Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Почему русские иностранцы старомодно бережны к истории, коренные жители России обозленно или тупо равнодушны? Я уже только перелистываю наши газеты. Академик, очень талантливый, даже в чем-то могучий, с умилением говорит о том, как в Европе он каждый день проходит мимо памятника в честь какой-то там битвы, любуется улыбкой Девы Марии (католической), но никогда не обмолвится с чувством о родных пепелищах, гробницах в Успенском соборе в Кремле и проч. Между тем именно от этого человека, умного, бесконечно образованного, хотелось бы услышать прославление отеческих гнезд и имен. Не будет такого. Он торопится записаться в граждане мира. В. В. Розанов предвещал, что в будущем станет читаться то, что писалось с душой. Нынче бездушные страницы привлекают нас больше всего. Почему люди так желают родства, близости, гармонии в жизни и кого попало выбирают себе в спутники (пусть и на короткий срок) в книгах? |
В Национальном манифесте мы обозначили основное противоречие эпохи — между народом и олигархией. В этом смысле новый национализм — это не столкновение между нациями, а схватка между народом страны и олигархией, порабощающей всех нас. Мы увидели свою задачу не в том, чтобы «качнуть низы», доказать им необходимость восстания, а в том, чтобы дать интеллекту народа мiровоззренческие принципы, спасительные в условиях кризиса. |
|
|
Фигура Льва Александровича Тихомирова сравнительно недавно стала предметом специальных исследований, и потому литература о его жизни и творчестве сравнительно не велика, причем она носит скорее описательный, чем аналитический характер. Именно последним обстоятельством можно объяснить путаницу в представлениях об идейно-политической принадлежности мыслителя. |
Мне кажется, что самая главная проблема России — в снедающей нас жажде наслаждений. Может быть, это утверждение не вяжется с образом страны, пережившей тоталитаризм, перестройку, катастрофические реформы и, наконец, погрузившейся в мировой экономический кризис. И — с нашим пессимистичным мироощущением. У нас действительно много объективных проблем. Но чаще всего — они ничто, просто фон, который заставляет нас немного понервничать. |
Вот еду я в свою деревню, по Угличскому шоссе, – и по бокам поля, заросшие бурьяном, там торчит ржавый трактор, там пустующая ферма виднеется. И сеять никто не намерен, торговый центр бы возвести или казино – это да… Мои соседки-старухи говорят: «Мы последние крестьяне». Вырождается деревня, где наши корни, где корень русской литературы. У тех, кто начал реформы, не было ни малейшего желания понять, что такое Россия, русский человек, русская ментальность, и согласовать свои действия с этим. А не так, как у Брехта: не нравится тебе народ, выбери себе другой народ. Они взялись переделывать нашу страну и народ насильно, и результаты видны, каждый прочувствовал их на себе. Вот я работаю в академическом Институте мировой литературы (ИМЛИ РАН), и мы с коллегами чувствуем, как гуманитарную науку о слове, о человеческой душе вытесняют из пределов жизни, бюрократически усложняя условия нашей работы. Что до нынешних издателей, то у многих не принято платить гонорары за научные труды. Если выйдет книга, то надо сказать спасибо, что это не за твой счет. Зато те, кто сочиняет детективно-криминальное чтиво, получают гигантские деньги. Труд же филологов — людей, представляющих фундаментальную науку, расценивается смехотворно. Все это отвратительно, унизительно и опасно. |
Сегодня на повестке дня остро стоит вопрос о глобальном кризисе культуры в её духовно-нравственном измерении: образование, литература и искусство, гуманитарные науки, религия. В этом смысле ситуация с языковой культурой, будучи отражением мирового кризиса культуры вообще (который, в свою очередь, есть следствие общего экономического кризиса, начавшегося даже не осенью прошлого года, а гораздо раньше), - яркое тому свидетельство. С особенной силой этот кризис, захвативший буквально все сферы человеческой деятельности, проявился в области самоидентификации личности, её внутреннего отождествления с определённым миром, определёнными идеалами и, соответственно, с установленными в этом мире правилами поведения и общежития - то есть с определённой культурой. |
