Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Творчество Солоневича совершенно неповторимо. Оно отличается по своему внутреннему содержанию от работ других признанных идеологов русского монархизма. От работ Льва Тихомирова и, тем более, Михаила Зызыкина солоневичевские труды отличает ярко выраженный светский, мирской характер. От работ Михаила Меньшикова – практически полное игнорирование «вопроса крови» в пользу «вопроса культуры». От работ Ивана Ильина – подчёркнутая народность в противовес элитарности, культивировавшейся Ильиным. Все эти подходы и создали тот неповторимый образ народно-монархической идеологии, определяющей своеобразие штабс-капитанского движения. |
|
|
Российская деструкция ХХ в. и потрясения, которые эта деструкция периодически вызывает, обусловлены тремя основными факторами. На их фоне все прочие факторы (наличие революционных партий, удачные и неудачные войны, участие в коалициях, иностранная помощь, в том числе активная иностранная помощь тем или иным деструкторам) - факторы незначительные, в силу чего в масштабе истории культуры ими можно пренебречь. |
В ходе колонизации Северного Кавказа Российская военная администрация провела ряд мероприятий, направленных на увеличение численности казачьего населения, в том числе и за счет – местных кавказских народов. Первая такая попытка была связана с основанием Моздока, когда в 1765 году была сформирована горская казачья команда из числа беглых осетин и кабардинцев. Эти казаки вместе со своими семьями составили в Моздоке свободное общество, ставшее известным под названием «казачьей братьи». Сообща о происхождении этого общества, майор Кудинов писал: «По преданию общество казачьей братьи составилось в Моздоке из бежавших кабардинцев и осетин, кои, учиня побег от своих владельцев, поселились в Моздоке, а по разыскании их владельцами были им возвращаемы, во избежание чего сии переселенцы по прибытии в Моздок, один из семейства записывался в казаки, и тем избавлял остальных от возврата их владельцам. От сего случая семейство определенного в казаки именовалось казачьей братьею» [1]. |
Наше общество одержимо болезнями, порождёнными т.н. «прошлым». Эти трихины до сих живут в душах, творя своё чёрное дело. Не надо обманываться украшениями храмов и богатством отдельных приходов: мы и сегодня живём при безбожии, только безбожие покрыто теперь сусалом псевдоправославия. Не надо обманываться ежегодными поминовениями (в том числе, первыми лицами) убиенных на Бутовском полигоне: те же люди продолжают политику тех, кто убивал. Немалый процент граждан РФ, согласно опросам, до сих пор оценивают роль Ленина скорее положительно. Ещё выше процент тех, кто положительно оценивает Сталина. И о каком же преодолении прошлого можно говорить? О каком преодолении греха? Этим грехом по сей день пронизано всё у нас, начиная с Церкви и кончая обывательской средой. |
Сталинисты не хотят сознавать и тот факт, что Сталин в непрерывных репрессиях и отношением к нашим солдатам в войне, а также к населению завоеванных гитлеровцами территорий истребил больше русских людей, чем Гитлер (как ни чудовищно это звучит). Ибо ленинско-сталинский режим перманентно (то есть непрерывно и на всей территории страны) массово держал в лагерях и массово физически истреблял в первую очередь своё население: лучших носителей всех сословий России (не только офицерство, дворянство, «буржуазию», купечество, интеллигенцию, духовенство, но и рабочих, и наиболее массово – крестьян). Кроме этого режим периодически и достаточно массово «чистил» собственную партию (съезд партии «победителей» был почти весь расстрелян); а также собственный аппарат лжи и насилия – ЧК-НКВД; репрессировались и высшие руководители, – все кроме Вождя. Гитлеризм же внутри страны фактически репрессировал и истреблял только реальных врагов Рейха (режима). За исключением идеологически назначенных «врагами» – евреев и цыган. В отличие от СССР в Германии не репрессировалась религиозная жизнь (за исключением, повторяю, тех, кто выступал против режима); сохранялась частная собственность в экономической жизни. Вся репрессивная мощь германского фашизма была направлена во вне страны. Поэтому нацизм («избранная нация») по определению и по сути менее тоталитарен, чем коммунизм («всеобщий»). |
