Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
|
Россия стремительно деградирует. Всякий, кто приставлен к реальному делу, не может этого не замечать. И только обыватель хочет думать о чем-то другом, поверив, что кризис прошел, что наступила стабилизация. Его морочат телевизионным наркотиком – зрелищем, где посредственные актеры играют крупных государственных мужей. Даже срывы актеров на примитивное хамство или невежественную отсебятину не могут поколебать обывателя. Ему не только не интересно, но даже не известно, что множество представленных для ублажения его взора имитаций государственной жизни служат только одному – успокоению казнокрадов, которым надо быть уверенными в том, что их казнокрадство никем всерьез не зафиксировано. |
...Конечно, в современной России есть и лейб-телохранители, и элитные части. Но это уже совсем другая история. Чтобы история русской гвардии продолжилась, необходимо продолжение Российской Империи — множество правовых и управленческих решений, восстанавливающих связь времён. Но больше всего — восстановление связи народа с собственной историей, оболганной и искажённой в течение многих десятилетий. |
|
Талантливый учёный – историк и социолог Валентина Фёдоровна Чеснокова (псевдоним Ксения Касьянова) в книге «О русском национальном характере» (закончена в 1983 г., издана в 1994 г.) описала свои исследования, в которых сопоставила результаты опросов американского и советского населения с помощью психологических тестов. Её научный профессионализм и православное мировоззрение позволили высказать глубокие суждения о характере русского народа – сохранившиеся его архетипы и современное состояние. Надо сказать, что результаты непредвзятого научного подхода совпадают с тем, что высказывали о русском характере русские писатели, мыслители и философы. |
|
Повернулась величественная страница истории воинствующей Церкви Христовой, и мы вступили в апокалип-сис, последнюю книгу истории Церкви, в эпоху начала конца. Для того, чтобы возвести на престол Римской Империи первого христианского императора, равноапостольного Константина, понадобились сотни тысяч мучеников и исповедников, пото-пивших как бы в своей крови древнее язычество, а для того, чтобы упразднить и уничтожить Российскую православную державу, и в ней – удерживающего все мiровое зло, понадоби-лись миллионы мучеников, священномучеников и просто лю-дей, хоть в какой-то степени мешающих злой силе встать у кор-мила великой страны. Очень дорого обошлось это диаволу, ибо по видению последнего старца Оптины праведного Нектария: видел он дивное видение, от которого пришел в святой восторг и руки воздел к небу от умиления, радости и благодарности. Видел он, как неисчетные массы душ убитых, до смерти заму-ченных, растерзанных людей всех возрастов и сословий, без-препятственно устремлялись в Царствие Небесное, а великан диавол, стоящий в воздушном пространстве, не мог ни одной ни задержать, ни остановить, а только безсильно скрежетал зу-бами. Вот это другая славная сторона медали великой русской революции. |
Пусть не всегда были подобны горнему снегу одежды белого ратника, — да святится вовеки его память! Под триумфальными вратами галльской доблести неугасимо пылает жаркое пламя над гробом безвестного солдата. В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет белый ратник, тьма и пустота. Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этой могилы? Ибо там гроб Христовой России. И только ей одной поклонюсь я, в день, когда Ангел отвалит камень от гроба ее. Будем же ждать этого дня. А до того да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России. А кроме того есть еще нечто, что гораздо больше даже и России, и, особенно, ее материальных интересов. Это — мой Бог и моя душа. "Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа!" Верный еврей ни для каких благ не отступится от веры отцов. Святой Князь Михаил Черниговский шел в Орду для России (15); но и для нее не согласился он поклониться идолам в ханской ставке, а избрал мученическую смерть. Говорили — скорбно и трогательно — говорили на древней Руси: "Подождем, православные, когда Бог переменит орду". Давайте подождем и мы. Подождем соглашаться на новый "похабный мир" с нынешней ордой. |
