Революция и Гражданская война [64] |
Красный террор [136] |
Террор против крестьян, Голод [169] |
Новый Геноцид [52] |
Геноцид русских в бывшем СССР [106] |
Чечня [69] |
Правление Путина [482] |
Разное [57] |
Террор против Церкви [153] |
Культурный геноцид [34] |
ГУЛАГ [164] |
Русская Защита [93] |
17 февраля (4 февраля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит
память священномученика Мефодия, епископа Петропавловского, викария
Омской епархии. Во время молебна у Никольской церкви г.Петропавловска
епископ Мефодий был схвачен красноармейцами и заколот штыками. Уже
мертвому владыке убийцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в
одну из ран вонзили крест. Стоявший рядом народ безмолвствовал… |
9 ноября (27 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит
память преподобномученика Сергия (Чернухина).Отца Сергия, настоятеля
Ильинской церкви села Ильинское-Головинское Шаховского уезда (Московская
область), арестовали в 1937-м по доносу председателя сельсовета.
Свидетель показал, что священник отказался приобретать облигации
государственного займа. От тяжелых работ в исправительно-трудовых
лагерях 1942 году отец Сергий скончался. |
3 января (22 декабря ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит
память священномученика Никиты (Прибыткова), епископа Белевского,
викария Тульской епархии. В этот день в 1938 году он был расстрелян на
военном полигоне в Тесницком лесу. Вместе с владыкой было расстреляно 19
православных христиан, все они были обвинены в создании «подпольного
монастыря». |
11 ноября Русская Православная Церковь чтит память
священномученика протоиерея Николая (Пробатова) и иже с ним пострадавших
мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла,
Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. В этот день в
1918 году все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны
под Рязанью. |
10 января 1919 года в Белгороде принял мученическую кончину
епископ Никодим (Кононов). Относительно обстоятельств убийства владыки,
а также места его захоронения до сих пор ходит немало легенд. |
Митрополит Владимир Киевский был первым из архиереев Русской
Православной Церкви, пострадавшим в годы большевистского террора. Жизнь
его, на первый взгляд, кажется такой простой, что в ней, как будто, и
нет ничего, что предзнаменовало бы его мученическую кончину. Однако
впечатление это поверхностное. Мученичество за Христа – это
избранничество своего рода, его надо еще быть достойным. В силу
чрезвычайной скромности Владыки многие дела его сокрыты, и лишь
фрагменты его пастырских наставлений обнаруживают то духовное состояние,
в котором он пребывал и которое было преддверием его христианского
исхода. |
Летом 1929 г. на о. Соловки, в Концлагерь, прибыл этап монахинь,
около 30 человек, большинство прибывших были "Шамординские монахини”,
т.е. монахини Шамординского женского монастыря, находившегося вблизи
знаменитой Оптинской Пустыни. С этими монахинями у администрации лагеря вышла целая история, характеризующая некоторые стороны религиозной борьбы с большевизмом в конце 1920-х гг., противостояния Христа и Велиара. Эти монахини не были помещены в общий женский корпус, а содержались отдельно от всех. |
Считать, как это сейчас стало "модно", что Сталин был благодетелем для
нашей Церкви, небезопасно: можно оказаться хулителем Духа Святого. Ибо,
по толкованиям святых отцов, одна из разновидностей таковой хулы есть
приписывание дьяволу дел Божиих. Не должно называть инфернальное
праведным, черное белым, а плоды репейника — смоквами. Надеемся, что
предлагаемый читателю краткий очерк послужит ясности в данном вопросе. |
7 декабря (24 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит
память священномученика Евграфа Еварестова. Настоятель Вознесенского
кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк
и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака»
и расстрелян чекистами в 1919 году. |
11 ноября Русская Православная Церковь чтит память священномученика протоиерея Николая (Пробатова) и иже с ним пострадавших мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. В этот день в 1918 году все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью. |
«Сын попа или торговца -лишенца
может попасть в школу путем хитрости… Если подлог раскрыт, то мы такого обманщика за ушко да и на солнышко, и выбрасываем вон из школы», - «весело» пошутил нарком, видимо в ораторском задоре позабыв, что ведет речь об обычных советских детях. Ведомство Луначарского уже приняло одно важное решение в духе борьбы с «чуждыми» детьми. 5 июня 1928 г. вышло постановление Наркомпроса, приравнявшее священнослужителей и их детей в отношении взимания с них платы за обучение к лицам, живущим на нетрудовые доходы. |
Наиболее распространенными формами антирелигиозной деятельности
комсомола в начале 1920-х гг. были так называемые "комсомольское
рождество" и "комсомольская пасха", делающие ставку на эмоциональность
молодежи.
Важное значение для становления данных форм работы имели проведенные
осенью 1921 г. Еврейской секцией при ЦК РКСМ антирелигиозные кампании.
