Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Заканчивает Игорь Огурцов так: «Сегодня
мы отмечаем День Скорби и Непримиримости. Непримиримости— с идеологией
национального разрушения и Скорби — по всем павшим. Если России еще
суждено существовать среди других великих культурно-исторических
образований, мы должны возродить наше национальное самосознание и
обрести твердую волю к жизни. Мы, как нация, должны почитать наших
святых, помнить о сонмах новомучеников и воздавать должное нашим
историческим героям. Да здравствует Великая Россия! Героям — слава!» |
В городе святого апостола Петра живет герой, подвиг которого Российское
государство не только никак не удосужится по достоинству оценить, как он
того заслуживает, но выдающийся борец с коммунистической диктатурой
после двадцатилетнего заключения в ГУЛАГе и спустя 18 лет после выхода
Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» «демократическим»
государством до сих пор даже не реабилитирован… |
Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты... Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули: «К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!» Эта история, как и другие, связанные с именем Сибирякова, зафиксирована в полицейских протоколах того времени. Дело в том, что богатые круги Петербурга приняли Сибирякова в штыки: мало кто собирался следовать его примеру, раздавать пригоршнями деньги бедным, но и выглядеть скупердяями тоже не хотели. Выход нашёлся: объявить миллионера сумасшедшим. Партию гонителей Сибирякова возглавил градоначальник Петербурга фон Валь. В 1894 г. на время судебного разбирательства Иннокентия Михайловича поместили под домашний арест, а его имущество опечатали. Историк Татьяна ШОРОХОВА, написавшая книгу о Сибирякове, говорит: «Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием. Но Сибиряков проводил в жизнь евангельское правило - «просящему - дай»! И этого, увы, многие не поняли». |
Если спросить у жителей Самары о каких событиях Гражданской войны,
происходивших на территории нашего края, им известно, подавляющее
большинство горожан, не найдётся, что ответить. Просто потому, что
считают, что и событий-то никаких особых не было. Редко кто вспомнит
чехов, естественно, с приставкой «бело-», кто-то – «Железную дивизию»
Гая или даже КОМУЧ, но, в целом, отношение такое, что ничего
значительного и не происходило. Так уж нас всех учили… |
Аресты архангельской группы ИПЦ начались в мае 1934 г. Первым ОГПУ
схватило владыку Серафима (Самойловича). До о. Николая черед дошел в
сентябре. Обвинение и у епископов, и у о. Николая было одно и то же:
«Принадлежность к истинно православной церкви». Отец Николай зимой
переведен в тюремную больницу. Следуют мучительные допросы, очные
ставки. На этот раз подорванный организм не выдержал – отец Николай
умирает во время следствия 10 апреля (28 марта) 1935 г. Официальный
диагноз - воспаление легких. Мнение Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Жизнь
отца Николая была сплошным мучением, а может быть и мученичеством». |
Она есть, эта русская наука. На нее, как на частную долю науки
общечеловеческой, имеет русский народ право столь же исключительное, как
и каждый другой народ, сочувствующий успехам науки, на свою собственную
долю. Чем народ сильнее духом, своебытностью, любовью к знаниям,
образованностью, тем его доля в науке более; но у каждого народа, не
чуждого света просвещения, есть своя доля, есть своя народная наука.
Народ, отказывающийся от нее, с тем вместе отказывается и от своей
самобытности.... И главный долг народной науки - исследовать свой народ,
его народность, его прошедшее и настоящее, его силы физические и
нравственные, его значение и назначение. Народная наука в этом смысле
есть исповедь разума народа перед самим собою и перед целым светом.
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык,
один без другого, представлен быть не может. Оба вместе обусловливают
иногда нераздельность свою в мысли одним названием: так и мы, русские,
вместе с другими славянами искони соединили в одном слове «язык» понятие
о говоре народном с понятием о самом народе. Таким образом, в той доле
науки, которую мы можем назвать нашей русской наукой, необходимо должны
занять место и исследования о русском языке.
