Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Крепитесь, ибо вы будете юродивые во Христе. И за всё благодарите Бога самой короткой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Просите помилования, и если будем мы помилованы Богом, то что нам до того, что нас будут считать сумасшедшими? Но мы не сумасшедшие, но юродивые во Христе. |
...Главным же Иудой оказался тот, которого Владыка Виталий спас от коммунистического рабства. Когда Красная Армия приближалась к Ладомирову на Карпатах, иеромонах Виталий (Устинов) вывез на телеге, укрытых брезентом, двух мальчишек, двух Васильев, блондина и брюнета : Васю Белого (ныне здравствующего архимандрита Флора) и Васю Черного (нынешнего митрополита Лавра). Как известно, к концу Второй Мировой войны о. Виталий, вместе с архимандритом Нафанаилом (Львовым) обосновался в Гамбурге, где они сосредоточились на спасении тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. В этом деле будущий Митрополит не останавливался ни перед чем : даже лёг однажды поперек английского военного грузовика, увозившего подсоветских людей на выдачу Сталину – и добился их освобождения ! |
15 марта 1770 года, 240 лет назад представительные старшины всех ингушских обществ приняли присягу на «вечное добровольное подданство России» |
|
|
|
Эпоха идеологической монолитности сменяется эпохой идейного расщепления, двоедушия, цинизма. Идеология постепенно теряет свою «плоть». В подобной ситуации требуется сравнительно небольшой импульс, чтобы грандиозный идеологический монстр рассыпался в прах. Это и произошло в России в августе 1991 года. Но прах этот оказывается «радиоактивным», идеологические трихины глубоко внедрены в души людей и в общество, они вызывают рецидивы идеологической болезни, в новых формах ослепляют сознание, парализуют или ложно ориентируют волю. Для полного исцеления необходимо опознать источник, носитель и природу идеологической одержимости. Затем отторгнуть из общественного организма «раковые клетки» те структуры и организации, деятельность которых мотивирована идеологическими нуждами. И, главное, начать восстановление погубленных тканей, прежде всего, возродить историческую память общества, национальное самосознание и волю народа, правосознание граждан. Мы долгие годы проживаем драматический период пробуждения национального духа и рецидивов застарелой идеологической болезни. Но начался процесс возрождения тогда, когда казалось, что режим утвердился навечно. |
Хотелось бы отчасти расширить статью Олега Неменского «Поляки и русские: народы разных времён и разных пространств», на тему антагонизма польской и русской идентичностей... |
Русский народ никогда социализм не выбирал. У него не было выбора. И вообще народ выбирает только между традицией и нигилизмом: либо строит, либо рушит. Социализм - это антирусский строй, возникший на обломках разрушенной либералами-февралистами Империи. Советская власть была попущением и расплатой за грехи. Нынешняя власть - следующая стадия попущения за упорствование все в тех же грехах, которые при соввласти (условно так называя период) еще не получили полного развития, а теперь развернулись вовсю. |
|
На рубеже XIX - XX вв. русские консерваторы были вынуждены искать ответы на вызовы времени, к которым относилось: усиление крестьянского землевладения, превратившегося в угрозу помещичьим хозяйствам; оформление прослойки крестьян-общинников, морально и отчасти материально готовых к выходу из крестьянского «мира»; ускорение развития промышленности, угрожавшее созданием диспропорций между ней и аграрным хозяйством; возрастание материальной мощи отечественной буржуазии и приток иностранного капитала; введение новой системы денежного обращения («золотого монометаллизма»); распространение социалистических идей, во многом ставшее реакцией на развитие капитализма; оформление и рост рабочего класса. |
....стремительное покраснение нынешних властных кругов (еще не верхних, но уже очень влиятельных) влечет нас в единожды пройденный ад: в бесчеловечное угнетение народа ради неких «высших» идеалов. Именно порождением этой подлой тенденции и является вытаскивание побитого молью идеологического инструментария: сладкой парочки «Сталин/Грозный». Реанимируются и эйзенштейновское синематограграфическое барахло, и «научные» труды такого же сорта… Вот ведь что интересно: на Руси и в России никогда не было ни малейшего культа либо «местночнения» Ивана Грозного: первично все это – порождение сталинской пропаганды, вторично – нынешних околовластных холуев...
