Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что признаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями, так как нет у меня другого способа обличать согрешающего брата. Известные мне неоднократные попытки личных и письменных братских увещаний, обращенных к митрополиту Сергию со стороны почившего ныне митрополита Агафангела, митрополита Иосифа с двумя его викариями, архиепископом Угличским Серафимом [Самойловичем], епископом Вятским Виктором [Островидовым], не могли вернуть митрополита Сергия на надлежащее место и к подобающему образу действий. Повторять этот опыт было бы бесполезно. Посему подобно сим архипастырям и вместе со всеми, кто считает учреждение так называемого Временного Патриаршего Синода погрешительным, воздержание от общения с митрополитом Сергием и единомышленными ему архиереями признаю исполнением своего архипастырского долга. |
Теперь как раз любовь видят там, где можно сказать по-существу, словами поэта, что люди стали к добру и злу "постыдно равнодушны". Тот, кто действительно любит истину, тот врагов истины будет обличать, а соглашаться с ними не будет. Если он видит человека заблудившегося, он по любви христианской постарается [его] вразумить, но никак [так сказать,] не (будет) брать под руку, и говорить: мы с тобою едины ! А теперь эти соблазны постоянно [пред] (перед) нами. В [том самом] экуменизме, который разливается волной по всему земному шару! И во всяких других еретических неправомыслиях. Будем же это помнить, возлюбленные, и апостол любви Иоанн Богослов, и святитель Николай чудотворец – все они зовут нас к любви. Они сами сияли любовью, и нас к ней призывают. Но помните, что любовь к истине должна стоять на первом месте. Если человек заблудился – укажи, а если он злостно противится, то его обличи без всякой боязни, как это делали апостолы и святые отцы. И тогда только, действительно, (защищается истина как должно, как поборнику истины это надо делать. Тогда) [защищая истину, как должно поборнику истины это делать, тогда] только ты будешь, действительно, сыном истины, сыном христианской любви и могут тогда по этой любви узнать о тебе, что ты – действительно ученик Христов. |
Мы же утверждаем, что ложь рождает только ложь, и не может она быть фундаментом Церкви. У нас перед глазами позорный путь "церкви лукавнующих”, обновленчества; и этот же позор постепенного погружения в засасывающее болото все более страшных компромиссов и отступничества, этот ужас полного нравственного растления, неизбежно ждет церковное общество, если оно пойдет по пути, намеченному деяниями Синода. Нам кажется, что митр. Сергий поколебался в уверенности во всемогущество Всепреодолевающей Истины, во Всемогущество Божие, в роковой миг, когда он подписывал декларацию. И это колебание, как страшный толчок, передастся Телу Церкви и заставит его содрогнуться. Не одно человеческое сердце, услыхав слова декларации в стенах храма, дрогнет в своей вере и в своей любви, и, может быть, раненое в самой сокровенной святыне, оторвется от обманувшей его Церкви и останется за стенами храма. |
Сомнения невозможны: Сталин был чудовищем и если существовал когда подлинный "враг народа", то именно он им и был. Память о его преступлениях сохранится до тех пор, пока существует История и нам как воздух необходима вся конкретная правда об эпохе его всевластия (как и о других эпохах нашей истории). Все это необходимо сказать, чтобы ничто подобное не было более возможным. Необходимо, но не достаточно: нужно еще и осмысление всей этой трагедии. |