Они сопровождались массовыми митингами и демонстрациями. В январе 1922
г. повсеместно рекомендовалось проводить обход по домам с красной
звездой, "славя Советскую власть", устраивать "красные елки". Основным
лозунгом кампании было: "Смотр низложенных богов". Комсомольцы должны
были показать, что в праздниках нет никакой святости, а новому поколению
не нужны ни боги, ни черти. |
"Я
видел его всего лишь один раз: невысокий худой пожилой человек с
маленькой серой бородкой, сутулый, с дешёвым маленьким портфелем в
руках, неразговорчивый, - писал о Талантове в статье "Драма в Вятке"
церковный писатель Анатолий Краснов-Левитин (журнал "Посев", октябрь
1969-го). - Когда во всех газетах и журналах было полно глупой клеветы
против верующих, а иерархи сидели на месте, боясь сказать хоть слово в
защиту Церкви, - в это время простой вятский учитель боролся за Церковь.
Он боролся при помощи пера, …обличая произвол властей и преступное
потворство церковной иерархии. Ему… было очень трудно, потому что в
провинции он был совершенно один... В провинции люди более робкие, чем в
Москве, власть более деспотичная, а её произвол носит более циничный
характер... Однако оказалось, что у этого кроткого маленького пожилого
человека железная воля, титаническая энергия и великое сердце… Он -
герой, но герой немногословный, скромный, тихий. Он пожертвовал своей
жизнью просто, как бы естественно, не изображая из себя кого-либо. Он
ровным и спокойным голосом свидетельствовал о правде и спокойно и тихо
взошёл за это на Голгофу". |
4
января 1971 года в тюремной больнице города Кирова (до переименования -
Вятка), на 68-м году жизни от сердечной болезни скончался Борис
Владимирович Талантов. При советской власти он умер в безчестии, как
политический преступник, находясь в заключении с сентября 1969 года за
написание ряда исключительно откровенных и подробных сообщений о
преследовании православных христиан атеистическим режимом и руководящими
иерархами МП - "преступление", которое в Советском Союзе относилось к
разряду "антисоветской деятельности". |
|
|
В Англии вышла в свет книга Никиты Струве "Христиане современной России", в которой он, как и другие на западе, в общем одобряет деятельность Патриарха Сергия, сравнивая его даже с Сергием Радонежским и Патриархом Ермогеном. На западе Патриарха Сергия чуть ли не считают святителем Православной церкви в России. Такая неверная оценка деятельности Патриарха Сергия основана на том, что западным исследователям неизвестны подспудные факты и явления жизни Русской Православной Церкви. Корни тяжелого церковного кризиса, который сейчас обнаружился, были заложены именно Патриархом Сергием. |
Иосифлянство как одно из течений антисергианской оппозиции еще мало изучено[1],
целый ряд его аспектов до сих пор недостаточно освещен в
церковно-исторической литературе, в том числе и экклезиология иосифлян.
Тема эта важная, поскольку именно в связи с экклезиологическими
вопросами и возникло как иосифлянство, так и вся антисергианская оппозиция. Ни в коей мере не претендуя на полное раскрытие этой важной, но и сложной темы, требующей помимо всего и основательного богословского анализа, и которая, надеемся, со временем дождется своих достойных и компетентных исследователей, попытаемся лишь выделить основные экклезиологические положения наиболее значимых иосифлянских трудов, известных на сегодняшний момент. |
С целью выявления и изучения деятельности подпольных общин ИПЦ в конце 50-х – начале 60-х годов с одобрения ЦК КПСС в ряде областей страны, в частности, в Тамбовской, Воронежской, Витебской, Рязанской, были даже организованы специальные религиоведческо-социологические экспедиции Института истории Академии наук СССР. "Одновременно в этих и других регионах прошли массовые аресты церковников – сторонников так называемой Истинно-Православной Церкви тихоновской ориентации", - это цитата. |
Я страдаю уже с 1922 г<ода> с августа мес<яца> со времени появления так называемой "живой церкви". За это время был 22 мес<яца> в тюрьме, 3 года в концлагере (Соловках), 1.5 г<ода> в высылке, 1 мес<яц> на свободе, а все остальное время в ссылке. Последний раз осужден был в 1928 г<оду> в мае мес<яце> в концлагерь на три года за отказ от признания известной декларации Митрополита Сергия и отказ от него, как главы Правосл<авной> Церкви. В 1931 г<оду> лагерь был заменен ссылкой в распоряжение Полн<омочного> Предст<авителя> Сев<ерного> Края, г<ород> Архангельск, на три года. Срок этой ссылки кончается 4 апр<еля> с<его> г<ода>, но я не могу получить освобождения, и вот почему. — В прошлом году четыре бывш<их> священника, сергияне, с которыми я не был знаком, устроили надо мною шантаж, объявив меня соучастником какой-то их мифической организации. |
7 февраля (25 января) Русская Православная Церковь отмечает Собор святых новомучеников и исповедников Российских – памятная дата, во время которой осуществляется поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову в XX столетии. |