Еретики назвали Православную Церковь «окаменевшей церковью». Из-за чего? А из-за того, что эта Церковь, по их словам, «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени». Но именно в этом и есть слава Православия – что оно «не идет за временем» и «не приспосабливается ко времени», а поступает в соответствии с заповедью святого апостола Павла: Не сообразуйтесь с веком сим (Рим. 12, 2). |
Нужно обновление не Церкви, а нас самих. Мы не умеем, мы разучились усваивать и понимать благодатный дух церковных установлений, оттого и кажется нам многое лишним, ненужным, устарелым. А почему же святые угодники, по всему лицу земли просиявшие в Православной Церкви, не сказали нам, что наша Церковь в параличе или даже омертвела. Или они не святые тогда. Церковь свята, чиста и не нуждается в обновлении, пребывая всегда под водительством Духа Божия. …Как ни прискорбно явление раздора и смуты в Церкви, – мы должны благодарить Бога за него, ибо в это время отделится пшеница от плевел и каждый оглянется на себя и выявит, насколько он христианин православный. Молю Бога, чтобы Он сохранил в истинной Церкви побольше людей, хотя и по Писанию знаю и из наблюдений над окружающими вижу, что мало останется истинно верующих – к тому идет время. |
|
– Надо создать могущественный союз русских людей, который победил бы левых и полулевых. |
|
16/29 июля 1927 года заместитель Местоблюстителя Российского Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский) издал свою позорную «декларацию», в которой он поставил Русскую Церковь в безусловное подчинение богоненавистным атеистам, заявляя, что радости Советского государства есть радости Церкви, а печали государства — печали Церкви. Этот акт исповедниками истины оценивался по- разному: одни смотрели на него как на отступничество в период гонений (Архиепископ Андрей Уфимский); другие — как на каноническое нарушение и узурпацию прав Первоиерарха (Митрополит Кирилл Казанский); третьи — как на екклесиологическую ересь (Архиепископ Димитрий Гдовский). В нынешнее время, когда прошло уже более 70 лет со дня публикации этого злополучного документа, полезно было бы еще раз обратить внимание на природу этого деяния, ввергнувшего Русскую Церковь в тяжелейший за всю эпоху ее существования кризис. |
Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии вопреки слову Божию «верных с неверными» (2 Кор. 6, 14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ея, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным, по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нем подлежат сугубому осуждению. Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишенную духа жизни, митр. Сергий в то же время через сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Бога Истины. |
Живая субстанция культуры - продуктивно-творческие силы и способности человека. Ее социально-исторический и пространственно-временной ареал - бытие человека в мире культуры с момента его рождения и до последнего мига жизни с их ритуально-культовым обрядом. Культура есть детище всеобщего труда и в широком смысле она может быть понята как само социальное содержание жизни, взятое в ее ценностном и смысловом наполнении. |
...когда святитель Филипп столкнулся с царем Иоанном, чувствуя, что он обязан, как иерарх, как провозвестник Божией правды, обличать неправду, разве он молчал? Разве он говорил такие слова, которые слышали русские люди в свое время, когда возглавителю советской власти, кровавому убийце и извергу, говорились прославляющие слова при поднесении адреса от православной церкви, от ея иерархии? И когда грозный царь стал ему угрожать за то, что он идет против его державы, святитель ответил: «Царь, я - пришлец на земле, подвизаюсь за истину, и никакая сила в мiре не заставит меня замолчать». - Вот, как сказал служитель Христов. И знаем мы, как безтрепетно он продолжал это обличение, подвергся изгнанию и заточению, и, в конце концов, был задушен Малютой Скуратовым - но до конца остался верен своему архипастырскому долгу.
