяли у директора ГосНИИР интервью, ставшее для Александра Трезвова последним. |
Писатель под конец жизни тяжело болел, но держался очень мужественно, о
его болезни я узнал не от него, а от других, узнал чисто случайно. В
2008 году я записал разговор с Леонидом Ивановичем для одного журнала,
записал вскоре после того, как мне в руки попали очень хорошо
написанные, искренние и глубокие мемуары Бородина под названием «Без
выбора».
Беседа наша тогда, к сожалению, так и не вышла. Руководство журнала в
последний момент сказало, что Бородин – «не формат», ну понятно – не
певец, не танцор, не массовик-затейник, а всего-то какой-то там
литератор. Слушать подобные бредни было грустно. 24 ноября 2011 года
Бородин ушел из земной жизни. |
Дмитрий Соколов — автор недавно изданной издательством «Посев»
книги «Таврида, обагрённая кровью». Книга представляет собой серьёзный
исследовательский труд, охватывающий относительно небольшой, но очень
трагичный период 1917—1918 гг. Анализ исторических документов касается
событий в Крыму. Книга вносит существенный вклад в понимание генезиса
коммунистического правления, установившегося на территории СССР, причин
нынешних болезней общества. |
– Что было главным в вашем подходе к событиям Первой мировой? – Если коротко: любовь. В середине XIX века Алексей Хомяков заметил, что Россию еще никто не любил по-настоящему, потому что не понимал всю духовно-мистическую суть ее государственности. Кто более других любил Россию в начале 1917 года? Политики? Милюков, Керенский, Гучков, Пуришкевич и остальные думские деятели не могли понять даже простой причины, что в период большой войны нельзя менять государственное устройство. Если быть честным, то идеально любили Родину только государь Николай Александрович и царская семья вместе с офицерами, которые сидели в окопах Первой мировой, что потом и доказали те из них, кто не успел погибнуть на фронте: граф Келлер, Михаил Дроздовский, Алексей Каледин, Петр Врангель и многие другие. Я на стороне тех, кто Россию любил и не считал, что все надо разрушить, а потом что-нибудь построить… |
В репертуаре Алёны Биккуловой народные
песни и романсы, композиции из репертуара Анны Герман, Валентины
Толкуновой и Эдит Пиаф. Пишет стихи и музыку Алёна и сама. Она
использует косметику по-минимуму и выступает в длинных нарядных платьях.
Не отказывается участвовать в благотворительных концертах и выступать
для больных детей. Как и всем артистам, ей хочется быть успешной…
оставаясь при этом хорошей. |
Предлагаем вашему вниманию интервью с Олегом Валецким, в котором он ответил на вопросы главного редактора ИА "Русские Новости" Ярослава Мошкова. Олег Валецкий - автор книг и многочисленных публикаций по истории, теории и практике боевых действий в бывшей Югославии. Участник боевых действий войны на Балканах: в Боснии и Герцеговине (Войско Республики Сербской) в 1993-95 гг., в Косово и Метохии (Войско Югославии) в 1999 г., в Македонии (ВС Македонии) в 2001 г. Имеет четыре боевых ранения. С сентября 1996 года по апрель 2008 года работал в организациях занимающимися разминированием на территориях бывшей Югославии, Ирака и Афганистана. |
С чем связано ваше крайне отрицательное отношение к нынешней власти? Она присвоила себе совершенно незаконный объем прав. Никакое из ее решений нельзя оспорить. Отвечает она только насилием или угрозами насилия. Решения ее при этом выгодны только корпоративным интересам тех, кто входит в эту властную группу. Никакой враг не принес бы стране больше вреда, чем эти "патриоты". Кажется, они утратили даже инстинкт самосохранения. Для того чтобы население тебя поддерживало, нельзя только грабить его, обманывать и, не предупреждая, втягивать в разные ситуации, которые мы видим, например, в Москве: то елки у Кремля выкопают, то музеи закроют, то с образованием что-то такое придумают, чтобы через десять лет здесь не осталось грамотного человека. То запретят кошкам "топать по ночам". С чем вы связываете последние события с "зачисткой" гуманитарной сферы, когда "неэффективные" гуманитарные вузы хотят ликвидировать: НИИ искусствознания, Литинститут, Консерваторию? Почему они это делают? Потому что гуманитарная сфера создает человека более свободного, мыслящего, с которым управляться гораздо сложнее. Это стратегия по снижению культурного уровня населения. |
Виктор Лихоносов – один из самых задушевных русских писателей. Его
повести «Осень в Тамани», «Люблю тебя светло», «На долгую память»,
«Тоска-кручина» запечатлели быстротекущую красоту времени, в котором
жили и страдали русские люди во второй половине ХХ века. Его роман «Наш
маленький Париж» рассказал об утраченной казачьей Атлантиде, о
дореволюционной России и славном городе Екатеринодаре. |
Владимир Федосеев — явление национального масштаба. Его имя
стоит в ряду выдающихся русских дирижеров ХХ века — Евгения Мравинского,
Николая Голованова, Евгения Светланова. Трудно сказать уже, что за
событие в жизни Владимира Федосеева предопределило его судьбу, как
легенду: детство в блокадном Ленинграде, Оркестр русских народных
инструментов, Большой симфонический оркестр… "Орфей" в исполнении
Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева
вручил в руки маэстро золотую лиру как символ служения солнцу-Аполлону.