Признаюсь открыто, что, читая книжки м. Елевферия, я все время боролся со странным и страшным воспоминанием. В 1489 году в католических странах Европы была выпущена книга «Молот ведьм» (Malleus Malleficarum); ея составили два инквизитора - Шпренгер и Инститорис. В этой книге содержится учение о том, как надлежит замучивать пытками и доканывать насмерть больных, истерически галлюцинирующих женщин, в качестве «ведьм» якобы имеющих сношение с дьяволами. Все сие - на основании Св. писания Ветхого и Нового Завета. Кто читал эту кошмарную книгу, тот никогда её не забудет. Она учит мучительству и ссылается на Христа; она видит болезнь, предлагает чудовищный по жестокости способ обхождения с нею и возводит всё сие к Сыну Божию, прикрывая всё Его именем. Читая книжки м. Елевферия, я боролся с этим воспоминанием, указывая сам себе на отсутствие полного сходства между обеими теориями. Но чувство говорило мне иное: вот опять антихристово дело прикрывается именем Христа! В иной связи, иначе; но уже не от лица католика, а от лица православного епископа … который при этом от времени до времени торжествующе вопрошает: «что здесь можно возразить?»… |
Публикуемая ниже статья проф. И.А. Ильина была вызвана лжеучением сергианского иерарха митр. Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского), изложенным в двух его книгах «Неделя в Патриархии. Впечатления и наблюдения от поездки в Москву» (Париж, 1933) и «Мой ответ митрополиту Антонию» (Ковно, 1935). В этих работах митр. Елевферий, ранее уже получивший известность как яростный сторонник Декларации 1927 г. и клеветник на свв. Новомучеников, предпринял попытку не только оправдать церковную политику митр. Сергия (Страгородского), но и дать всестороннее обоснование самому явлению сергианства, подвести под него богословский фундамент. Идеи митр. Елевферия, высказанные в этих книжках, затем неоднократно использовались сергианской пропагандой, и большая часть из них просуществовала до нашего времени. Поэтому нам представляется своевременным публикация работы Ильина, в которой он убедительно опровергает построения одного из ведущих сергианских апологетов. Критика православного философа оказалась настолько точной, что митр. Елевферий выпуская в 1938 г. свое новое сочинение «Соборность Церкви. Божие и Кесарево», в котором он развил свои еретические мысли о природе взаимоотношений Церкви и государственной власти, вынужден был из 350 страниц книги 71 страницу уделить ответу на короткую статью Ильина, занимавшую едва 15 страниц. Однако, к тому времени крах сергианской линии по «спасению» Церкви с практической стороны стал очевиден для всех, поэтому теоретическая защита митр. Елевферием как этой линии, так и своего лжеучения оказалась явно несостоятельной. |
Русские еще сохранили имперский дух. Русский империализм – реальность русского духовного мира. В то же время, Россия – уже не империя, а русские проходят мучительное испытание: сохраниться как исторический народ или уступить разлагающему воздействию либерализма и социализма и уйти с исторической арены, позволив растоптать и осквернить все свои исторические достижения. Бюргерский дух, распространившийся в русской среде еще в коммунистические времена, обещает спокойное существование, но обманывает. Имперский дух пугает испытаниями и ответственностью, но не лжет: испытания неизбежны. Вопрос только в том, встретят ли их русские как чудо-богатыри или как рабы чуда-юда мировой олигархии. |
Везде место и всегда время у Господа для взыскания и спасения погибшего. Нет такого времени и нет такого места, где бы и когда бы спасающая благодать Божия затруднялась найти, кого ей нужно. Еще младенцами находит она и восхищает на небо тех, кому в зрелом возрасте злоба угрожает изменить разум его или лесть прельстит душу его. В лучшие минуты жизни берет и восхищает она и каждого из нас, и каждому знает и место и время, и самый образ кончины и спасения. |
Интересно отметить тот факт, что то, что сейчас происходит в Советском Союзе, в какой-то степени касается жизни именно старой России, Православной России, можно добавить при этом, что Православное возрождение там в какой-то мере связано и с будущим Русской земли. В 19 веке и в начале 20 века, перед революцией 1917 года, в России были пророчества духовно одаренных людей, касающиеся возникновения там атеизма, эпохи кровопролития и рабства, а также будущего России, в том случае, если люди русские раскаются в грехах своих и понесут повинную во всем том, что произошло. Давайте поэтому просмотрим эти пророчества и все те пути, которыми они связаны с событиями в современной России; и чего можно ожидать, согласно этим и другим, более общим пророчествам, от событий, которые произойдут перед концом мира. |