Мне вспомнилась статья некоего украинского католического священника под названием «К вопросу о католичестве в России», опубликованная в № 2 самиздатовского журнала «Бюллетень христианской общественности» В. Огородникова в 1987 году. Автор был одно время келейником вышеупомянутого Митрополита Никодима и имел с ним многие откровенные беседы. Он пишет, что «Митрополит Никодим всегда был искренним католиком и тайным католическим епископом». Понятно теперь, почему и умер он не где-нибудь, а прямо на руках у самого Римского папы. Вспомнилось мне и то, как бывший Курский архиепископ Хризостом в личной беседе со мной в 1975 году, многозначительно подняв палец, сказал очень внушительно: «Отец Лев, спасение только в Римско- католической Церкви!». Я тогда пытался истолковать его слова не в прямом смысле, а так, что, мол, помочь положению нашей Церкви способна теперь только церковь Римская. Но вскоре один священник, бывший некогда близким к Хризостому, прямо сказал, что тот – «тайный католик». А Хризостом тоже был келейником митрополита Никодима и всегда называл его своим "учителем". Вспомнилось мне, как архиепископ Смоленский Кирилл (в прошлом тоже келейник Никодима) убеждал меня в том, что между Православной и Католической Церквями нет, в сущности, никакой разницы, как в том же пытались меня убеждать и иные священнослужители, близкие, так или иначе, к Митрополиту Никодиму. Стало ясно, что в епископате и духовенстве Московской Патриархии действует активная и сплоченная группа тайных католиков. |
Своей печально известной "декларацией" 1927 года Митрополит Сергий и его Синод объявляли, что «оставаясь православными» они желают считать «Советский Союз (- это преступное и антихристово государство! -) своей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Здесь налицо хитрейшая подтасовка и смещение понятий Родины и государства. Родиной можно считать Российскую землю как территорию с её народами, но объявлять "Родиной" Советский Союз как государство означало попрание смысла и духа самого христианства как религии правды, отречение от самой правды Божией, предательство Церкви и страдавшего народа. Это явилось преступлением гораздо более глубинным и страшным, чем даже ересь (кстати, предательство Иуды - это ведь тоже не "ересь" в некоем академическом ее понимании). Посему, какое значение имело то, что после 1927 года Московская Патриархия хранила (и то лишь до определенного времени!) все догматическое учение Православия, чем она пытается оправдаться! Такая "православность" Патриархии после декларации 1927 г. тотчас превратилась в своего рода музейное хранение набора отвлеченных умозрительных представлений, хотя и правильных, но совершенно лишенных «духа и силы» (1 Кор 2,4). Декларацией Митрополита Сергия переступалась граница, которую нельзя было переступать, церковное управление Патриархии вступало в дружеское общение, согласие, соучастие, совместимость света с тьмой, праведности с беззаконием, веры с неверием. Но поскольку на самом деле такая совместимость в сущности своей невозможна, поскольку идейным оправданием её является Ложь. Московская Патриархия как бы провалилась в область лжи, после чего всё, буквально всё, что бы в ней ни делалось и ни говорилось, оказывалось под печатью, под знаком лжи, помеченным или отмеченным этим знаком. Из этой лжи, как из единого корня произрастало потом все многоветвистое древо лживости Московской Патриархии. |
Формирование современной русской национальной государственной идеологии должно исходить из тысячелетнего опыта российского государственного строительства, учитывать трагический опыт ХХ века, отвергать все формы экстремизма. Российское государственное строительство призвано опираться на реальность, а не на фикции, руководствоваться жизненными интересами народа-государствообразователя, а не зарубежными рецептами и давлением, не эгоистическими интересами отдельных социальных групп. Спасение русского народа как народа державного – в политике воссоединения, а не сепаратизма. Только при возрождении российских государственных традиций Российская держава способна возродиться как великая мировая цивилизация, как новое континентальное государство. |
|