Был 1974 год. |
Бывают минуты очень полные и плотные. Они выпадают из общего течения жизни и почти независимо от нас создают свою собственную историю. Такие минуты были на рубеже 80-х–90-х годов, когда Большой театр ещё давал свои монументально-героические постановки — оперы "Борис Годунов", "Хованщина", "Иван Сусанин". И чем ближе надвигалось на Россию очередное лихолетье, тем выше в трагической красоте своей казалась опера. В сверкающих лучах софитов как будто поднималась к колосникам сцены вереница образов гудящей Руси, уходящего века, исчезающей страны. Говорят, кто хоть раз стоял
на сцене статистом при исполнении сложной оперы, тому хорошо знакомо
волшебное ощущение растворения своего "я". Я стояла, припав к колонне
ложи бенуара, — зал был переполнен — и вот это волшебное ощущение
растворения своего "я" происходило всякий раз, едва на сцену выходил
Владимир Маторин. Былинный, властный, потрясающий до глубины души. |
С какой идеологией государство мы строим? Кошмар в том, что образование – услуга, а искусство – развлекаловка. Великие русские писатели были «властителями дум». Вы можете сейчас увидеть в театре пьесу, которая была бы написана драматургом, претендующим на звание «властитель дум»? Вы не увидите. А если берётся классика, она извращается так, что становится развлекаловкой. Сейчас говорят, что школа не должна
воспитывать. Это ужасающе ложная точка зрения. А зачем тогда нужна
школа? Если в школе преподаётся русская литература, это уже знак того,
что школа обязана воспитывать через понимание русской классики,
формировать личность человека. А прочесть сокращённую до 30 страниц
«Анну Каренину» и до 40 страниц – «Войну и мир»… Зачем? Я считаю, что
это намеренное разрушение общества, намеренное разрушение нравственности
молодого поколения. |
– Мне лично повезло видеть и слышать спектакли, в которых играли выдающиеся мастера МХАТа, Малого театра. Но такова жизнь: ностальгические чувства были, есть и будут у любого поколения. При этом незыблемыми должны оставаться принципы и идеалы, на которых держится общество. В телепередаче «Линия жизни» вы привели слова русского историка Василия Ключевского: «Закономерности исторических событий обратно пропорциональны духовности». На ваш взгляд, каковы сегодня эти соотношения? – Эта удивительная мысль Ключевского бесконечно справедлива и вселяет подлинную тревогу. Мне представляется многое приблизительным. К сожалению. Или, как говорят ребятишки, «понарошку». – Или модное словечко-сорняк «как бы». – То же самое. Вот это ощущение приблизительности доминирует в духовной жизни: приблизительно понимаем, приблизительно любим, приблизительно чувствуем. Всё приблизительно! Если говорить о театре, то вроде бы сюжет пьесы обеспечивает какое-то к нему внимание. А всё остальное может быть приблизительным. Но в итоге выигрывают те, кто сосредоточенно погружается в материал, имея, как говорили, «порог боли», страдания, сострадания, надежды. |
Архимандрит Зинон - один из самых авторитетных мастеров современной русской канонической иконописи, строго придерживается древних византийских традиций. В 1995 году за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей был удостоен Государственной премии России. |
хотел бы видеть страну, которая развивается не путём обновления, а путём сбережения своих богатств – духовных, народных, стратегических. Но именно накоплением и продолжением своей национальной, то есть русской традиции. Мы же не можем жить своей традицией. То есть у русских нет права на свою культурную самостоятельность, историческую память. Национальный статус русских, в отличие от якутов или башкир, никак не гарантирован. Но мы имеем такое же право на своё образование, свою культуру, жизнь в рамках своей традиции. У русских же нет права и на родину. Ведь у нас 20 миллионов русских вне России! Но по официальным программам возвращаются на родину, гражданство получают единицы. Если мы видим подобное отношение государства к своему народу, то как мы должны к нему, государству, относиться? Нас пичкают какими-то идеологическими проектами. Но идеология приходит тогда, когда нет веры… Нам этими идеологическими проектами заменяют то, что держало нас слитно веками, сделав из племён народом, – христианскую веру. |