И. И. Срезневский. Мысли об истории русского языка (1849) |
|
1917 г. стал годом крушения российской монархии. 2 марта 1917 г. император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата — великого князя Михаила Александровича, но тот отказался встать во главе государства. Веками существовавший в России политический строй прекратил свое существование. |
«Грозным» Бронислава Людвиговича Громбчевского (1855-1926) прозвали
англичане, которым он внушал немалые опасения своими дерзкими рейдами.
«Человек гигантского роста и геркулесовского телосложения, который
прошел весь Памир с небольшим казачьим конвоем и внезапно появился у
самого порога британской Индии», ─ так писала о нем в 1891 году «Таймс».
Дело, конечно, не только в физических данных, но, главное, в той
решительности и напористости, с которыми Громбчевский отстаивал
российские интересы. |
Светлейший князь Михаил Семёнович Воронцов – воин и
государственный деятель, его жизнь, наверное, можно признать идеальным
образцом служения России… |
На разного рода конференциях мне неоднократно приходилось слышать утверждения о том, что после смерти Н.И.Ильминского (1822 – 1891),
в Казанской епархии не нашлось достойных продолжателей его дела, в
результате чего в начале двадцатого века знаменитая «система
Н.И.Ильминского», по существу, сошла на нет. Однако, на мой взгляд,
данное утверждение является неверным.
|
Сейчас в эмигрантской печати весьма популярны исторические изыскания по поводу заговора ген. Корнилова. Изыскания эти стоят весьма немногого. Да, конечно, интересное чтение. Массовому читателю небезинтересно, так сказать, «окунуться в прошлое» и, сидя в парижском кафе, незримо присутствовать на чемпионате весьма вольноамериканской борьбы между Керенским, Деникиным, Милюковым и... памятью генерала Л. Корнилова. В этом чемпионате ген. Л. Корнилов занимает самую безвыигрышную позицию: он уже заплатил своей жизнью за Россию - и ему не до дискуссии. |
В славянском мире Достоевский является самым большим пророком и самым ревностным апостолом всеславянства. Славянская идея является одним из главных его пророчеств и одним из главных его благовестий. Богочеловеческий дух Православия нельзя загнать в узкое русло национализма, ибо своим всечеловеческим содержанием он (дух) тяготеет ко всеобщему единению людей во Христе и во имя Христа. Национализм, освященный и просвещенный Богочеловеком Христом, становится евангельским мостом ко Христову всечеловечеству. Только освященное и просвещенное Христом славянство обретает свое непреходящее значение в мировой истории и через всеславянство ведет к всечеловечеству. Все, что является православным, стремится к одной цели: к братскому объединению всех людей посредством евангельской любви и жертвенного служения всем людям. |
В последние десятилетия к богатому научному наследию выдающегося русского почвоведа и общественного деятеля Р.В.Ризположенского,
незаслуженно недооценённому как в дореволюционный, так и в советский
период, обращаются всё больше не только российских, но и зарубежных
учёных. Этот интерес вполне понятен и закономерен, так как многие идеи
Р.В.Ризположенского опередили своё время, а собранные им почвенные
образцы до сих пор представляют большой интерес для исследователей.
Одновременно, в связи с возрождением интереса к идейным традициям и
истории русского консерватизма, привлекает к себе внимание и
общественно-политическая деятельность Р.В.Ризположенского, отличавшаяся
разносторонностью и весьма неординарным подходом к решению целого ряда
актуальных проблем. |
Почему говорят, что русские не сдаются? В 1915 году мир с восхищением
взирал на оборону Осовца, небольшой русской крепости в 23,5 км от
тогдашней Восточной Пруссии. Основной задачей крепости было, как писал
участник обороны Осовца С. Хмельков, «преградить противнику ближайший и
удобнейший путь на Белосток... заставить противника потерять время или
на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей». Белосток -
транспортный узел, взятие которого открывало дорогу на Вильно
(Вильнюс), Гродно, Минск и Брест. Так что для немцев через Осовец лежал
кратчайший путь в Россию. |
Оптинские старцы говорили московским паломникам: «Зачем вы ездите к нам?