В начале 2000-х годов начальник Буденовского ГРОВД Ставропольского края Руслан Геворкян с подельниками-армянами организовал… подпольный спиртзавод, зерно для которого он вымогал у местных русских крестьян. Содействовали армянским «предпринимателям» русские чиновники, в том числе начальник налоговой полиции города Сергей Верхоглазов. При обыске в квартирах арестованных найдено 10 млн. рублей, 620 тысяч долларов, 83 тысячи евро, 308 золотых ювелирных изделий, 20 золотых часов, 348 золотых монет, 9 золотых слитков. |
В мае 2008 года в московском метро группа молодых азербайджанцев напала и жестоко избила под крики: «Русские – свиньи! Русских надо убивать!» двух студентов. Как потом выяснилось, нападавшие были членами националистической организации «Черные ястребы», в которую входят молодые азербайджанцы, проживающие в Москве. Из национальной ненависти они нападали и избивали москвичей. 6 человек из банды были арестованы. Суд определил их действия, как «хулиганство по мотивам национальной ненависти и приговорил к 4-7 годам заключения. |
Когда горит дом (конечно, не дай, Бог) и вы тушите пожар – что приходит первым вам на ум? Чтобы кто-то вам помог в тушении. И вот подбегают люди и начинают вам помогать. Вы будете производить отбор и отсев пришедших по их прическе или по обувке? – наверняка, нет. У вас будет только одно желание, чтобы пришло как можно большее количество людей, способных не обсуждать сам пожар, а заливать разбушевавшееся пламя, стремясь хоть что-нибудь спасти. Теперь представьте другую ситуацию – прибежал к вам непричесанный и патлатый, а вы не терпите хиппи -- и вместо тушения давай его тумаками со двора гнать. А дом разгорается. А тут пришел кто-то в лаптях – вы в обморок. Пока то да се, а на месте дома – пепелище. Весь прошлый век наш Дом, занявшись от «Искры», горел и продолжает гореть до сегодняшнего дня. |
Думаю, что каким-то непредсказуемым образом русские вернутся на землю. Может, даже в результате страшных городских катастроф, полной безработицы и вымирания в городах побегут спасаться на землю. Всё-таки именно земля спасёт русский народ. |
Роль науки как производительной силы в современном обществе является общепризнанной. Мы живем в мире, где мощь государства и благополучие народов определяется прежде всего суммой накопленных знаний. Тот, кто отстал в построении адекватного механизма создания, накопления и использования научных знаний, рискует навсегда остаться в положении догоняющего, а, может быть, и деградирующего. В современной России вопрос построения такого механизма имеет сверхактуальное значение. Мы находимся в состоянии перехода от одной общественной формации к принципиально отличной. Страна болезненно переживает этот переход. Мы потеряли огромные территории с плодородными землями и природными богатствами. Резкий спад пережила наша экономика, сравнимый только с великой депрессией в США 1929-1933 гг. Рухнула военная мощь нашей страны и оставшиеся у нас территории не могут быть эффективно защищены при современном состоянии наших вооруженных сил. Коренное население России вымирает со скоростью миллион человек в год. Подавляющее большинство населения живет в глубокой нищете. |
Я перечёл свою книгу об истории еврейства ("Трёхтысячелетняя загадка"), и чувство, которое я испытал, было – неудовлетворённость. "Уж раз автор замахнулся на такую широкую историческую перспективу, – думал я, – то он мог бы сделать больше конкретных наблюдений, освещающих современное положение и возможное будущее мира". Это я и хочу в некоторой степени попытаться восполнить здесь. При этом все факты (включая и цитаты) берутся из моей книги. Естественно, выводы, к которым я прихожу, в некоторой степени повторяют книгу (или являются уточнением высказанных там мыслей). |
Главная угроза существованию западных народов заключается в нежелании мигрантов ассимилироваться на новой родине. В Германии это тоже почувствовали. По свидетельству Александра Рара – эксперта Германского совета по внешней политике: «Германия не имела колоний, поэтому проблема иммиграции существует только в отношении бывших жителей Турции, которые приехали (в 60-е годы) в Германию работать и остались здесь. В Германии оказалось много курдов. Эти люди никогда не были интегрированы даже в турецкое общество и привыкли к нищенскому существованию. В Германии они, ко всему прочему, попали в чужую культурную среду. Сегодня выяснилось, что число бывших граждан Турции в некоторых городах выросло настолько, что их дети в школах составляют большинство. Проблема заключается в том, что они не говорят по-немецки, не интегрированы в немецкое общество и являются приверженцами ислама. Причем нередко именно эти люди становятся религиозными фанатиками». |