А теперь у нас на родине - власть, которая во всех отношениях неизмеримо хуже и отвратительнее, чем была царская власть Иоанна, - несчастного, больного человека; и, однако же, эту чисто сатанинскую власть восхваляют нынешние духовные возглавители советской иерархии и всюду утверждают, что никаких гонений и притеснений вовсе не было. Как будто не было там сотен пострадавших иерархов, тысяч клириков (пастырей, диаконов), а также православных мiрян. Как будто бы ничего этого не было! Повторяю, не осуждать будем их, а жалеть. Но этот пример нам показывает как ужасна ложь, когда она пробирается уже и в церковь и на церковные амвоны и в церковные алтари. Будем же помнить, как нужно христианам беречься всякой лжи! |
4. Предостережения
5. Несколько Примеров Истиннаго Христианства
6. В Ответе за Дар Свободы
...и нам, новообращенным православным, тоже недалеко до такого "парниковаго христианства". Мы будем жить возле церкви, где хороший священник служит по-английски, ходить регулярно в церковь, принимать Св. Таинства, даже принадлежать к "правильной" юрисдикции — и все же оставаться холодными, безчувственными, безплодными, надменными, точно как сказал св. Тихон. Такими мы и останемся, раз у нас нет того жара, той готовности к борьбе, о которой говорил владыка Андрей. Как-то раз, только заподозрив одного молодого человека, что тот начал сползать в этом направлении, владыка схватил его за плечи и буквально начал трясти, со словами: "Не смей быть лицемером!" |
1. Американское Православие в Прошлом
2. Что Такое Православие? 3. Вглубь Православия |
Замечательный русский поэт, друг Сергея Есенина, Алексей Ганин выдвинул идею «Великого Земского собора», воссоздания национального государства и очищения страны от «поработивших ее захватчиков». |
Не стану оспаривать желательной Вам терминологии для обозначения Ваших церковных полномочий (дело не в терминах, а в деле), но со всею решительностью отрицая приписываемую мне Вами склонность «играть» термином «Заместитель», продолжаю думать и утверждать, что Вы действительно превзошли «всякую меру самовластия, посягнув самочинно на самые основы нашего патриаршего строя». Синода с такими правительственными оказательствами, как при Вас учрежденный и действующий Синод, Русская Церковь не знала ни при Патриархе, ни при митрополите Петре. Отказавшись в силу Ваших разъяснении 1926 г. от учреждения Коллегии для управления церковными делами, митрополит Петр не внял, однако, и Вашему предложению относительно Синода, опасаясь, несомненно, создать ту же Коллегию под другим только именем. Через полтора года после этого Вы создали её по собственной инициативе. Сколько бы Вы ни успокаивали верующее сознание заявлениями, что Синод Ваш отнюдь не призван заменить единоличное возглавление Церкви, для всех все-таки остается очевидным, что правите Вы Церковью с Синодом, объявляя, что не можете пригласить в помощь себе братий-соепископов иначе, как в качестве соправителей. |
...в наше время, когда действительно подходит сюда слово Апостольское... Когда Апостол сказал, что "дни лукавы суть"* , то как не подошли бы эти слова к нашему времени! Действительно, "дние лукавы суть"! Среди каких только соблазнов ни ходит православный христианин сейчас, в эти лукавые дни! Сколько соблазнов! Сколько способов ошибиться! Ошибиться даже там, где душа, хотящая быть верною, действительно, истину ищет и думает, что перед ней - Православная Церковь! Сколько таких способов, сколько таких случаев, соблазна к ошибке! - на каждом шагу человека подстерегает теперь. И вот, как бы в противовес этому, наша Мать, Русская Православная Церковь указывает нам на сонм святых! |
Судьба сделала нас современниками новой великой смуты, грозящей учинить «разорение» Русскому государству, лишить наш народ его заветных вековых святынь и отнять у него первенствующее положение, приобретенное многовековыми усилиями длинной цепи поколений. На нашу государственность обрушился свирепый напор инородческих притязаний, ибо потомки покоренных нашими предками под ноги Самодержца Всероссийского «врагов и супостатов» высоко подняли голову и дерзко стремятся к упразднению Св. Руси. Их слепыми холопами-»ворами» и изменниками Родине выступают, к вящему позору, наши братья, купленные золотом, одураченные сладкими речами и соблазнительными посулами. |