У вас есть отец Алексей». «Милующая любовь» — вот что привлекало к нему
верующих. Не только со всей Москвы, но и со всей России шли они в
маленький храм Святителя Николая — и никто не уходил без духовной помощи
и утешения. |
В последнее время у нас ведётся достаточно много дискуссий о катастрофичном положении культурного наследия, о необходимости восстановления здорового, то есть не политиканского и не коммерчески-этнографичного, патриотического воспитания и самосознания нации как первейшего условия возрождения страны и достойных отношений в обществе. И мы уже достаточно познали на собственном трагическом опыте, что способен сотворить на земле «Иван, не помнящий родства» или - ещё хуже - воинствующий Смердяков, руководящий толпой потребителей. |
Мы очень уважали архимандрита Арсенія,
тѣмъ болѣе, что онъ былъ любимъ митроп. Іосифомъ и черезъ него мы могли
имѣть связь съ нимъ. Митрополитъ жилъ въ то время въ Чимкентѣ. До этого
съ самаго начала ссылки онъ жилъ въ маленькомъ городкѣ Ауліэта, ему не
разрѣшено было жить въ комнаткѣ, а помѣстили въ сарай со скотиной,
отдѣливъ его койку жердями.
Вырытая въ землѣ церковь была въ квартирѣ Архимандрита Арсенія. Въ передней былъ люкъ, покрытый ковромъ. Снималасъ крышка и подъ ней лѣстница въ небольшой подвалъ. Не зная, нельзя было предположить, что подъ ковромъ входъ въ церковь. Въ подвалѣ въ одномъ углу было отверстіе въ землѣ, заваленное камнями. Камни отнимались и, совсѣмъ согнувшись нужно было проползти три шага и тамъ входъ въ кро~ шечный храмъ. Много образовъ и горѣли лампады. Митрополитъ Іосифъ очень высокаго роста, и все же два раза тайно пріѣзжалъ и проникалъ въ эту церковку. Создавалось совсѣмъ особое настроеніе, но не скрою, что страхъ быть обнаруженными во время богослуженія, особенно въ ночное время, трудно было побороть. Когда большая цѣпная собака поднимала лай во дворѣ, хотя и глухо, но все же слышно подъ землей, то всѣ ожидали окрика и стука ГПУ. Весь 1936 г. и до сентября 1937 г. все обходилось благополучно. Андрюша пѣлъ сь одной монахиней. 26-го Августа пріѣхалъ митроп. Іосифъ и удостоилъ насъ посѣщеніемъ по случаю дня моего Ангела. Какой это чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенникъ. Это отражалось въ его обликѣ и въ глазахъ, какъ въ зеркалѣ. Очень высокаго росту, съ большой бѣлой бородой и необыкновенно добрымъ лицомъ, онъ не могь не притягивать къ себѣ, и хотѣлось бы никогда съ нимъ не разставаться. Монашеское одѣяніе его было подобрано такъ же, какъ и волосы: иначе его сразу арестовали бы, еще на улицѣ, т.к. за нимъ слѣдили, и онъ не имѣлъ права выѣзда. |
Матушка Ксения, в миру Клавдия Семеновна Л., родилась в 1921 году в селе
Петропавловка Салтыковского района Пензенской (ныне Саратовской)
области, недалеко от станции Ртищево. Ее родители, Евдокия и Симеон, —
простые благочестивые крестьяне. Трудились в поте лица. Выращивали все,
вплоть до арбузов и дынь. Детей — а их было семь человек — воспитывали в
строгости. Никаких капризов: "Не хочу, не буду". Беспрекословное
послушание родителям. Дети с первого слова слушались и исполняли все,
что велели им. Во время трапезы все садились за общий стол, ели в полной
тишине. После года, едва младенцы начинали ходить, они постились со
всеми, никакого послабления, молока и т. п. не допускалось. |
|
…Однажды ночью в земскую больницу села Сушигорицы, где работала Софья Александровна Кочурова, привезли крестьянина Красавцева. Стопа ноги у него посинела, опухоль ползла вверх. Три дня он маялся, а в больницу везти не велел. У больного начиналась гангрена. |
