Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это нередко даже дважды - и по новому и по старому стилю, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет. О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу - могиле, а для многих из нас - что этот новый год, быть может, будет последним годом их жизни. |
Русская республика по образцу Новгородской, как возвращение к корням, русский национализм вне Православия и Самодержавия – эти и иные идеи мы нередко слышим сегодня от отдельных представителей т.н. «русских националистов». Как и большинство иных химер, эти отнюдь не новы и имеют уже двухвековую историю. Некоторые современные публицисты уже окрестили декабристов первыми «русскими националистами» и объявили их родоначальниками своего движения. Что ж, оспаривать данное утверждение мы не станем, а лишь рассмотрим на примере далёкой истории одну из роковых подмен, которую сегодня лукаво пытаются выдать нам за некую… русскую правду. |
Так уж получилось, что русско-турецкая война 1787–1791 годов известна многими баталиями – морскими и сухопутными. Во время нее произошло два знаменитых штурма хорошо укрепленных, защищаемых крупными гарнизонами крепостей – Очакова и Измаила. И если захват Очакова был произведен фактически в начале войны, то овладение Измаилом во многом ускорило ее окончание. |
Политик-демагог следит за психическим состоянием народной массы, чтобы иметь возможность держаться над потоками настроений. Стратег же следит за психическим состоянием своего народа и воинства, чтобы, учитывая настроения, подчинять волю воинства своей воле. И каждый офицер в рамках своей, деятельности ищет способы сделать для подчиненных охотно-исполнимым полученный сверху приказ. И этот способ состоит в психологическом анализе настроений, чувствований и в психологическом же воздействии на них с целью их выправления, в смысле желательном для вящей пользы дела, офицеру порученного. В книге «Социальные войны» Рудольф Штайнметц писал: «От силы сопротивления, а не от силы оружия зависит кровопролитие и размер военной жертвы». Переводя на военный язык: предел моральной упругости войскового соединения или подразделения зависит не от качества его оружия, а от крепости воли к победе, то есть от психического состояния бойцов и от психологического офицерского водительства. |
Человеку цивилизация подарила войну с ее тактикой и стратегией, с войсковой организацией и с систематизацией военных замыслов и действий. Удальство, храбрость стали в таком почете, что только отборному слою населения досталось право на владение оружием, право на храбрость. Создалось рыцарство и создался кодекс военной морали. От первобытной борьбы против слабейших (захват женщин и рабов) перешли к борьбе против равных: рыцарь против рыцаря, воин против воина. Цивилизованность войны повышалась и снижалась вместе с переломами линии подъема общей цивилизации. Появились армии из простолюдинов, рыцаря сменил офицер-дворянин, а потом — офицер-разночинец, но кодекс военной морали оставался, вообще говоря, неизменным: борьба против сильных, против равных: воина против воина, армии против армии. Исключение допускалось в колониальных войнах: здесь захватнический интерес устранял кодекс. «Идеологическое» обоснование такой борьбе против слабейших (почти безоружных туземцев колоний) дал в 1516 году англичанин Т. Мор. |
Доброжелательные суждения о России и славянах на Западе были редки (таковы описание славян И.Г. Гердером, русских крестьян В. Пальмером[14]). Уже в ХХ веке вышла наиболее примечательная в этом отношении книга немца В. Шубарта "Европа и душа Востока"[15] с искренней симпатией к русскому народу как выразителю славянской души. В книге даны сравнительные характеристики западноевропейских и русского народов, из чего автор предсказывает катастрофу западной цивилизации и надеется на «спасение Европы и мiра славянской душой.. В судьбе своего собственного народа они [русские. – М.Н.] не увидели бы никакого смысла, если бы этим одновременно не раскрывался для них смысл судеб всего мiра... Можно без преувеличения сказать, что русские имеют самую глубокую по сути и всеобъемлющую национальную идею – идею спасения человечества». Вот что должно было бы лежать в основе панславизма. |
