Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
В самом начале мирового финансового кризиса у нас в России бывший руководитель ФСБ, а сейчас депутат Государственной Думы Ковалев в интервью ТВ в конце 2008 года заметил, что мировой кризис был организован. Мнение компетентного в сфере безопасности человека «потонуло» в новостях мирового и местного значения. И лишь несколько раз в СМИ мелькало нечто подобное или близкое к тому. Так, в октябре 2008 года Алан Гринспен – бывший глава Федеральной резервной системы США (ФРС) признал свои «ошибки», которые привели к финансовому кризису. На слушаниях в американском сенате Гринспен был обвинен в идеологическом догматизме либерального развития, согласно которому «рынок сам все отрегулирует», так как банки, якобы, сами заинтересованы в благополучии клиентов. Тогда в ряде американских СМИ Гринспен был обвинен в умышленной подготовке кризиса. Еще один активный сторонник либеральной реформы управления не только экономикой, но и государствами, Джордж Сорос назвал мировой кризис: «Кульминацией моей карьеры». |
Из всех народов проще всего управлять безграмотным, безмолвным стадом. Именно в такое желают превратить наши власти население России. Если движение в этом направлении будет продолжено, то впереди нас ожидает весьма безотрадная картина: полчища безграмотных «албанцев», гламурно-«патриотичных» приспособленцев, которых вырастил Путин, и которым, судя по последним тенденциям, Сталин путь озарил. Торжество серости, бессовестности и пошлости. |
|
Подводя итог разговору об особенностях традиционализма К.Н. Леонтьева, нужно прежде всего отметить, что перед нами безусловно традиционализм творческий, но принципиально отличающийся от традиционализма славянофилов. Славянофилы были выразителями демократического варианта этой идеологии, Леонтьев – иерархически (аристократически) – авторитарного. Почти все элементы обоих вариантов одинаковы, но трактуются совершенно по-разному. |
|
|
|
Интересный Таганрог город, даже замечательный. И происхождением своим, и историей, да и людьми, которые имели к его созданию, развитию и обустройству самое прямое отношение. Многие ли города России были заложены Царями и рассматривались в качестве Столицы Российской Империи? А многие поселения с завидной периодичностью посещали Цари и Царицы, настойчиво заботясь об их бурном развитии и расцвете? Не многие… |
|
|
ИДЕИ К.Н.ЛЕОНТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА |
Фигура Константина Николаевича Леонтьева воспринималась и воспринимается чаще всего как некое воплощение, почти что, символ крайнего консерватизма в русской общественной мысли, и причисление его к творческому направлению в традиционализме, вероятно, способно вызвать недоумение. Создалась уже более чем вековая привычка видеть в Леонтьеве трубадура социальной неподвижности, некоего "близнеца-брата" К.П. Победоносцева, или же – утопического реакционера, мечтающего восстановить дореформенные порядки. |
В последние два десятилетия наследие выдающегося русского мыслителя И.А Ильина (1883 – 1954) пользуется повышенным вниманием. Оно издаётся, переиздаётся, проводятся Международные научно-богословские Ильинские чтения, даже Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские Чтения и т.д. Однако остаётся ещё немало исследованных И.А. Ильиным проблем, которые не теряют свою актуальность. |
В стратегическом же плане ответ на вопрос «что делать?» давно дан великими русскими учеными, занимавшимися исследованием Сибири - И.В. Кирилиным, Ф.И. Соймоновым, М.В. Ломоносовым, Г.Н. Потаниным, Д.М. Менделеевым и В.И. Вернадским. Последний в своей знаменитой статье 1917 года писал: «По мере того, как начинается правильное использование наших естественных производительных сил, центр жизни нашей страны будет все более передвигаться, как это давно уже правильно отметил Д.И. Менделеев, на восток, - должно быть в южную часть Западной Сибири. Россия во все большей и большей степени будет расти и развиваться за счет своей Азиатской части, таящей в себе едва затронутые зиждительные силы. Это должна всегда помнить здравая государственная политика, которая должна смотреть всегда вперед, в будущее». Сверхзадача сохранения и процветания России, таким образом, хорошо известна: надо перенести центр ее демографической, политической, хозяйственной, научной и культурной жизни на Восток, в Сибирь и, естественно, добиваться того, чтобы не китайцы, корейцы или американцы, а именно мы осваивали и в первую очередь использовали ее природные ресурсы. |