У будущего историка Русской Церкви, конечно же, не будет сомнения в том, что иосифляне были правы, а сергиане жестоко ошиблись. Но значение Катакомбной Церкви - не в ее "правоте", оно - в сохранении истинного духа Православия, духа свободы во Христе. Сергианство было не просто "не право", нет, в его выборе церковной политики было нечто гораздо худшее: сергианство было предательством Христа, основанным на компромиссе и соглашении с духом мiра сего. Сергианство явилось тем неизбежным результатом, к которому приводит церковная политика, руководимая земной логикой, а не разумом Христовым. (Стр.12-21). |
Честь и хвала ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ - героям духа и исповедникам, не склонившимся перед страшной властью, которая может держаться только страхом и насилием и привыкла к подхалимству своих подданных. Советские правители приходят в ярость от того, что существуют люди, которые боятся Бога больше нежели людей. Они безсильны перед миллионами ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН. |
...В январе я имел честь познакомиться лично с предстоятелем Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Владыка Тихон производит светлое впечатление искреннего человека. Стойкого в своих убеждениях, но без навязчивости. Дельного, простого в обращении, безо всякой тени заносчивости, елейности, аффектации или нетерпимости. Настоящий русский архипастырь, который действительно молится в алтаре (что, увы, так редко наблюдается в наше время среди носителей архиерейской митры!). Г. М. Солдатов, закончивший Свято-Троицкую Семинарию и лично знавший всю плеяду Отцов Зарубежной Церкви, после беседы с Владыкой Тихоном мне сказал, что он ему напоминает джорданвилльских наставников старой закалки; таких как архимандрит Константин, Пантелеймон или Иосиф: мудрость, скромность, здравый разум, в сочетании с мягким чувством юмора. И – добавим – твердое стояние на стезе Исторической России. Во время литургии Владыка Тихон возносит и такое прошение: "престол православных царей возстави”. |
Интервью с кандидатом исторических наук Эдуардом Владимировичем Бурдой |
При... глубоком расхождении в самых основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием, между да и нет, потому что душою Церкви, условием ее бытия и смыслом её существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм...
...Если предложения Церкви будут признаны приемлемыми, Она возрадуется о правде тех, от кого это будет зависеть. Если Ее ходатайство будет отклонено, Она готова на материальные лишения, которым подвергается, встретит это спокойно, памятуя, что не в целости внешней организации заключается Её сила, а в единении веры и любви преданных Ей чад Её, наипаче же возлагает свое упование на непреоборимую мощь Её Божественного Основателя и на Его обетование о неодолимости Его Создания. |
...пусть читатель сам сравнит из своего опыта то положение, те отношения, что были двадцать лет назад, и сегодняшние. Что, изменились они по существу, принципиально? И в какую сторону изменились? Исходя из этого, и следует делать вывод: кто, какие силы сегодня властвуют, несмотря на все модные самоназвания. Ну, а для автора с тех давних событий ясно, что под брэндом «перестройки» просто подготавливался захват, раздел и присвоение всей собственности. Сегодня эту собственность в очередной раз переделивают ставленники тех давних кланов и пытаются окончательно закрепить в своих группах с помощью реанимированных КПСС под иным названием и «прочим укреплением государственности и воспитанием патриотизма», начиная от местечково-резервационно-фольклорного и до псевдоимперски-буржуазного, с исторической атрибутикой и единично-выставочными образцами новейшей техники. |
...в результате перестроечного провокаторства и глупости, летом тысяча девятьсот восемьдесят девятого года в стране вспыхнула забастовка шахтеров. Я оказался в её эпицентре. И в малом горняцком городке открылась вдруг система саботажа, криминальная подоплёка действий управленцев во всех звеньях и службах. Но ни одно издание, ни одна передача не сказали правды о событиях. Сначала валили вину на шахтёров. Затем заигрывали с ними, натравливали на принцип государственного устройства вообще. «Прикормили» часть забастовочной верхушки. В распаде СССР это тоже сыграет свою роль...