С точки зрения мировой политики, русско-турецкая война 1877-1878 гг. является кульминацией восточного вопроса в последней четверти XIX века. Борьба греков, румын, сербов, черногорцев и болгар против турецкого ига началась со времени завоевания турками Балканского полуострова в XIV веке и продолжалась до ХХ столетия. В XIX веке, под напором демократических принципов Великой французской революции и роста национального самосознания всех европейских народов, идеи которых стихийно проникали и в Оттоманскую империю, начался мощный и бурный подъем национально-освободительного движения всех христианских народов Балканского полуострова. Эти народы, с давних пор приобщенные к европейской культуре, остались чуждыми туркам: их религии, их азиатскому полу рабовладельческому феодализму и поэтому особенно болезненно чувствовали страшный гнет их варварской власти. |
Все возводимые Яновым построения разбиваются явлением Солженицына. Поэтому острие его «диалектики» направлено, прежде всего, на низвержение авторитета Солженицына. Здесь беспардонность авторских приемов беспредельна. Прежде всего, Янов уверяет, что Солженицын «возненавидел инакомыслие до такой степени, что опустился до клеветы на своих оппонентов, до откровенной лжи во имя дела, которое считает правым». Это почти уголовное обвинение доказывается тем, что Солженицын сообщает читателю, что Янову ненавистно всё русское, и что Солженицын где-то как-то не совсем точно высказался о том, сколько лет Янов был коммунистическим журналистом в Москве...
...в чём причина такой инфернальной ненависти Янова к Солженицыну? Кроме личных мотивов определяющим здесь оказывается то, что Солженицын - не лидер некоей новой русской правой (куда Янов сваливает советский истеблишмент, националистов и шовинистов, русских патриотов, православных христиан, цвет современной русской культуры), но является современным гением России - её голосом и выразителем национальной совести. Действительно, его творчество воплощает Русскую идею в современности. И тяжба с писателем Солженицыным прикрывает тяжбу с Россией. |
В либеральных кругах Москвы обсуждается трилогия Александра Янова: «Европейское столетие России. 1462-1560 (книга первая трилогии Россия и Европа. 1462-1921)», М.: Новый Хронограф, 2008. «Загадка николаевской России (книга вторая трилогии), М.: Новый хронограф, 2007». «Драма патриотизма в России (книга третья трилогии), М.: Новый хронограф, 2009». |
Митрополит Иосиф Петроградский. В неделю о расслабленном. Крепким — телами, но расслабленным — духом
Как своего рода расслабленные, мы приковали себя к земле, к земному, суетному, тленному, житейскому, и не можем, да и не хотим, хотя бы и с помощью других, — не хотим двинуться, рвануться к небу, к живоносному источнику благодатной жизни, обновиться, ожить для веры, благочестия и духовной жизни. |
Для подлинного духовного возрождения необходимо покаяние. Но не формальное, заканчивающееся золотыми гробницами. И не показное, сводимое к замене звёзд, названий и т.п., что, конечно, нужно, но не является главным. Если поменяв таблички, мы гордо встанем на первые места в храме с сознанием исполненного долга и собственной теперь уж точно исправности, то грош цена такому покаянию. Покаяние должно быть сердечным. Мы сердцем своим и разумом должны понять тот ужас, который допустили на своей земле, содрогнуться и покаяться за это допущение всем сокрушённым существом. Плодом такого покаяния должны стать не разовые формальные действа, а вся наша жизнь. Можно отслужить молебен, поменять символику, но если после этого мы продолжим жить так, как живём теперь, то опять же – грош цена такому покаянию. |
Всё никак не уйдут от нас (а никуда и не денутся вовек) эти проклятые вопросы: «кто виноват?» да «что делать?». Они так тесно спаяны между собой, что лишь тронь один, как тут же другой объявится. Потому что первый направлен на выискивание причин совершившегося (а вовсе не на обвинение кого-то, как некоторые полагают), а второй чаще — на устранение этих причин, когда всё неладно складывается. А много ли у нас нынче ладного-то? |
|
Ощущение того, что мы стоим на пороге каких-то глобальных потрясений, носит уже массовый характер. При этом апокалиптические настроения охватили не только страны, пребывающие в состоянии кризиса, типа нашей России, но и вполне процветающие государства Западной Европы. |
|
Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена - например, в России, или Америке, или любой западно-европейской стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни - все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько отдельных групп - обычно христиан того или иного исповедания - которые пытаются сохранить так называемый "старомодный" уклад жизни.