В детсадах Франции (2002г.) лишь каждый третий ребенок белый. К 2025 году во Франции может остаться всего 10% белого населения. |
«Спутать, спутать - и ничего больше, ввести в это дело посторонние, другие обстоятельства, которые запутали бы сюда и других, сделать сложным, и ничего больше. (…) Первое дело спутать. Так можно спутать, так всё перепутать, что никто ничего не поймет. (…) Я знаю все их обстоятельства: и кто на кого сердится, и кто на кого дуется, я кто кого хочет упечь. Там, пожалуй, пусть их выпутываются. Да покуда они выпутаются, другие успеют нажиться. Ведь только в мутной воде и ловятся раки. Все только ждут, чтобы запутать…» - в этих словах, вложенных Н.В. Гоголем в уста предтечи бесов Достоевского, безымянного юрисконсульта, выражен, в сущности, механизм организации всех провокаций, всех смут, коими так богата наша новейшая история. Наблюдая за происходящим в последнее время в российской общественной жизни, трудно отделаться от впечатления, что механизм этот приведён в действие с новой силой, и неведомые винтики пришли в движение. |
После высылки продолжилось творчество русских религиозных философов, которые «дали убедительное изложение традиционного православного вероучения на языке и в понятиях современной культуры» (Н.М. Зернов). Русская философия совершила прорыв потому, что шла «вперёд к отцам» (Г.В. Флоровский), – возрождала традицию православного философского и богословского мышления. В семидесятые годы Вселенский патриарх Афинагор, знаток русской культуры, назвал русскую религиозную философию XX века неопатристикой. |
С начала XX века в России обнажилось эпохальное противостояние. Русская духовная революция выразилась в церковном пробуждении, в культурном возрождении, в творчестве христианских философов, в реформах Петра Столыпина. На противоположном полюсе концентрировались силы инфернальной духовности, которая и победила в 1917 году. В этой борьбе создавались смыслы и ценности, которые отражали новый исторический опыт. Многие творческие плоды русских мыслителей и писателей оказались не востребованы современниками, но подлинные ценности противостояли болезням века. Достижения русского творческого гения оказываются актуальными сейчас, когда подводятся итоги века революций и когда Россия обретает новые формы жизни. |
Ильин особо отмечает важность взращивания в России нового слоя государственных людей, которых будет очень не хватать именно в переходный от «коммунизма» к Монархии период. |
Много и верно Ильин пишет о личности Монарха, о том, как действительно «тяжела шапка Мономаха», как много предубеждений, завистливых мыслей и чувств вызывает положение Монарха, его громадная власть, его кажущаяся неподконтрольность никому и ничему. |
В либеральной среде принято считать, что «демократия» — это безусловно более совершенная и сложная форма власти, чем авторитаризм и тирания, в число которых «либералы» включают и Монархию. |
Один из идеологов и практиков российского либерализма все тот же Михаил Ходорковский открыто признался в том, что российские либералы и олигархи проводили сознательную политику уничтожения русского народа. Незадолго до окончания следствия Ходорковский вдруг решил покаяться в содеянном и подтвердил в газете «Ведомости» по поводу крушения либерализма в России: «Для многих наших предпринимателей, сделавших состояние в 90-е гг., Россия – не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты…Пришла расслабленная богема, даже не пытавшаяся скрывать безразличия к российскому народу…Многие из либералов первого ельцинского призыва…думали об условиях жизни и труда для 10% россиян, готовых к решительным жизненным переменам в условиях отказа от государственного патернализма. А забыли – про 90%…Они всегда говорили, не слушая возражений, что с российским народом можно поступать как угодно». |