Семь лет тому назад последние дни первого годового месяца потрясли до самой глубины души наше столичное и отчасти провинциальное общество, а учащуюся молодость по преимуществу. Когда разнеслась весть о том, что умер Достоевский, то каждый непосредственно почуял в своем горько опечаленном сердце, что умерший был для него гораздо ближе, чем он предполагал прежде. Все весьма многочисленные и разнообразные суждения, картины и вопросы, которые он встретил в трудах почившего, в этот горестный день слились в нечто целое, в некую единую истину великую для сознания и притом самоочевидную. Евангелие, вечная жизнь, самоотвержение и любовь - вот те идеи, которые вместе со смертию своего провозвестника, как-то особенно ярко начертались сами собой на сердцах, ясно возвещая о своем безсмертии, о своей продолжительности в сознании того, кто носил и исповедывал их, о безсмертии своего проповедника. |
В освобожденном Симбирске началась новая жизнь, жизнь оригинальная, жизнь какая-то приподнятая… Понаехали из других городов партийные лидеры, по преимуществу социалистических толков; объявились и свои - доморощенные… Среди них оказались избранные в Учредительное собрание… Замитинговал Симбирск… Полились бесконечные речи… А Каппель и каппелевцы не говорили: они делали свое важное дело… Они снова были в походе, снова шли на врага… |
Много замечательных русских людей прошло и забыто в эти годы ломки и переустройства России. Личность и жизнь Михаила Александровича Новоселова заслуживает большего, чем мои неумелые попытки хоть что-нибудь оставить о нем для памяти будущих людей… Михаилу Александровичу не было тогда и 60 лет, но из-за седой бороды, а главное из-за собственной моей юности я его сразу отнесла к старикам. На свежем лице светились мыслью и весельем голубые глаза. Юмор не изменял «дяденьке» (так его звала вся Москва) в самые тяжелые минуты жизни. Если бы мне поставили задачу найти человека, ярко выражающего русский характер, я бы без колебания указала на Михаила Александровича. Был он широко сложен, но благодаря воздержанной жизни легок и подвижен. От природы он был одарен большой физической силой и в молодости славился в Туле как кулачный боец, о чем любил с задором рассказывать. |
Гордыня французов, как сегодня американцев, проявлялась в том, что они, кроме своих интересов, ничего знать не желали. «Жители парижские почитают свой город столицею света, а свет - своею провинциею. Бургонию, например, считают близкою провинциею, а Россию дальнею». «Удивиться должно, друг мой сестрица, какие здесь невежды. Дворянство, особливо, ни уха ни рыла не знает. Многие в первый раз слышат, что есть на свете Россия и что мы говорим в России языком особенным, нежели они. Человеческое воображение постигнуть не может, как при таком множестве способов к просвещению здешняя земля полнехонька невеждами. Со мною вседневно случаются такие сцены, что мы катаемся со смеху. Можно сказать, что в России дворяне по провинциям несказанно лучше здешних, кроме того, что здешние пустомели имеют наружность лучше. Остается нам видеть Париж, и если мы и в нем так же ошибемся, как во мнении о Франции, то, повторяю тебе, что из России в другой раз за семь верст киселя есть не поеду. Жена моя того же мнения» |
В министерствах и ведомствах сегодня идет жаркое обсуждение проекта Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Надо сказать, программа эта не нова. Ей, без малого, десять лет. Утвержденная Кремлем еще 3 декабря 2002 года, она впоследствии лишь трансформировалась, приспосабливаясь к новым реалиям. Что же было достигнуто за десятилетие упорной борьбы за русскую провинцию? |
В Белозерске, Новгородской губернии, 30-го мая текущего года, проездом из С.-Петербурга на родину в Симбирскую губернию, скончался скоропостижно, от паралича сердца, один из старейших солдат русской армии, отставной фейерверкер лейб-гвардии конно-артиллерийской бригады Василий Николаев Кочетков, 107 лет от роду, из которых более 60 лет он провел на действительной военной службе солдатом. |
Одним наиболее известных лидеров Белого движения в России был
генерал-майор Александр Петрович Перхуров. Однако прежде, чем рассказать
о нем, его братьях и их участии в Гражданской войне, углубимся в дебри
истории. |
Одним наиболее известных лидеров Белого движения в России был
генерал-майор Александр Петрович Перхуров. Однако прежде, чем рассказать
о нем, его братьях и их участии в Гражданской войне, углубимся в дебри
истории. |