Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Такую мысль со всею силою подтверждает и другой великий и весьма авторитетный для нас отец Церкви прп. Исидор Пелусиот. Указав наперёд богоустановленный повсюду в жизни словесных и бессловесных существ порядок подчинения одних другим, он затем заключает: |
В наши зловеще-мрачные дни почти полной духовной опустошенности, когда, с
одной стороны, наглое наступление ведет на нашу святую
православно-христианскую веру неистовое безбожие, а, с другой стороны;
человеческими массами владеет равнодушие и полное безразличие к вере
вообще, вследствие чего весьма многие опускаются морально до уровня
жизни скотской, в полном смысла слова «прилагаются скотом несмысленным и
уподобляются им», по выражению Писания, очень-очень редко от
кого можно услышать голос здравого смысла - призыв к образумлению и
коренному изменению своего настроения и образа жизни. |
|
В 1941 году исполнилось полвека со дня смерти двух замечательных людей XIX века, которые, как бы воплощая в себе обе разошедшиеся после Петра Великого стихии русской культуры, встречей своей осуществили своеобразное и многозначительное примирение этих двух культурных стихий – церковной и светской. Леонтьев, утонченнейшее и гениальнейшее проявление русской светской культуры, смиренно склонился к ногам оптинского старца Амвросия, но не замолк, а, им окормляемый, продолжал свою литературную деятельность. Только к концу дней своих порвал он с миром, приняв тайный постриг. Уединился он уже не в Оптиной пустыни, а в Троице-Сергиевой лавре, чтобы там очень скоро переселиться в иной мир, ненадолго пережив старца Амвросия, который, прощаясь с Леонтьевым, сказал ему: "Скоро увидимся". |
|
Не так чувствовал и чувствует свою любовь к родине народ русский. Не целью своей деятельности мыслит он свою страну и себя самого, а служебной силой для иной высшей цели, цели святой, божественной и всемирной. Нося в себе непоколебимую уверенность в неповрежденном сохранении учения Христова, народ русский защищал и отстаивал с таким самоотвержением свою страну именно как хранилище божественной истины, как служительницу евангельского благочестия: не себя самого, не свое благополучие, а это духовное сокровище, ему вверенное, его охранение и расширение почитают русские люди высшим направителем своей и личной, и общественной, и государственной жизни. |
...св. Амвросий Медиоланский указывает, что имеются четыре «гробоносца», которые несут тела молодых людей к могиле. Это, по его словам: 1) излишества в пище и питии, 2) распутство, 3) непослушание родителям и 4) необузданная гневливость. |
В преддверии Архиерейского Собора РПЦЗ 1998 г., митрофорный протоиерей Роман Лукьянов обратился ко всей Зарубежной Церкви с открытым посланием «Путь Русской Зарубежной Церкви. Наблюдения и мысли старого священника», в котором призывал Церковь принять участие в созываемом Московской патриархией поместном соборе 2000 г. В своем послании он утверждал, что патриархия для РПЦЗ является «Матерью-Церковью», что все разногласия с ней уже упразднены, и что, в случае несогласия идти с ней на соединение и участвовать в ее соборе, Зарубежная Церковь «из неотъемлемой части Русской Поместной Церкви» превратиться в «самодовлеющую секту». На это послание последовал строгий ответ Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия, который и публикуется ниже. |
|
Итак, 15-е Правило Собора 861-го года, продолжая мысли двух предыдущих 13 и 14-го, говорит, что "прежде соборного оглашения и совершенного осуждения” предстоятеля Церкви (т. е. патриарха), всякий отход от него будет "беззаконием”, и виновный клирик, прекративший "возносить имя его (т. е. своего патриарха), по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии”, будет лишен "всякого священства”. Это - 1-я половина, которою думают обвинить нас. 2-я читается так: "Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами, или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами эпитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранить церковь от расколов и разделений”. |
Очень часто приходится слышать такое утверждение: «Большевизм представляет собою целостную, строгую, стройную, законченную систему мировоззрения; критика же его только негативна. Но мало критиковать большевизм: ему надо противопоставить такую же целостную систему положительного мировоззрения. Такой системы у нас еще нет и в этом наша слабость.» |
Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви, а невольник богоборческой власти, те Святые Обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви — Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды. |
Всё, о чем будет здесь сказано, относится к православной мифологии. Она – живая чувственная принадлежность Веры. Её можно признавать или не признавать, оспаривать. Но отвергать её действенную силу в жизни человека, народа, государства невозможно. Поэтому, умней всего – познавать это духовное явление. |
В письме своём Вы пишите, что, почитая всякую законную власть и церковное единство и не видя в действиях м.Сергия ничего противоканонического, Вы молитесь о нём и о теперешнем Синоде, равно и за всех правящих иерархов Российския Церкви. Но скажите мне: Каиафа и Анна каноничны были, или нет, с точки зрения ветхозаветного формального правоверия, когда осудили Господа на распятие? А Иуда не был ли единым от двунадесяти? Однако, первые христиане не решились бы молиться за них, как о право правящих слово истины. Таково в глазах моих (да и не одних моих) деяние митр.Сергия и иже с ним от 16/29 июля 1927 года. Деяние это, по бесовски меткому выражению советского официоза, «Известий», есть попытка «построить крест так, чтобы рабочему померещился в нём молот, а крестьянину — серп». Иными словами: заменить крест советской печатью — печатью «зверя» (Апок. XIII, 16). |
У Церкви она одна и единственная - спасение человека от духовного рабства страстям и приобщение Богу через стяжание богоподобных свойств, главнейшими из которых являются смирение и любовь. Внешнее же служение ближним является лишь одним из средств приобретения этих свойств, но никак не целью и не "заработком" спасения. Сведение же основной задачи Церкви к решению земных "горизонтальных" задач и приведет обмiрщенных христиан к незаметному принятию антихриста. Ибо, когда он придет, то объединит все государства в одно, ненужными станут армии, прекратятся расходы на вооружение, сократится население земного шара (потому что лишние миллиарды будут уничтожены, и останется один "золотой" миллиард), высвободятся астрономические средства, с помощью жестоких законов всюду будет наведен порядок и т.д. Так он решит социальные и другие проблемы. Господа будут жить как аскариды, купаясь в комфорте, все прочие будут нормальными рабами и подопытными кроликами. Он решит все проблемы - войны и мира, голода, социального обеспечения, прав и обязанностей и т.д. Кто когда-либо мог это сделать? Разве не он спаситель мира, не он Христос? Обмiрщенные христиане и примут его как Христа, "вместо Христа" ("анти" означает не только "против," но и "вместо"). А если вместо, следовательно, и против. Вот почему обмiрщение - это смерть для любой церкви, для любого христианина. |
«Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм. |
«Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас». |
Сколько счастья, утешения и самого тонкого возвышенного наслаждения вызывает радость на лице бедняка от души искреннею и необходимою ему помощью! Какое великое сокровище, может быть, покупаешь на презренный поистине металл, обыкновенно или безразлично скопляемый без всякого употребления, или расточаемый на дела суетные, бесцельные и недостойные. О, богачи! Какого блаженства не цените вы в ваших руках, не умеете извлечь и губите своею безрассудною жизнью! |
Мы просим у Бога часто богатства, довольства, земных благ и т. п. И Слава Богу, что Он иногда не исполняет такой нашей просьбы. Но вот есть просьба, какой Он никогда не отказывает: это просьба о прощении грехов, благодати Св. Духа. Проси же, грешник, достойный всякого сожаления, что менее всего об этом просишь, хотя более всего в этом нуждаешься. |
Трудись, веди свое дело, все равно, хотя бы ты не замечал от него очевидных плодов: ты и не должен видеть их в здешней жизни. Трудись во благочестии не для внешних самолюбивых, самохвальных, тщеславных, корыстных целей, а для своей души. Трудись во искании и стяжании Спасителя в терпении и неотступности: и уже этот труд — великое для тебя приобретение: он нужен всегда, ибо он пресуществляет постепенно твою душу и всю природу в то состояние, которое наилучше способно восприять Спасителя. |