...С той поры ушло много времени. У обывателя сложились стереотипные представления о тех событиях, людях. Эти искажения мешают ориентироваться в дне сегодняшнем. Тем более, во власти всех уровней присутствуют кланы деятелей прошлого. И замашки их, манеры, поступки если и изменились, то в худшую сторону. А они - та самая сила, что совокупными действиями разрушала государство. |
|
• 1. Идеология, как оправдание предательства • 2. Понятие о церкви, как о строго централизованной системе • 3. Современная церковно – государственная "симфония" • 4. Новая мораль нео-сергианства • 5. Искушение ложной духовностью • 6. Нравственное падение Зарубежной Церкви и вопрос православной альтернативы |
В последние годы русский читатель с радостью открывает для себя произведения Л.А. Тихомирова. Одна за другой выходят из печати книги отечественного мыслителя: "Монархическая государственность", "Критика демократии", впервые опубликованы "Религиозно-философские основы истории". Недавно в составе сборника его статей (непереиздававшихся после революции) "Христианство и политика" также впервые опубликована его эсхатологическая фантазия "В последние дни", написанная в 1919-20 гг. незадолго до смерти. Несомненно, Тихомиров, как крупнейший исследователь монархической государственности, является русским идеологом ХХ века. С этим достоинством он соединяет качества глубоко церковного человека, чутко понимающего духовный смысл исторических процессов. Поэтому его размышления и прозрения представляют особый интерес. |
Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. И в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная. Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постоянно перерастать в мировые столкновения. Это перерастание будет совершенно неотвратимым в силу одного того, что державы всего мира (европейская, азиатская и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчеты в нововозникшие малые государства; они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания и «опорных пунктов»; мало того, - выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое «аннексирование» неустроенных и незащищенных новообразований (Германия двинется на Украину и Прибалтику, Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию, Япония на дальневосточные берега и т. д.). Россия превратится в гигантские "Балканы", в вечный источник войн, в великий рассадник смут. Она станет мировым бродилом, в которое будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран («инфильтранты», «оккупанты», «агитаторы», «разведчики», революционные спекулянты и «миссионеры»); все уголовные, политические и конфессиональные авантюристы вселенной. Расчленная Россия станет неизлечимою язвою мира. |
Революция как событие является ярким историческим моментом или кратким периодом, в котором слом политической формы приводит к радикальной перестройке сущности всех отношений в обществе. Наиболее радикальный слом – переход от монархии к республике или обратный процесс - реставрация монархии. В то же время есть и революции как целые переходные эпохи – последовательное изменение форм правления и жизненных укладов. |
И напрасно они восхищаются (или только делают вид, будто восхищаются) размерами советского промышленного строительства: «Какие заводы построены, какие сооружения воздвигнуты, Россия не видела ничего подобного»... Мы спросим только: для чего все это сооружается? Ради какой цели? Ответ: для революционного завоевания мира ценою погубления России. Этим сказано все. Нельзя восхищаться средством, не разделяя цели. Кто радуется успехам советской промышленности, тот в действительности втайне сочувствует этим мировым планам и только боится высказывать это вслух. А мы спросим еще: какою ценою оплачивается это строительство? Ответ: ценою концлагерного режима, ценою бесчеловечной растраты русской силы, русской свободы, русского таланта и русской чести. Нелепо, чудовищно восхищаться успехами, добываемыми такой ценой, бессмысленно закрывать себе глаза на такое разорение России во имя успехов Советского государства и мировой революции. Так бывает, что наивные старики в деревне радуются «городским успехам» своей дочери, не соображая того, чем она промышляет и куда ведут ее эти «успехи». Россия переживает болезненную, катастрофически слагающуюся и протекающую «промышленную инфляцию»... Ей соответствуют разорение и хищение русского крестьянства... Что останется от этой «инфляции» к концу революции? Когда и как опомнится и оправится русское крестьянство? Умный хозяин «считает цыплят по осени»; дальновидный политик понимает, что без здорового крестьянства русской демократии не бывать. Чему же радуются эти люди? Грядущему «цезаризму» в России? Или ее пролетаризации? Или просто размерам плохо, на показ построенных зданий? Таковы «советские патриоты». Таков смысл их политики. И беспристрастная история никогда не забудет их «советских заслуг». Она недвусмысленно установит, что Советский Союз никогда не был Россией, и что это два государства различного духа, различных целей и различной судьбы. |
