Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
|
|
Не припомню, чтобы где-нибудь в России детей водили на хлебное поле. Просто посмотреть — как колосятся пшеница ли, рожь ли, ячмень. Ребёнок, не познавший цену хлебной краюхе, — испорченный ребёнок. Не оттого ли нынче в деревнях массовое уныние, а в городах массовый дебилизм? Быва¬ло, когда от земли отворачивался ну один, другой, третий крестьянин, но что¬бы вся нация... Тяжело говорить о трагедии деревни. Мотаюсь по российским просёлкам вот уже сорок лет, и душа стонет... Прошлой осенью уже прозву¬чал тревожный звоночек: цены на хлеб, молоко, мясо, картошку и другие про¬дукты подскочили в два-три раза, но нам всё нипочём. Что ожидает народ зи¬мой? Самое время обернуться к истории. |
Насилие в адрес учителей в средних школах стран Западной Европы и США – явление давно уже обыденное, почти рутинное. Опрос среди испанских школьных учителей, проведенный в 2009 году по инициативе их профсоюза, показал, что 73% учителей постоянно подвергаются оскорблениям со стороны учеников, 15% подвергаются насилию, которое выражается в том, что ученики прямо во время урока избивают их на глазах у класса, наносят тяжкие телесные повреждения вплоть до переломов. Нередки и покушения на убийство с применением холодного и огнестрельного оружия. Причины вспышек агрессии самые пустячные – низкая оценка, сделанное замечание. Во Франции ситуация столь же тяжелая, так что правительство в 2003 году было вынуждено даже ввести закон, по которому такое поведение учеников наказывается тюремным заключением начиная с 13 лет (раньше малолетние садисты и хулиганы не несли никакой ответственности за совершенные преступления). В Швеции около 12% педагогов заявили, что подвергаются оскорблениям и избиениям со стороны учеников прямо во время школьных занятий. А в США, где огнестрельное оружие можно купить свободно, оно есть почти в каждом доме и ребенок или подросток легко может его найти, такие конфликты заканчиваются не только синяками и переломами. Убийство учителя – обычная для американских школ история. |
|
|
Объективные процессы глобализации, в сочетании с паразитирующей на них глобализаторской политикой, обостряют старые и ставят новые проблемы выживания человечества, сохранения жизни на Земле. |
Популярное понятие «глобализация» используется в различных смыслах, в зависимости от того, обозначают ли им объективные планетарные процессы, либо выражают субъективное отношение к ним. Прежде всего, глобализацией называют всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации. Как и во всяком явлении, в нём есть положительные и отрицательные стороны. |
Динамику развития оборонно-промышленного комплекса ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий, меньшие - на совершенствование основных производственных фондов. При создании точек инновационного роста инвестиционные затраты, (до 70%) должны идти на развитие кадрового потенциала (в первую очередь, на научные, конструкторские и технологические кадры), и не более 30% должны составлять затраты на технику. Нужно селективно поддерживая только точки роста нового российского ОПК. Для опережающего развития надо прекратить бесперспективное вливание огромных бюджетных ресурсов в уже неживые ОАО и ФГУП’ы, создать конкурентоспособные предприятия с эффективной системой управления, современными технологиями и кадрами. |
