Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Пасха в 191... году была ранняя... В старинном городе Р., на берегу большого озера, особенно грязно этой порой. Талая вода большими лужами подолгу стоит даже на центральных площадях и улицах города, не успевая стекать в озеро по незначительному уклону берега. Нужно много осторожности и искусства, чтобы не выпачкаться в грязи, идя в праздничной одежде ко службе или от службы, в гости или из гостей. В такуюто пору, в первый день Пасхи, разговевшись дома с семьей и выспавшись, как полагается после ночной службы, пошел по своим родным и друзьям поздравить с праздником и похристосоваться — Иван Ал., житель одной из окраинных улиц города. |
Иногда посмотришь на современное православие и задумаешься: чем отличается оно от ветхозаветной религии времен пришествия Спасителя? Не стало ли оно набором правил, обрядов и запретов? Не превратилось ли оно в фарисейство? Не забыли ли мы того самого главного, о чем учил Христос? Чем больше думаешь об этом, тем яснее понимаешь: всем нам нужно меняться. Нужно еще раз с чистым сердцем перечитать Евангелие, вспомнить, какой радостной и чистой была наша первая Пасха, сколько надежд теплилось в нашем сердце – и пересмотреть свою жизнь. Задать себе один простой вопрос: умею ли я любить людей, как учит Евангелие? Научился ли этой любви за все годы, проведенные мною в Церкви? Соблюдая все каноны и обряды, соблюл ли я две главные заповеди Божии? |
Трагедія всего современнаго мыслящаго человѣчества въ томъ, что на этого осужденнаго, больного, смертнаго человѣка стали смотрѣть какъ на нормальнаго, какъ на критерій и, изслѣдуя его и всѣ дѣла его, стали выводить цѣлыя философскія ученія, политическія системы, научныя заключенія чаото абсолютнаго, исчерпывающаго характера. Какое потрясающее заблужденіе, да это даже нельзя назвать заблужденіемъ... Это какое-то всемірное, почти что космическое неправомысліе. Это все равно, что взять изъ тюрьмы уголовнаго преступника, при чемъ психически неуравновѣшеннаго и физически больного, осужденнаго и въ кандалахъ и изучать его какъ нормальнаго и дѣлать выводы о психологическихъ законахъ, въ немъ дѣйствующихъ и изъ всѣхъ собранныхъ такихъ данныхъ дѣлать выводы о происхождеиіи человѣческаго рода и предлагать для него рецептъ самаго правильнаго обраіза жизни, личнаго, семейнаго к государственнаго. |
Закончу словами: не бойтесь убивающих тело, а бойтесь Того, Кто может душу погубить и воврещи ее в геенну огненную. Бойтесь Христа Бога — Он есть Бог не мертвых, а живых, Его власть простирается не только здесь, но и за пределами нашей жизни; потому что здесь мы являемся только пилигримами, то есть странниками. Да утверждает в нас Господь Бог веру и, утвердив, да поможет нам беспрепятственно пройти житейский путь. |
Слышимъ часто, что люди другъ другу говорятъ: осмотрись Христіане, который Бога исповѣдуешь, и слышишь слово Его святое, и знаешь, что будетъ грѣшникамъ вѣчная мука, и праведнымъ вѣчная жизнь, тебѣ наипаче прилично сказать слово сіе: осмотрись — Отрекся ты сатаны и всѣхъ злыхъ дѣлъ его при крещеніи: не обратился ли опять къ нему злымъ и развращеннымъ житіемъ своимъ? Осмотрись! — Обѣщался ты и присягалъ тогда работать вѣрою и правдою Христу Господу, умершему за тебя и воскресшему, но вмѣсто того не работаешь ли грѣху и міру? Осмотрись! Всякъ творяй грѣхъ, рабъ есть грѣха (Іоан. 8, 14). Не возможмо Богу работати и мамонѣ (Мѳ. 6, 24). Омылся ты тогда, освятился, но не осквернился ли и не оскверняешься ли снова беззаконными дѣлами? Осмотрись! |
Из всех этих сопоставлений новозаветных событий с ветхозаветными законами, и в частности с законами судебными, надеюсь, для читателей станет ясным, что "лобзание Иуды” не было делом издевательства, как думают многие, а выполнением, хотя и не точным, иудейского судебного ритуала. Но, кроме того, эти сопоставления открывают нам, насколько возможно человеческому коварству самое ужасное преступление проводить как бы в рамках всех статей закона, даже закона Божия. |
Идетъ тяжкая война. Сплотиться бы всѣмъ намъ надо въ высокомъ, самоотверженія полномъ, патріотическомъ чувствѣ, а вмѣсто этого въ землѣ нашей царитъ внутренняя смута. Родные сыны Россіи, подъ вліяніемъ невѣдомыхъ въ старину пагубныхъ ученій, враждою раздираютъ ея материнское сердце. Любви къ Церкви нѣтъ. Благоговѣніе къ власти исчезло. Все перевернулось вверхъ дномъ: наука брошена, святое все попрано. Въ недавніе масляничные дни, когда наши родные герои изнемогали въ неравной борьбѣ со врагомъ и умирали въ кровопролитныхъ страшныхъ битвахъ, мы и при такихъ обстоятельствахъ не устыдились предаваться нашему обычному въ эти дни разгулу. Со стороны даже жутко было смотрѣть на такое наше нравственноѳ распутство. И за то по всей правдѣ презрѣнны мы стали у всѣхъ, сдѣлались посмѣшищемъ у народовъ земли. |