|
|
Установление тесных экономических, политических и культурных связей русского народа с народами Северного Кавказа произошло еще в XVI веке. Сближению с Россией способствовало то обстоятельство, что к этому времени сложилось русское централизованное государство. В 1552 году к нему было присоединено Казанское ханство, в 1556 году — Астраханское, а затем кочующая в степях Поволжья Ногайская Орда. Осуществлялось также продвижение в Сибирь. Русское государство становилось многонациональным. |
"Создается жительство по Боге, - говорит святитель Игнатий, - очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности "христианами" (!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми... в последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служение сатане". |
Скажем прямо, не Церковь Русская изнесла из недр своих это послание, а, обратно, оторванное от исторической Церкви, оно само легло краеугольным камнем в основание новой "церкви лукавнующих". По своему образу и подобию построило оно и новые логичные ступени своего представительства: явило мiру заместителя, стоящего вне и выше своих доверителей; измыслило собор с заранее готовыми деяниями; собрало в свою пользу лишь те голоса, о которых наперед знало, что они должны звучать в согласии с ним. И эту "срамоту наготы" (Откр. 3:18), обнаруженную посланием, не в силах прикрыть и совозникший с ним вместе "временный при заместителе" священный синод. Тщетно стремится сообщить он своему председателю подобие Патриарха, ибо согласно соборному постановлению мыслится при таковом; безумны его притязания быть выразителем голоса Церкви. Синод — это как бы мягкий ковер, которым прикрыты поруганные ступени церковного священноначалия. Они теперь так углажены, что образовали один стремительный скат, по которому Русская Церковь должна низринуться в приготовленную для нее Вами и синодским посланием яму. |
Сталина подозревают в восстановлении имперской внешней политики, но эти подозрения ложны. Например, Сталин дарит Чехословакии Прешовскую область, не позаботившись о том, чтобы русинам этой области уже была дарована та самая автономия, которую им обещали еще в 1918. году. Сталин дарит Холмщину и Белостокское воеводство полякам, и теперь это целиком ополяченные территории (православных русских людей там больше нет). А Литве Сталин дарит не только Виленский округ, но и два района Белоруссии. «Великий советский патриот» Сталин ухитрился создать предельную угрозу на Дальнем Востоке, небрежно подарив режиму Мао Цзэдуна Манчжурию, Внутреннюю Монголию и Тибет. Мог бы народно-демократические Манчжурскую и Монгольскую республики создать, но предпочел другой путь- выстроить у себя под боком опасную России китайскую социалистическую «империю». У Сталина была возможность улучшать отношения с греками и опереться на прорусские настроения в Сербии. Но это его не интересовало, его интересовал коммунистический лагерь. В результате в Сербии сформировался антиправославный режим. |
Парламент кажется современным людям заведением совершенно естественным. Столь же естественна недоверие к нему, порой доходящая до ненависти. Парламент ненавидеть вполне безопасно, поскольку это вписывается в представление о свободном политическом выборе и либеральный догмат многопартийности. Современный российский либерал, добравшийся до власти, оставляет народу полдюжины марионеточных партий и предлагает выбирать из них. Нежелание граждан участвовать в таком выборе считается печальным, но преодолимым препятствием для утверждения демократии современного типа. Ибо такая демократия носит общемировой, всеобщный характер и, по мысли либерал-бюрократов, представляет собой естественный итог всех политических баталий. В конце концов, все должно свестись к двум партиям, которые попеременно берут власть, ничего по существу не меняя в жизни общества и государства. |
Воспитание есть — как мы сказали — священнодействие женщины, и если «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением», то не менее всякого другого дела Божия, конечно, ограждено этою страшною угрозою священнодействие воспитания детей! |
То, что политкорректно называют «ситуация на Кавказе» в действительности является системным кризисом, нашедшим отражение во всех сферах жизнедеятельности северокавказского общества - политической, экономической, морально-этической и религиозной. |