Мы стоим на границе, за которой начинается новая эпоха, в ней России может не быть. Но если она преодолеет «реформы» от Гайдара до Путина (а заодно и прихлопнет «красный реванш»), то у нас есть все шансы быть планетарными лидерами. Мы сами выбираем свое будущее. Не все вместе, но каждый. Если этого потенциала хватит, чтобы уничтожить изуверов, Россия спасется. Если политический переворот не успеет (а это вопрос стремительности раскола в «верхах»), то не будет страны - развалится еще раз на куски. Власть не падет в одночасье, а будет осыпаться как старая штукатурка. Неизбежен раскол и грызня за уменьшающийся «пирог». Они выведут Россию на грань небытия в ближайшие годы или даже месяцы. И тогда все решится: достанет ли у нас сил не дать развалить страну как в 1991? Или Россия ужмется, отдав сепаратистам и интервентам огромные территории? На этом переломе будущее определится малозаметными факторами, может быть, даже волей отдельного лица. Эпоха перемен только на подходе. |
|
|
|
Эпоха идеологической монолитности сменяется эпохой идейного расщепления, двоедушия, цинизма. Идеология постепенно теряет свою «плоть». В подобной ситуации требуется сравнительно небольшой импульс, чтобы грандиозный идеологический монстр рассыпался в прах. Это и произошло в России в августе 1991 года. Но прах этот оказывается «радиоактивным», идеологические трихины глубоко внедрены в души людей и в общество, они вызывают рецидивы идеологической болезни, в новых формах ослепляют сознание, парализуют или ложно ориентируют волю. Для полного исцеления необходимо опознать источник, носитель и природу идеологической одержимости. Затем отторгнуть из общественного организма «раковые клетки» те структуры и организации, деятельность которых мотивирована идеологическими нуждами. И, главное, начать восстановление погубленных тканей, прежде всего, возродить историческую память общества, национальное самосознание и волю народа, правосознание граждан. Мы долгие годы проживаем драматический период пробуждения национального духа и рецидивов застарелой идеологической болезни. Но начался процесс возрождения тогда, когда казалось, что режим утвердился навечно. |
Русский народ никогда социализм не выбирал. У него не было выбора. И вообще народ выбирает только между традицией и нигилизмом: либо строит, либо рушит. Социализм - это антирусский строй, возникший на обломках разрушенной либералами-февралистами Империи. Советская власть была попущением и расплатой за грехи. Нынешняя власть - следующая стадия попущения за упорствование все в тех же грехах, которые при соввласти (условно так называя период) еще не получили полного развития, а теперь развернулись вовсю. |
|
На рубеже XIX - XX вв. русские консерваторы были вынуждены искать ответы на вызовы времени, к которым относилось: усиление крестьянского землевладения, превратившегося в угрозу помещичьим хозяйствам; оформление прослойки крестьян-общинников, морально и отчасти материально готовых к выходу из крестьянского «мира»; ускорение развития промышленности, угрожавшее созданием диспропорций между ней и аграрным хозяйством; возрастание материальной мощи отечественной буржуазии и приток иностранного капитала; введение новой системы денежного обращения («золотого монометаллизма»); распространение социалистических идей, во многом ставшее реакцией на развитие капитализма; оформление и рост рабочего класса. |
....стремительное покраснение нынешних властных кругов (еще не верхних, но уже очень влиятельных) влечет нас в единожды пройденный ад: в бесчеловечное угнетение народа ради неких «высших» идеалов. Именно порождением этой подлой тенденции и является вытаскивание побитого молью идеологического инструментария: сладкой парочки «Сталин/Грозный». Реанимируются и эйзенштейновское синематограграфическое барахло, и «научные» труды такого же сорта… Вот ведь что интересно: на Руси и в России никогда не было ни малейшего культа либо «местночнения» Ивана Грозного: первично все это – порождение сталинской пропаганды, вторично – нынешних околовластных холуев...