Началом любого дела была, есть и будет мысль-слово. Слово – это программа, которая заставляет человека действовать. То есть именно слово создает и разрушает. В масштабах государства слово может подействовать так, что с него начнутся культурные, а потом неизбежно и политические потрясения, которые нередко приводят к изменению культурного кода народа, всего государства. |
Какое чудо нам досталось в наследство — русский язык! А в нем кладезь премудрости – поговорки. Ведь пословицы и поговорки – формулы жизненного уклада народа, премудрость, сверкающая в кристаллах слов. |
Современная мировая война, которую ведет со всеми нами мировая олигархия, не выводит армии на поля сражений. Но массовые коммуникации и массовое потребление однотипных товаров и услуг не в меньшей мере испытывают человечество на стойкость, чем снаряды и бомбы. В этой войне также происходит переоценка ценностей, разрушение омертвелых конструкций, потерявших гибкость. Если мировые войны обращали обывателей в груды трупов, то современная война обращает их в живых мертвецов, лишая души. Фронтовики современной войны – это люди, способные к сопротивлению отупляющей пропаганде и соблазнам мира вещей и удовольствий. Это новый тип человека, обладающего своим историческим гештальтом – национализмом новой эпохи. Русские лучше других приспособлены к такому национализму – национализму войн, которые силы Зла ведут против человечества, стремясь покорить уже не его тело, а его дух. Это не отменяет долга солдата, который нынешним поколениям еще не раз предстоит исполнять на полях сражений с реальным противником. |
Исключение войны из жизни человечества – самая глупая идея, которую можно себе представить, если сопоставить ее со всей известной нам историей человечества. За ним стоит аморальное осуждение всех участников войны вне зависимости от их индивидуальных поступков. Сложить оружие и сдаться на милость победителю – вот «мораль» пацифистов. Все, чем оперируют пацифисты – картины лишений, связанных с войной, страшные иллюстрации смерти, мучений, разрухи. Все эти картины – признак страха и попытка напугать, расширяя тем самым сообщество пораженных страхом. Но «еще не было такого человека, который бы доказал нам, что индивид, жертвующий собой ради высшего задания, поступает безнравственно, или же безнравственно государство, требующее от индивида этой жертвы». |
Вопрос крови для народа – это вопрос жизни и смерти. «Народ, не ощущающий кровных уз, является простой массой, физическим телом, неспособным подняться над материей и явить силу высшей жизни. Внутри такой общности уже нет места невероятному, его ослепительный свет больше не может утешить человека в минуты слабости, повсюду царят одни только законы механики. Ради такой общности не стоит ни жить, ни умирать, ни рожать детей, ни растрачивать творческих сил где-либо еще вне индивидуальной сферы. У нее больше нет ни судьбы, ни крови, готовой принять эту судьбу». «Только там, где кровь связывают узы судьбы, рождается общность крови. Не будь этих уз, семья, аристократия, народ - все утратило бы свой смысл, все глубокие чувства стали бы мишенью для насмешек со стороны освобожденных умов, наглых и циничных литераторов». |
Немецкий национализм 20-30-х годов остается безвестным в силу репрессий против любой мысли, которую победители во Второй мировой войне могли заподозрить в симпатиях к гитлеризму или в генетической связи с любым из идейных течений, которому позволено было существовать в нацистской Германии. По сути денацификация стерла из европейской культуры целый пласт философской мысли, который лишь теперь становится доступным для исследования и может рассматриваться как наследие, пригодное для извлечения из него полезных исторических уроков и аналогий. |
Следовательно, государственно-частная форма правления есть на перспективу единственно приемлемая для всех активно развивающихся и развитых стран мира, потому что она в состоянии сгладить социальные противоречия и нейтрализовать влияние мирового правительства. Именно такая форма правления позволит усилить взаимопроникновение экономик на приемлемых для всех народов условиях равных возможностей при сохранении традиционной культуры отношений внутри народа. Именно эта тенденция и будет первым шагом для воплощения в жизнь Русской Идеи. |