Эта гибельная перестановка ценностей заключается в том, что люди стали вместо служения духу служить плоти и похотям. А служение похотям тела явилось источником того умножения беззаконий, из-за которого, как предсказывал Христос, охладела любовь в людях. Люди катастрофически перестали уметь любить. Вспомним, например, известные нам из истории примеры любви и преданности людей своим вождям и друг другу в древности и сравним с атомической рассыпанностью людских отношений теперь. Потерявши способность к любви и преданности, люди потеряли внутреннюю силу, творческий внутренний цемент и стимул и стали игрушкой своих страстей и всевозможных злых сил. Не имея отпора, злые силы вошли в человечество и овладели им. |
Рост за последние годы сознания общности Истинного Православии по всему мiру, будь то катакомбная Церковь в России, старостильники в Греции или Русская Церковь заграницей навел некоторых на мысль об «общем фронте» Церквей-исповедниц перед лицом экуменического движения, которое завладело «официальным православием». Однако при нынешних условиях это скорее политический взгляд на ситуацию, когда значение миссии Истинного Православия воспринимается слишком внешне. Подлинные размеры истинно православного протеста против безразличного, теплохладного и даже богоотступнического «православия» еще только должны быть выявлены. Особенно - в России. Но не может быть, чтобы свидетельство стольких мучеников, исповедников и борцов Истинного Православия в XX столетии было тщетно. |
Во время одного из своих посещений приходов моей епархии я в одном из них имел замечательную встречу, о которой мне и хочется написать на страницах этого журнала ("Православное Обозрение” №28, сент. 1959г.), потому что, по моему глубокому убеждению, совершенно неожиданно, Господь устами простого некнижного человека благоволил ответить мне на вопрос, который всех нас так сильно волнует. |
Скорбное слово на кончину Первоиерарха Русской Церкви Митрополита Виталия Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви смиренного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского |
|
Подражателем и продолжателем своих трех предшественников является митрополит Виталий и в безграничной любви к России. Тут и детские воспоминания, когда покидал он с родителями берега горячо любимой Родины, о чем так красноречиво любит рассказывать. Но не только любовью к России прошлой дышит Владыка митрополит, каждое его послание, каждая беседа насыщены любовью к сегодняшней и будущей России. Как образец этой любви, следует упомянуть тут его замечательное Письмо к русской молодежи, ставшее к вящему удивлению всех нас и самого Владыки, настоящим духовно-культурным событием в тогдашней России первых годов "гласности-перестройки". Послание было напечатано в Литературной газете, перепечатывалось в других изданиях, обсуждалось, цитировалось. Чем объяснить такой неожиданный интерес? Чем такую славу заслужило это послание? Тем, что, как капля свежей воды действует на пересохшую почву; исполненные искренней любовью слова доброго пастыря-иерарха пали на пересохшую, от семидесятилетней советской лжи душу русского человека, отвыкшего от всякого духовного попечения. И тут, несколько месяцев спустя, с опозданием спохватившись, советский патриарх вспомнил о своих пастырских обязанностях и решил в свою очередь обратиться к русской молодежи, но не удивительно, что его казенный черствый язык дороги к сердцу не нашел. |
Глаза – зеркало души. Пусть каждый, смотря теперь на фотографии Владыки, внимательно всмотрится в глаза новопреставленного Митрополита и даст себе обет, в силу своих способностей, не изменять тому благородному пути, которым он нас вёл и который он продолжает нам указывать. |
Крепитесь, ибо вы будете юродивые во Христе. И за всё благодарите Бога самой короткой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Просите помилования, и если будем мы помилованы Богом, то что нам до того, что нас будут считать сумасшедшими? Но мы не сумасшедшие, но юродивые во Христе. |
