Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Ещё раз повторим: нам, русским людям, не нужна конституция – она выгодна тем, кто не знает ни истории, ни духа русского народа, и кто путём конституции желает поставить крест над самобытными творческими русскими началами, создавшими народ, не похожий на другие народы, народ, желающий, чтобы им управлял Царь при помощи время от времени созываемого им земского собора, но не кучка мнимых представителей земли, ограничивающих власть Царя к «собственной выгоде». |
К числу глубокопечальных явлений, лучше сказать, «знамений» нашего тревожного времени, бесспорно принадлежит и то в высшей степени прискорбное разъединение в духовной жизни между простым народом и интеллигенцией, которое, начавшись в далёком прошлом, в настоящую пору достигло наибольшей остроты и устойчивости. Между этими двумя, так сказать, половинами единого велико-российского организма пролегла глубочайшая пропасть; произошло громадное историческое недоразумение, мешающее им подойти друг к другу «лицом к лицу», дружно сплотиться на почве одного общерусского дела. |
Любовь к ближнему и служение благу ближнего во имя этой любви – главнейшая нравственная обязанность христианина, и только тот, кто положит душу свою за други своя, спасёт её, а «иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю». Мф. XVI, 25. Любовь – альфа и омега нашей жизни; она есть душа нашей души. Кто не любит, тот «Яко медь звенящая или кимвал звяцаяй». 1. Кор. XIII, 1. В блаженстве любви заключается то блаженство, которое обещано праведникам за гробом. Оно начинается здесь на земле; но вполне раскроется тогда, когда человек увидит «лицом к лицу» то, что он теперь постигает отчасти, «якоже зерцалом в гадании». |
Что наша матушка Россия духовно болеет – это, кажется, для всех очевидно, но в чем корень болезни, какия условия в самом государственном организме благоприятствуют этой болезни – об этом высказываются самыя разнообразныя, до противоположности, суждения. Не буду разбирать все эти суждения, тем более, что в наше время много таких писателей, которые сами не верят тому, что пишут, высказывают свои суждения лишь для того, чтобы скрыть свои настоящия мысли. Не стоит тратить времени на полемику с такими публицистами: все равно – их ничем не убедишь, ибо они не хуже современных Господу Иисусу Христу книжников и фарисеев знают истину, но нарочито закрывают свои глаза, чтоб ее не видеть… Попытаюсь ответить на поставленный вопрос от лица тех русских людей, которые единомысленны со мною, которые искренно любят свою Родину, вдумчиво относятся к тому, что теперь творится на Руси и целым сердцем желают ей добра. |
Все миросозерцание нашего народа построено на началах нравственных, церковно-религиозных, в противоположность миросозерцанию народов западных. Там, напротив, все строится на началах правовых, юридических. Если мы хотим, чтобы наш народ занимал подобающее ему место в среде народов земных, то мы не должны насиловать его миросозерцания, а все законы строить в народном духе. И если бы наши образованные классы усвоили себе это основное начало русской жизни, то не наделали бы тех ошибок, в коих – увы! – они и теперь не каются. |
Возвращаясь с юга, я посетил Белгород, чтобы здесь поклониться новоявленному чудотворцу святителю Божию Иоасафу, служил литургию и молебен с акафистом и говорил поучение... Сердце радуется, когда приобщаешься молитве народной, когда становишься в ряды вот этих смиренных сердцем и нищих духом простых русских людей, когда сливаешь свою немощную хладную молитву с их теплою молитвою и ощущаешь тихий прилив умиления в этом молитвенном общении с Церковию, веруя, что на крыльях их молитвы пойдет к Богу и твоя убогая молитва!.. |
Бедные могут обогащать богатых... Богатые - обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально-богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, "обедняет", духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только "за всех виноват", но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются Друг через Друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы. |
К 70-летию Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14—11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии |
К 70-летию Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14—11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии |
К 70-летию Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14—11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии |
К 70-летию Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14—11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии |
|
Приват-доцент Императорской Московской Духовной академии М.А.Новоселов (1864 – 1938) (СМ.ФОТО) издавал Религиозно-философскую библиотеку (1902 – 1917), был организатором православного сообщества «Кружок ищущих христианского просвещения». После Октябрьского переворота боролся с «живоцерковничеством», участвовал в создании богословских курсов (которые располагались в 1918 в его собственной квартире). В 1921 принял постриг. С 1923 – один из лидеров «катакомбной» церкви (епископ Марк Сергиевский). В 1929 приговорен к 3-м годам политизолятора – Суздальская тюрьма. В 1930 привлечен к следствию по делу "Всесоюзного Центра ИПЦ", в 1931 приговорен к 8-ми годам политизолятора, до 1937 -- Ярославская тюрьма. Приговорен к 3-м годам тюремного заключения. 17 января 1938 расстрелян в Вологодской тюрьме. |
|
|
|
Я даже сказал бы, что за всеми тучами со всех сторон света Божьего не видно. Если Россия не выберется из этих душных трущоб, то, по всей вероятности, мы идем – весь мир идет к Концу, и тогда можно сказать с апостолом: "Ей, гряди, Господи Иисусе". Однако вся наша русская духовная литература, наши старцы, наши святые, богодухновенные писатели и просто просвещенные люди Земли Русской более или менее предсказали и ужасы, и возрождение нашей Родины. |
Всеми теперь овладела горячка и жажда свободы. Но свобода большинством понимается неправильно – не по Божию разуму, а по человеческому, слепому, именно понимается как повод к угождению плоти, в которой не живет доброе. Ибо все, что в мире, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (ср.: 1 Ин. 2, 16), она не от Отца Небесного, а от мира сего, она вражда против Бога. |
"Все взявшие меч мечом погибнут"
(Матф. 26, 52).
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными комиссарами". Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? |
|
ПРОСВЕТИТЕЛЬ. Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого
Житие протопопа Аввакума им самим написанное
Пространный Катехизис составленный Митрополитом Московским Филаретом
Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе
Сщмч. Иларион Троицкий. Письма о Западе
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ. Моления на озере
|
|
|
|
Вы спрашиваете меня: «Русь Святая, где ты?» Не ищите ее нигде, она в Вас. Все письмо Ваше о ней говорит. Я даже сказал бы, что Вашими устами говорит Святая Русь, и это потому, что Вы каятесь в своих грехах, а выше покаяния здесь на земле ничего нет и быть не может. Слезы покаяния – это второе крещение, и это слезы сладчайшие. Только расширяйте эту Св. Русь в себе, ибо в духовной жизни не может быть остановки. |
|
|
|
|
|