Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
На протяжении XIX века шло активное политическое развитие российского общества. Ожесточенный межцивилизационный спор «западников» и «славянофилов» нередко превращался в злобную перепалку, даже общность языка и веры не помогала преодолеть барьеры взаимного непонимания. Происходила неоднократная смена либеральных и консервативных взглядов власти на характер российской государственности. Одной из главных задач власти была проблема укрепления территориальной целостности страны. Поиск устройства системы образования, отвечающего государственным задачам России с ее этно-национальным и вероисповедальным многообразием, привел к идее сословности, реализованной в классических гимназиях и университетах, где учились отпрыски дворян, огражденные от общения с носителями грубых нравов из низов... |
Уже второе десятилетие идет кардинальная геополитическая трансформация Восточной Европы. Россия, частично проснувшись от разрушительного цунами бездумной демократии, болезненно реагирует на продвижение Европейского Союза на восток и программу «Восточного партнерства». Не говоря уже о реакции на действия Соединенных Штатов, главного идейного вдохновителя и спонсора «оранжевой» чумы на Украине. Однако в тени российской внешней политики остается проблема Новороссии – самого крупного отколовшегося архипелага, включающего русских, русскоязычных украинцев и не титульных для Украины народов, носителей рубежной русско-украинской культуры. Из-за утраты исторической памяти или очередной глупости из употребления, как и при советской власти, выведено даже его название. Не только обитатели Московского Кремля, но и российские защитники консолидации русскоязычной Украины во имя мнимой политкорректности стыдливо избегают исторического названия региона, подменяя его безликим ярлыком «юг и восток Украины». |
|
Подготовительные наброски к истории понятий. В последние десять лет в России обозначился интерес к Begriffsgeschichte и истории понятий в духе Кембриджской школы. Впрочем, насколько я могу судить, публикуемые у нас под флагом этих направлений работы слишком часто лишь декларируют приверженность методу, вовсе не демонстрируя сколько-нибудь последовательного его применения. |
Современную Россию можно было бы, наверное, отнести к числу стран, где уже сложилось «общество потребления». Однако в отличие от богатых западных соседей главный потребляемый товар в России на массовом уровне – образы и иллюзии. Ради того, чтобы покупать эти иллюзии, мы порой экономим даже на продуктах питания или качественных товарах повседневного спроса |
Вот уж Александру Сергеевичу Пушкину и 210 лет. А вроде только вчера было двести. И о нём уже и в двести было сказано всё. А уж теперь – тем более. И иногда с почти оправданным эгоизмом усталого времени хочется подумать о себе. Но как раздумаешься, то тут и увидишь, что и то, что написано о нём за двести-то лет, хоть одними только русскими людьми, – разве только о Пушкине? О себе ведь всегда, о себе. И когда Достоевский о «всемирной отзывчивости», и когда Ильин о «солнечном центре нашей русскости», и когда Розанов о том, что, поживи Пушкин подольше, мы не поделились бы на славянофилов и западников – стыдно было бы его цельности. И когда сейчас общим хором, что Пушкин – «наша национальная идея», – это ведь не свидетельство гордости, а тревога о неблагополучии. Это: «батюшка Пушкин, помоги!» «Дай нам руку в непогоду, укрепи в немой борьбе». |
|
|
Когда берешь в руки увесистый том с научным названием, когда, пролистывая его, видишь огромную библиографию и портреты столпов науки, ожидаешь столкнуться с научным текстом. Но современность порой преподносит сюрпризы: за научной формой вскрывается политическая доктрина, которая призвана науку опровергнуть или фальсифицировать. |
|
...В начале нулевых годов нового столетия уже модно стало быть «консерватором». Но проект либералов по назначению себя в консерваторы провалился стремительно. Быстро исчезнувшая газета «Консерватор» только и запомнилась, что скандалом – ее главный журналист Дмитрий Быков представил публике страшноватый «портрет» Татьяны Толстой. Этот скандал был бы совершенно не интересен, если бы не настойчивые набеги в консервативное пространство как Толстой, так и Дм. Быкова. Первая опасается «ползучего перерождения светского государства в православно-фундаменталистское»; а второй, умучивший себя непомерной ношей «консерватизма», делает «сильные выводы» относительно «почвенной» литературы – его статья «Снасильничали» появилась в «Огоньке», сразу после публикации повести Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», впервые напечатанная в иркутском журнале «Сибирь» (№ 4, 2003)... |
Возрождая духовность, возрождаем Россию
|
|
Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней. Людвиг Эрхард |
Следующая система чрезвычайных мер была предложена для рассмотрения специалистам Совета Безопасности. (Разумеется, она осталась без рассмотрения.)