Вопрос о русском воззрении не установлен, хотя он очень прост. Неужели русскому нельзя сделать воззрения на науку или искусство? А если можно, неужели не глядеть ему, рожденному среди Руси и русского народа, глазами русского народа, просвещенными его верою, нравами, историею? Разве иначе смотрел и смотрит на то франпуз, англичанин, немец? И разве может человек отрешиться от среды, в которой возрос духовно и которою возмужал умственно? Истина одна, наука - одна, искусство - одно - для всего человечества; все это справедливо только в идее; наука - одна, как искомое, как цель стремлений, результаты же действительных усилий на осуществление этих идей весьма различны, по месту, времени, народности. Результаты идей ученых составляют так же науку, как результаты во имя идей искусства - образуют искусство. Так наука и искусство, значения результатов, данных в известное время, неужели для всех одни? и, что сделала Европа, неужели только тем и пробавляться России? Да ведь она не малолеток, которого должно кормить из чужих рук; она может, она должна сама искать и вырабатывать для себя свою духовную пищу. И так вопрос о Русском воззрении есть вопрос о народном воззрении, не зависимом от западных авторитетов. |
Что же касается Православия в России, то общеизвестно, что за последнее столетие Mip кардинально изменился и продолжает меняться с ужасающей быстротой. Изменения не обходят стороной и Россию. Миссия Православия заключается в хранении и соблюдении основ Веры и Церкви, догматов, предания и традиций подлинного христианства в неизменном, неповрежденном виде. Стояние православного христианина в Истине - это значит передать учение о Боге и Церкви своим потомкам в том виде, как оно было нами получено от предков. Не прибавить и не убавить, а именно сохранить и передать то, что заповедал Господь через Св. Евангелистов, сохранить ведущие ко спасению души правила, сформулированные Св. Апостолами и Отцами Церкви. |
|
Русская Истинно-Православная Церковь принципиально не принимает участия ни в каких политических движениях и идеологиях, сохраняя в этом традиции Катакомбной Церкви. Наша Церковь отстранилась от любых форм политической деятельности, понимая, что ни одно из современных политических движений, включая и многие монархические направления, не сможет в это апостасийное предапокалиптическое время сохранить свою свободу от "мiровой закулисы". Главный принцип, которым руководствуется РИПЦ в своем служении - хранение чистоты Истинного Православия и внутренней свободы Церкви от разрушительных влияний "стихий мipa сего". Для нас категорически неприемлемо участие Церкви в мiровых апостасийных процессах, важно оградить свою паству и от пагубного влияния идущего в ногу с "мiром сим" т.н. "официального православия". Наша Русская Истинно-Православная Церковь строго стоит на позициях охранения свободы и независимости Церкви как Мистического Тела Христова от вмешательства государственных, политических, коммерческих и других, чуждых Церкви, сил и структур. Это не значит, что мы изолировали себя от мipa, что мы законсервированы. Нет. Главная миссия Истинной Церкви - Благовестие Христово, спасение для Царствия Небесного погибающих в грехах человеков. Ради этого основал Свою Церковь Господь наш Иисус Христос. |
Мне тяжело перечислять все подробности отрицательного отношения к Вашему управлению: о чем раздаются протесты и вопли со стороны верующих, от иерархов и мирян. Картина церковных разделений изображается потрясающей. Долг и совесть не позволяют мне оставаться безучастным к такому прискорбному явлению, побуждая обратиться к Вашему Высокопреосвященству с убедительной просьбой исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения и омрачившее репутацию ее предстоятелей. Равным образом прошу устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия. Такая Ваша решимость, надеюсь, создаст доброе настроение в Церкви и успокоит измученные души чад ее, а по отношению к Вам для общего нашего утешения сохранит то расположение, каким Вы заслуженно пользовались и как церковный деятель, и как человек. |
Други мои возлюбленные. С великою скорбью сердца скажу вам о новой лести, через которую враг наш дьявол хочет увлечь души христианские на путь погибели, лишив их благодати вечного спасения. И эта лесть, увы, нам грешным много горше первых: живоцерковников, григориан, безумие которых без труда всем было явно, а погибельность последней лести не всякий может постигнуть, и особенно это трудно тем, у кого ум и сердце обращены к земным вещам, ради которых люди навыкли отрекаться от Господа. Но пусть узнают все, что последняя декларация — воззвание от 16/29 июля с.г. митрополита Сергия — есть явная измена Истине (Иоан. 14). |
Нам вручена святая православная вера, мы видим, как многие ищут и находят ее, - но не надо себя обманывать: православие - это не технологический процесс. Каждый из нас может отпасть от веры; или же мы окажемся столь скверными образцами православия для себя самих и для окружающих, что оно не принесет плодов; или же новообращенный верующий останется в стороне от православной жизни. Поэтому давайте разберем наши типичные ошибки, которые лишают нас плодов святой веры и заглушают голос нашего свидетельства о ней. Знать о них должны все - и те, кто в Церкви издавна, и новообращенные верующие, и те, кто приблизился к православию, и даже те, кто еще далек от него. |