...Главным же Иудой оказался тот, которого Владыка Виталий спас от коммунистического рабства. Когда Красная Армия приближалась к Ладомирову на Карпатах, иеромонах Виталий (Устинов) вывез на телеге, укрытых брезентом, двух мальчишек, двух Васильев, блондина и брюнета : Васю Белого (ныне здравствующего архимандрита Флора) и Васю Черного (нынешнего митрополита Лавра). Как известно, к концу Второй Мировой войны о. Виталий, вместе с архимандритом Нафанаилом (Львовым) обосновался в Гамбурге, где они сосредоточились на спасении тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. В этом деле будущий Митрополит не останавливался ни перед чем : даже лёг однажды поперек английского военного грузовика, увозившего подсоветских людей на выдачу Сталину – и добился их освобождения ! |
В том, что христианство есть подвиг крестоношения, со всею очевидностью убеждает нас Сам Божественный Крестоносец Господь наш Иисус Христос. Когда св. Апостол Петр, еще не просвещенный благодатью Святого Духа и руководившийся чисто человеческими чувствами, пытался отклонить Его от крестного подвига, Господь «воспретил ему, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Марк. 8, 31-33). Подозвав вслед за тем народ с учениками Своими, Господь изрек знаменательные слова, которые стали основоположительными для каждого, желающего искренно идти путем христианской жизни: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8, 34). «Если ты возьмешь крест и пойдешь за Христом», спрашивает один из выдающихся наших святителей-проповедников, «то куда ты придешь? – Очевидно, туда, куда шел, взяв крест, Он Сам, следовательно, на Голгофу, на страдания, на распятие». Так и понимали всегда эти слова все истинные христиане, начиная от ближайших учеников Господа – святых Апостолов. |
Широко распространенное, "ходячее" мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так – это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды. |
|
Пропаганда мятежа и безверия устремляется в настоящее время не только на войско, но и на военные учебные заведения. При свободе чтения юнкеров военных училищ и несомненной возможности читать атеистические и революционные газеты подросткам-кадетам, тем и другим весьма трудно сохранить в уме те убеждения, которые в прежнее время так дружно усваивало все военное сословие в своих школах. Особенно заманчивым кажется молодому сердцу противопоставление какого-то, правда, весьма неопределенного, «служения народу» той «праздной и порочной жизни», к которой его готовит школа. Брошюры ему представляют офицерскую жизнь, как полицейскую службу «при отжившем строе», как «борьбу с прогрессом через грубое насилие» и т.п. |
Господь, в награду Филадельфийской Церкви, обещает сохранить ее от «годины искушения», которая придет на всю вселенную. Это уже канун окончания мировой жизни, и Спаситель говорит Филадельфийской Церкви: «Се гряду скоро, держи, что имеешь». В Филадельфийской Церкви, надо думать, сохранится до конца мира чистая Невеста Христова. Но, вероятно, большинство именуемых «христиан» будет падать все ниже, так как мир переходит в седьмую эпоху, Лаодикийскую, которую Господь с отвращением «изблюет из уст Своих». |
Ожидание конца мира и пришествия антихриста, часто волновавшее христианское человечество, снова наросло в настоящее время. Наряду с ожиданиями прогресса и возрождения жизни, часто встречаешь людей, углубленных в таинственные страницы Апокалипсиса, и слышишь рассказы о таинственных видениях, предрекающих конец мира. Немудрено бы это было, если бы такие настроения явились вследствие страшных разгромов России в японской войне или того хаотического, обезумелого междоусобия, которое охватывает нас теперь [1]. Но ожидания конца мира явились гораздо раньше. Их связывают с именем св. Серафима Саровского. Владимир Соловьев выступил со своими «Тремя разговорами», когда у нас, по внешности, все обстояло благополучно. Да и Соловьев был только передовым выразителем широко разлитого настроения. Еще до японской войны ходили рассказы, со слов разных блаженных и юродивых, о рождении антихриста. Вычислялось даже, сколько ему лет. Несколько позднее предтечею антихриста называли известного гипнотизера и авантюриста Филиппа. За последние два года о близости конца мира нередко говорил столь популярный проповедник, как о. Иоанн Кронштадтский, а за чтением Апокалипсиса можно увидать даже неверующих, но обладающих чуткостью сердца, которая мешает им присоединиться к толпам ликующих по поводу современного «возрождения», облитого кровью и сопровождаемого разрывом всех бескорыстных связей, потерей уважения к святыне религиозной, семейной и общественной. |
Каждое время, каждая эпоха в жизни человечества имеет свою отличительную черту, которая типична для нее в особенности, преимущественно перед всеми другими эпохами.