Слово культура (от лат. cultus – возделывание, обрабатывание, воспитание, почитание) имеет общий корень со словом "культ" (религиозное почитание), который представляет собой высшее проявление культуры, основанное на понимании смысла жизни и мiроздания. Поскольку единой мiровой культуры нет (Новый мiровой порядок еще не установил такую свою "культуру") предложенный термин "геокультура", наверное, можно понимать как картину мiра – совокупность различных культурно-мiровоззренческих типов человечества, среди которых свое место имеют и славяне. И если мы используем понятие славянства, то следует уяснить его место в истории, в том числе на нынешнем ее этапе, когда славянские народы разделены религиозно, культурно, политически, экономически, стратегически, а на Украине, исторической земле Руси, даже идет война... Есть ли еще что-то объединяющее славянство? И было ли раньше? |
Современная школа по содержанию и уровню образования, по результатам воспитания в целом! не обеспечивает должных базовых системных знаний, культурных навыков и уровня образования, необходимого гражданам независимой державы. Несоответствие школы её задачам в том, что действующие программы не ориентируют на ряд необходимых знаний, в том числе - на некоторые важнейшие духовно-нравственные понятия и нормы. Иные корневые представления о реальном мире в школе преподаются неполноценно. Это происходит вследствие тоталитарного повреждения («реформирования») гуманитарной сферы школьных «стандартов» и прежде всего - неразумного, ненаучного и стратегически опасного снижения содержательности и уровня изучения родного слова. Это удар по всей системе образования. Поэтому основная и насущная задача школы - восстановить в сознании учащихся природную роль слова и словесности: это лежит в основе приобретения полноценных знаний и определяет культурный уровень учащихся. |
Говоря о диктаторе, нужно понимать, что таковым не может быть ни чиновник, ни политикан, но подлинно государственный человек, рассматривающий власть, находящуюся в его руках, не иначе, как Долг служения России. Перед этим служением для истинного государственного деятеля меркнет всё остальное. Россия, её интересы, стоят у него на первом месте. А уже после – семья, друзья, личные симпатии и антипатии. Истинный государственный деятель всецело предан своему служению. Он предпочтёт погибнуть сам, нежели допустить разрушения своей страны. Здесь разница между чиновником и государственным деятелем. Чиновник думает вначале о себе, а затем о своём деле. Государственный деятель – наоборот. Беда, когда чиновник становится во главе государства. Тем более, если это государство – Россия. «Россия не вмещается в шляпу» узкого чиновного мышления. Возникни угроза государству, чиновник первым, прихватив семью и имущество, сбежит. Государственный деятель будет стоять насмерть: или победит, или погибнет. Иного варианта нет для него. |
Для описания духовного склада офицерства и для сравнения его уровня с таковым же сходных кругов надо разделить тему на две: умственный склад и этический склад. В предвоенные годы уже исчезали офицеры из эстандарт-юнкеров (т. е. без военно-школьной подготовки) и становились процентуально все малочисленнее офицеры с малым общим образованием: были упразднены окружные и юнкерские училища (куда вступали с аттестатом за 4 и за 6 классов гимназии), а все военные училища принимали только молодых людей с законченным средним образованием. Для поступления в специальные училища — артиллерийские и инженерное — требовалось сдать весьма строгий вступительный конкурсный экзамен по обширной программе математики. Программа военных училищ — двухлетняя для пехоты и конницы и трехлетняя для артиллерии и инженерных войск — давала и специальные познания, и надлежащее умственное развитие. Эти учебные заведения могли бы быть отнесены к категории «техникум»: они стояли посреди между средними и высшими учебными заведениями. В некоторой части российского народа, в так называемой интеллигенции, существовало мнение об офицерах как о недоучках, которых нельзя удостоить включения в интеллигентский слой граждан. А между тем в этом слое полноправно числились правительственные чиновники, т. е. люди в большинстве с 6 и 8 классным образованием, банковские служащие, имевшие 7 классов коммерческого училища, народные учителя из семинаристов, не имевшие образования, равного гимназическому. Офицеры же имели образование выше гимназического: от поступления в первый класс средней школы и до получения подпоручьего погона они имели минимум 9 лет учения (корпус и двухлетнее военное училище) и максимум 11 лет (гимназия и трехлетнее специальное военное училище). И флотские офицеры обладали высоким умственным развитием. Называть офицеров неучами — значит клеветать. Если называть их неучами, то совершенными невеждами надо считать чиновничество, финансовых и промышленных служащих и все купечество вместе с промышленниками, ибо в этих общественных группах даже среднее образование было не очень распространено. |