...Террора захотел товарищ Калашников. Сам, при этом, понятное дело, решительно уверен, что будет в числе тех, кто его проводит, а не тех, против кого он ведется. Были и до него такие умники. Потом, правда, здорово удивлялись. Но их ни капельки не жалко. |
|
Покровители евразийства из властных структур исходят из того «очевидного» факта, что рождаемость и жизненная энергетика (пассионарность) русского народа падает, а мусульманских народов (особенно татар) возрастает. Отсюда «добросердечное» предложение: давайте спасать державу и заранее готовить новый государствообразующий этнический массив, ибо через пятнадцать-двадцать лет Россия приговорена быть страной с нерусским большинством. По существу современные апологеты евразийства являются цивилизованными и сладкоголосыми гробовщиками русского народа – под аккомпанемент евразийской идеи. |
|
Двести лет назад, в самом конце царствования Екатерины великой, покончил с собой ярославский помещик Владимир Опочинин, вольтерьянец, человек блестящего ума, тонкого воспитания и передовой мысли. В своем предсмертном письме-завещании он описал свое отчаяние, ощущение собственной ненужности, которые испытывал в связи с окружающей действительностью: «Отвращение к нашей русской жизни есть то самое побуждение, принудившее меня решить своевольно свою судьбу». |
Доклад Института современного развития (ИНСОР) «Россия XXI – образ желаемого завтра» на первый взгляд очень верно ставит задачу: будущее надо увидеть, чтобы оно имело шанс наступить. К сожалению, при множестве правильных, но скорее случайных, мыслей общий результат мозгового штурма либеральных аналитиков плачевен: основные выводы неверны и неновы. Авторы доклада не замечают, что уложились в рамки бесплодной имитационной активности, которая доносит начальству, что «дела идут, контора пишет». Сами знают, что это чаще всего и происходит с разного рода стратегическими разработками, и сами превратили серьезное дело в повод, достойный лишь того, чтобы продемонстрировать, как не надо делать. Именно благодаря подобным документам потом начальство докладывает народу в очередном послании нечто совершенно несуразное. Получается, что либеральная мысль способна только на время создавать алиби для власти. Ей не хватает не только смелости ставить проблемы во всей их полноте и конкретности, но даже терминологического арсенала. Как если бы у переводчика выдающегося литературного произведения под рукой был бы крошечный словарик для туриста. |
Для описания поколения, дружно отступавшего в России от Христа, и приведшего Россию к царству тьмы, в котором она сегодня во всей его полноте и пребывает, был избран Антон Павлович Чехов. Певец изгиба России, исто-рического периода, когда чётко обозначился её перелом от державы Правос-лавной к стране обессилившего народа, был наделён и особым даром художника, даром изысканной художественной притчи. О русских душах, которых ещё не покинул господь Богъ, но которые сами уже покинули Его Господа Своего, всё творчество Антона Павловича Чехова. Притчи, рассыпанные по всем произ-ведениям Чехова до сих пор мало кому открываются, потому что сочинения Чехова, как «рояль, который заперт, а ключ от него потерян». И вот 100 лет активнейших мировых постановок и экранизаций чеховских пьес и рассказов - это все попытки отыскать потерянный ключ от чеховского рояля. Ибо и сам Чехов, описывая бессилие своего поколения, переломившего Россию пополам, только, может быть, как никто лишь видел, что его народ и ахнуть не успел, как на него медведь насел, но сам, похоже, не ведал, что медведем этим, футляром полонившим русскую душу стало безверие, опустившееся на Русскую землю. Тем более не видят сути чеховского медведя сегодняшние интерпретаторы Чехова. |
Мы все думаем об одном и том же: почему народ вымирает, почему унижается честный труд, а воспеваются бизнес, пиар, по-русски говоря,- обман? Писатели, творческая и научная интеллигенция, преподаватели вузов, врачи, учителя, рабочие до сих пор в недоумении, шоке: почему мало, очень мало платят, почему образование, здравоохранение отходят к маргинальной сфере, где, как писал Андрей Платонов, «...постепенно остановят дыхание исчахшие люди забытого времени». («Котлован»)?.. Такое недоумение, больше похожее на ступор, уже наблюдалось в нашей истории: в 1937-м году репрессированные никак не могли поверить в реальность происходящего, шептались между собой: « Там, наверху, ошибаются, это чудовищная ошибка, неужели Сталин не видит, может, ему не докладывают?» И только потом приходило отрезвление: они все понимают, они сознательно хотят нас уничтожить. |