В фильме «Гефсимания Царя–Мученика» режиссер Вадим Виноградов отметил важную воспитательную роль русских «белых платочков». Это подростки и пожилые женщины, смиренно, с молитвой на устах идущие в паломничества, возносящие за всех людей молитвы, передающие из поколения в поколение учение Христа и православные традиции. Это женщины, сердца которых обращены к Богу. Белые платочки сохранились, несмотря на страшные гонения в СССР. Они хранили православие в своих душах, чувствуя, что истины не может быть без Христа, и они остались со Христом, несмотря на преследования и диавольские соблазны. |
Страдальцам моим бездомным шлю благословение Господине на вхождение в Великий пост! Чувствую, что давно уже ждете от меня слов утешения, но уста мои сомкнулись, и во мне самом уны дух и смутилось сердце. Небо наше земное заключилось для нас. Как же не плакать, как не сетовать, как не скорбеть? Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния (Иоил. 1:13). |
"Скройте правду, - гласит популярная греческая поговорка, -- и вы скроете Христа". "Опубликуйте -- и вас проклянут!" -- таков возможно наиболее точный современный ее эквивалент, в котором "проклятие" приходит от суда общественного мнения, а не от Божьего. Разница важна. За публикацию правды надо платить. И мы должны выбирать цену: кем быть проклятыми -- людьми или Богом. |
Ведь ужас окружающего даже изобразить трудно нашим человеческим словом! Посмотрите на теперешнюю жизнь. Мы видим, как все более и более учащаются самые страшные преступления, — и видим также, что теперь государственные законы и правила сплошь и рядом стоят на стороне преступника, а не на стороне его жертвы и не на стороне охраняющих властей. Полное попрание Божеской и человеческой правды. Да когда это было?! Береги же свою веру, человек-христианин. Будь верным сыном Церкви Православной. Сегодня мы с вами воспоминаем святых отцов Вселенских Соборов — тех святых угодников, которые утвердили спасительные догматы Церкви, ее священные каноны и правила. Кто догматы хранит, кто правила, законы и уставы церковные исполняет, тот находится за крепкой церковной оградой, под крепкой церковной защитой. Только она может нас оградить и спасти от ужаса, который разливается всюду. |
Помните, что нужно человеку направлять свою жизнь так, чтобы главная цель стояла все время пред ним, и ничто бы ей не мешало. Сейчас вы сами видите, друзья мои, во что обратился жизнь, никогда в ней не было столько фальши, столько зла, столько обмана, столько отвратительной грязи разврата, которая лезет на глаза всюду. Никогда еще не было такого развития лжи и грязи. Она заражает души человеческие, в особенности молодых. Помните, что жизнь земная дается один раз, второй раз она уже не дается, и если человек не использовал, как должно, не приготовил себя к ответу перед Божией правдой на последнем суде, то страшной будет его участь; никогда об этом не забывайте. Недаром Церковь за каждой службой учит нас молиться о добром ответе на страшном Христовом суде. Эта память должна быть неотлучной от человека. Святитель Василий Великий писал: "Помни последний день и последний ответ: если будешь о нем помнить, не будешь уклоняться от правильного пути". Все усилия прилагайте, чтобы взять на себя благое и легкое бремя и иго Христова закона, потому что только тогда вы обрящете покой душам вашим. Взяв на себя это иго и пройдя свой путь по-христиански, получите возможность и на страшном Господнем суде услышать от Господа не страшное осуждение на вечность страдания, а милостивое призывание наследовать светлую, радостную и блаженную вечность. |
В последнее время в ряде изданий появились подборки пророческих высказываний подвижников благочестия, в частности, великого Саровского старца преподобного Серафима. Поток подобных пророчеств особенно захлестнул читателей накануне празднования 100-летия канонизации батюшки Серафима. |
Приближается страшная для нашей Родины России дата — 25 октября ст. ст. И в этом году (1957-м. — Прим. ред.) исполняется ровно сорок лет с этого зловеще-жуткого дня, когда так ярко проявилось безмерное падение русского народа, повлекшее за собой неслыханные страдания его. Мы подчеркиваем — безмерное падение и неслыханные страдания. Ибо не найти в истории человечества другого такого примера, когда бы такой могущественный многомиллионный народ, занимавший шестую часть света и удостоенный от Бога великой чести быть хранителем единой истинной веры — оплотом святого Православия, так низко пал и подвергся бы за это таким тяжким страданиям, которых и вообразить себе не может тот, кто их не испытал. Какова причина этого? И можно ли было избежать тогда, в 1917 году, этой страшной, беспримерной в истории катастрофы принятием тех или иных внешних мер, как это думали и до сих пор продолжают думать многие общественные и политические деятели? Ответ на этот столь важный и существенный вопрос дает нам единственная историческая параллель, которую мы можем провести, пытаясь найти хотя бы некоторое подобие нашей российской катастрофы в минувшей истории человечества. |