|
Экстраординарность мер против мятежа и террора диктуется комплексностью угроз, ставящих перед властью задачу введения чрезвычайных мер управления. Отказ от такого рода мер означает стремительную деградацию страны и разрушение российской государственности в течение XXI века (скорее всего задолго до его завершения). Именно в связи с этим меры против терроризма и мятежа являются продолжением мер по восстановлению жизнеспособности России, частью разветвленной программы, каждый пункт которой в той или иной мере затрагивает корни террористической деятельности. России требуется переход к чрезвычайному законодательству. Обман населения докладами о невероятных успехах не может продолжаться бесконечно. Недоверие к правительству обернется недоверием к государству, и Россия может быть разрушена, как был разрушен СССР. |
В борьбе с мятежом России опоздала. Возможно, навсегда. Пока общественное сознание потрясали страшные террористические акты, происходящие то в столице, то на Северном Кавказе, властные спикеры толковали о войне и необходимости мобилизации всех сил против опасности террористической угрозы. Но стоило террористам найти свое успокоение на государственных должностях, широко открытых для них в Чечне, и мятеж оказался для власти вполне удобным процессом. Сдавать территории в управление бандитом было куда как проще, чем сражаться с ними и предоставлять народу самоуправление. Огромное запаздывание в понимании ситуации демонстрируется неготовностью общества и инфраструктуры государства к противодействию новым методам войны, которые были узнаны лишь в жестоких терактах, а в прочих формах до сих пор так и остаются неизвестными. Мятеж происходит у всех на глазах, маскируясь под «стабильность». |
Знаменитая своей скандальностью 282 статья имеет своими противниками, кажется, уже всех, кто озабочен русским вопросом в России. Неслучайно она получила прозвище «Русская статья» — по ней судят в основном тех, кто словом или делом проявляет активность в сфере русской правозащиты. Хотя в самом своём тексте она вряд ли имеет что-то такого, против чего выступало бы русское движение. |
Духовно-нравственные и национально-культурные аспекты неоиндустриальной парадигмы выхода из кризиса |
В системе власти России, как оказалось, отсутствует орган, который ведал бы столь фундаментальными вопросами права. Ни Верховный, ни Конституционный суды этим не занимаются. Неудачей закончились и мои обращения в Администрацию Президента. Сам президент Путин, разумеется, письма от депутатов не читал, а его помощники были заняты преимущественно дележом собственности и обеспечением тотального успеха «партии власти» на выборах всех уровней. Позиция официальных лиц выглядит согласно русской пословице: «наводит тень на плетень». Академические институты отреклись: объявили, что они не имеют разработок в этом направлении. Из трех ведущих правоведческих центров откликнулась лишь Академия госслужбы, представившая мнение профессора Барцица, доказывающего правопродолжение Российской Федерации от СССР. Вопрос об Империи остался не раскрытым. Литературный поиск продемонстрировал почти полное отсутствие фундаментальных трудов по проблеме континуитета. В связи с этим к обсуждению вопроса была привлечена независимая юридическая фирма. |
|
Предательство идеалов или забвение бытия? |
|
В конце апреля в российской экономике случилось знаменательное событие. Наконец, произошло то, о чём многие говорили ещё с прошлой осени. После пяти повышений в 2008 г. Центробанк впервые с начала кризиса понизил учётную ставку. На этой теме несколько дней пиарился в СМИ премьер Путин. Некоторые новостные редакции представляли дело так, что радетель за отечественных заёмщиков Путин чуть не силой принудил главу Центробанка Игнатьева пойти на столь решительный и эпохальный шаг. Шутка ли - ставку рефинансирования (СР) понизили аж на целых 4%. Здесь, впрочем, имело место явное лукавство, ведь ещё в марте зампред ЦБ Улюкаев пообещал небольшое снижение СР во втором квартале. Так что понижение ставки в два приёма - второй раз в середине мая - с 13 до 12% было плановым. |
