Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
В 1874 году в штат библиотеки Московского публичного и Румянцевского музеев был принят тихий, застенчивый человек, Николай Федорович Федоров. Он был бедно одет, ел мало, работал в будни и в праздники, всегда ходил пешком, а большую часть своего жалованья раздавал нуждающимся. 350-тысячный книжный фонд библиотеки Федоров знал наизусть. Мало кто догадывался, что "дежурный при читальном зале" - из числа самых дерзких мыслителей на Руси. Его "Философию общего дела" высоко ценили Толстой, Достоевский, Владимир Соловьев ... В 2003 году Российской государственной библиотеке (бывшей Румянцевской, затем Ленинской) исполнилось 175 лет. А 100-лет назад, 28 декабря 1903 года, ушел из жизни оригинальный философ, "московский Сократ", Николай Федорович Федоров. |
|
Памяти князя Александра Илларионовича Васильчикова (27 сентября / 9 октября 1818 г. - 2/15 октября 1881 г.) … |
Заканчивает Игорь Огурцов так: «Сегодня
мы отмечаем День Скорби и Непримиримости. Непримиримости— с идеологией
национального разрушения и Скорби — по всем павшим. Если России еще
суждено существовать среди других великих культурно-исторических
образований, мы должны возродить наше национальное самосознание и
обрести твердую волю к жизни. Мы, как нация, должны почитать наших
святых, помнить о сонмах новомучеников и воздавать должное нашим
историческим героям. Да здравствует Великая Россия! Героям — слава!» |
В городе святого апостола Петра живет герой, подвиг которого Российское
государство не только никак не удосужится по достоинству оценить, как он
того заслуживает, но выдающийся борец с коммунистической диктатурой
после двадцатилетнего заключения в ГУЛАГе и спустя 18 лет после выхода
Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» «демократическим»
государством до сих пор даже не реабилитирован… |
|
Св. Михаил родился в 1864 г. в селе Бабье Тверской губернии, в семье известного педагога, впоследствии директора Тульской, а затем и 4-й Московской классической гимназии Александра Григорьевича Новоселова. Оба деда будущего свидетеля Христова – и по отцовской, и по материнской линиям – были православными священниками. В детстве и юности он получил блестящее образование – сначала под руководством отца, потом в классической гимназии, которую окончил с золотой медалью, и наконец на историко-филологическом факультете Московского университета. |
Вокруг него собрался маленький кружок студентов, и как он умел заботиться о них! Одному, который был оставлен при университете и, происходя из крестьян, не имел на что жить до получения кафедры, он лично выхлопотал у министра Делянова пособие. Один из более даровитых из этого кружка сделался священником на боевых местах: сперва в Западном крае, потом при тюрьме. Один стал дельным предводителем. Леонтьев письмами поддерживал в них бодрость, желание служить народу, тот культ России, который в нем самом был так силен; больше же всего поддерживал веру. |
К 180-летней годовщине со дня рождения выдающегося русского мыслителя, публициста, писателя, критика, Константина Николаевича Леонтьева (13 (28) января 1831 - 12 (25) ноября 1891) и к 80-летию со дня убийства духовного писателя, новомученика Евгения Поселянина (Евгения Николаевича Погожева) (21.04[3.05]1870-13.02.1931) мы публикуем его воспоминания о К.Н. Леонтьеве, написанные в Царском Селе в 1900 г. и изданные тогда же (Погожев Е. Н. Константин Николаевич Леонтьев. (Воспоминания). - М., Унив. тип., 1900. - 50 с. В конце текста псевд.: Е. Поселянин.). |
В лучшем случае отдают должное Солженицыну как публицисту. Но и это упрощенный взгляд. Конечно, «Образованщина», «Бодался теленок с дубом», «Как нам обустроить Россию» формально относятся к публицистике, но по силе слова и широте темы очень далеко выходят за рамки этого жанра. Разве в задачу публицистики входит, например, создавать такие глубочайшие психологические портреты как изображение Александра Твардовского в «Теленке»? А что уж говорить об «Архипелаге ГУЛаг», книге, ставшей эпохальной по влиянию на общественное сознание в мировом масштабе? (Анализ этой стороны творчества писателя дан в работе Т.В. Клеофастовой «Доминанта протеста…» [3].) Справедливо по этому поводу высказался профессор МГУ М.М. Голубков. По его словам, Солженицын «еще не понят и не осмыслен читательским большинством, его опыт не продолжен в текущей литературе» и что это писатель, «чье воздействие на литературный процесс наступившего века только лишь начинается» [4]. Однако, в указанной работе Солженицын предстает все же не как обычный писатель, а как «летописец современных ему событий», который «в той же степени писатель, как и историк …, и социолог». Полагаю, что последнее высказывание никак нельзя отнести ко всему творчеству Солженицына. Если «Красное колесо» действительно имеет ценность и для историка, и, возможно, для социолога, то «Один день Ивана Денисовича» – это чисто художественный рассказ, также как «Матренин двор», как повесть «Раковый корпус» и многие другие произведения. Поэтому на самом деле Солженицын – это прежде всего именно писатель, писатель в самом общепринятом понимании: художник слова и продолжатель традиций великой русской литературы! |
По поводу смерти А.С.Хомякова … |