Шмарин Дмитрий Александрович родился в Москве в 1967 г. Отец москвич, мать кубанская казачка. Окончил Московский государственный академический Художественный институт имени В.И. Сурикова. Учился в мастерской проф. В.Н. Забелина. Член Союза Художников. Участвует в выставках с 1989 г. Автор картин "Гражданская война. Расказачивание. 1919 г.», «Жизнь за Царя. Казаки-герои 1905 года», «За Великую Единую и Неделимую Россию» и других на современную и историческую тематики. В настоящее время работает над холстом «Рыцари Православия», посвященным казакам. О своем творческом кредо мастер говорит так: «Историческая живопись - уникальная возможность для художника пережить и воплотить на холсте события „давно минувших дней". Мой идеал в истории - образ Царской России - Святой Руси. Своими картинами я хотел бы послужить возрождению вечных основ Русской жизни - Православия, Самодержавия, Народности». |
Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: а Никас Сафронов хороший художник? Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что, раз вы задаете такой вопрос, - вы больны. А Донцова - настоящий писатель? Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы - наследники Достоевского, Сурикова... Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе - время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе - от классической русской литературной школы, в музыке - то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина. |
– Мне тяжело видеть, как разрушается и умирает деревня, уходит безвозвратно. Больно наблюдать происходящее с Россией. И именно об этом я, по большей части, в своих картинах хочу рассказать: о стариках, отказывающихся покинуть заросшие бурьяном умирающие деревни, где их родной дом; о людях, которые всю жизнь работали для своей страны, лишаясь многого, работали для будущего, для нас, прошли войну. Они помнят и рассказывают, как детьми молились с бабушками в ныне пустующих или рухнувших храмах, как справляли праздники, пахали, косили, трудились, не разгибаясь, и растили детей. Мне очень дорого это уходящее поколение, перед которым мы в неоплатном долгу. |
«Старая Москва уходит безвозвратно, необходимо показать красоту прежней Москвы следующим поколениям. Избавить от «комплекса неполноценности», напомнить о величии и своеобразии нашей культуры, уникальном опыте, возможностях. И на великом прошлом создавать великое будущее», - такие задачи ставит перед собой талантливый русский художник Сергей Глушков. |
В ноябре отмечается очередная годовщина окончания Первой мировой войны. В советские времена о ней в нашей стране почти не вспоминали, ее героев попросту забыли, а многие памятники уничтожили. Об этой великой и забытой войне подробно рассказывает 32-серийный документальный фильм известного петербургского тележурналиста Виктора Правдюка, который скоро выходит на экраны. |
Похоже, беготня по врачам, бесконечные анализы и обследования, УЗИ, ЭКГ и прочее, занимающие не одну неделю - отменяются. Поистине революционный метод, который появился благодаря нашим ученым, позволяет установить точный диагноз за 2-4 часа. |
|
Музыкально-исторический образовательный проект, разработанный Танеевским музыкальным обществом |
"Поэт! Не дорожи любовию народной" - для меня программное стихотворение, в котором Пушкин предельно четко определил кредо и миссию творческого человека. Стихотворение достаточно жесткое, но справедливое: в нем вся правда и о трудном пути художника, и о главном смысле его жизни... Не требовать наград, не продаваться, не жить от гонорара к гонорару, - все по Пушкину! - признался народный художник России Дмитрий Белюкин в одном из своих интервью (http://www.viperson.ru/). - И еще важная цитата: "служенье муз не терпит суеты". Живописцу нужно напряженно трудиться, ежедневно работать над картинами. Многие коллеги показывают в галереях все больше поверхностных содержательно и небрежных технически картин. Я не принимаю такой подход к творчеству. Картина непременно должна быть проработанной и цельной, завершенной, с неразмытым смыслом. Зрителя нужно уважать настолько, чтобы он мог любоваться работой и издалека, и разглядывать вблизи. Это ведь мистика, своего рода таинство, когда из смешения красок на полотне вдруг появляются туман, снег, сумерки, закаты и восходы... |