...Террора захотел товарищ Калашников. Сам, при этом, понятное дело, решительно уверен, что будет в числе тех, кто его проводит, а не тех, против кого он ведется. Были и до него такие умники. Потом, правда, здорово удивлялись. Но их ни капельки не жалко. |
|
Трения между поляками и русскими, обострившиеся в последнее время, нередко вызывают недоумение. Мол, непонятно, что же эти народы не поделили. При этом их же представители с трудом могут объяснить, в чём причина этих трений. Русские, сталкиваясь с польской озлобленностью, обыкновенно ссылаются на старый образ из крыловской басни про собачку Моську, которая, «знать, сильна, что лает на слона!». Поляки же пускаются в рассуждения о «ценностной пропасти» между двумя культурами и объясняют озабоченность русским вопросом некой «российской угрозой», которая постоянно нависает над их страной. При этом ценностями русской культуры называют то, что в самой русской культуре имеет, обыкновенно, выраженно негативное восприятие. Оба объяснения слабы, так как представляют односторонний взгляд, притом ещё и оскорбительный для другой стороны. Глубинная же причина ситуации ими никак не затрагивается: они описывают не основания для конфликта, а лишь выводы из него. |
Я благодарен судьбе за возможности узнать Косово и Метохию не понаслышке и не только по книгам да газетам. Как участнику международных славистических и писательских форумов мне довелось многократно бывать в косовско-метохийских городах и селах, во многих учреждениях образования и культуры. Особое значение для меня имеют сербские монастыри, благодаря которым я возвращался к Православию. Естественно, с самого начала был просто поражен тем богатством - изумительная архитектура, бесценные фрески и иконы, древние рукописи и старопечатные книги, неповторимо своеобразные предметы сакрального и повседневного обихода...- которое хранилось в монастырях Баньска, Гориоч, Грачаница, Девич, Дечаны, Печка Патриаршия и др. А наряду с этим, могу ответственно свидетельствовать, что наблюдал со стороны властей как федерации, так и Сербии, а прежде всего со стороны сербского населения края, не просто веротерпимость и гражданскую толерантность. Невооруженному глазу видны были не только наличие условий для мирного сосуществования, но и явная забота о культуре албанского национального меньшинства. |
В том, что христианство есть подвиг крестоношения, со всею очевидностью убеждает нас Сам Божественный Крестоносец Господь наш Иисус Христос. Когда св. Апостол Петр, еще не просвещенный благодатью Святого Духа и руководившийся чисто человеческими чувствами, пытался отклонить Его от крестного подвига, Господь «воспретил ему, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Марк. 8, 31-33). Подозвав вслед за тем народ с учениками Своими, Господь изрек знаменательные слова, которые стали основоположительными для каждого, желающего искренно идти путем христианской жизни: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8, 34). «Если ты возьмешь крест и пойдешь за Христом», спрашивает один из выдающихся наших святителей-проповедников, «то куда ты придешь? – Очевидно, туда, куда шел, взяв крест, Он Сам, следовательно, на Голгофу, на страдания, на распятие». Так и понимали всегда эти слова все истинные христиане, начиная от ближайших учеников Господа – святых Апостолов. |
|
У «Косовской проблемы», конечно, весьма непростое историческое, этно-культурологическое и геополитическое содержание. В то же время, ей свойственно то, что не может игнорироваться ни « изнутри», ни «извне», что должно всеми восприниматься как непременная объективная данность, в реальных проявлениях. Напомним основное, опираясь на факты, которые, увы, игнорируются. |
Начало второго десятилетия XX в. для России ознаменовалось необыкновенным подъемом всех сторон ее жизни: экономики, промышленности, науки и культуры, сельского хозяйства, народного образования и т.д. Потрясший всю Россию пораженческий шок, вызванный победой Японии, проходил, давая место бурному патриотическому подъему. По темпам роста страна значительно превосходила показатели других государств. Этот благодатный период получил название «Серебряный век России». Вполне закономерно, что зерна зарождающейся мировой авиации дали на российской земле всходы, восхитившие весь мир. |
400 лет назад войсками князя Михаила Скопина-Шуйского была снята осада с Троице-Сергиевой лавры. Шестнадцать месяцев польско-литовские войска и российские изменники осаждали достославный монастырь. Одновременно с этим они постоянно предпринимали попытки «прельстить» защитников Лавры к предательству Отечеству и законному царю. Героическая оборона Троице-Сергиевой лавры стала одним из символов русской стойкости в Смутное время начала XVII века. |
Оставшиеся в живых израненные защитники Ялты построились в принятое каре и стремительно двинулись на прорыв. Турки не ожидали вылазки, полуденный зной умерил их боевой пыл. В первый момент они попятились, и каре брянцев успело пройти открытое место, подойдя к ближайшему лесу. Увидев, что русские ускользают, турки с удвоенной яростью бросились их преследовать. В лесу дорог не было. Движение каре замедлилось, оно рассыпалось, и, понятно, ударная сила отряда упала. Ряды его таяли. Майор Салтанов, давно сломавший шпагу, дрался ружьём со штыком, пока не пал, изрубленный ятаганами. Даже лекарь Шульц отчаянно отбивался непривычной для него шпагой, но и его настигла смерть. Только спустившаяся ночь позволила спастись горстке храбрецов. Капитан Михачевский, подпоручик Ачкасов, восемь пехотинцев, три канонира и четыре казака - всего семнадцать человек, все израненные и все чудом уцелевшие от верной смерти, перевалили через горный хребет яйлы и вернулись в полк. Из 222 русских воинов 205 пали смертью храбрых в неравном бою. В плен не сдался никто. |
|
Покровители евразийства из властных структур исходят из того «очевидного» факта, что рождаемость и жизненная энергетика (пассионарность) русского народа падает, а мусульманских народов (особенно татар) возрастает. Отсюда «добросердечное» предложение: давайте спасать державу и заранее готовить новый государствообразующий этнический массив, ибо через пятнадцать-двадцать лет Россия приговорена быть страной с нерусским большинством. По существу современные апологеты евразийства являются цивилизованными и сладкоголосыми гробовщиками русского народа – под аккомпанемент евразийской идеи. |
Широко распространенное, "ходячее" мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так – это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды. |
Предисловие к обзору состоящей под Высочайшим ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА покровительством выставке «ЛОМОНОСОВ и ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ ВРЕМЯ» Санкт-Петербург, 1912 г. |
|
|
|
Вопрос, поставленный в заголовке, невольно сам собою сказался. Когда нам пришлось ознакомиться с некоторыми произведениями профессора Михаила Грушевского, особенно с его новейшей книгой «Киевская Русь» (т. 1. СПб. 1911г.). При чтении этих произведений в душе возникли не только вопросы, но почуялись сомнения, встрепенулась критическая мысль, сказалась глубокая встревоженная потребность знать: «что есть истина»? |