Османская империя уходила из Северного Причерноморья крайне болезненно и неохотно. Проблема беспрепятственного выхода к Черному морю маячила перед Россией не первое столетие, но только Петр I взялся за ее разрешение, засучив рукава. Жизнь императора-плотника прервалась рано – в глухой стене, окружающей Россию, было прорублено только одно «окно». Контуры второго были размечены, но осуществлять петровские замыслы пришлось потомкам. |
«Россия спасается только самостоянием», - предрекал некогда И.А. Ильин. Повторим это и мы вслед за нашим великим мыслителем. Ибо в условиях деградации управляющей системы всего бессмысленнее ожидать, что кто-то придёт и всё наладит сверху. Не придёт и не наладит. А если и придёт, то налаживать нужно будет столько, что никакими правильными законами и декретами сверху не наладишь – потребуется работа всего общества, работа сознательная, самоотверженная, творческая, потребуется самоорганизация. Тогда она потребуется для восстановления России, а сейчас необходима для элементарного выживания русского народа в условиях распада государственных институтов. |
А если от высокой прозы русского классика перейти к докладу, который был представлен на имя теперь уже государя императора Николая Павловича специальным человеком, расследовавшим все дела этой жуликоватой комиссии, - генерал-адъютантом Степаном Стрекаловым, то растрата казённых средств обнаружилась немалая - около миллиона рублей. Герой Двенадцатого года, получивший под Бородином сильную контузию, генерал Стрекалов не потерпел такого глумления над памятью русских воинов. Он быстро навёл шороху в делах этого сомнительного предприятия, действовал решительно и вытащил казнокрадов на чистую воду. Всё имущество отданных под суд «предприимчивых» чиновников, читаю я в одной из работ доктора филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы Виктора Гуминского, «было взято в казну и продано с публичных торгов». Вот так следует бороться с коррупцией, искореняя её имущественной метёлочкой! Это средство даже действеннее ссылки в Сибирь без право подачи на УДО. Учиться нужно у императора Николая Павловича абсолютно всем: и нынешним оппонентам режима, и его рьяным охранителям! Где бы вот только найти нам генерала Степана Стрекалова? В пределах столицы его пока почему-то не обнаруживается... |
В своем послании президент России Владимир Путин сказал, что Россия станет крупнейшим поставщиком продуктов. Фермеры с этим согласны и предлагают президенту программу действий. |
В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войны и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует беспощадный дух мира сего. Но среди свирепеющей бури слышится верному сердцу слово Господа: «что тако страшливи есте? како не имате веры?» (Мк. 4:40), и чаем спасения от божественного прещения ветру и морю бушующему, «молчи, престани» (Мк. 4:39). От небрежения чад своих, от хладности сердец страждет наша святая Церковь, а с нею страждет и наша Российская держава. Но имеет с нами святых печальников и молитвенников за русскую землю. И в народе православном не все преклонили колена пред Ваалом; они неотступно взывают ко Господу о спасении. Ныне потребно сие дерзновение веры, бестрепетное ее исповедание во всяком слове и делании. Да возгорится пламя светоча вдохновения в церкви Российской, да соберутся силы, расточенные во безвремении. Пусть верные чада в союзе любви соединяются с архипастырями и пастырями своими и вкупе являют служение в духе и силе. Молим Господа сил о ниспослании вам сей ревности к делу Божию, нам же благодати, укрепляющей к неукоризненному служению первосвятительскому, к любви отеческой к чадам церковным. |