Восстановить исторически справедливые, подсказанные самой природой пределы Государства Российского есть ныне самая насущная политическая задача всего нашего народа, всех проживающих в сегодняшней Российской Федерации граждан, но в первую очередь - нашего правительства. |
И солнце, и небо, и дожди, и звезды, и дивная, разнообразная, неповторимая красота земли, и смена времен года, и каждое животное, и каждый цветок, - все, абсолютно все в этом мире носило на себе Божественную печать, отблеск Любви Божией, частичку красоты Самого Творца. Нет, земная Родина, которая приняла изгнанника, была не только юдолью покаяния и плача, но красотой своего устроения напоминала об утраченном рае. Все в ней было пронизано неким призывным, манящим светом, все дышало, все говорило, все звало человеческое сердце к примирению с Богом... И человек стал любить эту теплую землю труда и покаяния. Но не только потому, что и она была прекрасна, но и потому, что каждый раз, когда хоть на краткий миг каялся человек перед Богом и плакал о своем недостоинстве, то чувствовал он себя в эти мгновения как бы в Раю... Ибо это были мгновения примирения его с Богом. |
Издавна пытались люди найти разгадку тайны понятия «родина». Искали на путях философских умозрений, в сердечных глубинах художественного творчества, в анналах истории, в этнографии - опыте жизни и быта народов... Еще на заре человечества и античные греки размышляли об этой сокровенной связи человека и земли его рождения. Размышлял Гомер, отправивший своего Одиссея в многолетние странствия. А затем - в долгий путь домой - на Родину - на любимый остров Итаку. И Гомеру было открыто, что это очень трудная дорога, и что все на этом пути будет препятствовать человеку. Как препятствовало все Одиссею, то в виде всевозможных испытаний и опасностей, то в виде соблазнов, лишь бы он уклонился с дороги и не достиг цели... Так было, к примеру, в стране Лотофагов, где рос сладко-медвяный лотос. Испробовав его люди забывали обо всем, что только когда-то было им мило и дорого, и чувствовали неодолимое желание «вкусный лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись Отчизны». Наверное, этот лотос есть вечный символ соблазна, если и поныне он опьяняет своей мнимой сладостью тысячи и даже миллионы наших сограждан. А ведь предки наши были иными... |
Родина - это творение Божие и сама Красота, отражающая дивный, непостижимый и необъятный в своем благолепии и премудрости Лик Творца и Создателя всего сущего. Это - чудный Сад, в котором растет, цветет и плодоносит самое великое Божие сеяние на земле - сотворенный Богом человек. «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36: 23). Сам Господь освящает и назначает и для человека, и для народа землю жизни - Родину, чтобы люди, вселенные в эту землю, возделывая ее и храня (как заповедано было еще первому насельнику райской земли Адаму), смогли осуществить в этом мире свое Божественное призвание. Ради него приводит Господь в мир народы, ради него Бог дарует жизнь людям. Ради совершения сего призвания получают народы от Отца Небесного величайший дар - свое место в мировом целом - Родину. Вне Родины, без Родины, без сочетания с ней и служения ей призвание человека не может быть исполнено. |
Что будет с Россией после кризиса? Я думаю, что русский народ выработает какое-то свойство... Если он не сойдёт с арены истории, он навсегда будет связан со своими представлениями об уживчивости. По какой модели будет развиваться Россия, сложно предположить. Я думаю, что это будет связано с чувством «русскости». В результате кризиса правящие круги оказываются менее зависимы от Запада, больше вынуждены полагаться на народ. Наше положение очень похоже на положение перед войной и после войны, которое я помню хорошо: был патриотизм. И мне кажется, что Сталин это прекрасно понимал. По крайней мере, Черчилль в мемуарах о военных временах писал: когда он разговаривал со Сталиным, тот сказал: «Вы думаете, они за нас воюют? Они воюют за матушку-Россию». Что-то в этом роде лидер чувствовал. Конечно, это была не какая-нибудь сформулированная концепция «матушки-России», а просто люди дрались за свои дома и землю, не желая подчиняться. И сейчас правительство должно помнить, что люди, выживая в кризис, будут «драться за свои дома». На это надо опираться. |