Нашу ненормальную жизнь сегодня можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания; обычно ему достаточно сказать: "Я хочу" или "Я не хочу", - чтобы услужливые родители склонились перед ним и позволили поступать по-своему. Возможно это не случается "во всех" семьях, и "все время", но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком избежать его влияния. |
Ф.И.Тютчев и славянофилы о России и антихристианском настроении её смертельного врага … В этом году на конференции в одном из российских университетов мне довелось услышать, как молодая кандидат наук с уверенностью доказывала, что «по мере развития учения Тютчева об империи усиливался разрыв его идей с политической действительностью, который в трактате «Россия и Запад» достиг апогея» (цитата подлинная из «Сборника научных трудов»). |
Положение балканских христиан, лишенных Парижским миром покровительства России, ухудшалось с каждым годом. Рабство болгар сделалось особенно тяжким: в середине 60-х годов в Болгарии турецким правительством было поселено до 100.000 свирепых черкесов, вымещавших на безоружной болгарской райе свою ненависть к изгнавшим их с Кавказа «гяурам». |
Наша жизнь сейчас, хотя и усложнилась, и - загрязнилась, и - опошлилась; выдыхается вера, исполняется то, о чем когда-то говорил Господь Иисус Христос, что "за умножение беззаконий иссякнет любовь во многих", а все-таки, конечно, и в наших условиях, если кто-либо захочет быть, пребыть Господу Богу верным даже до смерти, Господь его и укрепит и увенчает. |
Роль Маркса в интеллектуальной истории Европы сильно переоценена. Его труды стали весомыми только оттого, что обильно пропитаны русской кровью. Коммунистическая номенклатура несколько десятилетий усердно давила на весы истории, но как только этот прессинг был снят, Маркс занял вполне почетное место среди других мыслителей и постепенно стал отступать во второй ряд. Учение его оказалось неверным и невсесильным, а последователи позднего периода – лживы, трусливы и неумны. Огромная марксистская литература навсегда сгинула в подвалах вымирающих вместе с эпохой российских библиотек. |
Славянофилов не раз упрекали в излишней теоретичности воззрений, их оторванности от реальной жизни. Однако жизнь показала, что это далеко не так. Революции, другие трагические события, казавшиеся в XIX веке немыслимыми, как это ни парадоксально, не только показали правильность и жизнеспособность многих аспектов славянофильской идеи, но и породили мыслителя, настойчиво и резко развивавшего некоторые из них в совершенно новых исторических условиях. |
Почему массированным налётам авиации в первый же день войны 22 июня подверглись 26 русских аэродромов, где базировались наиболее боеспособные авиационные полки? Нанеся большой урон нашей авиации, противник захватил господство в воздухе. Почему за первый день боёв ВВС Западного фронта потеряли 738 самолётов, из них 528 самолётов на земле, что составило около 40% самолётного парка Западного фронта, или 63,7% всех потерь авиации на германском фронте за 22 июня? На эти и другие вопросы о неудачах и победах русской авиации на Западном фронте в первые дни войны ответил Виктор Николаевич Свищев, военный лётчик, генерал-майор авиации в отставке. Он непосредственный участник тех событий, за годы войны совершил 92 боевых вылета. |
|
|