Вот и наступила еще одна, уже почти столетняя, годовщина революции. И вновь поднялся газетный шум о том, как было хорошо при советской власти. Сейчас вообще модным стало восхваление советской власти. Нет, конечно, не надо и поливать этот период исключительно черной краской, впадая в русофобские крайности какого-нибудь «Эха Москвы». Никто не оспаривает тогдашних технических достижений, нашей Победы в Великой Отечественной, только встают вопросы: какой ценой? И почему СССР оказался колоссом на глиняных ногах, если все было так уж хорошо? Почему он простоял неизмеримо меньше времени, чем монархическая Россия? Почему за СССР даже никто не вступился, когда его рушили? Ведь все смолчали: и 20-миллионная КПСС, и армия, и КГБ… |
Переправившись на левый берег Дуная, Кутузов в первую очередь собрал сведения о корпусе Мортье. Французы, которых захватил Милорадович, сообщили, что Мортье с одной пехотной дивизией находится у Дирнштейна, на марше к Кремсу. Остальные войска были позади. 29 октября (10 ноября) 1805 г. разведчики подтвердили сведения пленных французов, уточнив, что вторая французская дивизия находится у Спица, в верстах 12 от Мортье. Кутузов решил разбить корпус Мортье. Милорадович, имея Апшеронский мушкетерский полк, по одному батальону Малороссийского гренадерского, Смоленского мушкетерского и 8-го егерского полков, 2 эскадрона Мариупольского гусарского полка, получил указание сдерживать Мортье с фронта. Дохтуров, с 6-м егерским, Московским, Ярославским, Вятским мушкетерским полками, батальонами Брянского и Нарвского полков (всего 16 батальонов), двумя эскадронами гусар, должен был обойти противника и отрезать ему путь к отступлению. Он должен был выйти к Дирнштейну, в тыл к Мортье. Багратион охранял тыл и наблюдал за дорогами, ведущими к Кремсу. Остальные войска прикрывали фланг и были в резерве. На берегу Дуная установили батареи, чтобы атаковать вражескую флотилию. |
Таким образом, мы сегодня стоим перед той же задачей, которая настоятельно требовала решения от наших предков накануне катастрофы 1917 года. И сегодня, как и тогда, от понимания этой задачи и готовности творчески решить ее до конца зависит судьба России. Итак, еще и сегодня отмечаем мы день Скорби и Непримиримости. Непримиримости — с идеологией национального разрушения и Скорби по всем павшим. Нам дано не просто любить свою Родину сыновней любовью, как каждое племя любит взрастившую его землю, но любить Россию за те высшие ценности, которые она выносила и сохранила в глубинах своего духа. Такая любовь и является безошибочным знаком подлинного патриотизма. Если России еще суждено существовать среди других великих культурно-исторических образований, мы должны возродить наше национальное самосознание и обрести твердую волю к жизни. Мы, как нация, должны почитать наших святых, помнить о сонмах новомучеников и воздавать должное нашим историческим героям. |
Выталкивает из армии не физическая, а нравственная сила, как и притягивает она же. Измените психологические условия офицерской службы — и бегство остановится. Сделайте службу интересной — и бегство остановится. Отодвиньте позор войны и верните почет, сделайте так, чтобы офицер не краснел в обществе и не чувствовал себя неловко даже в своем кругу, — и бегство остановится. Как это сделать? Конечно, панацеей всех военных бед была бы блестящая, победоносная война, но о ней не станем говорить. Будем, если можем, втайне готовиться к ней всеми силами, всей жаждой духа, сделаем ее мечтой хотя бы нескольких поколений, но пока не станем говорить о ней. Есть средства не столь волшебные, как победа, но все же очень серьезные, чтобы удержать армию от развала. Ибо бегство офицеров — ведь это мирная паника, дезорганизация, деморализация всей колоссальной народной силы, что называется армией. |
Неожиданное для германского командования упорное сопротивление сербской армии потребовало подкрепления с Западного германского фронта. Альпийский корпус, особенно пригодный для ведения боевых действий в условиях сильно пересеченной местности и бездорожья, был подтянут в Банат. Однако прежде чем он начал действовать, введением в дело небольших германских резервов удалось подтолкнуть вперед австро-венгерские войска у Орсовы, прорвав сербскую оборону и тем самым открыть путь в Болгарию по р. Дунаю.