О некоторых аспектах советской антирелигиозной пропаганды в Крыму в 1920 - начале 1930-х гг. |
|
«Борьба, которую ведёт Советская власть с Истинной Православной Церковью, есть борьба не с нами, а с Ним, Богом, Которого никто не победит, и наше поражение, ссылка, заточение в тюрьмы и тому подобное не может быть Его, Бога, поражением. Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение», - так писал митрополит Иосиф Петроградский о. Викторину Добронравову. Сергиане полагали, что, вступая в сговор с богоборческой властью, они «спасают церковь». На самом деле Церковь, ту, которая не в брёвнах, а в рёбрах, не в административном аппарате, а в душах, Церковь не материальную, а надмирную, спасали те, кто остался верен Христову завету, верен даже до смерти. Писатель Леонид Бородин, отбывавший срок уже в хрущовские времена, встречал в лагере представителей ИПЦ. По его свидетельству, эти люди редко выходили на свободу, а, если и выходили, то моментально получали новые сроки за твёрдое стояние в своей вере, и так десятилетие за десятилетием длилось их заключение. |
7 ноября 1943г., по случаю 26-й годовщины Октябрьского большевицкого переворота, когда тысячи истинно верующих священников и рядовых прихожан, кто в лагерях или катакомбах, а кто на чужбине, совершали траурные панихиды и молебны по невинно убиенным жертвам коммунистического режима, в московском Богоявленском кафедральном соборе шла торжественная литургия. В отличие от подавляющего большинства православных храмов мiра, в этом соборе совершалось служба о "богохранимой стране нашей и правительстве ея, возглавляемом Богом дарованным вождем", коему воглашалось многолетие. Возглавлял кощунственную службу, невиданную прежде в истории, первый советский патриарх – Сергий Страгородский… |
В борьбе с Катакомбной церковью ГПУ не гнушалась никакими методами. В частности, нередко в среду катакомбников засылались провокаторы духовного звания. Таким был, например, Мануил Лемешевский, о котором мы уже говорили ранее. В Петрограде недобрую известность стяжал о. Павел Лигор, присланный на место арестованного по делу ИПЦ настоятеля Свято-Троицкой церкви в Лесном о. Анатолия Согласнова. Одна из катакомбных прихожанок Свято-Троицкой церкви вспоминала: «Он был иеромонах из Сергиевой пустыни. Хотя он и поминал митрополита Иосифа, но все поняли, что церковь изменилась. Наяву было, что и певчих, и многих из "двадцатки” через него забрали. Был такой случай с одной знакомой. У нее мать была инокиня Серафима и к этому Павлу (Лигору) пошла на исповедь, думала, что он – истинный. А он спрашивает на исповеди: – Как вы к власти относитесь? – Ой, батюшка, терпеть не могу! – Можно я к вам приду? Побеседуем… Она дала адрес. Приходит домой к дочке, рассказывает. А та: "Мама, да что ты сделала?!” Сейчас же отправила ее в Москву. А на другой день (или даже в ту же ночь) за ней пришли. Представляете? Это во второй половине 1930-х годов. |
|
Осенью 27-го года ситуация в Петрограде была раскалена до предела. Здесь с возмущением восприняли, как Декларацию митрополита Сергия, так и его беззаконные действия по перемещению неугодных иерархов. От имени духовенства и мирян профессор протоиерей Василий Верюжский написал специальное обращение к митрополиту Сергию, в котором указал основные пункты, являвшиеся причиной разделения, и основные меры, необходимые для предотвращения раскола и установления мира в Ленинградской епархии. |
Ещё в 1920г. Патриарх Тихон издал указ, согласно которому, в случае прекращения деятельности законного Высшего Церковного Управления Русской Церкви правящий епархиальный архиерей входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Управления или митрополичьего округа или еще иначе), а в случае отсутствия архиереев, с которыми можно вступать в общение, епархиальный архиерей переходит на самоуправление и берет на себя всю полноту власти в своей Епархии до образования свободного церковного управления. В случае же «крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, – сказано в Указе, – не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов – благочиния и епархии, представляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными». Во время ареста патриарха и обновленческого самочиния эта форма церковного управления уже вводилась по указанию митрополита Агафангела. Теперь же, когда в лице членов «временного синода» митрополита Сергия, обновленцы де-факто снова захватили власть, большинство архиереев Русской Церкви, руководствуясь указом Патриарха, стали отлагаться от самозваного синода и переходить на самоуправление. Таким образом, указ № 362 стал законной основой для образования Зарубежной и Катакомбной церквей. Главными центрами антисергианской оппозиции стали Ярославль и Ленинград. |
Разсказъ монахини |