Если спросить, зависит ли экономика от политики, большинство скажет – да. А от культуры? Конечно. Даже культура производства – во многом связана с культурой общества. В том числе, имеет национальную окраску. У японцев – своя культура. У немцев – своя. У русских, безусловно, – своя. Можно ли заниматься инновациями, если не возвратить в общество традицию – традиционные культуру и моральные принципы? |
Без господства какого-то одного народа и одной культуры любая многонациональная страна обречена на междоусобицу и историческую гибель. Даже во времена своего самого бурного развития Русь мало ущемляла свои малые народы и иноверцев. Этим Российская империя отличалась от других империй. Но мы не должны забывать, что Россию создали не мусульмане, не татары, не немцы, не евреи и не грузины. Россию создали русские. Сегодня враги России как только не называют русский народ: сборище лентяев, дураки, пьяницы и воришки, люди, по словам Бориса Березовского, с “рабским менталитетом”. Но будь русские такими, разве освоили бы они одну шестую земного шара, построили бы великую цивилизацию? Из тысяч и тысяч племен, которые появлялись на свете на протяжении тысячелетий, только единицы смогли создать великую цивилизацию. Русские из этих избранных народов. |
Столько шума и гама по поводу Обращения Президента России, Д. А Медведева, и ответов на него! Будто произошло что-то экстраординарное и необыкновенно сногсшибательное, словом: вот так дал, Дмитрий Анатолиевич, стране угля!!! Всё: взяточникам и коррупционерам капец, наука и технологии прыгнут выше некуда, а простой народ начнёт бегать в супермаркеты и бутики, как в шопы на первых этажах домов и рынки городов. Вообщем, дождалися-таки чуда! |
Русских в России боятся не потому, что они «русские», а потому, что они – демократическое большинство, и как таковое, имеют право на власть в этой стране. То, что часто называют «русофобией» - на самом деле «демофобия», боязнь народа как политически активного «демоса», способного решить все свои проблемы демократическим путем. Демофобы хотят подавить в народе вовсе не какие-то его этнические особенности («любовь к матрешкам и балалайкам»), а человеческое достоинство, самоуважение, любовь к ближнему. Они хотят, чтобы представитель большинства (любой национальности!) вел и чувствовал себя как скотина в стойле. |
|
Самым высоким образом оценивая творчество Н.А. Бердяева, необходимо признать, что у него были и серьезные заблуждения, сыгравшие роковую роль не только в его жизни. Была одна тема, в разработке которой Бердяеву неизменно отказывала творческая интуиция – коммунизм и Россия. О России он писал много и, в большинстве случаев, проникновенно и глубоко. Но как только возникала проблема взаимоотношения марксистского коммунизма и русской истории и культуры, суждения Бердяева оказывались очень пристрастными и поверхностными. Будто в его творческом взоре было какое-то темное пятно, застилающее ему постижение именно этого предмета. Этому способствовало сочетание нескольких факторов: 1) особенности творческого метода; 2) экзистенциальное самооправдание; 3) дуалистическая онтология; 4) общеинтеллигентские предрассудки. |
Нам всем действительно нужна Великая Россия. Россия, в которой каждый россиянин чувствовал бы себя достойно, безопасно, чувствовал бы свою сопричастность к общему делу. Но такую Россию нельзя построить подражательством, копированием, компилятивно. Необходим свой собственный ум и воля для того, чтобы разработать стратегический сценарий не догоняющего, а опережающего, самостоятельного (самодостаточного) и социально безопасного развития национальной экономики. И для разработки такого сценария необходимо опираться на свой собственный опыт осуществления экономических преобразований, на собственные производительные силы, главной из которых является сам человек труда. |