Хуже всего и губительнее всего это современное безразличие и безпринципность, называемые обыкновенно "широтой взглядов” и противопоставляемые строгой идейности, которая в современном мiре совсем "не в моде” и клеймится обычно "позорной” кличкой "узости” и "фанатизма”. С точки зрения этих современных "умников”, следовательно, и Святые Мученики, на крови которых утвердилась истинная Церковь Христова, и величайшие Святые Отцы Церкви, всю жизнь боровшиеся с еретиками, должны расцениваться не более, как "фанатики” или люди, отличавшиеся "узостью взглядов”! Господь да хранит нас от этого современного "широкоглядства”, которое точно так же, как и порицаемый Самим Господом «путь широкий и пространный», ведет прямо в геенну огненную! Но что им, этим современным "либералам” и "передовым людям” геенна огненная, когда они в существование ее не верят, хотя иные из них умеют очень высокопарно и самоуверенно "богословствовать”, вернее - развязно разглагольствовать о "новых путях в православном богословии” и даже приобретают себе немало поклонников, всерьез почитающих их "столпами” современной, очищенной от "средневековой схоластики” православной богословской науки, высокими авторитетами в деле познания Православия? Нам с такими "прогрессистами” - еще раз со всею решительностью повторим это - не по пути. Ибо их путь - это, в сущности, лукавый путь постепенного и не всем заметного (что и ужасно!) увода от Христа и Его истинной Церкви, путь отхода от подлинного Православия, путь, имеющий конечной целью всех нас, христиан, сделать «солью обуявшей». Это - страшный путь, хитроумно изобретенный врагом человеческого спасения диаволом, лжецом и человекоубийцей искони. Для нас не может быть и не должно быть никакого иного нового пути, кроме старого и испытанного, прямого и честного пути, которым шли в течение вот уже почти двух тысяч лет все угодившие Богу истинные христиане. Наш путь - это путь всецелой верности исконной, а не "модернизованной” Христовой вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, - со всем тем подлинным духовным богатством, которое предали нам Св. Апостолы Христовы и великие Отцы Церкви, и которое получили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов. «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» (Чин Православия). Сия вера и есть истинное Православие, в отличие от изобретенного врагом лже-Православия. Сей веры и будем твердо и неуклонно держаться, ею дорожить и ее свято хранить. |
На этот раз она будет очень проста: я приведу вам из жизни великого угодника Божия, преп. Феодора Студита, два эпизода, которые должны послужить дальнейшим уяснением вопроса об авторитете в Церкви. Чтобы не растягивать чрезмерно письма, я не буду излагать подробно житие преп. Феодора, а остановлюсь лишь на тех двух эпизодах из его жизни, о которых только что упомянул. |
Уместно вспомнить здесь сле¬дующие строки этого славного борца с римским еретичес¬ким расколом: "Бывали соборы еретические, каковы, например, те, на которых составлен был полуарианский символ; собо¬ры, на которых подписавшихся епископов насчитывалось вдвое более, чем на Никейском, соборы, на которых импе¬раторы принимали ересь, патриархи провозглашали ересь, папы подчинялись ереси. Почему же отвергнуты эти соборы, не представляющие никаких наружных отличий от соборов вселенских? Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церков¬ным народом, тем народом и в той среде, где в вопросах веры нет различия между ученым и невеждою, церковни¬ком и мирянином, мужчиною и женщиною, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нуж¬но, по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епис¬копа опровергается безграмотным пастухом, дабы все бы¬ли едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия". Наконец, мысль об отсутствии в Церкви общеобяза¬тельного иерархического авторитета в вопросах веры мы встречаем в известном послании восточных патриархов от. 6-го января 1848 года. Вот что провозглашено было вслух всего мира высшими иерархами Востока: "У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель веры у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ". |