|
Трагедия 1-го Ополчения, казалось, поставила крест на будущем Московского государства. Однако, невозможное людям возможно Господу. Именно Божиим чудом выстояла против натиска врагов обитель Преподобного Сергия. Теперь же всей Руси надлежало стать такой обителью, во имя спасения Отечества забыв распри, всем сердцем обратившись к Богу, покаянием, постами и молитвой очищаясь от скверн, ища Божия прощения за то, что сами в помрачении оттолкнули от себя Его десницу многочисленными преступлениями. |
Аще убо и предивно чудо содеяся в роде нашем милостивным посетом Творца благому всему, Господа нашего и Бога Исуса Христа, и рождьшей Его Пресвятыя и Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевыя Мария пречудною и чудотворною иконою в преславном граде Казани: но како возмогу, недостоин сый и недостойне устне имея, провещати таковая? |
Успех в военном деле зиждется на воле; ум подсказывает только лучший путь к успеху. Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное; всякое отступление от этой нормы вредно, потому что внушает и солдатам, и начальникам превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека. Великий грех берут на свою душу те начальники, которые преследуют подчиненных самостоятельных, упорных, твердых, с сознанием личного, хотя бы даже и щепетильного достоинства. Нельзя воспитывать в армии людей, трусливо прячущихся за букву закона… Во всяком случае самая решимость принять на себя ответственность почетна для военнослужащего. |
ВСХСОН был военизированной организацией, ориентированной на вооруженный захват власти. Игорь Огурцов просчитал, что социализм не может улучшаться, не подрывая страну. Рано или поздно он должен рухнуть и развалить государство. По программе, составленной и написанной Огурцовым, надо было подготовить армию, которая в момент кризиса вооруженным путем захватит власть и не только предотвратит развал государства, но также покончит с коммунизмом и создаст переходный тип государства с православной ориентацией. В программе это описывалось очень подробно. Много там было наивного, но до трех основных лозунгов - христианизации политики, христианизации экономики и христианизации культуры - до сих пор не доросла ни одна из существующих в России партий. Речь шла не о создании теократического государства, а о духовной ориентации. |
Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости. |
В течение сентября 1915 г. в целях введения сербского командования в заблуждение германская артиллерия несколько раз производила обстрел сербского берега Дуная и Савы. 5-6 октября 1915 г. началась действительная артиллерийская подготовка армиями Макензена с целью подготовки переправы. 7 октября австро-германские войска, при поддержке Дунайской флотилии, начали переправу. Из Боснии австро-венгерские войска атаковали Черногорию, сковав её армию, чтобы она не смогла, как во время кампании 1914 года, атаковать фланг австро-германской армии. |
В начале 1915 года на Балканском фронте установилось временное затишье. Поражение Австро-Венгерской империи в кампании 1914 года нанесло серьёзный удар по планам Австрии и Германии, которые не смогли вывести Сербию из войны и установить прямую связь с Турцией. Австрийцы и сербы готовились к новым сражениям. Сербская армия, несмотря на успех, понесла тяжелые потери и нуждалась в восстановлении. В Сербии остро не хватало оружия, боеприпасов, свирепствовала эпидемия (тиф), люди голодали. Страна была в тяжелой ситуации и нуждалась во внешней помощи. |
История русской армии — это история жизни русского государства, история дел русского народа, великих в счастье и в несчастье, история великой армии великой страны. Лавров и терниев за эти два с половиной столетия хватило бы на все остальные армии мира, вместе взятые, и еще осталось бы на славнейшую из них. Нет истории более поучительной, и нет дел более великих. Наследники русской славы, мы их продолжим на будущие времена и впишем мечом и гнусной кровью бесчисленных врагов матери России новые и новые подвиги в ее скрижали. Мы должны все время помнить, что мы окружены врагами и завистниками, что друзей у нас, русских, нет. Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. «У России только два союзника: ее армия и флот», — сказал Царь-Миротворец. |
Либералисты! Чего вы хотите? Счастья людей? Но есть ли счастие там, где есть смерть, болезни, пороки, страсти? Основание гражданских обществ неизменно: можете низ поставить наверху, но будет всегда низ и верх, воля и неволя, богатство и бедность, удовольствие и страдание. Для существа нравственного нет блага без свободы; но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый из нас самому себе, с помощью Божиею. Свободу мы должны завоевать в своем сердце миром совести и доверенностию к провидению! |
Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света. |