По поводу смерти А.С.Хомякова … К 150-летней годовщине со дня кончины великого русского православного мыслителя, богослова, историка, поэта, публициста, критика, основоположника «классического славянофильства», председателя Общества Любителей Российской Словесности Алексея Степановича Хомякова (1 мая 1804 - 23 сентября 1860) мы публикуем речь его единомышленника - Никиты Петровича Гилярова-Платонова (1824-1887). Публикацию (в сокращении), специально для Русской Народной Линии (по изд.: Гиляров-Платонов Н.П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение...» / Сост. и комм. Ю.В.Климакова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008.- С. 359-385) подготовил (сверено по изд.: В память об Алексее Степановиче Хомякове // Русская беседа. - 1860. - Т.2. - С. 61-88; Гиляров-Платонов Н.П. Сб. соч. - Т. 2. - М., 1899. - С. 34-62) доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин. |
«Жизненное дело нашего времени и грядущих поколений должно быть творимо под знаменем и во имя нации». (П.Б.Струве). |
Конец января 1881 г. русским образованным людям запомнился тем, что в течение недели с 20 по 28 января (здесь и далее все даты приводятся по старому стилю) преставились о Господе писатели А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, знаменитый архитектор, автор проекта храма Христа Спасителя К.А. Тон... Среди этих имён в светской и церковной периодике [1] были напечатаны и некрологи неутомимого труженика, одного из старейших преподавателей Императорского Московского университета, декана юридического факультета, заслуженного ординарного профессора по кафедре законов государственного благоустройства и благочиния, председателя Московского юридического общества и члена Киевского, действительного члена Московского общества истории и древностей Российских Василия Николаевича Лешкова. |
О Солженицыне пишут книги (и уже написаны; незадолго до смерти А.И.С. к имевшимся прибавился детальный биографический труд Людмилы Сараскиной), о нем снимаются документальные фильмы; и ясно, что не в фрагментарной заметке исчерпывающе говорить о значении великого писателя. Тем не менее, говорить и напоминать об этом значении читателям нужно, ибо адекватными откликами в массовой печати - любого направления - Солженицын, в последние годы особенно, не был избалован. Увы, толстые книги и серьезные работы читают меньше, чем газетные и интернетовские заметки. Люди привыкают к поверхностных оценкам, публицистическим штампам, и сами повторяют их, избавляя себя от необходимости думать... ...Нужно ли защищать Солженицына? Можно, конечно, отвечать на разного рода недобровестные нападки и опровергать фактическую неправду. До известной степени это имеет смысл, но, в общем-то, большой нужды нет. У Солженицына есть одно преимущество перед недобросовестными критиками, фора, которую им не преодолеть. Он - гениальный писатель, и если бы он им не был, никакого общественного или политического влияния ни он, ни его книги не оказали, о нем никто бы не узнал, и не было бы той пищи для нынешних критиков и нападчиков. Художественные книги Солженицына говорят сами за себя. Их читают и будут читать, и они дают читателю гораздо больше, чем может дать любая публицистика "за" или "против" Солженицына. |
|
Многих до сих пор раздражает успех человека, который, родившись в крестьянской избе под соломенной крышей, стал одной из центральных фигур русской истории в конце XIX и начале XX веков. «Сын безграмотной попадьи и битого фухтелями николаевского солдата» создал единственную в своем роде национальную газету «Новое время», с таким уровнем русской журналистики, который и по сию пору является образцовым. |
Что унес с собой на Небеса Владимир Махнач, я бы назвал несколько высокопарно «божественным пониманием истории». Это понимание не пришлось ко времени и ко двору. Оно было востребовано лишь узким кругом лиц – кем-то фрагментами, из временного любопытства; кем-то случайно, между прочими делами и лишь единицами как система, так до конца и не проговоренная, требующая продолжения. Нашему веку история интересна разве что как анекдот. Власти она потребная как источник образов, принуждающих граждан к лояльности. Научное знание не в чести. Может быть, поэтому Махнач так рано ушел из жизни. Его земная миссия была завершена, он сделал для нас все, что мог, но хотел сделать гораздо больше. Мы (близкие и дальние знакомые, народ в целом) взяли от него то немногое, что смогли, не сумев по своей немощи воспользоваться щедростью ученого и мыслителя. |
В историческом календаре, среди круглых дат 2010 года выделяются три юбилея известных и славных сынов Малороссии: 340 лет со дня рождения знаменитого казацко-русского летописца Самийла Васильевича Величко, 150 лет со дня рождения борца за Русскую идею, поэта и драматурга Василия Львовича Величко и 70-летие поэта, публициста, защитника новой русской диаспоры Сергея Анатольевича Сокурова-Величко. К сожалению забытых на Полтавщине - земле, давшей им жизнь и силы на творчество и борьбу. |
Он был, бесспорно, человеком государственным и принимал деятельное участие в величайших государственных деяниях. Это был ум сильный, обширный, деятельный, просвещенный многосторонними познаниями, чрезвычайно ясный и обладающий необыкновенно творческой способностью низводить абстракты на реальную почву, запутаннейшие, отвлеченные теории приводить к конкретной, практической формуле, и многотрудным задачам отыскивать простое решение. И. С. Аксаков |
|
Уникальность Неплюева в том, что этот замечательный человек сочетал в себе великолепного миссионера-христианина и глубокого социального мыслителя. Личностей, подобных Неплюеву, русская философия больше не рождала. |