...90-е годы прошлого века открыли глаза доступностью ранее скрываемой правды. Но открыть глаза еще не значит увидеть. С открытыми глазами можно натворить бед больше, ибо теперь любой властитель, претендующий на роль осененного неким знанием, как далее развиваться обществу, волен приторачивать советский облик к современной России, создавая идеологию Государства Российского. Ведя отсчет с начала советского царствования, будто не было страны до семнадцатого, будто исчисление имеет новую трактовку: советский период – наша эра, все, что до того – до нашей эры… Мы отдаляемся от смутного прошлого, стремясь в «прекрасное» будущее, не сделав главного, а именно: не признав коммунистический режим злом для России, навязанным извне. Не признав эпоху соцкомстроительства эпохой национального порабощения, а всех тех, кто кровью, пытками, звериной жестокостью, жизнями многих миллионов русских людей претворяли свою идею в жизнь, не назвав палачами. |
|
«Демос» по-гречески, разумеется, означает народ. Но и этнос (нация) — тоже народ. И лаос (население) тоже. Однако, мы нигде не прочитаем об этнократии или лаократии в Древней Элладе. Небезынтересно поспрашивать учащихся, кто, с их точки зрения, не имел гражданских прав в античных демократиях? Иными словами, кто не принадлежал к демосу? Даже самый серенький школьник, не задумываясь, назовет рабов. Ученик покрепче вспомнит о женщинах и юношах — эфебах, перепутав гражданские права с политическими: владеть имуществом, наследовать его, обращаться в суд свободные женщины, конечно, могли. Наиболее старательный не забудет о вольноотпущенниках, о варварах-инородцах. И почти никто из наших «рыцарей печального образования» не укажет весьма значительный слой свободнорожденных совершеннолетних эллинов, не имевших ни малейшего отношения к демосу и, следовательно, к демократии. Это были метэки, коринфяне, живущие вне стен Коринфа, фиванцы, вынужденные поселиться вдалеке от Фив. Чаще всего изгнанники. То есть в нашей терминологии лимитчики или беженцы. Причем, мы в разговоре не называем собеседника «лимитчиком», а эллин обязательно добавил бы к его имени «метэк». |
|
Русский национализм и русская этничность не нуждаются в исторической реабилитации - их реабилитирует сама жизнь. Первоочередной вопрос, стоящий сегодня на повестке дня, - это вопрос их адекватного понимания. Из сферы культуры и идеологии рассмотрение национализма должно быть перенесено в интеллектуальную плоскость, в противном случае мы рискуем остаться в плену культурной и идеологической инерции, прозевав рождение новых тенденций и исторических смыслов. |
...Очевидное нежелание власти видеть в Победе ее истинный смысл порождает такие уродливые явления, как отказ некоторых русских людей считать Победу своей, считать ее праздником. Аргументом служит продолжение нынешней властью русофобии, которая имела место в условиях коммунистического режима. Неприятие коммунизма выливается в неприятие Победы, неприятие нынешней власти – даже в отрицании России как родины русского народа. Моральный тупик этой позиции состоит в противопоставлении государства и народа. Под государством пытаются понимать только систему институтов власти. Но это чудовищное заблуждение, которого не допускает даже не очень грамотно составленная Конституция, где сказано, что Россия – это государство...Россия – русское Отечество, Родина. Она не может замещаться в нашем сознании властью. Власть может быть чужой, а Россия для русского человека – всегда своя. |