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)
Чему учит исторический опыт экономических реформ в России? Вот центральный вопрос, который требует сегодня, в условиях разворачивающегося мирового финансового кризиса, обоснованного ответа. |
Нынешние проблемы с иностранными мигрантами могут оказаться милой пасторалью в случае вступления России в ВТО. С каких бы позиций ни обсуждалось это членство – одобрения или несогласия, – все сходятся в том, что жёсткая и полнообъёмная перестройка экономики, вызванная этим шагом, сделает у нас безработными порядка 10–12 млн. человек. В дополнение к имеющимся! Закачивать в этих условиях иноязычных мигрантов – значит направлять их, в два хода, в этнические преступные группировки. |
Только любящему сердцу доступна глубина постижения и очевидность преимущества объективно-лучших, совершенных содержаний. Душа человека стремится к совершенству потому, что она боготварна и сопричастна совершенству Творца. В воспитании ценностного сознания синтез сердца является базисным. |
Если Ильин оценил философию Гегеля как «учение о конкретности Бога и человека», то философия самого Ильина – это учение о совершенстве Бога и человека. Это учение есть объективно предметная и конкретная аксиология. В ней совершенство является основной, центральной и главной категорией, точнее, подлинной реальностью сердца и духа. Оно пронизывает обсуждение всех главных вопросов – размышляет ли Ильин о Боге и о Родине, об искусстве и о культуре в целом. Совершенство ветвится в более конкретные понятия-переживания, будь то добро, справедливость, любовь, вера и др. |
Непреходящую ценность и все возрастающую актуальность в духовно-ценностном самоопределении современной молодежи приобретает одна из последних работ Ивана Ильина "О воспитании в грядущей России". Чтобы справиться с этой "претрудной задачей", по выражению самого мыслителя, "мы должны высказать и письменно (по возможности, и печатно!) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чем нас умудрила патриотическая скорбь" [1]. |
Россия для меня - всё! Это не значит, что я не вижу пьяниц, воров, расхитителей, тунеядцев – вижу. Но что-то есть сильнее меня самого. Я влюблён в нашу историю. Я великолепно знаю, чем жертвовали наши деды и прадеды ради величия Отечества. Поэтому я верю в будущее России, её народа и думаю, что мы всё-таки осилим наши «болячки», – если будем помнить о Боге. Россия не возродится без православия, потому что русский народ без веры в Бога, в Христа – без истинной веры, а не показушной – духом слаб. |
|
...в настоящее время состояние русского языка оставляет желать много лучшего. Напомню, кстати, что «язык» по-славянски — это «народ». Вот у меня в руках последняя книжка Ковада Раша «Дозор русистов», посвящена она «светлой памяти Олега Николаевича Трубачёва и всех подвижников русистов». Замечательный эпиграф из В. И. Даля подобрал автор к своему сочинению: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, язык». Эти слова должны быть заповедью для всех наших просветителей, писателей, журналистов, актеров, политиков и прочих общественных деятелей и, конечно же, для телевидения и радио, которые как раз много грешат разного рода чужесловием. Радио просто невозможно слушать — настырно насаждается вульгарная нерусская речь, жаргон, звучат чужие интонации, фонетика запредельная — т. е. настойчиво внедряются развязные стереотипы речи, которые, проникая в сознание, незаметно изменяют его, оскверняют, искривляют мысль, разрушают психику, культивируют агрессивность и т. д. Создается впечатление, что делается это специально, что кому-то очень хочется опустить наш народ до пещерного уровня. |
Не следует смущаться, на первых порах, тупоумным равнодушием окружающей нас среды… Они, пожалуй, не захотят даже понять нашего слова. Но скоро, очень скоро обстоятельства заставят их понять. Главное, чтобы слово, сознательное слово было сказано. Ф.И. Тютчев |