Наблюдая за происходящими в нынешнем столетии событиями, мы не можем не придти к убеждению, что самой характерной чертой переживаемого нами времени является потеря страха Божия, а в тесной связи с этим – утрата большинством современных людей голоса Божия в душе человека, или совести. |
Княгиня Н.В.Урусова пишет, что целью своих воспоминаний было её желание обнажить правду о большевиках. И ей это удалось. В её воспоминаниях яркое подтверждение слов Спасителя о жестоковыйном племени, оседлавшем Россию. И, тем не менее, главным в её воспоминаниях, независимо от неё самой, стал подвиг веры. Подмошенский очень способный и удачливый издатель. Но названные им воспоминания Н.В.Урусовой "Материнским Плачем Святой Руси" затемняют основной пафос книги. Это совсем не "плачъ"! Это книга об испытании, посланном Лично Господом Iисусомъ Христомъ человеку непорочному, справедливому, богобоязненному и удаляющемуся от зла, каковой была княгиня Наталiя Владимировна Урусова. Это "Iовъ ХХ-ого века"! Это книга о страдании невинного. Да, и вся то жестоковыйная и безбожная советчина была попущена русскому народу, России, Господом нашим Iисусомъ Хрiстомъ с одной лишь единственной и главной целью – заставить остаток Святой Руси (ибо нет такого, как он, на земле) показать, через неимоверные испытания его, отступившему мiру истинную Хрiстову веру, о которой этот мiръ не имел уже ни малейшего представления. |
«Величие и падение Римской Империи», - под таким названием написал когда-то Монтескье свое знаменитое исследование о причинах гибели величайшего культурно-политического и государственного образования античного мира. Под подобным же наименованием можно было бы написать теперь исследование и о судьбах России – с той разницей, что быть может, еще большим было величие и, уж наверное, более страшным было падение этого величайшего, после первого и второго Римов, имперского тела – более страшным, как в смысле быстроты низвержения, действительно мгновенной, так и в смысле глубины падения, положительно неизследимой. |
То, что случилось с Россией, есть не историческое изменение, а есть или выпадение России из истории, завершающее, под воздействием тех же идей, которые ставили пол вопрос бытие Франции, явленный там процесс, но уже в нашем отечестве, или - временное помутнение исторического сознания, временная утрата личности, одержимость, временно лишь выводящая Россию из русла ее исторической жизни, сделав ее орудием обдержащих ее «бесов». |
В области общественной класс тот также жил идеями Запада. Совершенно не уделяя в ней места влиянию Церкви, он стремился перестроить всю жизнь России, особенно в области государственного управления, по западным образцам. Посему в последнее время велась особенно ожесточенная борьба с государственною властью, причем необходимость либеральных реформ и демократического устройства России сделались как бы новой верой, не исповедывать которую значило быть отсталыми. Использовав для борьбы с монархией клевету на Царскую Семью, широко распространенную по всей России, а также охваченная жаждой власти, интеллигенция довела до крушения Императорскую Россию и подготовила путь для коммунистической власти. Не примиряясь затем с мыслью о потере так долгожданной власти, она объявила борьбу коммунистам, вначале, главным образом, из-за нежелания уступить им власть. Борьба против советской власти охватила затем широкие круги населения, особенно привлекши молодежь, в горячем порыве стремившуюся воссоздать "Единую, Неделимую Россию”, ценою своей жизни. Было проявлено много подвигов, запечатлевших доблесть христолюбивого русского воинства. Однако русский народ оказался еще неподготовленным к освобождению и коммунисты оказались победителями. |
Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия, и неправильно приписывают латинской церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение cиe оказывается ложным, а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но напротив возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину. |
В письме своем от 18 января передали вы мне следующий вопрос от вашего сына: „По Евангелию, общество людей пред концом Mipa представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате пред концом Mipa достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?" |