Вопрос: Пересмотрев недавно ваш фильм "Русская тайна" я был поражен смелости и прозорливости, с которой вы говорили в нем о сергианстве. Были ли какия-то отрицательныя последствия для вас после того фильма? Ответ: Смотря как взглянуть на последствия. Внешне было даже страшно. На кинофестивале православных фильмов, на котором в то время до отказа заполнялись зрительные залы, организаторы, пригласившие фильм на конкурс, вдруг принимают решение не показывать фильм зрителям, а отсмотреть его только в узком кругу жюри. Кончился фестиваль. Розданы многочисленныя награды. "Русской тайны" как не существует. Вдруг звонок. Звонит незнакомый мне, но известный на всю страну кинорежиссер, бывший членом жюри фестиваля, с поздравлением и благодарностью за потрясающий, как он сказал, фильм. Но фильм ведь не отметили даже маленькой грамоткой, поэтому я спросил: "Ну, а как он в кинематографическом отношении?" "Да на пять голов выше всех фильмов фестиваля?" "Ну, и почему же тогда вы не дали ему ничего?" "Да вы что?.. Когда фильм отвергли за содержание, я предложил дать приз за лучшую режиссуру. Поднялся такой протест: если будете только имя его произносить, мы все покинем жюри". А в жюри были мои коллеги кинематографисты, которые на прошлом фестивале признали мой фильм "За други своя" -- лучшим. Что же произошло? Фильм не соответствовал церковной политике. И даже около-церковные организаторы фестиваля, пренебрегая творческими принципами, страха ради "вступились в защиту церкви". А уж что пришлось выслушать от священства! Что же раздражало в фильме? Не только сергианство. В еще большей мере раздражал восторженный тон по отношению к Зарубежной Церкви. Так, я был отринут от православнаго кинематографа, который набирал тогда силу. Но зато именно это-то отрицательное последствие и помогло взглянуть на религиозную жизнь совсем другими глазами. Тогда-то и отверзлись вещия зеницы, как у испуганной орлицы. И теперь шок, вызванный "несправедливым" отношением к "Русской Тайне", сменился другим страхом: "А если бы Петя не поймал волка? Что тогда?". Если бы дали фильму тогда первый приз, вышел бы я в одиночку на дорогу "Гефсимании Царя-Мученика"? Думаю, что нет. Так что: за учителей своих заздравный кубок поднимаю! Но вы спросили конкретно о сергианстве. Именно благодаря атакам на фильм, чтобы отражать их, конечно, не публично, а в своей совести, я вынужден был углубиться в сергианство, уже, как в проблему. Тогда то я и ознакомился с текущей литературой даннаго вопроса, невольно стал о нем много думать, и пришел к заключению, что сергианство, как вид приспособленчества к миру, которое существовало в ограде церкви во все ея времена, для нашего времени в делах хранения православной веры, а значит и в поисках путей к единству церкви, вопрос первейший. Но какое открытие последовало за всем этим? Думаю, что более прозорливое, чем то, которое вы назвали смелым. Вот продолжение моего эпизода о сергианстве, который вам понравился. Что же такое сергианство? Ответ готов: сотрудничество церковных иерархов и священников с КГБ. В данном определении, как видим, взята только внешняя его сторона. И потому причина подменена следствием. Но все определяется то внутренним состоянием! Отсюда: на компромисс с безбожной властью пошли, и стали сергианами боязливые, а отвергли такое сотрудничество, и стали новомучениками люди безстрашныя т. е. сумевшия победить свою боязливость. Ведь риторику о спасении церкви сегодня воспринимают только доверчивые наши белые платочки, которых, кстати, морочить тяжкий грех. А предсмертный завет священномученика Вениамина (Казанскаго): "Не мы спасаем Церковь, а Христос!" -- стал хрестоматийным. Боязливые и безстрашные -- вот опоры для выяснения сергианскаго вопроса, который, таким образом, сводится не к осуждению сергианства как поступка, а к размышлению о природе этого поступка. И вытекающаго из этого размышления вопроса: надо ли, вообще, рукополагать боязливаго? Ибо первым грехом, ведущим в огненное озеро, поставлена именно боязливость (Откр. 21, 8). А архиепископ Аверкий постоянно предупреждал: первый признак гибели -- боязливость, которая быстро приведет к концу. Так зачем же тех, кто ведет к концу, и кому уже уготовано огненное озеро, ставить священниками? Вот, например, человека, пожелавшаго стать летчиком, как его предварительно испытывают? И на скорость его реакции, и на его выдержку, и на его боязливость, наконец. А в священники иди любой, лишь бы была принадлежность своему сословию. Так и плодятся сергиане, и не только во времена советчины. |